№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Универсальные учебные действия | | | | | |
плани-руемая | факти-ческая | | | | | | |
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС) | | | | | |
1. | Книга в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | 1.09 | | Таблица Учебник | Личностные УУД: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: обучение целеполаганию. Познавательные УУД: давать определения понятиям. Выразительно читать, выражать отношение к прочитанному. Отвечать на поставленные вопросы. | | | | | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ЧАСОВ) | | | |
2. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений. | 1 | 2.09 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: уметь обобщать понятия; осуществлять классификацию. Выразительно читать малые фольклорные жанры, их истолковывать. Выражать личное отношение к прочитанному. Рецензировать чтение одноклассников. Искать незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей. | | | | | |
3. | Малые жанры фольклора. | 1 | 4.09 | | Книги с загадками, пословицами | Познавательные УУД: уметь обобщать понятия; осуществлять классификацию. Выразительно читать малые фольклорные жанры, их истолковывать. Выражать личное отношение к прочитанному. Рецензировать чтение одноклассников. Искать незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей. | | | | | |
4. | Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. | 1 | 8.09 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: осуществлять анализ. Использовать различные виды пересказов. Участвовать в коллективном диалоге. Сопоставлять варианты сказок. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы и фантастические элементы и определять их роль в сказке. | | | | | |
5. | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | 9.09 | | Мультимедийная презентация | Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | | | | |
6. | «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. | 1 | 11.09 | | Учебник | Познавательные УУД: уметь обобщать понятия; осуществлять классификацию. Выразительно читать малые фольклорные жанры, их истолковывать. Выражать личное отношение к прочитанному. Рецензировать чтение одноклассников. Искать незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей. | | | |
7. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» – волшебная богатырская сказка героического содержания. | 1 | | | Иллюстрации к произведе нию | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Познавательные УУД: осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. | | | | | |
8. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1 | 15.09 | | Учебник | Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно | | | | | |
9. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Особенности сказок о животных. | 1 | 16.09 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно | | | | | |
10. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 | 18.09 | | Учебник | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. | | | | | |
11. | Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». | 1 | 22.09 | | Иллюстрации Запись в тетради, план к сочинению | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. | | | | | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА) | | | |
12. | «Повесть временных лет» как литературный памятник. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей. | 1 | 23.09 | | Учебник | Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять анализ. Выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе. Искать незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей. Пересказывать сюжеты древнерусских летописей. Отвечать на вопросы. Давать характеристику героев. | | | | | |
13. | Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | 25.09 | | Словарь литературоведческих терминов | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение. | | | | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ЧАСА) | | | |
14. | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. | 1 | 29.09 | | Мультимедийная презентация | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение. | | | | | |
15. | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. | 1 | 30.09 | | Учебник Словарь литературоведческих терминов | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение. | | | | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (41 ЧАС) | | | |
16. | Жанр басни в мировой литературе. | 1 | 2.10 | | Таблица | Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять анализ. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Выразительно читать басни. Составлять вопросы к басням. Участвовать в игровых видах деятельности. | | | | |
17. | И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости). | 1 | 6.10 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям. | | | | | |
18 | И.А. Крылов. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. | 1 | 7.10 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: осуществлять анализ; сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. | | | | | |
19. | И.А. Крылов. Обобщение изученного о баснях. | 1 | 9.10 | | Мультимедийная презентация Словарь литературоведческих терминов | Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | | | | | |
20. | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | 13.10 | | | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
21. | В.А. Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | 14.10 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
22. | А.С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. | 1 | 16.10 | | | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
23. | А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» – собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | 20.10 | | Мультимедийная презентация | Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
24. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Иллюстраторы сказки. | 1 | 21.10 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
25. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. Противостояние добрых и злых сил. | 1 | 23.10 | | Учебник | Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | | | | | |
26. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. | 1 | 3.11 | | Мультимедийная презентация | Личностные УУД: ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. Познавательные УУД: пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно. | | | | | |
27. | А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. | 1 | 4.11 | | Учебник | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
Русская литературная сказка XIX века | | | | | |
28. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | 1 | 6.11 | | Таблица | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | | | | | |
29. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. | 1 | 10.11 | | Учебник | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | | | | | |
30. | Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | 11.11 | | Запись в тетради, план к сочинению | Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра. | | | | | |
31. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | 13.11 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. | | | | | |
32. | М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. | 1 | 17.11 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
33. | М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Мотивы любви и коварства. | 1 | 18.11 | | Учебник | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. | | | | | |
34. | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Фольклорные традиции в создании образов. | 1 | 20.11 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. | | | | | |
35. | Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. | 1 | 24.11 | | Мультимедийная презентация | Читать выразительно наизусть стихотворение Создавать текст лирического произведения. Личностные УУД: формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. | | | | | |
36. | Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Изображение конфликта темных и светлых сил. | 1 | 25.11 | | Словарь | Воспринимать текст литературного произведения. Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | | | | | |
37. | Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | 1 | 27.11 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение. | | | | | |
38. | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. | 1 | 1.12 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям. | | | | | |
39. | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. | 1 | 2.12 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета. Составление плана и анализ эпизода по плану. Анализ различных форм выражения авторской позиции. литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, , характеризовать его героев. Познавательные УУД: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи. Поиск под руководством учителя сведений о писателе с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
40. | И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. | 1 | 4.12 | | Мультимедийная презентация Словарь литературоведческих терминов | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
41. | И.С. Тургенев. «Муму». Жизнь в доме барыни. Облик барыни и ее челяди. | 1 | 8.12 | | Учебник | Знать отличительные признаки стихотворной речи. Читать выразительно стихотворение. Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Познавательные УУД: давать определения понятиям. | | | | | |
42. | И.С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл названия повести. | 1 | 9.12 | | Словарь литературоведческих терминов | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения | | | | | |
43. | И.С. Тургенев. «Муму»: система образов. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди. | 1 | 11.12 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Личностные УУД: формировать уважение к истории. Познавательные УУД: осуществлять сравнение. | | | | | |
44. | И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | 15.12 | | Иллюстрации к произведению | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. | | | | | |
45. | А.А. Фет. Лирика. «Весенний дождь», «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…». | 1 | 16.12 | | Учебник | Воспринимать текст литературного произведения. Уметь определять роль портретной характеристики героя. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные УУД: осуществлять анализ. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Участвовать в коллективном диалоге. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). | | | | | |
46. | А.А. Фет. Лирика. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1 | 18.12 | | Словарь литературоведческих терминов | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. | | | | | |
47. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. | 1 | 22.12 | | Запись в тетради, план к сочинению | Уметь писать сочинение-размышление о литературных героях. Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. | | | | | |
48. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера – две судьбы. | 1 | 23.12 | | Тест | Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия. Познавательные УУД: давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия. | | | | | |
49. | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. | 1 | 25.12 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу и написанию сочинения. Презентация и защита собственных иллюстраций. | | | | | |
50. | А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | 1 | 12.01 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
51. | Рассказы Чехова. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. | 1 | 13.01 | | Иллюстрации к произведению | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев. Личностные УУД: формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
52. | Рассказы Чехова. Юмор в рассказах Чехова. | 1 | 15.01 | | Учебник | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения | | | | | |
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор) | | | | | |
53. | Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». Образ родины в пейзажной лирике поэта. | 1 | 19.01 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
54. | Ф.И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. | 1 | 20.01 | | Учебник | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. | | | | | |
55. | А.Н. Майков. «Ласточки»; И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З. Суриков. «Зима» (отрывок); А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). | 1 | 22.01 | | | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
56. | Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | 1 | 26.01 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу. | | | | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ЧАСОВ) | | | | | |
57. | И.А. Бунин. «Косцы». Поэтическое воспоминание о родине. | 1 | 27.01 | | Иллюстрации к произведению | Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать. | | | | | |
58. | И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | 1 | 29.01 | | План к сочинению | Уметь писать сочинение-размышление. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять сравнение. | | | | | |
59 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1 | 2.02 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
60. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1 | 3.02 | | Иллюстрации к произведению | Регулятивные УУД: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения. | | | | | |
61. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Изображение серого сонного города и его обитателей. | 1 | 5.02 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
62. | В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Взаимопонимание – основа отношений в семье. | 1 | 9.02 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев. Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
63. | Подготовка к домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». | 1 | 10.02 | | Учебник | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
64. | С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Особенности поэтического языка Есенина. | 1 | 12.02 | | Мультимедийная презентация | Уметь писать сочинение-размышление. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять сравнение. | | | | | |
65 | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. | 1 | 16.02 | | План к сочинению | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
66. | П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. | 1 | 17.02 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
67. | Сказы П.П. Бажова. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. | 1 | 19.02 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать. | | | | | |
68. | К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. | 1 | 23.02 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.. | | | | | |
69. | К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. | 1 | 24.02 | | Учебник Словарь литературоведческих терминов | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
70. | К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. | 1 | 26.02 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
71. | С.Я. Маршак. Сказки для детей. Их герои и нравственный смысл. | 1 | 2.03 | | | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
72. | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. | 1 | 3.03 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | | | | | |
73. | С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. | 1 | 5.03 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу. | | | | | |
74. | А.П. Платонов. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя: его единство с природой. | 1 | 9.03 | | Учебник | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
75. | А.П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. | 1 | 10.03 | | Словарь литературоведческих терминов | Регулятивные: осознают качество и уровень знаний. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | | | | |
76. | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. Картины сибирской природы и их нравственный смысл. | 1 | 12.03 | | Мультимедийная презентация | Знать содержание прочитанного литературного произведения. Уметь анализировать литературное произведение; формулировать собственное отношение к нему; характеризовать его героев; отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Познавательные УУД: осуществлять анализ, сравнение. | | | | | |
77. | В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. Автобиографичность рассказа. | 1 | 16.03 | | Иллюстрации к произведению | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
78. | Контрольная работа по произведениям С.А. Есенина, П.П. Бажова, К.Г. Паустовского, В.П. Астафьева. | 1 | 17.03 | | Тест | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме | | | | | |
«Ради жизни на Земле…» | | | | | |
79. | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 19.03 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
80. | К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 1 | 30.03 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.. | | | | | |
Русские поэты ХХ века о родине и родной природе | | | | | |
81. | И.А. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. | 1 | 31.03 | | План к сочинению | Уметь писать сочинение-размышление. Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. | | | | | |
82. | Д. Кедрин. «Аленушка»; А. Прокофьев «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихах о природе. | 1 | 2.04 | | Мультимедийная презентация | Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров Коммуникативные УУД: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | | | | | |
Писатели улыбаются | | | | | |
83. | Саша Черный. «кавказский пленник». Образы детей в рассказе. | 1 | 6.04 | | Учебник | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
84. | Саша Черный «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | 1 | 7.04 | | | Уметь писать сочинение. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. Познавательные УУД: давать определения понятиям; осуществлять сравнение. | | | | | |
85. | Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Особенности ритма, рифмы, комические образы, повторы, неожиданные словосочетания. | 1 | 9.04 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | | | | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 ЧАСОВ) | | | | | |
86. | Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Подвиг героя во имя сохранения традиций. | 1 | 13.04 | | План к сочинению | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. Личностные УУД: формирование симпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других. Познавательные УУД: осуществлять анализ. | | | | | |
87. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. | 1 | 14.04 | | Мультимедийная презентация | Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу . | | | | | |
88. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1 | 16.04 | | Учебник | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | | | | |
89. | Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 | 20.04 | | Мультимедийная презентация Словарь литературоведческих терминов | Знать биографические сведения о писателях. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям. | | | | | |
90. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика. | 1 | 21.04 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: осознают качество и уровень знаний. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | | | | |
91. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Мужественное сердце Герды. | 1 | 23.04 | | Учебник | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | | | | |
92. | Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?». Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. | 1 | 27.04 | | Мультимедийная презентация | Знать биографические сведения о писателях. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям. | | | | | |
93. | Х.-К. Андерсен. Сказки. Волшебные сказки Андерсена. Сказки о предметах окружающего мира. | 1 | 28.04 | | Иллюстрации к произведению | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | | | | | |
94. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Черты характера главного героя. | 1 | 30.04 | | Учебник | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | | | | |
95. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев. Внутренний мир героев романа. | 1 | 4.05 | | План к сочинению | Уметь писать сочинение-размышление о литературных героях. Личностные УУД: формировать уважение к личности и её достоинству. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров. | | | | | |
96. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. | 1 | 5.05 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме, развивают логическое мышление, умеют выбирать стратегию решения задачи. | | | | | |
97. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей. | 1 | 7.05 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: осознают качество и уровень знаний. Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | | | | | |
98. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? | 1 | 11.05 | | Иллюстрации к произведению | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | | | | | |
99. | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя. Драматизм и оптимизм книги о северном мальчике. | 1 | 12.05 | | Мультимедийная презентация | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | | | | | |
100. | Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | 14.05 | | Учебник | Познавательные: строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | | | | | |
101. | Анализ контрольной работы по литературе. | 1 | 18.05 | | Иллюстрации учащихся | Регулятивные: адекватно оценивают правильность выполнения действий. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | | | | | |
102. | Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | 1 | 19.05 21.05 | | Урок с мультимедийной поддержкой | Понимать русское слово в его эстетической функции. Личностные УУД: осуществлять рефлексию. | | | | | |