СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по биологии 7 кл. ОВЗ (УО)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по биологии 7 кл. ОВЗ (УО)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по биологии 7 кл. ОВЗ (УО)»

Тематическое планирование по биологии

2 часа в неделю – среда, пятница

I четверть - 16 часов, II четверть - 16 часов, III четверть - 21 час, IV четверть - 14 часов.


Содержание программного материала

Дата

Кол-во

часов

Требования программы

Коррекционно-развивающая

работа

Фразы на слух/

Работа над словарем

план

факт


I четверть

Тема №1. Введение – 3 часа


1

Введение. Знакомство с учебником.

Многообразие растений.

04.09


1

Обучающиеся:

Рассказывают о значении растений для человека. Рассказывают по рисункам, как человек использует растения. Выполняют работу в тетради на печатной основе


Формирование мотивационной основы изучения курса; искреннего интереса к учебной деятельности; доброжелательного отношения с одноклассниками и педагогом.

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.


Человек – часть живой природы.

Живые организмы тоже влияют на объекты неживой природы.

Вся живая природа рождается, растёт, чувствует, дышит, питается, размножается. 


2

Охрана растений

06.09


1

3

Контрольная работа № 1. Устный опрос

11.09


1


Тема №2. Общее знакомство с цветковыми растениями- 6ч


4

Общие сведения о цветковых растениях. Лабораторная работа: «Органы цветкового растения» Подземные органы растения. Корень

13.09


1

Обучающиеся:

Называют части растения по рисунку, выполняют задания в рабочей тетради.

Показывают на растении подземную его часть. Раскрашивают части корня. Работают со схемами.

Перечисляют функции

стебля.

Формирование знаний об органах цветкового растения

Формирование знаний о строении корня

Формирование знаний о видах корней, корневых волосках

Формирование знаний о строении и образовании стебля, положении стебля в пространстве

Наличие цветков,

поэтому их называют цветковыми 

растениями. 

Семяпочка защищена завязью.

Образуют плод.

Ткани максимально приспособлены к выполнению своих

5

Экскурсия в школьный сад. Наблюдение за природой.

18.09


1

6

Образование корней. Виды корней. Практическая работа: образование придаточных корней (черенкование стебля)

20.09


1

7

Значение корня в жизни растений. Видоизменения корней

25.09


1

Приводят примеры о разнообразии стеблей растений, называют растения с разным положением стебля в пространстве. Выполняют задание в рабочей тетради: подписывают на рисунке части побега; делают вывод, что он вырастает из зародышевого стебелька


Формирование знаний о строении древесного стебля, значении стебля в жизни растения.

Развитие навыков

наблюдения в

процессе

изучения времен года.

Формирование самостоятельности при выполнении практической работы.


функций.

Быстрый обмен веществ.

Отличная приспособленность к различным экологическим условиям.

Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими. Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.


8

Стебель. Строение стебля

27.09


1

9

Контрольная работа № 2. Устный опрос

02.10


1


Тема №3. Общее знакомство с цветковыми растениями. Продолжение - 10ч



10

Разнообразие стеблей. Строение древесного стебля. Значение стебля в жизни растений

04.10


1

Обучающиеся:

Называют по рисункам разнообразные стебли (травянистый, древесный), укороченный. Показывают и называют по рисункам растения с прямостоячим, ползучим, цепляющимся, вьющимся, стелющимся стеблями. Выполняют задание в рабочей тетради: подписывают рисунки с разнообразными стеблями.

Называют, из каких веществ состоит растение; по рисунку учебника называют условия, которые необходимы для образования органических веществ в листьях.

Формирование знаний о разнообразии стеблей

Формирование знаний о внешнем строении листа

Формирование знаний об образовании питательных веществ в листьях растений, значении этого явления для растений.

Формирование представлений о необходимости охраны природы

(растительного мира).

Формирование знаний о дыхании растений.

Формирование знаний об условиях прорастания семян. Формирование практических навыков определения всхожести семян.




Главная особенность цветковых растений — наличие цветка, плода и семени..

Цветковые растения широко распространены в растительном мире

Их насчитывается 240 тысяч видов.

Растут эти растения во всех климатических зонах и составляют основную массу растительности Земли. 

Цветковые растения выделяют кислород.

 Люди и животные употребляют в пищу плоды, корнеплоды, стебли и другие части растений.

Из цветковых растений делают лекарства, получают волокна и строительный материал. 

Цветок — орган семенного

11

Лист. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

09.10


1




12

Значение листьев в жизни растения- образование питательных веществ в листьях на свету, испарение воды листьями. Демонстрация опыта образование крахмала в листьях растений на свету

11.10


1

13

Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение

16.10


1



14

Цветок. Строение цветка. Лабораторная работа: «Строение цветка»

18.10


1



размножения цветкового растения

Строение цветка. .

Цветоножка — это стебелёк, на котором расположен цветок.

Цветок по происхождению — видоизменённый укороченный побег. 

Генеративные органы цветковых – семена, шишки, цветки, плоды.

 Соцветие - часть годичного побега растения, 

15

Виды соцветий. Опыление цветков. Образование плодов и семян

23.10


1

16

Плоды сухие и сочные.

25.10


1

17

III четверть

Распространение плодов и семян



06.11



1

18

Строение семени. Условия, необходимые для прорастания семян. Лабораторная работа: «Строение семени фасоли»

08.11


1

19

Контрольная работа № 3. Тестирование

13.11


1


Тема №4. Растения леса - 6 часов

20

Растения леса. Некоторые биологические особенности леса

15.11


1

Обучающиеся:

Рассматривают на рисунках разнообразие древесных и травянистых растений, произрастающих в лесу; называют виды растений, их биологические особенности и особенности внешнего строения произрастающих в лесу растений

Подписывают на рисунках части лиственного дерева. Под руководством учителя выполняют практическую работу: определяют возраст лиственных деревьев по годичным кольцам на спилах древесных стволов


Формирование знаний о растениях леса, о некоторых биологических особенностях леса

Расширение и систематизация знаний об особенностях внешнего строения лиственных деревьев, их разнообразии.

Расширение

представления об

окружающем мире и

обогащение словаря.




 Семена лесных трав имеют некоторые общие биологические особенности.

Лес представляет собой растительное сообщество,

Леса бывают:

хвойные,

смешанные,

широколиственные,

тропические.

Хво́йные — группа голосеменных, один из отделов царства растений. 

21

Лиственные деревья.

Практическая работа: определение возраста лиственных деревьев по годичным кольцам

20.11


1

22

Хвойные деревья. Практическая работа: «Определение возраста хвойных деревьев по мутовкам»

22.11


1

23

Лесные кустарники. Бузина, лещина (орешник), шиповник

27.11


1

24

Ягодные кустарнички. Черника, брусника Лекарственное значение ягод: черники, брусники. Правила их сбора и заготовки

29.11


1



У всех хвойных деревьев есть общие признаки, по которым можно отличить их от лиственных деревьев.

Лесные кустарники хорошо приспособлены к жизни под пологом деревьев.

25

Контрольная работа № 4. Тестирование

04.12


1


Тема №5. Растения леса. Продолжение - 4 часа

26

Травы. Ландыш, кислица. Подорожник, мать-и- мачеха, зверобой.

Практическое значение растений

06.12


1

Обучающиеся:

Рассказывают по рисункам о внешнем виде ландыша и кислицы, рассказывают об особенностях строения трав. Узнают и называют ландыш и кислицу, рассказывают о практическом их применении

Узнают на рисунках и называют лекарственные травы; рассказывают о местах их произрастания, практическом значении этих растений. Находят на иллюстрациях, оформляют альбом «Растения леса»

Узнают и называют виды шляпочных грибов, места их произрастания.


Формирование знаний о лесных травянистых растениях, их практическом значении

Закрепление и расширение знаний о лекарственных травах.

Формирование знаний о шляпочных грибах




Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение.

Зверобой – многолетнее травянистое растение высотой 30 – 100 см.

Корневище короткое, вертикальное, корни неглубоко сидят в земле.

У большинства съедобных 

грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.

27

Грибы леса. Строение шляпочного гриба.

Грибы съедобные и ядовитые

11.12


1

28

Онлайн-экскурсия в природу «Ознакомление с разнообразием растений, с распространением плодов и семян, с зимними явлениями в жизни растений»

13.12


1

29

Контрольная работа №5.

Практическая работа: «Лепка из пластилина моделей различных видов лесных грибов».

18.12


1


Тема №6. Комнатные растения - 9 часов

30

Разнообразие комнатных растений. Светолюбивые растения

20.12



1

Обучающиеся:

Узнают светолюбивые растения (бегония, герань, хлорофитум) на рисунках, в натуре. Называют особенности их внешнего вида, биологические особенности светолюбивых растений. Рассказывают об особенностях ухода, выращивания, размножения

Узнают теневыносливые растения (традесканция, африканская фиалка) на рисунках, в натуре. Называют особенности их внешнего вида, биологические особенности теневыносливых растений. Рассказывают об особенностях ухода, выращивания, размножения

Узнают влаголюбивые растения (циперус, аспарагус) на рисунках, в натуре


Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях светолюбивых растений

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях теневыносливых растений

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях влаголюбивых растений

Формирование знаний о разнообразии комнатных растений, биологических особенностях засухоустойчивых растений


Среди комнатных растений всегда найдется место «домашнему доктору» алоэ..

Цветки этого растения напоминают бабочек. ..

Комнатным растениям, как и всем растениям, для жизни необходимы свет, тепло, воздух и вода.

Полезные советы по уходу, пересадке…

Большинство комнатных влаголюбивых растений – это экзотические цветы. ...

 Влаголюбивые растения должны находиться в помещениях с увлажнителем воздуха.

… нуждаются в частом поливе и не переносят пересыхания грунта.


 Фитодизайн – это озеленение помещения, создание его эстетического облика при помощи растений.

«фито» — растение

«дизайн» — идея, конструирование.


31

32

Разнообразие комнатных растений. Теневыносливые растения

III четверть


25.12

27.12



2

33

Разнообразие комнатных растений. Влаголюбивые растения

10.01


1

34

35

Разнообразие комнатных растений. Засухоустойчивые растения

15.01

17.01


2

36

37

Климат и красота в доме. Фитодизайн: создание уголков отдыха, интерьеров из комнатных растений. Практическая работа «Составление композиций из комнатных растений»

22.01

24.01


2

38

Контрольная работа № 6. Тестирование

29.01


1


Тема №7. Цветочно- декоративные растения - 4 часа

39

Однолетние растения: астра, календула, бархатцы. Особенности внешнего строения и выращивания

31.01


1

Обучающиеся:

Узнают на рисунках, слайдах цветочно- декоративные растения (астра, календулы, бархатцы), называют части цветкового растения

и отличительные особенности внешнего строения однолетних растений. Рассказывают по карточкам и рисункам о способах выращивания растений (через рассаду и прямым посевом в грунт). Работают с таблицей: выбирают из перечня в таблице температуру выращивания, сроки посева и цветения изученных однолетних растений

Называют разные виды однолетних цветочно- декоративных растений по рисункам, таблицам, слайдам.

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания однолетних растений

Закрепление знаний об особенностях внешнего строения и выращивания однолетних растений. Формирование знаний о дизайне цветников

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания двулетних растений

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и выращивания многолетних растений


Цветочно-декоративные растения по характеру применения делятся на красиво цветущие, лиственно-декоративные и почвопокровные.

Двулетние цветочно-декоративные растения: анютины глазки, маргаритки.

 Их высаживают на клумбах, в рабатках, группами на газонах.

Двулетники сеют в открытый грунт


40

Двулетние растения: анютины глазки, маргаритки. Особенности внешнего строения и выращивания

05.02


1

41

Многолетние растения: флоксы, георгины. тюльпаны, нарциссы Цветы в жизни человека

07.02


1

42

Контрольная работа № 7. Устный опрос.

12.02


1


Тема № 8. Растения поля - 6 часов

43

Хлебные (злаковые) растения. Особенности внешнего строения и биологические особенности растений

14.02


1

Обучающиеся:

Узнают и называют по рисункам, слайдам, гербариям хлебные растения

(пшеница, рожь, овес, кукуруза), рассказывают об особенностях внешнего строения, отмечают их сходство. Рассказывают, зачем человек выращивает злаковые, почему их называют хлебные злаковые.

По опорным рисункам, слайдам рассказывают из каких этапов состоит процесс выращивания зерновых, особенностях посева, посадки, ухода, уборки растений. Рассказывают о профессиях людей, которые выращивают хлеб, уважении к людям этих профессий, об отношении к хлебу.

Работают с рисунками.


Формирование знаний об особенностях внешнего строения и биологических особенностях злаковых растений

Формирование знаний о выращивании хлебных (злаковых) растений

Формирование знаний об

использовании злаков в народном хозяйстве.

Формирование знаний об особенностях внешнего строения и биологических особенностях технических культур

Вот некоторые растения поля:

  1. Пшеница.

  1. Рожь.

  1. Овёс.

  1. Ячмень.

  1. Морковь.

  1. Свёкла.

  1. Капуста.

  1. Картофель.

  1. Лён.

  1. Подсолнечник.

При этом все растения полей и лугов имеют не только свои названия, но и особенности.

 Россия занимает 7-е место в мире, по сбору льняного волокна - второе, а по сбору семян подсолнечника.

44

Технические культуры: сахарная свекла, картофель.

Сорные растения полей и огородов

19.02


1

45

Технические культуры: лен, хлопчатник подсолнечник.

21.02


1

46

Контрольная работа № 8. Устный опрос.

26.02


1


Тема № 9. Овощные растения - 10 часов

47

Однолетние овощные растения: помидор, огурец

28.02


1

Обучающиеся:

Узнают и называют по рисункам, слайдам растения помидор и огурцов, рассказывают об особенностях внешнего вида, как выращивают растения (посев, уход, уборка), пользе растений. Показывают на опорных картинках последовательность развития однолетних овощных растений от семени до семени

Узнают и называют по рисункам, слайдам растения баклажана, перца; рассказывают об особенностях внешнего вида, как выращивают растения (посев, уход,

Формирование знаний об

особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращивания помидор и огурцов

Формирование знаний об

особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращивания баклажана, перца

Формирование знаний об

особенностях внешнего строения, биологических особенностях выращивания гороха, фасоли


Узнают и называют по рисункам, слайдам растения горох, фасоль; рассказывают об особенностях внешнего вида, как выращивают растения (посев, уход,

Большинство овощных растений происходит из тропических и субтропических поясов..

К овощным (включая дикорастущие) относятся растения 78 ботанических семейств около 1200 видов.

Виды овощных растений группируются по ботаническим признакам.

К семейству бобовых относятся ценные культурные растения: горох, фасоль, соя, чечевица, арахис.

Овощной горох - однолетнее растение. 

Корневая система гороха стержневого типа.

48

Однолетние овощные растения: баклажан, перец

05.03


1

49

Однолетние овощные растения: горох, фасоль

07.03


1

50

Двулетние овощные растения: морковь, свекла

12.03


1

51

Двулетние овощные растения: капуста, петрушка

14.03


1

52

Многолетние овощные растения: лук

19.03


1

53




54

Польза овощных растений. Овощи- источник здоровья (витамины)

IV четверть

21.03




02.04


2

уборка), пользе растений. Показывают на опорных картинках последовательность развития однолетних овощных растений от семени до семени.


уборка), пользе растений. Показывают на опорных картинках последовательность развития однолетних овощных растений от семени до семени .Формирование знаний об использовании человеком овощных культур





Свёкла – травянистое двулетнее овощное растение длинного дня. Семена свёклы способны прорастать при температуре 2 - 5°С. ... 

Морковь - травянистое двулетнее овощное холодостойкое засухоустойчивое растение.

55

Использование человеком овощных культур. Блюда, приготавливаемые из овощей

04.04


1

56

Контрольная работа № 9. Тестирование

09.04


1


Тема № 10. Растения сада – 6 часов

57

Растения сада. Яблоня, груша

11.04


1

Обучающиеся:

Узнают на рисунках и называют растения яблони, груши. Рассказываю о биологических особенностях сада, созревании плодов, особенностях размножения. Называют по коллекциям вредителей сада, какой вред они приносят растениям; рассказывают о способах борьбы с ними.

Рассказывают о биологических особенностях вишни, созревании плодов, особенностях размножения. Называют вредителей растений вишни, какой вред они приносят; рассказывают о способах борьбы с ними.

Формирование знаний о биологических особенностях и особенностях размножения растений сада (яблони, груши)

Расширение знаний о растениях сада. Формирование знаний о биологических особенностях и особенностях размножения вишни.

Формирование знаний о садовых кустарниках, их биологических особенностях



Все садовые растения делятся: плодово-ягодные и цветочно-декоративные.

Растения сада и огорода необходимы человеку. Сад – это участок земли с плодовыми деревьями и кустарниками.

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники.

Сад - это природное сообщество, где выращивают фруктовые и ягодные растения.

Плодово-ягодные.

Это растения, у которых образуются плоды в виде фруктов и ягод. 

 К ним относятся яблоня, груша, вишня, слива, черешня и другие. 

58

Растения сада. Вишня

16.04


1

59

Растения сада. Смородина, крыжовник

18.04


1

60

Растения сада. Земляника

23.04


1

61

Способы уборки и использования плодов и ягод

25.04


1

62

Контрольная работа № 10. Тестирование

30.04


1

63

Практическая работа: «Вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев»

07.05


1

64

Практическая работа:

«Беление стволов деревьев»

14.05


1

65

Экскурсия в цветущий школьный сад

16.05



1

66

Экскурсия в ботанический сад

21.05


1

67

Онлайн - экскурсия по лесам родного края

23.05


1