Тематическое планирование по физике, 9 класс (68ч, 2часа в неделю) |
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения |
план | факт |
Тема 1.Законы движения и взаимодействия тел (23 ч) |
1/1 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчёта. | - наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; - определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; -обосновывать возможность замены тележки ее моделью – материальной точкой – для описания движения | | |
2/2 | Перемещение. | - приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан путь | | |
3/3 | Определение координаты движущегося тела. | - определять модули и проекции векторов на координатную ось; - записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач | | |
4/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении | - записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; - доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; - строить графики зависимости vx=vx(t) | | |
5/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | - объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; - приводить примеры равноускоренного движения; -записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; -применять формулы = для решения задач, выражать любую из входящих в них величин через остальные | | |
6/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | -записывать формулы + t, vx=v0x + axt ,v=v0 at, читать и строить графики зависимости vx=vx(t); -решать расчетные и качественные задачи с применением указанных формул | | |
7/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | -решать расчетные задачи с применением формулы Sх(t) = V0xt + ахt2/2; - приводить формулу к виду sx = - доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнение x=x0+sx может быть преобразовано в уравнение х= х0 + V0x t + ахt2/2 | | |
8/8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | -наблюдать движение тележки с капельницей; -делать выводы о характере движения тележки; - вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за n-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-секунду | | |
9/9 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | - пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки; - определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; - по графику определять скорость в заданный момент времени; -работать в группе | | |
10/10 | Относительность движения. | - наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; - сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; - приводить примеры, поясняющие относительность движения | | |
11/11 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | - наблюдать проявление инерции; - приводить примеры проявления инерции; - решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона | | |
12/12 | Второй закон Ньютона | - записывать второй закон Ньютона в виде формулы; - решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона | | |
13/13 | Третий закон Ньютона | - наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; -записывать третий закон Ньютона в виде формулы; - решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона | | |
14/14 | Свободное падение тел | - наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве; - делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести | | |
15/15 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Лабораторная работа №2 « Измерение ускорения свободного падения». | - наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; - сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; - измерять ускорение свободного падения; - работать в группе | | |
16/16 | Закон всемирного тяготения | - записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения | | |
17/17 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | - из закона всемирного тяготения выводить формулу g= | | |
18/18 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | - приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; - называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; - вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле aц.с= | | |
19/19 | Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона | - решать расчетные и качественные задачи; -слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел»;- слушать доклад «Искусственные спутники Земли, задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы | | |
20/20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | - давать определение импульса тела, знать его единицу; - объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; - записывать закон сохранения импульса | | |
21/21 | Реактивное движение. Ракеты | - наблюдать и объяснять полет модели ракеты | | |
22/22 | Вывод закона сохранения механической энергии. | - решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии; - работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы» | | |
23/23 | Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | - Применять знания к решению задач | | |
Тема 2. Механические колебания и волны. Звук (12ч) |
24/1 | Колебательное движение. Свободные колебания. | - определять колебательное движение по его признакам; - приводить примеры колебаний; - описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; - измерять жесткость пружины или резинового шнура | | |
25/2 | Величины, характеризующие колебательное движение. | - называть величины, характеризующие колебательное движение; - записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; - приводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k | | |
26/3 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | Проводить исследование зависимости периода( частоты) колебаний маятника от длины нити; - представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; - работать в группе; - слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта « Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения» | | |
27/4 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | - объяснять причину затухания свободных колебаний; - называть условие существования незатухающих колебаний | | |
28/5 | Резонанс | - объяснять, в чем заключается явление резонанса; - приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних | | |
29/6 | Распространение колебаний в среде. Волны. | - различать поперечные и продольные волны; - описывать механизм образования волн; Называть характеризующие волны физические величины | | |
30/7 | Длина волны. Скорость распространения волны | - называть величины, характеризующие упругие волны; - записывать формулы взаимосвязи между ними | | |
31/8 | Источники звука. Звуковые колебания | - называть диапазон частот звуковых волн; - приводить примеры источников звука; - приводить обоснования того, что звук является продольной волной; - слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы | | |
32/9 | Высота,[ тембр] и громкость звука | - на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости - от амплитуды колебаний источника звука | | |
33/10 | Распространение звука. Звуковые волны | - выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; -объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры | | |
34/11 | Контрольная работа № 2 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | - применять знания к решению задач | | |
35/12 | Отражение звука. Звуковой резонанс | - объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты | | |
Тема 3. Электромагнитное поле (16ч) |
36/1 | Магнитное поле | - делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током | | |
37/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | - формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; - определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля | | |
38/3 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки | - применять правило левой руки; - определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; - определять знак заряда и направление движения частицы | | |
39/4 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | - записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике; - описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции | | |
40/5 | Явление электромагнитной индукции | - наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы | | |
41/6 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | - проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; Анализировать результаты эксперимента и делать выводы; - работать в группе | | |
42/7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | - наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом; - объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; - применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока | | |
43/8 | Явление самоиндукции | - наблюдать и объяснять явление самоиндукции | | |
44/9 | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор | - рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; - называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния; - рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении | | |
45/10 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | - наблюдать опыт по изучению и приему электромагнитных волн; - описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями | | |
46/11 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | - наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; - делать выводы; - решать задачи на формулу Томсона | | |
47/12 | Принципы радиосвязи и телевидения | - рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; - слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней» | | |
48/13 | Электромагнитная природа света | - называть различные диапазоны электромагнитных волн | | |
49/14 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. | Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; - объяснять суть и давать определение явления дисперсии | | |
50/15 | Типы оптических спектров. Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испусканий» | - - наблюдать сплошной и линейчатый спектры испускания; - называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; - работать в группах; - слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике» | | |
51/16 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров | - объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; - работать с заданиями, приведенными в разделе « Итоги главы» | | |
Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11ч) |
52/1 | Радиоактивность. Модели атомов | - описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α- частиц строения атома | | |
53/2 | Радиоактивные превращения атомных ядер | -объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; - применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций | | |
54/3 | Экспериментальные методы исследования частиц. Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | - измерять мощность дозы радиоактивного фона дозиметром; - сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; - работать в группе | | |
55/4 | Открытие протона и нейтрона | - применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций | | |
56/5 | Состав атомного ядра. Ядерные силы | - объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа | | |
57/6 | Энергия связи. Дефект масс | - объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс | | |
58/7 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №7 « Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | - описывать процесс деления ядра атома урана; - объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; -называть условия протекания управляемой цепной реакции | | |
59/8 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. | - рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; - называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций | | |
60/9 | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. | - называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; - слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее» | | |
61/10 | Термоядерная реакция. Контрольная работа №3 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | - называть условия протекания термоядерной реакции; - приводить примеры термоядерных реакций; - применять знания к решению задач | | |
62/11 | Решение задач. Лабораторная работа №8 « Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | - строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; - оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; - представлять результаты измерений в виде таблиц; - работать в группе | | |
Тема 5.СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5ч) |
63/1 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы | - наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; - называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; - приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток | | |
64/2 | Большие планеты Солнечной системы | - сравнивать планеты земной группы; планеты – гиганты; -- анализировать фотографии или слайды планет | | |
65/3 | Малые тела Солнечной системы | -- описывать фотографии малых тел Солнечной системы | | |
66/4 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд | - объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; - называть причины образования пятен на Солнце; - анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней | | |
67/5 | Строение и эволюция Вселенной | - описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; - объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной; - записывать закон Хаббла | | |
Повторение (1ч) |
68/1 | Повторение | - демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; - работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы» | | |