СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по физике,9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование при 2 часах изучения физики в неделю  к переработанному по ФГОС учебнику "Физика. 9 класс", авторов А.В. Перышкина, Е. М. Гутник.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по физике,9 класс»

Тематическое планирование по физике, 9 класс (68ч, 2часа в неделю)

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

план

факт

Тема 1.Законы движения и взаимодействия тел (23 ч)

1/1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчёта.

- наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей;

- определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки;

-обосновывать возможность замены тележки ее моделью – материальной точкой – для описания движения



2/2

Перемещение.

- приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан путь



3/3

Определение координаты движущегося тела.

- определять модули и проекции векторов на координатную ось;

- записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач



4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

- записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени;

- доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости;

- строить графики зависимости vx=vx(t)



5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

- объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение;

- приводить примеры равноускоренного движения;

-записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось;

-применять формулы = для решения задач, выражать любую из входящих в них величин через остальные



6/6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

-записывать формулы + t, vx=v0x + axt ,v=v0 at, читать и строить графики зависимости vx=vx(t);

-решать расчетные и качественные задачи с применением указанных формул



7/7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

-решать расчетные задачи с применением формулы

Sх(t) = V0xt + ахt2/2;

- приводить формулу

к виду

sx =

- доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение x=x0+sx может быть преобразовано в уравнение


х= х0 + V0x t + ахt2/2




8/8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

-наблюдать движение тележки с капельницей;

-делать выводы о характере движения тележки;

- вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за n-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-секунду



9/9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

- пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки;

- определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр;

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

- по графику определять скорость в заданный момент времени;

-работать в группе



10/10

Относительность движения.

- наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли;

- сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета;

- приводить примеры, поясняющие относительность движения



11/11

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

- наблюдать проявление инерции;

- приводить примеры проявления инерции;

- решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона



12/12

Второй закон Ньютона

- записывать второй закон Ньютона в виде формулы;

- решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона



13/13

Третий закон Ньютона

- наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона;

-записывать третий закон Ньютона в виде формулы;

- решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона




14/14

Свободное падение тел

- наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве;

- делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести



15/15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа №2 « Измерение ускорения свободного падения».

- наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел;

- сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости;

- измерять ускорение свободного падения;

- работать в группе



16/16

Закон всемирного тяготения

- записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения



17/17

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

- из закона всемирного тяготения выводить формулу g=



18/18

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

- приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел;

- называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно;

- вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле

aц.с=




19/19

Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона

- решать расчетные и качественные задачи;

-слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел»;- слушать доклад «Искусственные спутники Земли, задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы



20/20

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

- давать определение импульса тела, знать его единицу;

- объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы;

- записывать закон сохранения импульса



21/21

Реактивное  движение.  Ракеты 

- наблюдать и объяснять полет модели ракеты



22/22

Вывод закона сохранения механической энергии.

- решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии;

- работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»



23/23

Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

- Применять знания к решению задач



Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (12ч)


24/1

Колебательное движение. Свободные колебания.

- определять колебательное движение по его признакам;

- приводить примеры колебаний;

- описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;

- измерять жесткость пружины или резинового шнура



25/2

Величины, характеризующие колебательное движение.

- называть величины, характеризующие колебательное движение;

- записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний;

- приводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k



26/3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Проводить исследование зависимости периода( частоты) колебаний маятника от длины нити;

- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;
- работать в группе;

- слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта

« Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»



27/4

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

- объяснять причину затухания свободных колебаний;

- называть условие существования незатухающих колебаний



28/5

Резонанс

- объяснять, в чем заключается явление резонанса;

- приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних



29/6

Распространение колебаний в среде. Волны.

- различать поперечные и продольные волны;

- описывать механизм образования волн;

Называть характеризующие волны физические величины



30/7

Длина волны. Скорость распространения волны

- называть величины, характеризующие упругие волны;

- записывать формулы взаимосвязи между ними



31/8

Источники звука. Звуковые колебания

- называть диапазон частот звуковых волн;

- приводить примеры источников звука;

- приводить обоснования того, что звук является продольной волной;

- слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы



32/9

Высота,[ тембр] и громкость звука

- на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости - от амплитуды колебаний источника звука



33/10

Распространение звука. Звуковые волны

- выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры;

-объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры



34/11

Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

- применять знания к решению задач



35/12

Отражение звука. Звуковой резонанс

- объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты




Тема 3. Электромагнитное поле (16ч)


36/1

Магнитное поле

- делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током



37/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

- формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика;

- определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля



38/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

- применять правило левой руки;

- определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;

- определять знак заряда и направление движения частицы



39/4

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

- записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике;

- описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции



40/5

Явление электромагнитной индукции

- наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы



41/6

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

- проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции;

Анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

- работать в группе



42/7

Направление индукционного тока. Правило Ленца

- наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом;

- объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его;

- применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока



43/8

Явление самоиндукции

- наблюдать и объяснять явление самоиндукции



44/9

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

- рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;

- называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния;

- рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении



45/10

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны



- наблюдать опыт по изучению и приему электромагнитных волн;

- описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями



46/11

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

- наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;

- делать выводы;

- решать задачи на формулу Томсона



47/12

Принципы радиосвязи и телевидения

- рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения;

- слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней»



48/13

Электромагнитная природа света

- называть различные диапазоны электромагнитных волн



49/14

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы;

- объяснять суть и давать определение явления дисперсии



50/15

Типы оптических спектров.

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испусканий»

- - наблюдать сплошной и линейчатый спектры испускания;

- называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания;

- работать в группах;

- слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»



51/16

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

- объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора;

- работать с заданиями, приведенными в разделе « Итоги главы»





Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11ч)


52/1

Радиоактивность. Модели атомов

- описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α- частиц строения атома



53/2

Радиоактивные превращения атомных ядер





-объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях;

- применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций



54/3

Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

- измерять мощность дозы радиоактивного фона дозиметром;

- сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением;

- работать в группе



55/4

Открытие протона и нейтрона

- применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций



56/5

Состав атомного ядра. Ядерные силы

- объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа



57/6

Энергия связи. Дефект масс

- объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс



58/7

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Лабораторная работа №7 « Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

- описывать процесс деления ядра атома урана;

- объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса;

-называть условия протекания управляемой цепной реакции



59/8

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.


- рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия;

- называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций



60/9

Биологическое действие радиации.

Закон радиоактивного распада.

- называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

- слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее»



61/10

Термоядерная реакция.

Контрольная работа №3 по теме

«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

- называть условия протекания термоядерной реакции;

- приводить примеры термоядерных реакций;

- применять знания к решению задач



62/11

Решение задач. Лабораторная работа №8

« Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9

« Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»




- строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени;

- оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона;

- представлять результаты измерений в виде таблиц;
- работать в группе



Тема 5.СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5ч)

63/1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

- наблюдать слайды или фотографии небесных объектов;
- называть группы объектов, входящих в Солнечную систему;

- приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток



64/2

Большие планеты Солнечной системы

- сравнивать планеты земной группы; планеты – гиганты;

-- анализировать фотографии или слайды планет



65/3

Малые тела Солнечной системы

-- описывать фотографии малых тел Солнечной системы



66/4

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

- объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд;

- называть причины образования пятен на Солнце;

- анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней



67/5

Строение и эволюция Вселенной

- описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом;

- объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной;

- записывать закон Хаббла



Повторение (1ч)

68/1

Повторение

- демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций;

- работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»