СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по географии для 6-11 классов школы для глухих детей

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по географии для 6-11 классов школы для глухих детей.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по географии для 6-11 классов школы для глухих детей»




4. Тематическое планирование.

6 класс.

Тема

Вид деятельности

Фразы на слух

Введение (4 часа).

1.

Организация наблюдений. Календарь погоды.

Зарисовка условных знаков календаря погоды.

Ежедневно, погода, календарь погоды, наблюдать за изменениями погоды и природы.

2.

Описание погоды. Экскурсия в осенний лес.

Сбор семян, плодов, листьев, мха, лишайников, грибов.

Коллекция, плоды, семена, экскурсия.

3.

Моя Родина – Россия.

Фронтальная беседа, сообщения учащихся.

Путешествовать по карте, границы, граничит, территория, омывается.

4.

Путешествие и открытие Земли.

Работа с картой и глобусом.

Справочник, атлас, кругосветное путешествие.

Планета - Земля. Изображение земной поверхности (22 часа).

5.

Земля – планета Солнечной системы.

Зарисовка Солнечной системы. Работа с глобусом.

Космос, шар-эллипс, ось-полюс.

6.

Вращение Земли вокруг ( своей оси ) Солнца.

Составление схемы, сопоставление.

Спутник Земли, околоземное пространство, наклон оси.

7.

Определение сторон горизонта.

Практическая деятельность

Направление, горизонты, стороны света.

8.

Путешествие вокруг Земли.

Практическая работа: «Путь Магеллана вокруг Земли».

Совершил кругосветное путешествие.

План местности (8 часов).

9.

Понятие о плане местности. Условные знаки.

Демонстрация планов школы, местности на таблицах.

Местность, горизонт, условные знаки, начертить.

10-11.

Масштаб.

Миллион, километр.

Масштаб, измерить расстояние.

12-13.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Тренинг с компасом

Компас, укажи направление.

14.

Изображение неровностей на плане.

Чертеж условных неровностей.

Кривая линия, изолиния

15.

Составление плана класса, плана школы.

Практическая работа.

Начертить план, уменьшить в 5 раз.

16.

Контрольная работа по теме «План местности».

Исправление ошибок.


Географическая карта (10 часов).

17.

Глобус – модель Земли. Масштаб. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Познакомить обучающихся с глобусом – моделью Земли.

Различие в изображении, погрешности.

18-19.

Географическая карта. Условные знаки.

Работа с глобусом. Практическая работа: «Измерение расстояния на глобусе и карте. Масштаб»

Экватор, северный и южный полюса, ось Земли, нулевой и начальный меридиан.

20.

Градусная сетка, долгота, параллели и меридианы.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Контурная карта, параллели, широта, долгота.

21-22.

Географические координаты.

Практическая работа «Определение координат».

Сравнить полушария, материки, океаны, точка находится.

23.

Изображения на географических картах высот и глубин.

Практическая работа «Определение координат города Нижнего Новгорода», работа со шкалой высот и глубин.

Как изображают, обозначают, высшая точка, шкала высот.

24-25.

Значение карт и планов. Обобщающий урок.

Работа с планами, топографическими картами, географическими картами.

Компас, синоптики, геологи, военные, строители, компьютерные карты, карты погоды.

26.

Контрольно-итоговый урок по теме «Географическая карта и план».



Литосфера(10 часов).

27.

Внутреннее строение Земли. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Объяснять особенности внутреннего строения Земли.

Внутреннее строение, мантия, магма, кора, шахты, образцы пород, скважина.

28.

Горные породы и минералы.

Практическая работа «Определение горных пород».

Осадочные, распространение, минералы, глубинные, магматические, обломочные, органические.

29.

Движение земной коры. Землетрясения.

Описание таблицы «Землетрясения».

Эпицентр, очаг землетрясения, сейсмический пояс, медленные колебания.

30.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

Работа с учебником и таблицами.

Кратер, газы, магма, отверстие, трещина, плавится, лава, действующие и потухшие вулканы.

31-32.

Рельеф земной коры. Горы.

Работа с текстом учебника, практические задания на контурной карте.

Горы, склон, подошва, вершина, горный хребет.

33-34.

Равнины.

Работа с атласом и картой.

Плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадина.

35.

Рельеф Нижегородской области.

Работа с атласом Нижегородской области.

Овраги, карьер, долина.

36.

Полезные ископаемые Нижегородской области.

Практическая работа «Свойства соли, песка, глины».

Строительные материалы, кирпич, обжигают, направление, протяженность.

Гидросфера (11 часов).

37.

Вода на Земле. Состав и свойства воды.

Показывать на карте океаны, моря. Называть их.

Покажи на карте полушарий … океан.

38.

Круговорот воды в природе

Составит схему круговорота воды в природе.

Вода испаряется, река впадает в …

39.

Мировой океан. Практическая работа «Описание моря».

Находить обозначение глубины океана, линию замерзания воды.

Остров, материк, пролив.

40.

Волны в океане, цунами, течения.

Находить на карте границы литосферных плит.

Землетрясение, цунами, стихийное бедствие.

41.

Подземные воды.

Находить подземные воды.

Пресная вода, соленая вода.

42.

Реки. Практическая работа «Описание реки».

Показывать на карте реки, исток, устье, притоки.

Река Волга, река Нил, река Обь.

43.

Озера.

Находить озера на карте.

Впадают в озеро …

44.

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Ледники.

Показывать каналы, водохранилища, ледники. Измерение снежного покрова.

Покажи на карте России…

Канал имени Москвы, Волго-Донский канал. Что соединяет Волго-Донский канал?

45.

Загрязнение гидросферы. Охрана и значение изучения гидросферы.



Покажи на карте водохранилище.

46.

Повторение темы. Обобщающая беседа по теме «Гидросфера».



47.

Контрольная работа по теме «Гидросфера».



Атмосфера (9 часов).

48.

Атмосфера: строение, значение, изучение. Практическая работа «Роза ветров в Нижнем Новгороде за год».

Умение построить чертеж, строить график.

Сколько дней дул ветер с запада?

49.

Температура воздуха. Практическая работа «Годовой ход температуры в Нижнем Новгороде».

Умение построить чертеж, строить график.

Сколько дней была пасмурная погода?

Солнечная погода?

50.

Атмосферное давление.

Научить пользоваться барометром.

Высокое давление, низкое давление.

51.

Водяной пар в атмосфере, облака.

Определять форму облаков.


52.

Атмосферные осадки.

Различать виды осадков.

Метеостанция, наблюдения, прогноз погоды.

53.

Погода, ветер, значение ветра.

Определять виды ветров по описанию.

Стихийное бедствие.

54.

Климат. Распределение солнечного тепла и света на Земле.

Находить условные знаки на климатической карте. Работать с климатической картой: определять температуру, давление, ветер, количество осадков, климатические пояса.

Температура, ветер, давление.

55.

Причины, влияющие на климат. Повторение темы «Атмосфера».



56.

Контрольная работа.



Биосфера (4 часа).

57.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Уметь работать со схемой «Биосфера» и учебником (стр. 142.)

Необходимые условия.

Благоприятные условия.

58.

Природные зоны Земли.

Знать, какие бывают природные зоны.

Тайга, тундра, лиственный лес.

59.

Организмы в Мировом океане.

Изучить Мировой океан.

Мировой океан.

60.

Контрольная работа «Биосфера».



Население Земли. Повторение и обобщение пройденного материала. (8 часов).

61.

Человечество – единый биологический вид.

Познакомиться с основными расами на Земле.

Человечество, расы, европеоиды, негроиды, монголоиды.

62.

Численность населения Земли.

Определять по карте численность населения.

Численность, рождаемость, смертность, миграции.

63.

Основные типы населенных пунктов.

Уметь различать типы населенных пунктов.

Населенные пункты, города, села.

64.

Человек – часть биосферы.

Уметь составить рассказ по данной теме.

Биосфера, ноосфера.

65.

Стихийные природные явления.

Познакомиться с некоторыми опасными явлениями природы.

Землетрясения, извержение вулкана, наводнение, смерч, ураган.

66.

Календарь погоды.

Уметь наблюдать за погодой, описывать погоду.

Сегодня температура воздуха …

Погода …

67.

Экскурсия по изучению природного комплекса на озеро Щелковского хутора.

Изучение ПК водоема, берега, глубины, длины, состава.

Берег, Щелковский хутор

68.

Оформление коллекций.

Уметь собирать коллекции.

Коллекция – это …



7 класс.

Тема

Вид деятельности

Фразы на слух.

Введение (4 часа).

1.

Что изучает география материков и океанов?

Работа с учебником

Части света, материки, континенты.

2.

Географическая карта – источник знаний. Масштаб, разномасштабность.

Практическая работа «Определение расстояний между точками на карте».

Природные пояса, высота гор, глубина океанов. На какие вопросы отвечает карта?

3.

Как люди открывали и изучали Землю?

Беседа

Древний мир, античный мир, средние века, эпоха Великих открытий, научные экспедиции.

4.

Многообразие карт.

Работа с атласом и контурными картами.

Условные знаки, назначение карты, масштаб.

Земля – уникальная планета (23 часа).

Литосфера. Строение Земли (4 часа).

5.

Литосфера. Строение Земли. Движение материков.

Работа с учебником.

Кора, образование Земли и планет, плиты литосферы.

6.

Рельеф и полезные ископаемые.

Беседа.

Горы, плоскогорья, равнины, низменности.

7.

Происхождение Земли.

Работа с учебником.

Землетрясения, извержения вулканов, действующие вулканы, мантия, ядро.

8.

Практическая работа на контурной карте «Вулканы и землетрясения».

Практическая работа

Землетрясения, извержение вулкана, ядро, мантия.

Атмосфера и климаты Земли (6 часов).

9.

Роль атмосферы в жизни Земли.

Ответы на вопросы в учебнике.

Колебания температуры, состав атмосферы, парниковый эффект, взаимосвязь.

10.

Климатические карты.

Работа с картами

Условные знаки, изолинии, стрелки.

11.

Климатообразующие факторы.

Работа с картами, ответы на вопросы учителя.

Поверхность, рельеф, воздушные массы, осадки, радиация.

12.

Климаты Земли.

Беседа, работа с картой.

Распределение температуры, осадков, воздушных масс, давления.

13.

Опасные природные явления в атмосфере.

Работа с рассказом учителя, по табличкам.

Гроза, тайфуны, ураганы, пылевые бури, снегопады, гололед.

14.

Практическая работа «Обозначение на контурной карте климатических поясов и их характеристики».

Практическая работа.

Арктический, антарктический, умеренный, субтропический, тропический и экваториальный пояса.

Гидросфера. Мировой океан. (7 часов).

15.

Воды Мирового океана.

Беседа.

Твердая, жидкая, газообразная.

16.

Течения в Мировом океане.

Работа с учебником и картами.

Айсберги, цунами, круговорот воды в природе.

17.

Океан как среда жизни.

Работа с картинками в учебнике.

Млекопитающие, рыбы, моллюски, членистоногие, планктон.

18.

Тихий океан.

Беседа. Работа с картой.

Береговая линия, моря, живые организмы.

19.

Индийский океан.

Беседа. Работа с картой.

Острова, полуострова, проливы, заливы.

20.

Северный Ледовитый океан.

Беседа. Работа с картой.

Северный Морской путь.

21.

Атлантический океан.

Беседа. Работа с картой.

Течения в океане, Гольфстрим.

Географическая оболочка Земли. (6 часов).

22.

Круговорот веществ и энергии.

Беседа. Работа с вопросами в учебнике.

Биосфера – наш дом, взаимопроникновение почвы, воды, воздуха, живых организмов.

23.

Строение географической оболочки.

Работа с картинками в учебнике.

Географическая оболочка.

24.

Природные комплексы.

Беседа.

Круговорот органических веществ, цепи питания.

25.

Зональность. Природные зоны.

Ответы на вопросы по рассказу.

Экология, природные комплексы, почвенный покров, образование почвы, широтная зональность, смена поясов.

26.

Высотные пояса в горах.

Работа с картой.

Горы, высотный пояс.

27.

Контрольная работа.



Население Земли (3 часа).

28.

Человечество на Земле.

Работа с учебником.

Численность населения.

29.

Религии мира. Страны мира.

Работа с картинками в учебнике, показ иллюстраций.

Религии, христианство, мусульманство, буддизм.

30.

Игра-путешествие по странам мира.

Игра по политической карте мира.

Политическая карта мира.

Материки и страны (35 часов).

Африка (12 часов).

31.

Географическое положение. История исследования.

Уметь рассказать по карте.

Какой материк мы изучаем ?

32.

Географическое положение Африки. Практическая работа.

Определение протяженности по масштабу.

Самая крайняя южная точка Африки расположена…

33.

Рельеф Африки. Полезные ископаемые.

Знать условные обозначение.

Это нефть. Это алмазы. Это…

34.

Климат Африки.

Определение границ климатических поясов.

Назови климатические пояса.

35.

Внутренние воды Африки.

Нахождение на карте истока и устья реки

Самая длинная река в мире - …

36.

Природные зоны.

Описание флоры по зоогеографической карте Африки.

Баобабы, лианы, пальмы, кактусы.

37.

Природные зоны.

Описание фауны по зоогеографической карте Африки.

Жираф, зебра, лев, слон, бегемот, крокодил.

38.

Население и политическая карта Африки.

Определять граничащие государства.

Север, юг, запад, восток.

39.

Страны Африки. Алжир.

Описание страны по плану.

На каком языке разговаривают.

40.

Страны Африки. ЮАР.

Умение самостоятельно описывать страну по картам

Граничит с другими государствами.

41.

Повторение и обобщение темы. План рассказа о стране.



42.

Контрольная работа «Африка».



Австралия и Океания (8 часов).

43.

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Австралия. Географическое положение и исследование материка.

Определять расстояние по карте.

Материк омывается океанами…

44.

Рельеф. Полезные ископаемые.

Находить условные обозначения полезных ископаемых.

Добывают полезные ископаемые.

45, 46, 47.

Климат. Внутренние воды. Природные зоны.

Находить внутренние воды, природные зоны по карте.

Куда впадает река?

48.

Население Австралии.

Работа с текстом, описание коренных народов Австралии.

Коренной народ – аборигены

49.

Океания.

Находить на карте Океанию.

Острова, проливы.

50.

Контрольная работа.



Южная Америка (12 часов).

51.

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Географическое положение и исследование Южной Америки.

Научить приемам определения географического положения материка.

Граничит, омывается, расположен.

52.

Географическое положение Южной Америки. Практическая работа: определение крайних точек материка.

Отмечать крайние точки материка на контурной карте.

Контурная карта, крайние точки, мыс.

53.

Рельеф и полезные ископаемые.

Показывать крупные формы рельефа.

Месторождения полезных ископаемых.

54, 55.

Климат и внутренние воды Южной Америки.

Показывать реки, водопады. Определять высоты.

Самый высокий водопад, самая полноводная река.

56,57.

Природные зоны. Животный и растительный мир.

Узнавать животных Южной Америки.

Тропический лес, экваториальный лес, саванна, пампа.

58.

Население, быт народов. Политическая карта Южной Америки.

Страны и их столицы

Обозначить на контурной карте

Названия стран: Бразилия, Аргентина, Перу, Чили.

59.

Бразилия. Практическая работа.

Усвоить знания о быте индейцев.

Индустриальная страна, сельскохозяйственная страна, карнавал.

60.

Андские страны.

Сформировать представление об основных странах южной Америки, познакомить с их основными характеристиками.

Расы, плотность населения.

61.

Повторение и обобщение темы «Южная Америка».



62.

Контрольная работа «Южная Америка».



Антарктида (3 часа).

63.

Антарктида. Географическое положение и исследование.

Определить географические координаты нахождения начального меридиана.

Южный полюс, айсберг, экспедиция, полярная станция.

64,65.

Обитатели Антарктиды.

Сформировать образ растительного и животного мира Антарктиды.

Пингвин, тюлень, колония.

География родного края (3 часа).

66.

Нижегородская область на карте России. Границы области.

Знать о границах области.

Севернее, южнее, протянулась.

67.

Города, реки области.

Находить города и реки области на карте.

Расположены, текут

68.

Нижний Новгород – достопримечательности.

Знать о достопримечательностях нашего города.

Туристический маршрут по городу.











8 класс.

Тема

Вид деятельности

Фразы на слух

Материки и страны (68 часов).

Северная Америка(17 часов).

1.

Географическое положение Северной Америки.

Работа с картой, атласом.

Широта, долгота, северное полушарие, западное полушарие.

2.

Географическое положение Северной Америки. Определение протяженности с севера на юг и с запада на восток. Географические координаты.

Практическая работа на контурной карте.

Обозначить государственную границу. Омывает, граничит, протяженность.

3.

История открытия и исследования материка.

Работа с текстом учебника.

Испанцы, рабовладельцы, независимость.

4-5.

Рельеф и полезные ископаемые.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Условные знаки, месторождения, руды металлов, добывают, полезные ископаемые.

6.

Природные богатства США, Канады, Мексики.

Практическая работа.

Старые горы, мировые запасы, золотые прииски, лесозаготовка, бумага, пшеница.

7.

Определение крайних точек материка. Номенклатура материка.

Практическая работа на контурной карте.

Крайние точки, мыс, канал.

8.

Внутренние воды Северной Америки

Работа с текстом учебника и атласом.

Колорадо, Великие озера, Ниагарский водопад.

9.

Климат Северной Америки.

Работа с климатическими картами и текстом учебника.

Торнадо, смерч, климатические пояса.

10, 11.

Природные зоны Северной Америки.

Фильм «Национальные парки США».

Расположены.

12.

Соединенные Штаты Америки

Практическая работа «Описание государства по плану»

ООН, штаты, доллар, президент.

13, 14.

Канада и Мексика.

Самостоятельная работа.

Сравнительная характеристика, эмиграция, иммиграция.

15.

Итоговый обобщающий урок по теме «Северная Америка».



16.

Контрольная работа по теме «Северная Америка».



17.

Путешествие по карте.

Исправление ошибок, тестирование.


Евразия. Основные черты природы материка. Страны(51 час).

18.

Евразия. Географическое положение.



19.

Евразия. Географическое положение.



20.

Евразия на контурной карте. Практическая работа.

Работа с контурной картой и атласом по теме «Географическая номенклатура».

Обозначить, пунктирная линия, условные знаки.

21.

Открытие и исследование материка Евразия.

Работа с настенной картой, с текстом учебника.

Исследователи, путешественники, первооткрыватели.

22.

Рельеф. Границы между Европой и Азией.

Работа на контурной карте.

Проходит, разделяет, соединяет.

23.

Рельеф. Полезные ископаемые.

Работа на контурной карте.

Рудные, горючие, залежи, недра, используют, экологические проблемы.

24, 25.

Климат. Климатические пояса.

Работа с текстом учебника и климатическими картами атласа, работа с контурной картой.

Арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный пояса.

26, 27.

Внутренние воды Евразии. Океаны, моря, озера, мерзлота, реки Евразии.

Познакомиться с внутренними водами, их распределением. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота. Работа на контурной карте.

Самое глубокое озеро, глубина, протяженность.

28, 29.

Природные зоны материка Евразия.

Познакомиться с природными зонами. Расположе­ние и характеристика природных зон. Высотные пояса в Ги­малаях и Альпах. Работа на контурной карте.

Истреблены, вырублены, исчезли, заповедники, тропические растения.

30, 31.

Животный мир Евразии. Растительный мир Евразии.

Познакомиться с растительным и животным миром Евразии. Работа с текстом учебника, атласом, иллюстрациями из приложения к учебнику.

Приспособленность к климатическим условиям.

32.

Контрольная работа «Природа Евразии».



33.

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Население и политическая карта Евразии.

Работа с текстом учебника, комплексной и политической картой Евразии.

Государства Европы, граничит, водная граница, сухопутная граница.

34.

Население и политическая карта Евразии.

Работа на контурной карте.

Государства Европы, граничит, водная граница, сухопутная граница.

35.

Население и политическая карта Евразии. Практическая работа.

Работа с политической картой.

Государства Азии, граничит, водная граница, сухопутная граница.

36.

Страны Северной Европы.

Работа с контурной картой.

Назови столицу…

37.

Скандинавские страны. Норвегия, Швеция, Финляндия.

Описывать по плану.

Покажи на карте…

38.

Страны Западной Европы.

Находить страны Западной Европы на карте.

Какие государства граничат с …

39.

Великобритания.

Рассказывать по плану, используя карты атласа.

Расскажите о Великобритании по плану.

40.

Франция.

Описание страны.

Назови столицы государств.

41.

Германия.

Описание страны. Рассказ о Германии.

Столица Германии. Немцы.

42.

Страны Восточной Европы. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия.

Работа с политической картой.

Какие страны относятся к Скандинавским странам?

43.

Страны Балтии. Эстония, Латвия, Литва.

Работа с контурной картой.

Балтия. Перечисли страны Балтии. Покажи Балтийское море.

44.

Белоруссия.

Сравнительная характеристика. Описание страны.

Столица Белоруссии. Белорусы.

45.

Украина.

Самостоятельная работа.

Покажи морские и сухопутные границы Украины.

46.

Молдавия.

Описание страны.

Столица Молдавии…

47.

Страны Южной Европы.

Обозначить страны на карте.

Назови страны Южной Европы.

48.

Италия. Городской пейзаж. Итальянский городской пейзаж. Рисование по представлению на тему (карандаш, акварель).

Описание страны.

Полуостров похож на…

Столица Италии…

Остров Сицилия.

49.

Обобщающий урок по теме «Страны Европы».



50.

Контрольная работа «Описание страны по плану»



51.

Работа над ошибками. Страны Закавказья.

Словарная работа. Работа с текстом.

Гора Арарат. Закавказье. Кавказцы. Горы Кавказ.

52.

Армения.

Изготовление альбома.

Столица Армении…

Армяне.

53.

Грузия.

Составление рассказа о стране по плану.

Столица Грузии…

Тропический климат. Батуми.

54.

Азербайджан.

Характеристика страны по плану.

Столица Азербайджана…

Каспийское море. Граничит с государствами…

55.

Обобщающий урок по теме «Страны Закавказья».



56.

Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

Знать о бывших республиках СССР.

Пастбища, хлопок, быт, кухня, культура.

57.

Монголия.

Называть народы, проживающие в странах Азии

Земледелие, скотоводство, искусственное орошение.

58.

Государства Юго-Западной Азии: Турция, Оман, Иран, Саудовская Аравия

Называть народы Азии.

Персы, турки, арабы, евреи, грузины.

Мусульманство, мечеть, скотоводство.

59, 60.

Страны Восточной Азии. Китай.

Китай. Первооткрыватель фарфора, бумажных денег, зонта, термоса, 400 сортов чая.

Крупнейшая по площади. 1 место по численности населения.

61, 62.

Япония.

Описывать по климатической карте. Климат Японии.

Самая развитая страна мира.

63.

Страны Южной Азии. Индия.

Сформировать у обучающихся представление о жизни народов Южной Азии на примере Индии.

Индия, Ганг, сари, хинди, Нью-Дели.

64.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Познакомиться с особенностями быта жителей Юго-Восточной Азии на примере Индонезии.

Индонезия, Джакарта, Ява, Суматра, Калимантан, Новая Гвинея, лиана-ротанг.

65.

Повторение и обобщение темы «Страны Азии»



66.

Контрольная работа по теме «Страны Азии»



67.

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Особенности географической оболочки.

Познакомить учащихся с основными закономерностями географической оболочки.

Целостность, зональность, ритмичность, географическая оболочка.

68.

Взаимодействие природы и общества.

Сформировать у обучающихся понимание взаимосвязи всех компонентов природы и необходимости бережного к ней отношения.

Природные богатства, истощение ресурсов, изменение природы человеком, Красная книга.





9 класс.

Тема

Вид деятельности

Фразы на слух

Особенности географического положения России (11 часов).

1.

Россия на карте мира.

Работа с текстом учебника и атласом.

Границы России, крайние точки материка, соседние страны.

2.

Географическое положение России. Практическая работа «Определение координат крайних точек России»

Работа с атласом и контурной картой.

Крайние точки, координаты, сухопутные и водные границы.

3.

Границы России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте пограничных государств».

Работа с атласом и контурной картой.

Соседи России, границы России, сухопутные и водные границы.

4.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа «Решение задач на определение поясного времени».

Работа с атласом и текстом учебника.

Местное время, поясное время, разница во времени, нулевой меридиан, линия перемены дат.

5, 6.

Формирование территории России. Наша область на карте России.

Работа с учебником и атласом Нижегородской области.

История России, изменение границ, Нижегородская область.

7.

Географическое изучение территории России.

Работа с текстом учебника.

Современные исследования.

8.

Географическое изучение территории России. Открытия и исследования.

Работа с текстом учебника.

Этапы географических исследований России.

9.

Сравнение России с другими государствами по географическому положению и размерам. Проблемы государства и их решение.

Анализ текста учебника, таблиц, анализ и сравнение карт атласа.

Размеры государств, географическое положение, горячие точки России.

10.

Итоговый обобщающий урок по теме «Пространства России»



11.

Проверочная работа «Пространства России»



Природа России (49 часов).

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (4 часа).

12.

Строение земной коры на территории России. Геологическое строение Нижегородской области.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Движение земной коры, горные породы, землетрясения.

13.

Особенности рельефа России. Практическая работа «Взаимосвязь рельефа и месторождений полезных ископаемых».

Работа с картами атласа.

Формы рельефа, горы, равнины, зависимость рельефа и условий жизни.

14, 15.

Современное развитие рельефа. Стихийные явления и меры безопасности.

Работа с картами атласа и текстом учебника.

Тектонические движения, наводнения, оползни, провалы.

16.

Практическая работа «Рельеф Нижегородской области».

Работа с атласом Нижегородской области.

Равнины, возвышенности, низменности.

Климат и климатические ресурсы (7 часов).

17.

Климат России. Факторы, влияющие на климат.

Умение определять факторы формирования климата отдельных регионов России; по картам определять закономерности распределения основных климатических показателей на территории России.

Рельеф, поверхность, радиация, испарение.

18.

Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов.

Воздушные массы, циклон, антициклон, атмосферный фронт.

19.

Распределение температуры и осадков

Научиться с помощью карт определять температуру, количество осадков.

Циркуляция, синоптики, предсказания погоды, по приметам.

20.

Типы климатов нашей страны.

Познакомиться с типами климатов России, научиться по карте определять закономерности размещения климатических поясов на территории России.

Арктический, субарктический, умеренный, муссонный, высокогорный климат.

21.

Климат и человек.

Познакомиться с влиянием климата на жизнедеятельность человека.

Агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические явления.

22.

Итоговый урок по теме «Климат России».



23.

Контрольная работа по теме «Климат России».



Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов).

24.

Реки. План описания реки.

Уметь называть и показывать крупнейшие реки России; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов по плану.

Исток, устье, русло, притоки, бассейн, впадает.

25, 26.

Озера, болота, ледники. Многолетняя мерзлота и подземные воды.

Уметь называть и показывать крупнейшие озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов.

Дождевое, снеговое, смешанное питание, сточные, бессточные, пресные, соленые.

27.

Человек и вода.

Познакомиться с ролью воды в жизни человека; водными ресурсами России. Научиться оценивать влияние деятельности человека на водные ресурсы, познакомиться с мерами по их охране и восстановлению. Называть стихийные явления, связанные с водой.

Водные ресурсы, охрана, строительство ГЭС, орошение, сели, наводнения.

28.

Проверочная работа по теме «Внутренние воды».



29.

Практическая работа «Реки, озера, водохранилища, болота, подземные воды нашей области».

Научиться называть и показывать на карте водные объекты Нижегородской области.

Шлюзы, плотина, уровень воды, паводок, ледоход, наводнения.

30.

Описание реки Волги по плану.

Научиться давать характеристику водному объекту (река) по плану, используя все имеющиеся источники (учебник, карты атласа).

Исток, устье, рукава, обитатели водоемов, орошение, осушение, торфоразработки, заповедник, браконьеры, осетровые рыбы, судоходство.

Почва и почвенные ресурсы (6 часов).

31.

Почвы. Образование и разнообразие.

Работа с текстом.

Черноземы, плодородные почвы.

32.

География почв России.

Работа с картой.

Бурые, суглинки, серые почвы, удобрения, органические, химические.

33.

Почва и урожай.

Работа с картой.

Зональное размещение почв, земледелие, земельные ресурсы.

34.

Рациональное использование и охрана.

Работа с картой.

Гумус, перегной, разумное, мелиорация.

35.

Почвы Нижегородской области.

Работа с почвенной картой Нижегородской области.


36.

Обобщающий урок по теме «Почва».



Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (8 часов).

37.

Растительность и животный мир России.

Работа с атласом и текстом учебника.


38.

Разнообразие растений (по природным зонам).

Работа с различными источниками.

Смешанные леса, лиственные леса, тайга.

39.

Разнообразие животных (по природным зонам).

Видеофильм «Природные зоны».

Флора, фауна, обитатели леса, степей, тундры.

40.

Биологические ресурсы, их использование.

Работа с учебником.

Древесина, продукты питания, кормовая база животных.

41.

Охрана природы. Заповедники.


Керженский заповедник, охраняемая территория.

42.

Описание представителей флоры и фауны. (Береза. Бурый медведь.)

Практическая работа «Описание березы и медведя».

Береста, художественные промыслы, резьба по дереву.

43.

Растительный и животный мир Нижегородской области.

Практическая работа «Составление списка охраняемых животных».

«Красная книга», исчезающие виды.

44.

Проверочная работа по теме «Растительный и животный мир Нижегородской области».



Природные зоны (10 часов).

45.

Природно-хозяйственные зоны. ПТК.

Работа с картой.

Природная зона, зависимость от тепла, света, влажности.

46.

Арктика.

Работа с картами, атласом, таблицами.

Ледяная зона, Арктика, рыболовство, промысел пушных зверей.

47.

Субарктика.


Тундра, полярная ночь, день, мхи, лишайники, многолетняя мерзлота, северные олени, лесотундра.

48.

Таежная зона.

Гербарий, текст учебника, фрагменты видеофильма.

Хвойные деревья, суровый климат, деревозаготовки, древесина.

49.

Болота.

Гербарий, карты атласа.

Осушение, мелиорация, торф, мох.

50, 51.

Зона смешанных и широколиственных лесов.

Муляжи, гербарий, карта природных зон Нижегородской области.

Ландшафты, культурный, сельскохозяйственный.

52.

Обобщающий урок по теме «Природные зоны России».



53.

Высотная поясность в горах.

Сформировать понятие высотной поясности, от чего она зависит и как проявляется в разных горах.

Высотная поясность, нивальный пояс, альпийские луга.

54.

Человек и горы.

Сформировать представление о том, какими видами хозяйственной деятельности занимаются люди в горах и как горы влияют на жизнь людей.

Террасы, горная болезнь, лавины, сели.

Природные условия и ресурсы России (5 часов).

55.

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Познакомиться с понятиями природной среды, исчерпаемых и неисчерпаемых природных ресурсов, природопользование.

Природная среда, природные условия, природные ресурсы, исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые, природопользование.

56.

Рациональное использование природных ресурсов.

Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости рационального использования природных ресурсов, познакомиться с альтернативными источниками энергии.

Альтернативные источники энергии, приливная электростанция, геотермальная энергия, рекреационные ресурсы.

57, 58.

Охрана природы и охраняемые территории. Особо охраняемые территории Нижегородской области.

Сформировать у обучающихся убеждение в необходимости охраны природы, познакомить их с видами особо охраняемых территорий.

Охрана природы, заповедник, заказник, национальный парк,

59.

Контрольная работа по теме «Природные ресурсы».



Население России. (9 часов).

60.

Численность населения.

Познакомиться с естественным и механическим движением населения, причинами, на них влияющими.

Рождаемость, смертность, демография, естественное движение, механическое движение населения, демографический кризис.

61.

Воспроизводство населения.

Познакомиться с разными типами воспроизводства.

Воспроизводство населения, традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства.

62.

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).

Познакомиться с половой структурой населения России.

Половой состав, образ жизни, самосохранительное поведение.

63.

Возрастной состав населения России.

Познакомиться с возрастной структурой населения России.

Возрастной состав, трудоспособный возраст, половозрастная пирамида.

64.

Население Нижегородской области.

Познакомиться с половозрастной структурой населения Нижегородской области.


65.

Практическая работа «Население Нижегородской области».

Работа с атласом, контурной картой и диаграммами по теме «Население Нижегородской области».


66.

Миграции населения.

Познакомиться с понятием миграции, ее видами.

Миграция, адаптация, миграционная подвижность.

67.

Внешние миграции.

Понятие сальдо миграции, основные причины и направления миграции.

Мигрант, сальдо миграции, экономические причины, политические причины.

68.

Территориальная подвижность населения.

Познакомиться с причинами передвижения населения, видами территориальной подвижности.

Подвижность населения, суточный цикл, недельный цикл, годичный цикл.



10 класс.

Тема

Вид деятельности

Фразы на слух

Население России. (24 часа).

1.

Население России.

Работа с учебником

Гражданская война, ВОВ, демографический кризис.

2.

Воспроизводство населения.

Работа с таблицами и статистическим материалом.

Смертность, рождаемость, естественная убыль.

3.

Движение населения.

Работа с учебником и атласом.

Продолжительность жизни.

4.

Естественный прирост населения.

Анализ таблиц.

Демографический кризис, несчастный случай, опасные профессии, «горячие точки».

5.

Мужчины и женщины. Половозрастной состав.

Работа с таблицами.

Долгожители, алкоголизм, наркомания, низкий уровень жизни.

6.

Миграция населения.

Конспектирование.

Миграция.

7.

Этнический состав населения.

Работа с атласом и учебником.

Многонациональное государство, национальность, этнос.

8.

Карта народов России.

Работа с атласом.

Право, суверенитет, автономия.

9.

Основные языковые группы и семьи.

Работа с учебником.

Межнациональное общение, языковые группы, семьи.

10.

Русский язык и его значение.

Конспектирование.

Самобытность, культура, традиции, обычаи, быт.

11.

Контрольная работа «Население России».



12.

Культура и религия в России.

Лекция. Работа с учебником.

Конфликты, террористические действия.

13.

Межнациональные проблемы.

Рассказ.

Христианство, ислам, буддизм, православие, мусульманство.

14.

Практическая работа «Население России».

Работа на контурной карте.

Диаграмма, статистика, средние показатели, перепись населения.

15.

Административный состав России.

Работа с картой и атласом.

Диаграмма, статистика, средние показатели, перепись населения.

16.

Работа со статистическим материалом и таблицами.

Заполнение таблиц. Практическая работа.

Диаграмма, статистика, средние показатели, перепись населения.

17.

История освоения и заселения территории.

Работа с текстом учебника и историческими картами России.

Империя, открытия, освоение, вошли в состав России.

18.

Плотность населения.

Самостоятельная работа с учебником.

Средняя плотность, на 1 км².

19.

Города России.

Практическая работа.

Областные, краевые, столицы, города-миллионеры.

20.

Сельское и городское население.

Работа с атласом Нижегородской области.

Аул, село, деревня, станица, хутор.

21.

Урбанизация. Расселение населения.

Работа на контурной карте.

Урбанизация, основная зона расселения, городской образ жизни.

22.

Что можно узнать по атласу и карте населения России?

Работа с атласом и картой.

Плотность населения на 1 км², крупнейшие городские агломерации.

23.

Контрольная работа.



24.

Сельская Россия. Почему села умирают?

Работа с атласом Нижегородской области.

Безработица, продовольственная зависимость.

География своей республики (края, области) (7 часов).

25.

Нижегородская область. Географическое положение. Административная карта.

Работа с атласом Нижегородской области.

Север области, находится на Дятловых горах, заречная часть, нагорная часть города, юг области.

26.

Нижегородская область. Города.

Практическая работа «Города области».

Дзержинск, Бор, Кстово, Арзамас, Выкса, Павлово, Городец, Заволжье.

27.

Нижегородская область. Села и районы.

Работа с атласом Нижегородской области.

Кстовский район, Доскино, Княгининский район...

28.

Нижегородская область. Этнический состав и религии.

Работа с атласом Нижегородской области.

На юге области живут татары, мордва. Чуваши. На севере области есть староверы.

29.

Численность населения.

Работа с атласом Нижегородской области.

Численность населения.

30.

Нижний Новгород. Рассказ о городе.

Работа с историческим материалом, материалом из интернета.

Основан, Юрий Долгорукий, Нижегородский Кремль.

31.

Практическая работа «Нижегородская область».

Работа с контурной картой.






Хозяйство России (34 часов).

32.

Понятие о хозяйстве, экономике.

Работа с учебником, таблицей.

Предприятие.

33.

Этапы развития хозяйства.

Работа с таблицами.

Назови отрасли сельского хозяйства. Рыночные отношения.

34.

Географическое районирование.

Работа с картами учебника.

Назови отрасли промышленности. Административное деление. Федеральные округа.

35.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Работа с текстом учебника.

Сельское хозяйство. Лесное хозяйство.

36.

Сельское хозяйство. Животноводство.

Составление схемы.

Какие отрасли составляют животноводство?

Лес, вода, почва, воздух.

37.

Сельское хозяйство Нижегородской области.

Составление диаграммы.

Какие отрасли составляют растениеводство?

Отрасли, земледелие, зерновые.

38.

Агропромышленный комплекс. Легкая промышленность.

Составление конспекта.

Комбайны, трактора, хранение.

39.

Пищевая промышленность.

Работа со статистическим материалом.

Перечисли отрасли пищевой промышленности. Крахмал, спирт, чаеводство.

40.

Легкая и пищевая промышленность Нижегородской области.


Мясное и молочное скотоводство.

41.

Лесной комплекс. ЛПК.

Работа с таблицами в учебнике.

Что делают из древесины?

ДВП, ДСП, фанера.

42.

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность.

Работа с картами атласа.

База, месторождение, транспортировка, ЖКХ.

43.

Угольная промышленность.

Работа с картами учебника и атласа.

Шахта.

44.

Нефтяная промышленность.

Составление докладов на тему.

Назови отрасли топливной промышленности.

45.

Газовая промышленность.


Покажи на карте …

46.

Электроэнергетика. Практическая работа «Электроэнергетика России»

Работа на контурной карте.

Покажи на карте гидроэлектростанции, атомные, тепловые.

47.

Типы электростанций, их размещение. Проблемы и перспективы.

Работа с текстом.

ЕЭС-расход, распределение и перераспределение, ГЭС, ТЭС, АЭС.

48.

Повторение и обобщение знаний по теме «Электроэнергетика России».



49.

Металлургический комплекс. Состав комплекса. Практическая работа «Определение факторов размещения производства меди и алюминия».


Назови цветные металлы. Назови черные металлы. Комплекс.

50.

Черная металлургия. География черной металлургии.


Передельная металлургия, трубопрокатный.

51.

Цветная металлургия. Проблемы и перспективы развития. Охрана окружающей среды. Практическая работа «Металлургическая база Урала».


Обогащение руды, близость к электростанциям.

52.

Повторение и обобщение знаний по теме «Металлургия России».



53.

Химико-лесной комплекс: география, ресурсы, отраслевой состав, факторы размещения.

Самостоятельная работа с атласом

Утилизация, комплексное использование сырья.

54.

Машиностроительный комплекс. Состав, значение и связь с другими межотраслевыми комплексами.

Познакомиться с машиностроительным комплексом, его составом и значением в хозяйстве страны.

Машиностроение, «Красное Сормово», паровозы, пароходы, мосты, дизельные двигатели.

55.

Химическая промышленность.

Отрасли химической промышленности

Полимеры, удобрения, сырье.

56.

Транспорт.

Сформировать у учащихся представление о видах транспорта, научиться сравнивать различные виды транспорта между собой.

Виды транспорта, электронный транспорт, транспортная сеть, порты.

57.

Информационная инфраструктура.

www – всемирная паутина. Мобильная и сотовая связь. Факс, электронная почта. Интернет. Получение – обработка – передача – потребление.

Информация, ресурс.

58.

Сфера обслуживания.

Сформировать у обучающихся представление о сфере обслуживания, о видах предприятий, входящих в состав сферы обслуживания.

Телекоммуникация, образ жизни.

59.

Практические задания на контурной карте. Центры топливно-энергетического комплекса.

Сформировать представление об основных центрах ТЭК, отмечать их на карте.

Месторождения, бассейн.

60.

Практические задания на контурной карте. Центры машиностроения.

Сформировать представление об основных центрах машиностроения, отметить их на карте.

Машиностроение, автомобилестроение, конструкционные материалы.

61.

Практические задания на контурной карте. Центры лесного и лесохимического комплекса.

Отметить на карте основные центры лесного и лесохимического комплекса.

Древесина, деревообработка.

62.

Практические задания по теме «Состав сферы услуг и размещение ее предприятий».

Работа с таблицей учебника ( стр. 78)

Туризм, рекреационные ресурсы.

63.

Рекреационное хозяйство.

Познакомить с понятием рекреационные ресурсы, виды туризма.

Туризм, рекреационные ресурсы, экологический туризм.

64.

Территориальное (географическое) разделение труда.

Сформировать представление о географическом разделении труда, его причинах и отраслях специализации.

Разделение труда, отрасли специализации.

65.

Практическая работа «Географические районы», «Экономические районы», «Федеральные округа».

Познакомиться с основными принципами районирования территории, отметить на карте экономические районы и федеральные округа.

Экономический район, федеральный округ.

66, 67.

Восточно-Европейская часть России.

Дать характеристику географического положения Восточно-Европейской части России.

Географическое положение, рельеф, климат, речная система.

68.

Волга.

Дать характеристику реки Волги по основным пунктам плана «Описания реки».




11 класс.

Тема

Вид деятельности

Фразы на слух

Северо-Запад (6 часов).

1.

Географическое положение на карте России.

Работа с учебником и картами атласа.

Выгодное, удобное положение, географическое положение.

2.

Географическое положение. Природа.

Работа с учебником и картами атласа.

Низменный рельеф, переувлажнение, зарубежные страны.

3.

Санкт-Петербург – промышленно-экономическая характеристика.

Работа с текстом учебника.

Морской, рыболовный, военный флот. Исторический, культурный, промышленный.

4.

Санкт-Петербург – «вторая столица России».

Работа с текстом учебника.

Достопримечательности, шедевры, дворцы, основатель.

5.

Города Северо-Западного района. Калининградская область.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Крайняя западная точка России, янтарь, стратегическое значение.

6.

Проверочная работа «Северо-Западный район».



Центральная Россия (14 часов).

7.

Восточно-Европейская равнина.

Работа с картами атласа, рисунками и текстом учебника.

Рельеф, возвышенность, граничит, европейская часть России.

8.

Река Волга.

Работа с картами атласа, рисунками и текстом учебника.

Расположены на берегах, административный состав, перечисли.

9.

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Центральное положение.

10.

Центральная Россия: особенности населения, художественные промыслы.

Работа с текстом учебника, рисунками, наглядным материалом.

Хохлома, гжель, палех, матрешки.

11.

Природа Центрального района.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Умеренный климат.

12, 13.

Хозяйство Центрального района.

Работа с текстом учебника, картами атласа, статистическим материалом.

Газификация, заповедники, плотность населения.

14-15.

Москва – столица России, культурный, научный, промышленный город.

Работа с текстом учебника и наглядным материалом.

Кольцевая, радиальная.

16.

Города Центрального района.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

«Золотое кольцо», археологические раскопки, исторические города.

17.

Центрально-Черноземный район.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Поволжье.

18.

Волго-Вятский район.

Работа с текстом учебника и картами атласа.

Киров, река Вятка.

19.

Проблемы Центрального района. Экология.

Работа с текстом учебника и дополнительным материалом.

Очистка воды, автомобильный, железнодорожный транспорт.

20.

Проверочная работа «Центральный район».



Европейский Север (5 часов).

21.

Европейский Север. Географическое положение района.

Дать общую характеристику, определить состав района. Познакомиться с осо­бенностями географического положения Европейского Севера.

Выгодное положение, полярный день, полярная ночь, суровый край, дорогая жизнь, дорогие перевозки.

22.

Европейский Север. Природные условия района.

Познакомиться с особенностями природы и природ­ными ресурсами.

Омывают, замерзают, морские порты, заливы, впадает, моря, улов рыбы, богатые месторождения, морские водоросли.

23.

Население района. Этнический и религиозный состав, города района.

Познакомиться с национальным и религиозным составом населения, выделить крупные города района.

Христиане, мусульмане.

24, 25.

Хозяйство района. Морской транспорт.

Познакомиться с основными отраслями специализации района. Работа с текстом учебника и атласом. Работа на контурной карте.

Незамерзающие и замерзающие порты.

Поволжье (5 часов).

26.

Поволжье. Географическое положение.

Дать общую характеристику, определить состав района. Познакомиться с осо­бенностями географического положения Поволжья.

Столицы республик, правый берег, левый берег, водохранилище.

27.

Поволжье. Природные условия.

Познакомиться с особенностями природы и природ­ными ресурсами. Работа с текстом учебника.

Природные зоны, житница, скотоводство, сельскохозяйственные культуры, авиационная и химическая промышленность.

28.

Поволжье. Население и хозяйство.

Познакомиться с национальным и религиозным составом населения, с основными отраслями специализации района. Работа с атласом и контурными картами.

Казанский Кремль, национальный состав, специализация.

29.

Города Поволжья. Казань, Самара, Волгоград.

Познакомиться с крупными городами Поволжья, их достопримечательностями.

Достопримечательности.

30.

Контрольная работа по теме «Поволжье».




Северный Кавказ (8 часов).

31.

Северный Кавказ. Географическое положение. Административный состав.

Дать общую характеристику, определить состав района. Познакомиться с осо­бенностями географического положения Северного Кавказа.

Минеральные воды, курорты, черноморское побережье Кавказа. Выход к трем морям.

32, 33.

Северный Кавказ. Природные условия. Рельеф и климат. Хозяйство района.

Познакомиться с особенностями природы и природ­ными ресурсами, с основными отраслями специализации района. Работа с атласом и контурной картой.

Земледелие и скотоводство – отрасли сельского хозяйства.

34.

Культура, быт народов Северного Кавказа.

Познакомиться с отличительными чертами культуры и быта народов Северного Кавказа.

Республики, края, столицы, деление, аулы, станицы, обычаи, национальная кухня.

35.

Итогово-обобщающий урок по теме «Северный Кавказ».

Обобщение знаний по теме «Северный Кавказ».


36.

Комплексная карта Северного Кавказа.

Работа с комплексной картой Северного Кавказа.


37.

Черное, Каспийское, Азовское моря. Общая характеристика.

Работа с таблицей в учебнике.

Заливы, бухты, проливы, глубина моря.

38.

Сравнительная характеристика Черного и Белого моря по плану.

Практическая работа.

Промысловые рыбы, уровень моря.

Урал (8 часов).

39.

Урал. Уральский экономический район. Географическое положение.

Работа с учебником, атласом, таблицей №7, климатической картой, стр. 186, 187.

… расположен между двух частей света

… делит Евразию на 2 части

«Кладовая» России

Высшая точка Уральских гор.

40, 41.

Развитие и современное хозяйство Урала.

Работа с таблицами и учебником, демонстрация коллекций и минералов.

Металлургическая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство.

42.

Города Урала.

Подготовка докладов-выступлений.

Основан город, закрытый город.

43.

Проблемы Урала. Экология. Конверсия.

Рассказ учителя, конспект.

Сбыт товаров, безработица, сырьевая база, реконструкция.

44.

Комплексная карта Уральского экономического района.

Практическая работа на контурной карте.


45.

Обобщающий урок по теме «Уральский экономический район»



46.

Контрольная работа по теме «Уральский экономический район».



Сибирь (11 часов).

47.

Природа Сибири (климат, рельеф, полезные ископаемые, недра).

Работа с картой и атласом.

Регион, район, федеральный округ, экономический район.

48.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

Работа с картой и атласом.

Забайкалье, резко-континентальный климат, колебания температуры, увлажнение.

49.

Моря Северного Ледовитого океана.

Выполнение заданий на контурной карте.

Арктические моря, окраинные моря, суровый арктический климат, ледяной покров, Северный морской путь, навигация.

50.

Население Сибири.

Работа с учебником и словарем.

Переселенцы, «враги народа», декабристы, уголовные преступники.

51.

Хозяйственное освоение Сибири.

Выполнение заданий на контурной карте.

Транссибирская магистраль, экспорт нефти и газа, экспорт алюминия, никеля.

52.

Западная Сибирь, природные условия и ресурсы.

Самостоятельная работа по карте.

Административный состав, природные условия, благоприятные и неблагоприятные.

53.

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

Умение определять по карте полезные ископаемые, по условным знакам – ГЭС.

Уникальная природа.

54, 55.

Хозяйство Восточной Сибири.

Иметь представление о главных отраслях специализации Восточной Сибири.

Крайний Север, цветная металлургия.

56.

Комплексная карта Восточной Сибири.

По карте, используя условные обозначения полезных ископаемых, определить отрасли металлургии, анализировать использование древесины, состояние сельского хозяйства и топливной промышленности.

Многолетняя мерзлота.

57

Проверочная работа по теме «Восточная Сибирь».



Дальний Восток (7 часов).

58.

Дальний Восток. Географическое положение. История освоения.

Анализ карт. Сформировать представление об особенностях физико-географического и экономико-географического положения Дальнего Востока.

Охотничий промысел.

59.

Природные условия и ресурсы.

Сформировать представление об особенностях природы и минерально-сырьевой базе района.

Благоприятные условия.

60.

Моря Тихого океана.

Ориентирование по карте: морские границы, острова, полуострова.

Рекреационная зона, добыча нефти на шельфе.

61.

Население Дальнего Востока.

Сформировать представление о национальном составе Дальнего Востока.

Якуты, эвенки, чукчи, эскимосы, «коренное население».

62.

Хозяйство района.

Самостоятельно работать с текстом «Специализация района».

Алмазы, рыбная промышленность, морской транспорт.

63.

Комплексная карта Дальнего Востока.

Сформировать умение анализировать карты атласа и давать комплексную характеристику району.


64.

Зачет (письменный и устный) по теме «Дальний Восток»



География родного края (4 часа).

65.

Родной Нижегородский край.

Продолжить формирование представлений обучающихся об особенностях природы, населения и хозяйства Нижегородской области.

Природные зоны, национальный состав, отрасли специализации района.

66.

Рассказ о Нижегородской области.

Умение рассказывать, ориентируясь на план рассказа.


67, 68.

Достопримечательности города.

Умение составить рассказ о городе.

Составим рассказ о городе. Достопримечательности.