Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
ученика
4 класса
Учитель – Горбова Оксана Васильевна
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
руководитель ПЦК Зам. директора по УВР Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5»
начальных классов ___________ М.Н. Некрасова ___________ Н.Ф. Байкова
______________ _________________________
(дата)
Новодвинск
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей в 4 классе ГБОУ АО «СКОШ № 5». Обучение проходит в форме индивидуальных занятий на дому.
Цель реализации СИПР:
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение им социального и культурного опыта.
Задачи:
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Овладение обучающимся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравтвенно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
Выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведение спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества;
Участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной сферы.
Приоритетные направления индивидуальной коррекционно-образовательной работы:
Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде на доступном уровне;
Соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
Формирование на доступном уровне знаний о природе и окружающем мире.
Коррекционно-развивающие задачи:
Корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
Корректировать и развивать память (кратковременную, долговременную);
Корректировать и развивать зрительное восприятие;
Корректировать и развивать тактильное восприятие;
Корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук в доступной форме (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);
Корректировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей);
Корректировать и развивать личностные качества ученика, эмоционально-волевую сферу, навык самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год
Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Цель:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
Формировать умение понимать обращенную речь;
Формировать умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении и развитию сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счёт формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии)в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по образовательному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Учебная нагрузка: 1час в неделю, 34 час в год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
I четверть 8 часов |
1 | Формирование эмоционально-положительной реакции на приветствие. «Здравствуй!», «Привет! Привет!» Знакомство. Понимать и называть свое имя, фамилию, называть имя учителя, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» | 1 | 07.09. | |
2 | Беседа на тему «Как правильно сидеть за партой.» | 1 | 14.09. | |
3 | Игра «Наши имена». Учимся узнавать, различать имена и правильно реагировать. | 1 | 21.09. | |
4 | Слушание сказки Г. Остера «Как тебя зовут» Слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, выделять главных героев. | 1 | 28.09. | |
5 | Игра «Кто как подает голос» (звукоподражание). Называть (показывать) животное, соотносить игрушки животных с их изображениями, повторять за учителем звукокомплексы. | 1 | 05.10. | |
6 | Осень (работа с сюжетной картиной). Загадки | 1 | 12.10. | |
7 | Развиваем грамофорные навыки (черканье, каракули) проводим различные линии в любом направлении (рука в руке). | 1 | 19.10. | |
8 | Рисование вертикальных линий, разной длины проводим различные линии в любом направлении (рука в руке). | 1 | 26.10. | |
II четверть 7 часов |
9 | Развитие зрительного восприятия (конструирование по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек, полосок бумаги, обводить по контуру) | 1 | 09.11. | |
10 | Развитие слухового внимания (различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой) | 1 | 16.11. | |
11 | Чтение стихов С. Михалкова | 1 | 23.11. | |
12 | Слушание сказки «Теремок» (называть животных по звукам) Слушать сказку, выделять главного персонажа, повторять сказку совместно с учителем, отвечать на вопросы по тексту | 1 | 30.11. | |
13 | Беседа « Моя семья» Понимать и называть членов своей семьи. Выстраивать рассказ-последовательность о своей семье. | 1 | 07.12. | |
14 | Слушание стихотворения В. Степанова «Разноцветный ветер» (Слушать стихотворение, соотносить строки стихотворения с последовательность событий в стихотворении) | 1 | 14.12. | |
15 | Игрушки (транспорт) Называть, показывать вид транспорта по форме, соотносить игрушки со звуками. | 1 | 21.12. | |
III четверть, 9 часов |
16 | Игрушки (животные) Называть, показывать животное по форме, соотносить игрушки со звуками. | 1 | 11.01. | |
17 | Повторение. Моё имя. Приветствие и прощание. Понимать и называть свое имя, фамилию, называть имя учителя, отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» | 1 | 18.01. | |
18 | Развитие слухового внимания (звуки машины, поезда, самолета) (различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой) | 1 | 25.01. | |
19 | Сказка про вежливого мальчика. Слушать сказку, выделять персонажа с помощью учителя, рассказывать сказку совместно учителем, употребляя в речи вежливые слова. | 1 | 01.02. | |
20 | Использовать в рисовании трафарет. Самостоятельно обводить по трафарету предметы, закрашивать (рука в руке) | 1 | 08.02. | |
21 | Чтение стихов А. Барто | 1 | 15.02. | |
22 | Рисование наклонных линий. Проводим линии в одном направлении (рука в руке). | 1 | 22.02. | |
23 | Стихи и загадки про «Зиму». (Отвечать на вопрос о назначении предметов, выстраивать их в последовательности) | 1 | 01.03. | |
24 | Слушание сказки «Снегурочка». Слушать сказку, выделять главного персонажа, повторять сказку совместно с учителем, отвечать на вопросы по тексту. | 1 | 15.03 | |
IV четверть, 10 часов |
25 | Обобщающие понятия «Одежда. Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово. | 1 | 29.03. | |
26 | Обобщающие понятия «Обувь». Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово. | 1 | 05.04. | |
27 | Узнавание и различение понятий: одежда, обувь Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово. | 1 | 12.04. | |
28 | Развитие зрительного восприятия (конструирование) | 1 | 19.04. | |
29 | Прослушивание стихотворения «Одуванчик». Слушать стихотворение, определять последовательность событий. | 1 | 26.04. | |
30 | Прослушивание сказки «Муха – Цокотуха». Слушать сказку, соотносить персонажей с последовательностью событий. Пересказ сказки с помощью учителя. | 1 | 03.05. | |
31 | Обобщающие слова: игрушки, учебные принадлежности, овощи, фрукты, одежда, обувь Показывать и называть предметы по теме, соотносить между собой, отвечать на вопросы, использовать обобщающее слово. | 1 | 10.05. | |
32 | Прослушивание сказки «Теремок». Слушать сказку, соотносить персонажей с последовательностью событий. Пересказ сказки с помощью учителя. | 1 | 17.05. | |
33 | Повторение пройденного материала | 1 | 24.05. | |
34 | Повторение пройденного материала | 1 | 27.05. | |