СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование коррекционно–развивающей работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи с обучающимися 1 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование коррекционно–развивающей работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи с обучающимися 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование коррекционно–развивающей работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи с обучающимися 1 класса»

Тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с обучающимися 1 класса


п/п

Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие


I

Уточнение и развитие пространственно-временных представлений

(6 ч)


Определение правой и левой части тела, показ частей тела по инструкции; расположение предметов и картинок справа и слева по отношению к себе; показ правой и левой части тела, стоящего напротив; расположение и определение положения предметов относительно тела, стоящего напротив.

Определение направления движения предметов по показу, по картинкам, выполнение движений в заданном направлении; составление маршрутов; определение границ листа бумаги, расположение предметов, геометрических фигур на листе бумаги по инструкции, произвольно с составлением отчета о своих действиях, графические диктанты.

Конструирование изображений и букв из частей по инструкции, определение «правильных» и «неправильных» изображений и букв, выявление отличий в сходных изображениях и буквах.

Определение последовательности времен года, их признаков по сюжетным, предметным картинкам, восстановление последовательности времен года; соотнесение названий месяцев со временем года, определение их последовательности.

Определение последовательности дней недели, происхождение названий, составление предложений с их использованием; последовательность частей суток, определение частей суток по сюжетной картинке, составление рассказа «Режим дня», знакомство со структурой календаря.

Определение родственных и возрастных отношений в семье, составление «генеалогического древа» с использованием картинок, составление рассказа «Моя семья».

II

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова)(12 часов)

Определение признаков предложения: смысловая, интонационная законченность; сравнение предложения со словосочетанием и словом. Правила оформления предложения на письме. Составление простого распространенного предложения по односюжетной картинке.

Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Составление схемы простого распространенного предложения.

Определение понятия «слово-предмет», подбор слов-предметов на заданную лексическую тему; определение признаков одушевленных и неодушевленных предметов и постановка вопросов к ним; дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.

Определение понятия «слово-действие», подбор слов-действий к односюжетной, предметной картинке, определение вопроса к словам-действиям. Составление простого нераспространенного предложения.

Определение понятия «слово-признак», подбор прилагательных к предметной картинке, определение вопроса к прилагательному. Составление словосочетаний «предмет и его признак». Составление простого распространенного предложения.

Определение частей речи путем постановки вопроса к слову. Подбор слов к заданному вопросу. Составление простых предложений по картинке, по схеме; составление схем предложений.


III

Развитие фонетико-фонематических представлений

(58 часов)

Уточнение и расширение знаний о строении речевого аппарата, Понятие о речевых и неречевых звуках, их дифференциация. Определение органов, участвующих в образовании звуков речи на примере произнесения различных по месту и способу образования звуков

Понятие «гласный» звук. Признаки гласных звуков, особенности образования. Составление характеристики гласного звука. Определение гласного на слух, по беззвучной артикуляции. Выделение гласного из ряда звуков, из открытого и закрытого слога.




Соотнесение гласного звука с буквой. Закрепление графического образа букв. Узнавание гласного на фоне слова.

Выделение гласных звуков, находящихся в разных позициях из односложных, двусложных, трехсложных слов; определение количества и последовательности гласных звуков в слове; подбор слов гласными.

Уточнение понятий «начало», «середина», «конец» слова; определение позиции указанного гласного с помощью звуковой линейки; подбор слов (картинок) с гласным в указанной позиции; составление схемы слова с указанием гласных, подбор слова (картинки) к схеме.

Определение понятия «слог»; определение слогообразующей роли гласных; слоговой анализ слов с опорой на знание о слогообразующей роли гласных; составление слоговых схем с указанием количества и последовательности гласных; подбор слов (картинок) с указанным количеством слогов, к данной схеме. Преобразование двусложных слов в трехсложные, односложных в двусложные и наоборот.

Выделение ударного гласного в произношении, определение ударного гласного в слове, составление схемы слова с указанием ударного гласного.

Понятие «согласный» звук. Признаки согласных звуков, особенности образования. Составление характеристики согласного звука (в сравнении с гласным). Выделение согласного из ряда звуков, из открытого и закрытого слога. Подбор слога с указанным согласным.

Определение последовательности и количества звуков в слоге, характеристика звуков, составление схемы слога различной структуры, подбор слога к схеме, запись слогов с изученными буквами.

Выделение согласного из начала, середины, конца слова. Подбор слов с согласным в заданной позиции. Определение последовательности и количества согласных в слове, составление схемы слова.

Понятие «звонкий», «глухой». Практическое (тактильное) определение звонкости-глухости согласного. Дифференциация звонких и глухих согласных на слух и в произношении. Подбор парного глухого или звонкого согласного к указанному. Непарные звонкие и глухие согласные.

Понятие «твердый», «мягкий». Определение разницы в положении органов артикуляции при произнесении твердых и мягких согласных. Дифференциация на слух и в произнесении. Подбор парного твердого или мягкого согласного к указанному. Гласные второго ряда. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Чтение слоговых таблиц.

Последовательное выделение звуков из слова с их характеристикой; составление слов из букв разрезной азбуки с последующим их прочтением; составление слов из звуков на слух; определение предыдущего и последующего звука в слове; составление схемы слова, подбор схемы к слову (картинке); запись слов с изученными буквами под диктовку.

Деление слов на слоги с определением гласного в каждом слоге, определение последовательности и количества слогов в слове, определение ударного гласного в слове; составление слогов из букв с последующим прочтением; составление слов из данных слогов; получение новых слов путем перестановки слогов.





Выделение звуков из названий картинок, уточнение артикуляции, их характеристика. Закрепление графического образа буквы. Дифференциация на уровне слога (повторение слоговых цепочек), слова; дифференц. на письме.


IV

Связная речь

(13 часов)

Составление предложений (полных ответов на вопрос) с сохранением необходимых структурных компонентов и грамматических форм, последовательный пересказ с опорой на вопросный план.

Определение причинно-следственных связей и выражение их в ответе на вопрос к тексту. Построение полного ответа на вопрос. Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки

Составление последовательного пересказа от первого или третьего лица с опорой на знаковые схемы

Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок; определение сюжетной линии, последовательности смысловых частей в тексте.


Итоговое занятие (1ч)