СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по информатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по информатике 7 класс»

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)


п.п.

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава 1. Информация и информационные процессы

1.1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

1.2. Информация и ее свойства

1.3. Информационные процессы. Обработка информации

1.4. Информационные процессы. Хранение и передача информации.

1.5. Всемирная паутина как информационное хранилище

1.6. Представление информации

1.7. Дискретная форма представления информации

1.8. Единицы измерения информации

1.9. Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы»

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

9

- оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

- приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

- классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

- выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

- анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления;

- кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

- определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

- определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

- оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).





Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2.1. Основные компоненты компьютера и их функции

2.2. Персональный компьютер

2.3. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

2.4. Системы программирования и прикладное программное обеспечение

2.5. Файлы и файловые структуры

2.6. Пользовательский интерфейс

2.7. Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»



Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

7

- анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

- анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

- определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

- анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

- определять основные характеристики операционной системы;

- планировать собственное информационное пространство;

- получать информацию о характеристиках компьютера;

- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

- выполнять основные операции с файлами и папками;

- оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

- использовать программы-архиваторы;

- осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.

Глава 3. Обработка графической информации

3.1. Формирование изображения на экране компьютера

3.2. Компьютерная графика

3.3. Создание графических изображений

3.4. Контрольная работа № 3 «Обработка графической информации»

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

4

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

- определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Глава 4. Обработка текстовой информации

4.1. Текстовые документы и технологии их создания

4.2. Создание текстовых документов на компьютере

4.3. Прямое форматирование

4.4. Стилевое форматирование

4.5. Визуализация информации в текстовых документах

4.6. Распознавание текста и системы компьютерного перевода

4.7. Оценка количественных параметров текстовых документов

4.8. Оформление реферата «История вычислительной техники»

4.9. Контрольная работа № 4 «Обработка текстовой информации»


Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

9

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявляют общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

- создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа, форматирование символов и абзацев, вставка колонтитулов и номеров страниц);

- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

- выполнять коллективное создание текстового документа;

- создавать гипертекстовые документы;

- выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

- использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Глава 5. Мультимедиа

5.1. Технология мультимедиа

5.2. Компьютерные презентации

5.3. Создание мультимедийной презентации

5.4. Контрольная работа № 5 «Мультимедиа»

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

4

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

- создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Итоговое тестирование


1


Итого

34



8 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)


п.п.

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава 1. Математические основы информатики

2.1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

2.2. Общие сведения о системах счисления

2.3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

2.4. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

2.5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

2.6. Представление целых чисел

2.7. Представление вещественных чисел

2.8. Высказывание. Логические операции

2.9. Построение таблиц истинности для логических выражений

2.10. Свойства логических операций

2.11. Решение логических задач

2.12. Логические элементы

2.13. Контрольная работа № 1 «Математические основы информатики»

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

13

- выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

- выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

- анализировать логическую структуру высказываний;

- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

- записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

- строить таблицы истинности для логических выражений;

- вычислять истинностное значение логического выражения.

Глава 2. Основы алгоритмизации

2.1. Алгоритмы и исполнители

2.2. Способы записи алгоритмов

2.3. Объекты алгоритмов

2.4. Алгоритмическая конструкция следование

2.5. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

2.6. Неполная форма ветвления

2.7. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

2.8. Цикл с заданным условием окончания работы

2.9. Цикл с заданным числом повторений

2.10. Контрольная работа № 2 «Основы алгоритмизации»


Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

10

- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;

- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Глава 3. Начала программирования

3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

3.2. Организация ввода и вывода данных

3.3. Программирование линейных алгоритмов

3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

3.5. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

3.6. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

3.7. Программирование циклов с заданным условием окончания работы

3.8. Программирование циклов с заданным числом повторений

3.9. Различные варианты программирования циклического алгоритма

3.10. Контрольная работа № 3 «Начала программирования»


Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

10

- анализировать готовые программы;

- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

- выделять этапы решения задачи на компьютере;

- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Итоговое тестирование


1


Итого

34


9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)


п.п.

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Глава 1. Моделирование и формализация

1.1. Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1.2. Моделирование как метод познания

1.3. Знаковые модели

1.4. Графические модели

1.5. Табличные модели

1.6. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1.7. Система управления базами данных

1.8. Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1.9. Контрольная работа № 1 «Моделирование и формализация»

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

9

- осуществлять системный анализ объекта, выделяют среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования; оценивают адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

- определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

- строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

- преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

- исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

- работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

- создавать однотабличные базы данных;

- осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

- осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Глава 2. Алгоритмизация и программирование

2.1. Решение задач на компьютере

2.2. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива

2.3. Вычисление суммы элементов массива

2.4. Последовательный поиск в массиве

2.5. Сортировка массива

2.6. Конструирование алгоритмов

2.7. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль

2.8. Алгоритмы управления. Контрольная работа № 2 «Алгоритмизация и программирование»

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

8

- выделять этапы решения задачи на компьютере;

- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;

- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

- разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

- разрабатывать программы для обработки одномерного массива: (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.).

Глава 3. Обработка числовой информации

3.1. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы

3.2. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

3.3. Встроенные функции. Логические функции

3.4. Сортировка и поиск данных

3.5. Построение диаграмм и графиков

3.6. Контрольная работа № 3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.


6

- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач;

- создавать электронные таблицы, выполняют в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

- строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Глава 4. Коммуникационные технологии

4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети

4.2. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

4.3. Доменная система имён. Протоколы передачи данных

4.4. Всемирная паутина. Файловые архивы

4.5. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

4.6. Технологии создания сайта

4.7. Содержание и структура сайта

4.8. Оформление сайта

4.9. Размещение сайта в Интернете

4.10. Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии»


Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.


10

- выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

- приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

- анализировать и сопоставляют различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

- распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ;

- оценивать предлагаемы пути их устранения;

- осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

- определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

- создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Итоговое тестирование


1


Итого

34





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!