СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературе 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературе 6 класс»


Муниципальное бюджетное учреждение

«Красносельская средняя общеобразовательная школа»

пос. Красное-на-Волге

Красносельского района Костромской области



Утверждаю

Директор школы

________ Морозова В.А.

от «___»________ 2019 г





Календарно-тематическое планирование уроков

литературы в 6 классе

базовый уровень

на 2019-2020 учебный год





Учитель русского языка и литературы

Чернышова Е.А..





2019 год



Календарно-тематическое планирование. Литература. 6 класс

урока

Тема урока

РК КОУ

Тип урока

Понятия, изучаемые на уроке

Виды деятельности ученика

Формы контроля

Дата проведения урока

Примечание

Раздел I. Введение (1 ч.)

1

Художественное произведение. Содержание и форма.


Урок «открытия» нового знания

Книга и её роль в жизни человека. Худ-ое произведе-ние и его автор

Работа со статьёй учебника

Устный рассказ



Раздел II. Устное народное творчество (4ч.)

2

Обрядовый фольклор.


Урок обще-методической направленности

Эстетическое значение обрядового фольклора

Работа с текстами

Выразитель-ное чтение



3

Пословицы и поговорки.


Урок развития речи

Малые жанры устного народного творчества

Сам-ая работа, мини-сочинение

Мини-сочинение на тему: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка»



4

Загадки.


Урок обще-методической направленности

Малые жанры устного народного творчества

Устный моно-логический ответ на проб-лемный вопрос

Состав. конспекта статьи учебника



5

Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчест-во». Фольклорный праздник.


Урок развивающего контроля

Народная мудрость и богатство русского фольклора

Инсценирован-ное исполнение песен, связный рассказ по иллюстрации

Конкурс устных рассказов, исполне-ние песен



Раздел III. Из древнерусской литературы (2ч.)

6

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи.


Урок «открытия» нового знания

Русская летопись и история её возник-новения. Отраже-ние в летописи ист-их событий

Сам-ая работа, работа со статьёй учебника

Выр.чтение фрагмента сказания



7

Развитие представлений о русских летописях.


Урок обще-методической направленности

Отражение в летописи народных идеалов

Сам-ая работа, работа со статьёй учебника

Пересказ эпизодов текста



Раздел IV. Из русской литературы XVIII века (1ч.)

8

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление добра и безделья.


Урок «открытия» нового знания

Особенности написания басни. Известные баснописцы

Составление тезисного пла-на статьи, выр. чтение басни

Пересказ по плану



Раздел V. Из русской литературы XIX века (54ч.)

И.А. Крылов (3ч.)

9

Басни И.А. Крылова. «Листы и корни», «Ларчик».


Урок обще-методической направленности

Особенности басни. И.А. Крылов

Ответы на вопросы, сам-ая работа

Анализ текста бас-ни с испол-ем цитиро-вания



10

Басни И.А. Крылова. «Осёл и Соловей». Комическое изобра-жение невежествен-ного судьи. Проект.


Урок развития речи

Особенности написания басни. Мораль басни. Аллегория в басне

Составление лит-ной композиции по басням И.А. Крылова

Выр.чтение наизусть



11

Контрольная работа № 2 по теме «Басня».


Урок развивающего контроля

Особенности басен И.А. Крылова

Инсценирован-ное исполнение басен

Конкурс устных рассказов



А.С. Пушкин (18ч.)

12

«Узник» А.С.Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта.


Урок «открытия» нового знания

Период кишинёв-ской Ссылки поэта. Вольнолю-бивая лирика Пуш-кина. Стремление к свободе.

Работа с текстом, выр. чтение стих-ния

Стих-ние наизусть



13

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.


Урок обще-методической направленности

Пейзажная лирика. Звуковая инструментовка стихотворений

Работа с текстом, выразительное чтение стихотворения

Стих-ние наизусть



14

А.С.Пушкин. Стихотворение «И.И Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении


Урок обще-методической направленности

Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Жанр стих-ого послания

Работа со статьёй учебника, анализ текста

Стих-ние наизусть



15

Лирика А.С.Пушкина.


Урок развития речи

Мотивы свободы. Природа в лирике Пушкина. Жанр послания

Работа со статьёй учебника, анализ текста

Выр.чтение стих-ния наизусть



16

А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»


Урок «открытия» нового знания

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». История создания цикла

Работа с текстом произведения

Пересказ эпизодов



17

«Барышня-крестьян-ка». Образ автора-повествователя


Урок развития речи

Образ автора-повествователя

Сам-ая работа. выр.чтение

Мини-сочинение



18

Контрольная работа № 3 по повести А.С.Пушкина «Ба-рышня-крестьянка»


Урок развивающего контроля

Цикл «Повести покойного И.П.Белкина»

Сам-ая работа

Подобрать цитаты из текста



19

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе


Урок рефлексии

Цикл «Повести покойного И.П.Белкина»

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы



20

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Урок обще-методической направленности

История создания. Картины жизни русского барства.

Этапы развития сюжета повести

Тезисный план для пересказа



21

Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Урок обще-методической направленности

Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения

План анализа эпизода, сам-ая работа

Тезисный план пересказа отрывка



22

Протест Владимира Дубровского против беззакония и неспра-ведливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Урок развития речи

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма

Выборочное чтение, лекция учителя, анализ текста

Чтение текста, ответы на вопросы



23

Бунт крестьян в повести А.С.Пушки-на «Дубровский»


Урок развития речи

Тема народа в повести. Образ Владимира

Анализ текста, худ-ый пере-сказ эпизодов, ответы на вопросы

Чтение текста, ответить на вопросы



24

Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Урок обще-методической направленности

Осуждение произвола и деспотизма в повести

Анализ текста, худ-ый пере-сказ эпизодов, ответы на вопросы

Чтение текста, ответить на вопросы



25

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Урок обще-методической направленности

Защита чести и независимости личности в повести

Анализ текста, худ-ый пере-сказ эпизодов, ответы на вопросы

Чтение текста, ответить на вопросы



26

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекурвой.


Урок развития речи

Характеристика Маши Троекуровой

Пересказ близкий к тексту, анализ текста

Устно описать героиню романа



27

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»


Урок обще-методической направленности

Источники, послужившие основой сюжета романа

Сам-ая работа, ответы на вопросы

Ответы на вопросы, определить последовательность событий



28

Контрольная работа № 4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский»


Урок развивающего контроля

Отбор материала

Сочинение

Сочинение



29

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе


Урок рефлексии

Повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы



М.Ю. Лермонтов (4ч.)

30

Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М.Ю.Лермонтова


Урок «открытия» нового знания

Биографические сведения о поэте

Прослуш-е стих-ий, ответы на вопросы

Стих-ние наизусть



31

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»


Урок обще-методической направленности

Особенности выражения мотива одиночества. Антитеза

Прослуш-е стих-ий, ответы на вопросы, анализ текста

Выр.чтение стих-ния наизусть



32

Особенности выра-жения темы одино-чества в стихотворе-ниях М.Ю.Лермонто-ва «Утёс», «Три пальмы».


Урок развития речи

Особенности композиции стих-ия. Олицетворение. Аллитерация. Поэтическая интонация

Прослуш-е стих-ий, ответы на вопросы, анализ текста

Выр.чтение стих-ния



33

Контрольная работа № 5 по стихотворе-ниям М.Лермонтова


Урок развивающего контроля

Особенности композиции стих-ий

Тест

Тест



И.С. Тургенев (5ч.)

34

И.С. Тургенев. Литера-турный портрет писателя


Урок обще-методической направленности

Биографические сведения о поэте

Выр.чтение, ответы на вопросы

Пересказ



35

Сочувственное отно-шение к крестьян-ским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»


Урок развития речи

Цикл рассказов «Записки охотни-ка». Народные ве-рования и предания

Выборочное чтение и вос-приятие текста, анализ текста

Написать сочинение по данному началу



36

Портреты и рассказы мальчиков в произве-дении И.С.Тургенева «Бежин луг»


Урок «открытия» нового знания

Портреты мальчи-ков в рассказе, на-родные верования и предания

Выборочное чтение и вос-приятие текста, анализ текста

Таблица «Сравнит-ая хар-ка мальчиков»



37

Роль картин природы в рассказе И.С.Турге-нева «Бежин луг».


Урок обще-методической направленности

Изображение при-роды в рассказе. Роль детали. Смысл названия рассказа

Выборочное чтение и вос-приятие текста, анализ текста

Пересказ близко к тексту



38

Составление электрон-ного альбома «Сло-весные и живописные портреты русских крестьян» (по расска-зам из цикла «Записки охотника»). Проект


Урок рефлексии

Словесные и живописные портреты русских крестьян

Анализ текста, отбор материала для альбома

Составле-ние альбома



Ф.И. Тютчев (3ч.)

39

Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта


Урок обще-методической направленности

Биографические сведения о поэте

Очная экскурсия в дом-музей в Овстуге

Ответы на вопросы, инд.зад.



40

Передача сложных состояний природы, отражающих внут-ренний мир поэта, в стихотворениях Ф. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»


Урок развития речи

Изображение природы в произведениях Ф.И.Тютчева

Анализ текста, выр.чтение стих-ний

Ответы на вопросы, инд.зад.



41

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость человека в стихотворении Ф. Тютчева «С поля коршун поднялся…»


Урок обще-методической направленности

Изображение природы в произведениях Ф.И.Тютчева

Анализ текста, выр.чтение стих-ний

Ответы на вопросы, инд.зад.



А.А. Фет (2ч.)

42

Жизнеутверждающее начало в стихотворе-ниях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…».


Урок «открытия» нового знания

Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.

Прослуш-ие стих-ий, выр.чтение, анализ текста

Сочинение о природе, выр.чтение стих-ния наизусть



43

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета.


Урок развития речи

Мелодичность, ли-ричность, напев-ность лирики Фета

Выр.чтение, анализ текста

Выр.чтение стих-ний наизусть



Н.А. Некрасов (6ч.)

44

Н.А.Некрасов. Сти-хотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда


Урок рефлексии

Н.А. Некрасов – певец тяжёлой доли русского народа

Прослуш-ие стих-ий, выр. чтение, анализ текста

Сообщение о поэте



45

Народ – созидатель духовных и матери-альных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»


Урок развития речи

Образ русского народа в стихотворении

Выр.чтение стих-ния, анализ текста

Выр.чтение стих-ния



46

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворе-нии Н.А. Некрасова «Железная дорога»


Урок обще-методической направленности

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении

Прослуш-ие стих-ий, выр.чтение, анализ текста

Выр.чтение отрывка стих-ния наизусть



47

Своеобразие компози-ции и языка стихотво-рения Н.А.Некрасова «Железная дорога».


Урок обще-методической направленности

Особенности композиции стихотворения

Выр.чтение, анализ текста

Наизусть отрывок из стих-ния



48

Сочетание реалисти-ческих и фантасти-ческих картин в сти-хотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»


Урок развития речи

Реалистические и фантастические картины в стих-нии

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы

Сочинение



49

Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века.


Урок развивающего контроля

Тема природы. Тема народа в стихотворениях

Литературовед. анализ поэти-ческого текста

Тест



Н.С. Лесков (6ч.)

50

Н.С.Лесков. Литературный портрет поэта


Урок «открытия» нового знания

Биографические сведения о поэте

Очная экскур-сия в дом-музей поэта

Ответы на вопросы, инд.зад.



51

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша»


Урок «открытия» нового знания

Понятие о сказе, национальный характер в рассказе

Сообщение о Лескове, анализ текста

Составить цитатный план статьи учебника



52

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»


Урок развития речи

Проблема народа и власти в рассказе.

Работа с текстом

Ответы на вопросы



53

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»


Урок обще-методической направленности

Комический эф-фект, создаваемый народной этимоло-гией, игрой слов в сказе





31

«…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н.С.Лесков). Народ и власть в сказе.


Урок изучения нового материала

Авторское отношение к героям. Образ повествователя

Анализ худ-ого текста

Ответы на вопросы



32

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».


Урок закрепления изученного

Приёмы сказочного повествования

Анализ языка произведения

Сочинение на заданную тему



33

Контрольная итоговая работа по сказу Н.С.Лескова.


Урок контроля

Изображение русского характера. Народ и власть в сказе

Развёрнутый письменный ответ на вопрос

Ответы на вопросы



34

Н.С.Лесков. «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»


Урок внеклассного чтения

История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа

Работа с текстом, анализ текста

Ответы на вопросы



35

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов

Лекция учителя, анализ текста

Пересказ рассказа



36

А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».


Урок внеклассного чтения

Юмор и сатира в рассказе

Работа с текстом

Написать сочинение на заданную тему



Раздел V. Из русской литературы XX века (21ч.)

37

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль.


Урок изучения нового материала

Победа романтической мечты над реальностью

Сообщение об авторе, самостоятельная работа, работа с текстом

Составить тезисный план статьи учебника



38

А.П.Платонов. Сказка-быль «Корова». Прекрасное вокруг нас.


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. История создания сказки. Авторское отношение к героям

Лекция учителя, художественный пересказ

Ответить на вопросы



39

М.М.Пришвин. Философ-ская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, муд-рый рассказчик, мудрый Антипыч.


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Образ мудрого правдоискателя-рассказчика

Сообщения о писателе, выборочный пересказ, анализ текста

Работа с текстом



40

Тропа Насти.


Повторительно-обобщающий

Характеристика образа Насти

Рассказ о Насте, ответы на вопросы

Ответы на вопросы



41

Тропа Митраши.


Повторительно-обобщающий

Характеристика образа Митраши

Рассказ о Митраше, ответы на вопросы

Ответы на вопросы



42

Сочинение – сравни-тельная характеристика Насти и Митраши.


Урок развития речи

Последовательность раскрытия темы

Сочинение

Сочинение



43

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести.


Урок закрепления изученного

Особенности изображения М.Пришвиным мира природы

Анализ эпизодов

Ответить на вопросы



44

Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…».


Урок внеклассного чтения

Истинная дружба в судьбе героев

Лекция учителя, анализ текста

Творческое задание



45

Стихотворения о Великой Отечественной войне.


Урок развития речи

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Самостоятельная работа, работа со статьёй учебника

Стихотворе-ние наизусть



46

В.П.Астафьев. рассказ «Конь с розовой гривой».


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа

Пересказ эпизодов рассказа, анализ текста

Ответить на вопросы



47

Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».


Урок развития речи

Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы



48

В.Г.Распутин. рассказ «Уроки французского».


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники

Чтение статьи учебника, анализ текста

Ответить на вопросы



49

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.


Урок закрепления изученного

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки

Самостоятельная работа, сравнительная характеристика текстов

Ответы на вопросы



50

Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина.


Урок контроля


Сочинение

Сочинение



51

Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал».


Урок изучения нового материала

Особенности характеров героев в рассказе

Комментирование рассказа, чтение по ролям эпизода

Сообщение об авторе



52

Рассказ В.Шукшина «Сельские жители».


Урок внеклассного чтения

Главные герои рассказа, их нравственная сущность

Комментирование художественного произведения

Ответы на вопросы



53

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия

Художественный пересказ отрывка

Творческое задание



54

Родная природа в стихотворениях поэтов XX в. А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».


Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века

Анализ текста, выразительное чтение стихотворения

Выразитель-ное чтение стихотворения



55

С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша».


Урок изучения нового материала

Слово о поэте и его творчестве. Близость поэзии русскому народному творчеству

Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения

Выразитель-ное чтение стихотворения



56

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты.


Урок изучения нового материала

Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики Ахматовой

Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения

Стихотворе-ние наизусть



57

Н.М.Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».


Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта. Искренняя любовь к Родине и близким людям

Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения

Стихотворе-ние наизусть



Раздел VI. Из литературы народов России (2ч.)

58

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».


Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве поэта

Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения

Подготовить сообщение



59

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».


Урок изучения нового материала

Слово о поэте. Тема малой родины. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертной нации

Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения

Ответы на вопросы



Раздел VII. Из зарубежной литературы (9ч.)

60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Афгия», «Яблоки Гесперид».


Урок изучения нового материала

Боги и герои древнегреческой мифологии

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы

Пересказ мифа



61

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе.


Урок изучения нового материала

Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность

Чтение легенды, ответы на вопрос

Устное сообщение



62

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».


Урок закрепления изученного

Жизнь мифа в литературе. Изображения героев и героических подвигов

Сообщения по теме, чтение эпизодов поэмы

Создание диафильма



63

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман

Лекция учителя, художественный пересказ эпизодов

Письменный ответ на вопрос



64

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».


Урок изучения нового материала

Жанр баллады. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе

Лекция учителя, выразительное чтение

Мини-сочинение на заданную тему



65

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

Лекция учителя, анализ текста

Подготовить сообщение



66

М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна».


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Памятнике его героям. Приёмы создания детских характеров

Лекция учителя, чтение фрагментов эпизодов по ролям

Подготовить сообщение



67

А.де Сент-Экзюпери. «М аленький принц» - философская сказка и мудрая притча.


Урок изучения нового материала

Слово о писателе. Основные темы и мотивы сказки

Сообщение о писателе, ответы на вопросы

Ответы на вопросы



68

Итоговый урок. «Путешествие в страну Литературию. 6 класс».


Урок контроля

Выявление уровня развития учащихся 6 класса

Викторина по произведениям, изученным в 6 кл.

Вопросы и задания лит. викторины








7