Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2022 – 2023 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и УМК «Школа России».
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Сведения о программе:
Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2016.
Программу обеспечивают:
Учебно - методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 класс.2016
Литературное чтение. Учебник. 4 класс./(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская),2017
4. Методические пособия
С.В. Кутявина «Поурочные разработки.4 класс. 2017 г.
С.В. Кутявина Контрольно-измерительные материалы М.: ВАКО, 2016-80С.
Полозова Т. Д. «Как сформировать читательскую активность»
Чутко Н. Г.» Формирование познавательной активности у младшего школьника»
Научно - популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.
Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»
(102 часа)
Введение.
Летописи, былины, сказания, жития
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики
П.П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А.II. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над поля ми...»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»; П.П. Бажов «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»; В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Делу время - потехе сейчас
Е.Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Стран детства
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь
В.Я. Брюсов «Опять сон»; В.Я. Брюсов «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М.И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь
Б.Л. Пастернак «Золотая осень»; С.А. Клычков «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»; С.А. Есенин «Лебедушка».
Родина (5 ч)
И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; Л.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | 6 |
3 | Чудесный мир классики | 16 |
4 | Поэтическая тетрадь | 8 |
5 | Литературные сказки | 12 |
6 | Делу время – потехе час | 7 |
7 | Страна детства | 7 |
8 | Поэтическая тетрадь | 5 |
9 | Природа и мы | 11 |
10 | Поэтическая тетрадь | 6 |
11 | Родина | 5 |
12 | Страна Фантазия | 6 |
13 | Зарубежная литература | 12 |
| Итого: | 102 |
График проведения контрольных и проверочных работ, проектов.
№ п/п | Раздел | Тема работы, проекта | Дата проведения |
1 | Летописи, былины, жития | Проект «Создание календаря исторических событий» | |
2 | Проверочная работа № 1 по разделу «Летописи, былины, жития» | |
3 | Чудесный мир классики | Проверочная работа № 2 по разделу «Чудесный мир классики» | |
4 | Поэтическая тетрадь | Проверочная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь» | |
5 | Литературные сказки | Проверочная работа № 4 по разделу «Литературные сказки» | |
6 | Делу время – потехе час | Проверочная работа № 5по разделу « Делу время – потехе час» | |
7 | Страна детства | Проверочная работа № 6 по разделу «Страна детства» | |
8 | Поэтическая тетрадь | Проверочная работа № 7по разделу «Поэтическая тетрадь» | |
9 | Природа и мы | Проверочная работа № 8 по разделу «Природа и мы» | |
10 | Поэтическая тетрадь | Проверочная работа № 9 по разделу «Поэтическая тетрадь» | |
11 | Родина | Проверочная работа № 9 по разделу «Поэтическая тетрадь» | |
12 | Страна Фантазия | Проверочная работа № 9 по разделу «Страна Фантазия» | |
13 | Зарубежная литература | Проверочная работа № 9 по разделу « Зарубежная литература» | |
Учебно-тематический план по литературному чтению с учётом программы воспитания
№ п/п | | Раздел | Модуль «Школьный урок» | Количество часов |
1 | Введение | | День знаний | 1 |
2 | Летописи, былины, жития | Урок мужества | 6 |
3 | Чудесный мир классики | День народного единства Международный день школьных библиотек | 16 |
4 | Поэтическая тетрадь | 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского | 8 |
5 | Литературные сказки | Интеллектуальные конкурсы и олимпиады Международный день толерантности | 12 |
6 | Делу время – потехе час | Урок мужества | 7 |
7 | Страна детства | Всемирный день азбуки Брайля | 7 |
8 | Поэтическая тетрадь | Интеллектуальные конкурсы и олимпиады | 5 |
9 | Природа и мы | Всемирный день водных ресурсов День экологических знаний | 11 |
10 | Поэтическая тетрадь | День российской науки | 6 |
11 | Родина | Урок мужества | 5 |
12 | Страна Фантазия | День космонавтики Интеллектуальные конкурсы и олимпиады | 6 |
13 | Зарубежная литература | Урок мужества | 12 |
| Итого: | | 102 |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ п/п | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | | | Введение. Знакомство с учебником Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
Летописи, былины, жития ( 6 ч) |
2 | 1 | | | Из летопись «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» |
3 | 1 | | | Стихотворный текст былины «Ильины три поездочки». Текст былины в пересказе И. Карнауховой «Три поездки Ильи Муромца». |
4 | 1 | | | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» |
5 | 1 | | | Житие Сергия Радонежского |
6 | 1 | | | Проект «Создание календаря исторических событий» |
7 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Летописи, былины, жития». Проверочная работа № 1 по разделу «Летописи, былины, жития» |
Чудесный мир классики ( 16 ч) |
8 | 1 | | | Жизнь и творчество П. П. Ершова. «Конек-горбунок» |
9 | 1 | | | П. П. Ершов «Конек-горбунок» Сравнение литературной и народной сказки |
10 | 1 | | | П. П. Ершов «Конек-горбунок»Характеристика героев |
11 | 1 | | | Жизнь и творчество А. С. Пушкина, «Няне». А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!…» |
12 | 1 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
13 | 1 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
14 | 1 | | | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
15 | 1 | | | М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель, «Дары Терека» |
16 | 1 | | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
17 | 1 | | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
18 | 1 | | | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство» |
19 | 1 | | | Л. Н. Толстой Басня «Как мужик убралкамень» |
20 | 1 | | | А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики» |
21 | 1 | | | А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики» |
22 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики» |
23 | 1 | | | Проверочная работа № 2 по разделу «Чудесный мир классики» |
Поэтическая тетрадь (8 ч) |
24 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид»,«Как неожиданно и ярко» |
25 | 1 | | | А. А. Фет «Весенний дождь»,«Бабочка» |
26 | 1 | | | Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»,«Где сладкий шепот моих лесов?» |
27 | 1 | | | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» |
28 | 1 | | | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» |
29 | 1 | | | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» |
30 | 1 | | | И. А. Бунин «Листопад» |
31 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Литературные сказки (12 ч) |
32 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
33 | 1 | | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
34 | 1 | | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
35 | 1 | | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
36 | 1 | | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
37 | 1 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» |
38 | 1 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» |
39 | 1 | | | П. П. Бажов «Серебряное копытце» |
40 | 1 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
41 | 1 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
42 | 1 | | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
43 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа № 4 по разделу «Литературные сказки» |
Делу время – потехе час (10 ч) |
44 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
45 | 1 | | | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
46 | 1 | | | В. Ю. Драгунский «Главные реки» |
47 | 1 | | | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
48 | 1 | | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» |
49 | 1 | | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» |
50 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Проверочная работа № 5по разделу « Делу время – потехе час» |
Страна детства (7 ч) |
51 | 1 | | | Знакомство с содержанием разделаБ. С. Житков «Как я ловил человечков» |
52 | 1 | | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» |
53 | 1 | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
54 | 1 | | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
55 | 1 | | | М. М. Зощенко «Елка» |
56 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Страна детства» |
57 | 1 | | | Проверочная работа № 6по разделу «Страна детства» |
Поэтическая тетрадь (5 ч) |
58 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
59 | 1 | | | С. А. Есенин «Бабушкины сказки» |
60 | 1 | | | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
61 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». |
62 | 1 | | | Проверочная работа № 7по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Природа и мы (11 ч) |
63 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
64 | 1 | | | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» |
65 | 1 | | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
66 | 1 | | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» |
67 | 1 | | | М. М. Пришвин «Выскочка» |
68 | 1 | | | Е. И. Чарушин «Кабан» |
69 | 1 | | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
70 | 1 | | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
71 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы» |
72 | 1 | | | Проверочная работа № 8по разделу «Природа и мы» |
73 | 1 | | | Рассказы о природе |
Поэтическая тетрадь (7 ч) |
74 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела Б. Л. Пастернак «Золотая осень» |
75 | 1 | | | С. А. Клычков «Весна в лесу» |
76 | 1 | | | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» |
77 | 1 | | | Н. М. Рубцов «Сентябрь» |
78 | 1 | | | С. А. Есенин «Лебёдушка» |
79 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 9по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Родина (5 ч) |
80 | 1 | | | Знакомство с содержанием раздела Подготовка к проекту «Они защищали Родину» |
81 | 1 | | | И. С. Никитин «Русь» С. Д. Дрожжин «Родине» |
82 | 1 | | | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
83 | 1 | | | Проект «Они защищали Родину» |
84 | 1 | | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 9по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Страна Фантазия (8 ч) |
85 | | | | Знакомство с содержанием раздела Е.С. Велтистов «Приключение электроника» |
86 | | | | Е.С. Велтистов «Приключение электроника» |
87 | | | | К. Булычев «Путешествие Алисы» |
88 | | | | К. Булычев «Путешествие Алисы» |
89 | | | | Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия» Проверочная работа № 9 по разделу «Страна Фантазия» |
90 | | | | Итоговая комплексная работа |
Зарубежная литература (12 ч) |
91 | | | | Знакомство с содержанием раздела Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
92 | | | | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» |
93 | | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
94 | | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
95 | | | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
96 | | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
97 | | | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
98 | | | | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
99 | | | | С. Лагерлеф «В Назарете» |
100 | | | | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». |
101 | | | | Проверочная работа № 9 по разделу « Зарубежная литература» |
102 | | | | Сказки любимых писателей |