Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому (родному) языку для 4 класса на 2022-2023 учебный год составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
На изучение учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе отводится 17 часов в год, 0,5 часа в неделю.
Сведения о программе:
Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1–4 классы: учеб. Р89 пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред.
О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. – ISBN 978-5-09-073731-9.
Программу обеспечивают:
О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая . Русский родной язык .Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,– М. :Просвещение ,2019 год.
Планируемые результаты учебного курса
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык» (17 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы, многозначные слова, заимствованные слова. Работа со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте (идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов (телескоп, микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).
-анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.
-слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница);
-слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кольчуга, шлем, науши, бармица, );
-слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например, беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)
Проектное задание: «Пословицы с устаревшими словами в картинках».
Раздел 2. Язык в действии
В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля), система современной русской пунктуации и история знаков препинания .
Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы, слова-благодарности, слова-извинения, слова-приветствия, слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.
Раздел 3. Секреты речи и текста
В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование, вопросы в диалоге («На уроке русского языка», «Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.
Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего, в определении жанра текста и языковых средств.
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой). Редактирование заданных текстов.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Русский язык: прошлое и настоящее | 6 |
Язык в действии | 3 |
Секреты речи и текста | 8 |
Итого часов | 17 |
График проверочных работ и проектов.
№ п/п | Раздел | Тема работы, проекта | Дата проведения |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | Проект на тему «Пословицы и фразеологизмы русского народа» | |
2 | Секреты речи и текста | Проект на тему «Пишем разные тексты об одном и том же» | |
Учебно-тематический план по родному (русскому) с учётом программы воспитания
Раздел | Модуль «Школьный урок» | Количество часов |
Русский язык: прошлое и настоящее | Урок мужества Интеллектуальные олимпиады и конкурсы | 6 |
Язык в действии | День конституции России | 3 |
Секреты речи и текста | День космонавтики | 8 |
Итого часов | | 17 |
Календарно-тематическое планирование по родному русскому языку
№ п/п | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока |
Русский язык: прошлое и настоящее |
1 | 1 | | | Не стыдно не знать, стыдно не учиться |
2 | 1 | | | Вся семья вместе, так и душа на месте |
3 | 1 | | | Красна сказка складом, а песня – ладом |
4 | 1 | | | Красное словцо не ложь |
5 | 1 | | | Язык языку весть подаёт |
6 | 1 | | | Проект на тему «Пословицы и фразеологизмы русского народа» |
Язык в действии |
7 | 1 | | | Трудно ли образовывать формы глагола? |
8 | 1 | | | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? |
9 | 1 | | | Как и когда появились знаки препинания? |
Секреты речи и текста |
10 | | | | Задаём вопросы в диалоге |
11 | | | | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста |
12 | | | | Учимся составлять план текста |
13 | | | | Учимся составлять план текста |
14 | | | | Учимся пересказывать текст |
15 | | | | Учимся оценивать и редактировать тексты |
16 | | | | Учимся оценивать и редактировать тексты |
17 | | | | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» |