СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование курса"Край, в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование факультативного курса начальной школы "Край, в котором я живу".

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование курса"Край, в котором я живу"»

Тематический план

2 класс



№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

1..

Человек и культура

13

Объяснять, что такое календарь.

Рассказывать о значении и использовании коми промыслового календаря.

Объяснять значение слова промысел.

Характеризовать основные традиционные занятия коми – зырян.

Устанавливать взаимосвязь занятий коми – зырян с сезонными особенностями природы Коми края.

Приводить примеры безопасного поведения на охоте, на рыбалке, при сборе ягод и грибов.

Выявлять характерные признаки традиционных средств передвижения коми народа.

Находить общее и различное в традиционных и современных средствах передвижения человека в условиях Севера.

Рассказывать о традиционных жилых постройках народа коми и их использовании в хозяйственной жизни коми – зырян.

Устанавливать общее и особенное между традиционными жилыми постройками людей различных национальностей.

Рассказывать о традиционных ремёслах Коми края.

Узнавать на рисунке известные виды росписи и резьбы предметов быта.

Воспроизвести один из видов росписи на странице рабочей тетради.

Характеризовать основные особенности традиционной одежды коми – зырян.

Устанавливать взаимосвязь коми одежды с сезонными особенностями природы Коми края.

Проектная деятельность: описать (представить) традиционный костюм, характерный для своей национальности.

Находить общее и различное в традиционных русских и коми орнаментах.

Узнавать на рисунке значение различных видов орнамента.

Воспроизвести один из коми орнаментов на странице рабочей тетради.

Узнавать традиционные музыкальные инструменты коми народа по определённым признакам.

Классифицировать музыкальные инструменты по известному признаку (струнные, духовые, ударные музыкальные инструменты).

Характеризовать себя как представителя определённой национальности через определение особенности языка, культуры, традиций, обычаев, образа жизни своей семьи.

Определять значение слов «память» и «памятник» путём сравнения однокоренных слов.

Описывать памятники своего населённого пункта.

Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне.

Готовить сообщение о подвигах земляков – участников Великой Отечественной войны и презентовать его в классе.

2.

Человек и природа

12

Определять значение слов «род» и «родина» путём сравнения однокоренных слов.

Характеризовать понятия «малая родина» и «родной край».

Устанавливать взаимосвязь понятий «большая родина» и «малая родина».

Называть основные виды земной поверхности Республики Коми.

Характеризовать виды земной поверхности своей местности.

Природоведческая экскурсия.

Описывать климатические особенности Республики Коми.

Определять особенности времён года на территории Республики Коми.

Характеризовать явления природы Республики Коми.

Называть главные реки Республики Коми.

Описывать водоём своей местности.

Рассказывать об обитателях водоёмов Республики Коми, своей местности.

Обсуждать правила поведения на водоёме.

Природоведческая экскурсия.

Характеризовать разнообразие растительного мира тундры и тайги.

Определять особенности растительного мира тундры и тайги.

Устанавливать общее между растительным миром тундры и тайги.

Характеризовать разнообразие животного мира тундры и тайги.

Определять особенности животного мира тундры и тайги.

Обсуждать правила безопасного поведения в лесу.

Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться с растениями, занесёнными в Красную книгу Республики Коми.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных, занесённых в Красную книгу Республики Коми.

Выражать своё отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей мира растений и животных, занесённых в Красную книгу Республики Коми, на основании полученной информации.

3.

Человек и общество

9

Рассказывать о своём населённом пункте, знаменитых земляках.

Перечислять основные достопримечательности своего населённого пункта.

Ориентироваться в окружающем микромире (дом, улица, школа).

Характеризовать государственные символы Республики Коми.

Находить общее и различное в государственных символах Российской Федерации и Республики Коми.

Прослушивать в записи гимны Российской Федерации и Республики Коми.

Перечислять основные народы, проживающие на территории Республики Коми.

Определять свою национальную принадлежность. Приводить примеры применения государственных коми и русского языков на территории Республики Коми.

Определять значение слов «село», «сельский».

Называть характерные особенности городских поселений Республики Коми.

Находить общее и различное между селом и городом.

Подготовить и презентовать творческую характеристику – описание своего населённого пункта.



Всего

34


























Тематический план

3 класс



№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

1..

Человек и природа

10

Находить на физической карте Республики Коми свой населённый пункт, район.

Рассказывать по физической карте о природе Республики Коми.

Перечислять основные характеристики изученных полезных ископаемых.

Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых.

Обозначать условными знаками на карте Республики Коми местонахождение изученных полезных ископаемых.

Показывать примерное расположение зон тундры, лесотундры и тайги на карте Республики Коми.

Определять особенности хозяйственной деятельности людей, проживающих в условиях разных природных зон. Природоведческая экскурсия.

Определять значение понятия «памятник природы.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о памятниках природы Республики Коми, своего населённого пункта, района.

Описывать памятник природы своего населённого пункта, района.

2.

Человек и культура

11

Определять значение понятия «памятник культурного наследия».

Извлекать из дополнительно, Интернета информацию о памятниках природы Республики Коми, своего населённого пункта, района.

Описывать памятник природы своего населённого пункта, района.

Описывать памятник природы своего населённого пункта, района.

Рассказывать о поверьях коми – зырян.

Приводить примеры олицетворения природы и животных из изученных литературных произведений, русских народных сказок, мифов коми.

На основе работы с текстом подготовить к нему иллюстративный материал.

Рассказывать о Стефане Пермском как исторической личности.

Отмечать на «ленте времени» дату христианизации Коми края.

Интерпретировать идейный смысл иконы «Зырянская Троица» и важность её для межличностных отношений людей с древности до современности.

Определять значение принятия христианства в Коми крае.

3.

Человек и общество

13

Описывать средневековый город Усть-Вымь.

Презентовать сочинения «Усть-Вымь. Путешествие в прошлое».

Определять значение понятия «землепроходец».

Перечислять значение основные города Сибири и Дальнего Востока, которые были освоены и заселены при непосредственном участии коми – зырян.

Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках.

Презентовать рассказы об основании сибирских городов (на выбор).

Рассказывать о старинном городе Коми края – Усть –Сысольске.

Описывать, используя исторические источники, план и герб города.

Определять значение города Усть – Сысольска в жизни Коми края.

Объяснять значение понятия «перекрёсток эпох».

Рассказывать об Ульяновском монастыре.

Определять роль церкви и духовенства в жизни коми народа.

Составить описание памятника культурного наследия Республики Коми, своей местности.

Перечислять основные товары, которые продавались на ярмарках.

Выявлять роль торговли в жизни Коми края.


Всего

34





















Тематический план

4 класс



№ п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов


Характеристика деятельности учащихся

1..

Человек и природа

5

Находить на физической карте России Республику Коми.

Показывать регионы, граничащие с территорией Республики Коми.

Определять значение слов «заповедь», «заповедный».

Характеризовать лес как природное богатство Республики Коми.

Объяснять значение лесного хозяйства в жизни региона.

Выявлять роль охраны леса в жизни Республики Коми.

Рассказывать о памятниках природы России, находящихся на территории Республики Коми.

Находить общее и особенное между национальным парком и заповедником.

Перечислять правила поведения в национальном парке и заповеднике.

2.

Человек и общество

24

Определять роль и значение труда в жизни человека.

Приводить примеры русских и коми пословиц и поговорок о труде.

Выявлять общее и особенное между русскими и коми пословицами и поговорками о труде.

Описывать особенности добычи соли в XVII веке.

Определять на карте Республики Коми месторасположение Серёговского солеваренного завода.

Объяснять, почему Серёговский солеваренный завод стал памятником историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Описывать этапы производства чугунолитейной продукции.

Определять на карте Республики Коми месторасположение Кажымского чугунолитейного завода.

Рассказывать о быте заводского рабочего.

Объяснять, почему Кажымский чугунолитейный завод стал памятником историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Рассказывать о последствиях событий Октябрьской революции 1917 года в истории Коми края.

Отмечать на «ленте времени» даты основных исторических событий, происходивших в Коми крае.

Приводить примеры героических поступков, рассказывать о людях, их совершивших.

Объяснять, почему Александринская женская гимназия стала памятником историко – культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Рассказывать об участии жителей Коми края в Великой Отечественной войне.

Объяснять значение выражения «победа ковалась в тылу».

Встречаться с ветеранами войны, тружениками тыла, «детьми войны»; интервьюировать их.

Обсуждать, в чём значение победы в Великой Отечественной войне для Республики Коми.

Характеризовать созидательную деятельность жителей Коми края в 1940-1980-х годах.

Приводить примеры достижений в строительстве, промышленности за этот период.

В ходе экскурсии по своему населённому пункту выяснять, какие названия улиц возникли в этот период и какие реалии они отражают.

Показывать на карте Республики Коми города – центры угледобывающей промышленности республики.

Характеризовать особенности добычи угля.

Рассказывать о специфике труда шахтёров.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие угледобывающей промышленности в судьбе семьи.

Показывать на карте Республики Коми центры нефтедобывающей промышленности республики.

Характеризовать особенности добычи нефти.

Рассказывать о специфике труда нефтяников.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие нефтяной промышленности в судьбе семьи.

Показывать на карте Республики Коми города – центры газодобывающей промышленности республики.

Характеризовать особенности добычи газа.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие газодобывающей промышленности в судьбе семьи.

Показывать на карте республики центры лесозаготовительной промышленности республики.

Рассказывать о Сыктывкарском лесопромышленном комплексе.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие лесозаготовительной промышленности в судьбе семьи.

Характеризовать особенности растениеводства и животноводства в Республике Коми.

Рассказывать о специфике труда животноводов и растениеводов.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие сельского хозяйства в судьбе семьи.

Выявлять роль спорта в жизни человека.

Рассказывать о знаменитых спортсменах Республики Коми.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, как отражаются занятия спортом на здоровье человека.

Находить на административной карте Республики Коми свой город и район.

Извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета о своём населённом пункте.

Составлять план – описание своего города (местоположение на карте Республики Коми, географические особенности; история возникновения города, герб города, экономическое развитие, культурная жизнь, достопримечательности, национальные традиции и особенности) и рассказать о своём населённом пункте по плану.

Определять роль Главы в развитии Республики Коми.

Приводить примеры взаимодействия правительства и граждан Республики Коми.

Составить предложения главе города об улучшении жизни его жителей.

Находить на карте Республики Коми Сыктывкар.

Определять различия понятий «столица малой родины» и «столица большой родины».

Извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета о столице Республики Коми.

Рассказывать о Сыктывкаре как о политическом, экономическом культурном центре республики.

3.

Человек и культура

5

Определять роль музея в жизни человека и общества.

Знакомиться с постоянными экспозициями Национального музея Республики Коми на сайте.

В ходе экскурсии в краеведческий музей знакомиться с историей своей местности.

Определять понятие «родственные народы».

Исследовательская работа: доказательство родства и общности происхождения финно – угорских народов на основе объектов народной культуры (языка, традиций, обычаев, ремёсел).

Определять понятие «нематериальное наследие».

Показывать на карте Республики Коми Усть – Цильму и Ижму.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с праздниками «Усть – Цилемская горка» и «Луд».

Выделять общее и различное между традиционными русскими и коми народными праздниками.


Всего

34