________ Морозова В.А.
Чернышова Е.А..
№ урока | Тема урока | РК КОУ | Тип урока | Понятия, изучаемые на уроке | Виды деятельности ученика | Формы контроля | Дата проведения урока | Примечание |
Раздел I. Введение (1 ч.) |
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | | Урок «открытия» нового знания | Книга и её роль в жизни человека. Худ-ое произведе-ние и его автор | Работа со статьёй учебника | Устный рассказ | | |
Раздел II. Устное народное творчество (4ч.) |
2 | Обрядовый фольклор. | | Урок обще-методической направленности | Эстетическое значение обрядового фольклора | Работа с текстами | Выразитель-ное чтение | | |
3 | Пословицы и поговорки. | | Урок развития речи | Малые жанры устного народного творчества | Сам-ая работа, мини-сочинение | Мини-сочинение на тему: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка» | | |
4 | Загадки. | | Урок обще-методической направленности | Малые жанры устного народного творчества | Устный моно-логический ответ на проб-лемный вопрос | Состав. конспекта статьи учебника | | |
5 | Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчест-во». Фольклорный праздник. | | Урок развивающего контроля | Народная мудрость и богатство русского фольклора | Инсценирован-ное исполнение песен, связный рассказ по иллюстрации | Конкурс устных рассказов, исполне-ние песен | | |
Раздел III. Из древнерусской литературы (2ч.) |
6 | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. | | Урок «открытия» нового знания | Русская летопись и история её возник-новения. Отраже-ние в летописи ист-их событий | Сам-ая работа, работа со статьёй учебника | Выр.чтение фрагмента сказания | | |
7 | Развитие представлений о русских летописях. | | Урок обще-методической направленности | Отражение в летописи народных идеалов | Сам-ая работа, работа со статьёй учебника | Пересказ эпизодов текста | | |
Раздел IV. Из русской литературы XVIII века (1ч.) |
8 | Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление добра и безделья. | | Урок «открытия» нового знания | Особенности написания басни. Известные баснописцы | Составление тезисного пла-на статьи, выр. чтение басни | Пересказ по плану | | |
Раздел V. Из русской литературы XIX века (54ч.) |
И.А. Крылов (3ч.) |
9 | Басни И.А. Крылова. «Листы и корни», «Ларчик». | | Урок обще-методической направленности | Особенности басни. И.А. Крылов | Ответы на вопросы, сам-ая работа | Анализ текста бас-ни с испол-ем цитиро-вания | | |
10 | Басни И.А. Крылова. «Осёл и Соловей». Комическое изобра-жение невежествен-ного судьи. Проект. | | Урок развития речи | Особенности написания басни. Мораль басни. Аллегория в басне | Составление лит-ной композиции по басням И.А. Крылова | Выр.чтение наизусть | | |
11 | Контрольная работа № 2 по теме «Басня». | | Урок развивающего контроля | Особенности басен И.А. Крылова | Инсценирован-ное исполнение басен | Конкурс устных рассказов | | |
А.С. Пушкин (18ч.) |
12 | «Узник» А.С.Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта. | | Урок «открытия» нового знания | Период кишинёв-ской Ссылки поэта. Вольнолю-бивая лирика Пуш-кина. Стремление к свободе. | Работа с текстом, выр. чтение стих-ния | Стих-ние наизусть | | |
13 | Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. | | Урок обще-методической направленности | Пейзажная лирика. Звуковая инструментовка стихотворений | Работа с текстом, выразительное чтение стихотворения | Стих-ние наизусть | | |
14 | А.С.Пушкин. Стихотворение «И.И Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении | | Урок обще-методической направленности | Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Жанр стих-ого послания | Работа со статьёй учебника, анализ текста | Стих-ние наизусть | | |
15 | Лирика А.С.Пушкина. | | Урок развития речи | Мотивы свободы. Природа в лирике Пушкина. Жанр послания | Работа со статьёй учебника, анализ текста | Выр.чтение стих-ния наизусть | | |
16 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка» | | Урок «открытия» нового знания | Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». История создания цикла | Работа с текстом произведения | Пересказ эпизодов | | |
17 | «Барышня-крестьян-ка». Образ автора-повествователя | | Урок развития речи | Образ автора-повествователя | Сам-ая работа. выр.чтение | Мини-сочинение | | |
18 | Контрольная работа № 3 по повести А.С.Пушкина «Ба-рышня-крестьянка» | | Урок развивающего контроля | Цикл «Повести покойного И.П.Белкина» | Сам-ая работа | Подобрать цитаты из текста | | |
19 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | | Урок рефлексии | Цикл «Повести покойного И.П.Белкина» | Ответы на вопросы | Ответы на вопросы | | |
20 | Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Урок обще-методической направленности | История создания. Картины жизни русского барства. | Этапы развития сюжета повести | Тезисный план для пересказа | | |
21 | Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Урок обще-методической направленности | Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения | План анализа эпизода, сам-ая работа | Тезисный план пересказа отрывка | | |
22 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и неспра-ведливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Урок развития речи | Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма | Выборочное чтение, лекция учителя, анализ текста | Чтение текста, ответы на вопросы | | |
23 | Бунт крестьян в повести А.С.Пушки-на «Дубровский» | | Урок развития речи | Тема народа в повести. Образ Владимира | Анализ текста, худ-ый пере-сказ эпизодов, ответы на вопросы | Чтение текста, ответить на вопросы | | |
24 | Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Урок обще-методической направленности | Осуждение произвола и деспотизма в повести | Анализ текста, худ-ый пере-сказ эпизодов, ответы на вопросы | Чтение текста, ответить на вопросы | | |
25 | Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Урок обще-методической направленности | Защита чести и независимости личности в повести | Анализ текста, худ-ый пере-сказ эпизодов, ответы на вопросы | Чтение текста, ответить на вопросы | | |
26 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекурвой. | | Урок развития речи | Характеристика Маши Троекуровой | Пересказ близкий к тексту, анализ текста | Устно описать героиню романа | | |
27 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | | Урок обще-методической направленности | Источники, послужившие основой сюжета романа | Сам-ая работа, ответы на вопросы | Ответы на вопросы, определить последовательность событий | | |
28 | Контрольная работа № 4 по повести А.С.Пушкина «Дубровский» | | Урок развивающего контроля | Отбор материала | Сочинение | Сочинение | | |
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | | Урок рефлексии | Повесть А.С.Пушкина «Дубровский» | Ответы на вопросы | Ответы на вопросы | | |
М.Ю. Лермонтов (4ч.) |
30 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи» М.Ю.Лермонтова | | Урок «открытия» нового знания | Биографические сведения о поэте | Прослуш-е стих-ий, ответы на вопросы | Стих-ние наизусть | | |
31 | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | | Урок обще-методической направленности | Особенности выражения мотива одиночества. Антитеза | Прослуш-е стих-ий, ответы на вопросы, анализ текста | Выр.чтение стих-ния наизусть | | |
32 | Особенности выра-жения темы одино-чества в стихотворе-ниях М.Ю.Лермонто-ва «Утёс», «Три пальмы». | | Урок развития речи | Особенности композиции стих-ия. Олицетворение. Аллитерация. Поэтическая интонация | Прослуш-е стих-ий, ответы на вопросы, анализ текста | Выр.чтение стих-ния | | |
33 | Контрольная работа № 5 по стихотворе-ниям М.Лермонтова | | Урок развивающего контроля | Особенности композиции стих-ий | Тест | Тест | | |
И.С. Тургенев (5ч.) |
34 | И.С. Тургенев. Литера-турный портрет писателя | | Урок обще-методической направленности | Биографические сведения о поэте | Выр.чтение, ответы на вопросы | Пересказ | | |
35 | Сочувственное отно-шение к крестьян-ским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | | Урок развития речи | Цикл рассказов «Записки охотни-ка». Народные ве-рования и предания | Выборочное чтение и вос-приятие текста, анализ текста | Написать сочинение по данному началу | | |
36 | Портреты и рассказы мальчиков в произве-дении И.С.Тургенева «Бежин луг» | | Урок «открытия» нового знания | Портреты мальчи-ков в рассказе, на-родные верования и предания | Выборочное чтение и вос-приятие текста, анализ текста | Таблица «Сравнит-ая хар-ка мальчиков» | | |
37 | Роль картин природы в рассказе И.С.Турге-нева «Бежин луг». | | Урок обще-методической направленности | Изображение при-роды в рассказе. Роль детали. Смысл названия рассказа | Выборочное чтение и вос-приятие текста, анализ текста | Пересказ близко к тексту | | |
38 | Составление электрон-ного альбома «Сло-весные и живописные портреты русских крестьян» (по расска-зам из цикла «Записки охотника»). Проект | | Урок рефлексии | Словесные и живописные портреты русских крестьян | Анализ текста, отбор материала для альбома | Составле-ние альбома | | |
Ф.И. Тютчев (3ч.) |
39 | Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта | | Урок обще-методической направленности | Биографические сведения о поэте | Очная экскурсия в дом-музей в Овстуге | Ответы на вопросы, инд.зад. | | |
40 | Передача сложных состояний природы, отражающих внут-ренний мир поэта, в стихотворениях Ф. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» | | Урок развития речи | Изображение природы в произведениях Ф.И.Тютчева | Анализ текста, выр.чтение стих-ний | Ответы на вопросы, инд.зад. | | |
41 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость человека в стихотворении Ф. Тютчева «С поля коршун поднялся…» | | Урок обще-методической направленности | Изображение природы в произведениях Ф.И.Тютчева | Анализ текста, выр.чтение стих-ний | Ответы на вопросы, инд.зад. | | |
А.А. Фет (2ч.) |
42 | Жизнеутверждающее начало в стихотворе-ниях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». | | Урок «открытия» нового знания | Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. | Прослуш-ие стих-ий, выр.чтение, анализ текста | Сочинение о природе, выр.чтение стих-ния наизусть | | |
43 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета. | | Урок развития речи | Мелодичность, ли-ричность, напев-ность лирики Фета | Выр.чтение, анализ текста | Выр.чтение стих-ний наизусть | | |
Н.А. Некрасов (6ч.) |
44 | Н.А.Некрасов. Сти-хотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда | | Урок рефлексии | Н.А. Некрасов – певец тяжёлой доли русского народа | Прослуш-ие стих-ий, выр. чтение, анализ текста | Сообщение о поэте | | |
45 | Народ – созидатель духовных и матери-альных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | | Урок развития речи | Образ русского народа в стихотворении | Выр.чтение стих-ния, анализ текста | Выр.чтение стих-ния | | |
46 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворе-нии Н.А. Некрасова «Железная дорога» | | Урок обще-методической направленности | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении | Прослуш-ие стих-ий, выр.чтение, анализ текста | Выр.чтение отрывка стих-ния наизусть | | |
47 | Своеобразие компози-ции и языка стихотво-рения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | | Урок обще-методической направленности | Особенности композиции стихотворения | Выр.чтение, анализ текста | Наизусть отрывок из стих-ния | | |
48 | Сочетание реалисти-ческих и фантасти-ческих картин в сти-хотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | | Урок развития речи | Реалистические и фантастические картины в стих-нии | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы | Сочинение | | |
49 | Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов XIX века. | | Урок развивающего контроля | Тема природы. Тема народа в стихотворениях | Литературовед. анализ поэти-ческого текста | Тест | | |
Н.С. Лесков (6ч.) |
50 | Н.С.Лесков. Литературный портрет поэта | | Урок «открытия» нового знания | Биографические сведения о поэте | Очная экскур-сия в дом-музей поэта | Ответы на вопросы, инд.зад. | | |
51 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша» | | Урок «открытия» нового знания | Понятие о сказе, национальный характер в рассказе | Сообщение о Лескове, анализ текста | Составить цитатный план статьи учебника | | |
52 | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» | | Урок развития речи | Проблема народа и власти в рассказе. | Работа с текстом | Ответы на вопросы | | |
53 | Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | | Урок обще-методической направленности | Комический эф-фект, создаваемый народной этимоло-гией, игрой слов в сказе | | | | |
31 | «…Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». (Н.С.Лесков). Народ и власть в сказе. | | Урок изучения нового материала | Авторское отношение к героям. Образ повествователя | Анализ худ-ого текста | Ответы на вопросы | | |
32 | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша». | | Урок закрепления изученного | Приёмы сказочного повествования | Анализ языка произведения | Сочинение на заданную тему | | |
33 | Контрольная итоговая работа по сказу Н.С.Лескова. | | Урок контроля | Изображение русского характера. Народ и власть в сказе | Развёрнутый письменный ответ на вопрос | Ответы на вопросы | | |
34 | Н.С.Лесков. «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» | | Урок внеклассного чтения | История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа | Работа с текстом, анализ текста | Ответы на вопросы | | |
35 | А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе. | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов | Лекция учителя, анализ текста | Пересказ рассказа | | |
36 | А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». | | Урок внеклассного чтения | Юмор и сатира в рассказе | Работа с текстом | Написать сочинение на заданную тему | | |
Раздел V. Из русской литературы XX века (21ч.) |
37 | А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль. | | Урок изучения нового материала | Победа романтической мечты над реальностью | Сообщение об авторе, самостоятельная работа, работа с текстом | Составить тезисный план статьи учебника | | |
38 | А.П.Платонов. Сказка-быль «Корова». Прекрасное вокруг нас. | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. История создания сказки. Авторское отношение к героям | Лекция учителя, художественный пересказ | Ответить на вопросы | | |
39 | М.М.Пришвин. Философ-ская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, муд-рый рассказчик, мудрый Антипыч. | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Образ мудрого правдоискателя-рассказчика | Сообщения о писателе, выборочный пересказ, анализ текста | Работа с текстом | | |
40 | Тропа Насти. | | Повторительно-обобщающий | Характеристика образа Насти | Рассказ о Насте, ответы на вопросы | Ответы на вопросы | | |
41 | Тропа Митраши. | | Повторительно-обобщающий | Характеристика образа Митраши | Рассказ о Митраше, ответы на вопросы | Ответы на вопросы | | |
42 | Сочинение – сравни-тельная характеристика Насти и Митраши. | | Урок развития речи | Последовательность раскрытия темы | Сочинение | Сочинение | | |
43 | «Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия повести. | | Урок закрепления изученного | Особенности изображения М.Пришвиным мира природы | Анализ эпизодов | Ответить на вопросы | | |
44 | Рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…». | | Урок внеклассного чтения | Истинная дружба в судьбе героев | Лекция учителя, анализ текста | Творческое задание | | |
45 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. | | Урок развития речи | Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне | Самостоятельная работа, работа со статьёй учебника | Стихотворе-ние наизусть | | |
46 | В.П.Астафьев. рассказ «Конь с розовой гривой». | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа | Пересказ эпизодов рассказа, анализ текста | Ответить на вопросы | | |
47 | Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой». | | Урок развития речи | Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе | Ответы на вопросы | Ответы на вопросы | | |
48 | В.Г.Распутин. рассказ «Уроки французского». | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники | Чтение статьи учебника, анализ текста | Ответить на вопросы | | |
49 | Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. | | Урок закрепления изученного | Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки | Самостоятельная работа, сравнительная характеристика текстов | Ответы на вопросы | | |
50 | Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина. | | Урок контроля | | Сочинение | Сочинение | | |
51 | Писатели улыбаются. «Чудики» В.М.Шукшина. Рассказ «Срезал». | | Урок изучения нового материала | Особенности характеров героев в рассказе | Комментирование рассказа, чтение по ролям эпизода | Сообщение об авторе | | |
52 | Рассказ В.Шукшина «Сельские жители». | | Урок внеклассного чтения | Главные герои рассказа, их нравственная сущность | Комментирование художественного произведения | Ответы на вопросы | | |
53 | Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе. | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия | Художественный пересказ отрывка | Творческое задание | | |
54 | Родная природа в стихотворениях поэтов XX в. А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». | | Урок изучения нового материала | Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века | Анализ текста, выразительное чтение стихотворения | Выразитель-ное чтение стихотворения | | |
55 | С.А.Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша». | | Урок изучения нового материала | Слово о поэте и его творчестве. Близость поэзии русскому народному творчеству | Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения | Выразитель-ное чтение стихотворения | | |
56 | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты. | | Урок изучения нового материала | Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики Ахматовой | Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения | Стихотворе-ние наизусть | | |
57 | Н.М.Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | | Урок изучения нового материала | Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта. Искренняя любовь к Родине и близким людям | Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения | Стихотворе-ние наизусть | | |
Раздел VI. Из литературы народов России (2ч.) |
58 | Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». | | Урок изучения нового материала | Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве поэта | Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения | Подготовить сообщение | | |
59 | Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | | Урок изучения нового материала | Слово о поэте. Тема малой родины. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертной нации | Чтение статьи учебника, анализ текста, выр.чт. стихотворения | Ответы на вопросы | | |
Раздел VII. Из зарубежной литературы (9ч.) |
60 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Афгия», «Яблоки Гесперид». | | Урок изучения нового материала | Боги и герои древнегреческой мифологии | Выразительное чтение текста, ответы на вопросы | Пересказ мифа | | |
61 | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе. | | Урок изучения нового материала | Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность | Чтение легенды, ответы на вопрос | Устное сообщение | | |
62 | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». | | Урок закрепления изученного | Жизнь мифа в литературе. Изображения героев и героических подвигов | Сообщения по теме, чтение эпизодов поэмы | Создание диафильма | | |
63 | Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман | Лекция учителя, художественный пересказ эпизодов | Письменный ответ на вопрос | | |
64 | И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». | | Урок изучения нового материала | Жанр баллады. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе | Лекция учителя, выразительное чтение | Мини-сочинение на заданную тему | | |
65 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение | Лекция учителя, анализ текста | Подготовить сообщение | | |
66 | М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Памятнике его героям. Приёмы создания детских характеров | Лекция учителя, чтение фрагментов эпизодов по ролям | Подготовить сообщение | | |
67 | А.де Сент-Экзюпери. «М аленький принц» - философская сказка и мудрая притча. | | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Основные темы и мотивы сказки | Сообщение о писателе, ответы на вопросы | Ответы на вопросы | | |
68 | Итоговый урок. «Путешествие в страну Литературию. 6 класс». | | Урок контроля | Выявление уровня развития учащихся 6 класса | Викторина по произведениям, изученным в 6 кл. | Вопросы и задания лит. викторины | | |