СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование для детей 4 класса ОВЗ (II вариант) по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование для детей 4 класса ОВЗ (II вариант) по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»







СПЕЦИАЛЬНАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ



ученика


4 класса



Учитель – Горбова Оксана Васильевна




РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

руководитель ПЦК Зам. директора по УВР Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»

начальных классов ­­­­___________ М.Н. Некрасова ___________ Н.Ф. Байкова

______________ _________________________

(дата)






Новодвинск

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:


Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе ГБОУ АО «СКОШ № 5». Обучение проходит в форме индивидуальных занятий на дому.

Цель реализации СИПР:


Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.

Задачи:


Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

  • Овладение обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

  • Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравтвенно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

  • Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества;

  • Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сферы.


Приоритетные направления индивидуальной коррекционно-образовательной работы:


  • Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде на доступном уровне;

  • Соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

  • Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

  • Формирование на доступном уровне знаний о природе и окружающем мире.



Коррекционно-развивающие задачи:


  • Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);

  • Корректировать и развивать память (кратковременную, долговременную);

  • Корректировать и развивать зрительное восприятие;

  • Корректировать и развивать тактильное восприятие;

  • Корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук в доступной форме (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

  • Корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);

  • Корректировать и развивать личностные качества ученика, эмоционально-волевую сферу, навык самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.






РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Пояснительная записка:

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».



Цель:

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.


Задачи:

  • Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;

  • Формировать умение понимать обращенную речь;

  • Формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.


Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении и развитию сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счёт формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии)в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по образовательному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год


Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I четверть 8 часов

1

Формирование эмоционально-положительной реакции на приветствие. «Здравствуй!», «Привет! Привет!» Знакомство. Понимать и называть свое имя, фамилию, называть имя учителя, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»


1

07.09.


2

Беседа на тему «Как правильно сидеть за партой.»

1

14.09.


3

Игра «Наши имена». Учимся узнавать, различать имена и правильно реагировать.

1

21.09.


4

Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут»

Слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главных героев.

1

28.09.


5

Игра «Кто как подает голос» (звукоподражание). Называть (показывать) животное, соотносить игрушки животных с их изображениями, повторять за учителем звукокомплексы.

1

05.10.


6

Осень (работа с сюжетной картиной). Загадки

1

12.10.


7

Развиваем грамофорные навыки (черканье, каракули) проводим различные линии в любом направлении (рука в руке).

1

19.10.


8

Рисование вертикальных  линий, разной длины проводим различные линии в любом направлении (рука в руке).

1

26.10.


II четверть 7 часов

9

Развитие зрительного восприятия (конструирование по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек, полосок бумаги, обводить по контуру)

1

09.11.


10

Развитие слухового внимания (различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой)

1

16.11.


11

Чтение стихов С. Михалкова

1

23.11.


12

Слушание сказки «Теремок» (называть животных по звукам) Слушать сказку, выделять главного персонажа, повторять сказку совместно с учителем, отвечать на вопросы по тексту

1

30.11.


13

Беседа « Моя семья» Понимать и называть членов своей семьи. Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье.

1

07.12.


14

Слушание стихотворения

В. Степанова «Разноцветный ветер»

(Слушать стихотворение, соотносить строки стихотворения с последовательность событий в стихотворении)

1

14.12.


15

Игрушки (транспорт) Называть, показывать вид транспорта по форме, соотносить игрушки со звуками.


1

21.12.


III четверть, 9 часов

16

Игрушки (животные) Называть, показывать животное по форме, соотносить игрушки со звуками.

1

11.01.


17

Повторение. Моё имя. Приветствие и прощание. Понимать и называть свое имя, фамилию, называть имя учителя, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?»

1

18.01.


18

Развитие слухового внимания (звуки машины, поезда, самолета) (различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой)

1

25.01.


19

Сказка про вежливого мальчика. Слушать сказку, выделять персонажа с помощью учителя, рассказывать сказку совместно учителем, употребляя в речи вежливые слова.

1

01.02.


20

Использовать в рисовании трафарет. Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать (рука в руке)

1

08.02.


21

Чтение стихов А. Барто

1

15.02.


22

Рисование наклонных линий. Проводим линии в одном направлении (рука в руке).

1

22.02.


23

Стихи и загадки про «Зиму». (Отвечать на вопрос о назначении предметов, выстраивать их в последовательности)

1

01.03.


24

Слушание сказки «Снегурочка». Слушать сказку, выделять главного персонажа, повторять сказку совместно с учителем, отвечать на вопросы по тексту.

1

15.03


IV четверть, 10 часов

25

Обобщающие понятия «Одежда. Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

29.03.


26

Обобщающие понятия «Обувь». Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

05.04.


27

Узнавание и различение понятий: одежда, обувь Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

12.04.


28

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

19.04.


29

Прослушивание стихотворения

«Одуванчик». Слушать стихотворение, определять последовательность событий.

1

26.04.


30

Прослушивание сказки «Муха – Цокотуха». Слушать сказку, соотносить персонажей с последовательностью событий. Пересказ сказки с помощью учителя.

1

03.05.


31

Обобщающие слова: игрушки, учебные принадлежности, овощи, фрукты, одежда, обувь Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово.

1

10.05.


32

Прослушивание сказки «Теремок». Слушать сказку, соотносить персонажей с последовательностью событий. Пересказ сказки с помощью учителя.

1

17.05.


33

Повторение пройденного материала

1

24.05.


34

Повторение пройденного материала

1

27.05.