МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» Руководитель МО ___________ Гулевская Е. И. Протокол № 1 от 29.08.2018г. от 29.08.2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» __________ Хубиева А.В. 29.08.2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Гимназия № 4 г. Усть-Джегуты» ___________ Байкулова А.М. Приказ №504 от 31.08.2018г. |

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АООП с ориентировкой на содержание варианта 2
Предмет Домоводство
Класс: 3
Образовательная область технология
Учебный год 2018-2019
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 3 часа в неделю, всего – 102 часа в год
Рабочую программу составила: Чотчаева Ранета Рамазановна,
учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №4»
Год составления 2018
г. Усть-Джегута
2018 г.
Пояснительная записка
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Домоводство» 3 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. )
Примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Домоводство 3 класс» под редакцией И.М. Бгажнокова (2011г.)
Учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.
Общая характеристика
Задачи предмета
Научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в семейном окружении.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных им обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Цель предмета
Формирование у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Занятия по «Домоводству» создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы обучающихся. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у учеников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, обще-трудовых навыков.
Содержание программы помогает комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития детей с нарушением интеллекта, практически подготовить их к самостоятельной жизни.
Актуальность программы
Обучение ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Адаптация программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся по предмету «Домоводство».
Содержание предмета
Тематическое планирование
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Покупки | 1 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Обращение с кухонным инвентарем | 22 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Приготовление пищи | 22 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Уход за вещами | 24 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Уборка помещения | 8 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Уборка территории | 7 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Наши ближайшие планы | 8 | Овладение новыми знаниями практическая работа |
Итого | 102 | |
Место учебного предмета в учебном плане
Домоводство в 3 классе изучается в рамках образовательной области «технология» Федерального компонента учебного плана. На изучение курса «Домоводство» в 3 классе отводится 102 часа. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Распределение учебных часов по разделу курса осуществляется следующим образом: по программе 102 часа в год, по календарно-тематическому планированию 102 часа в год. В I четверти 24 часа, во II четверти 24 часа, III четверти 30 часов, IV четверти 24 часа.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Методическая литература
Технология 3 класс автор Т. М. Геранимус АСТ – Пресс 2015г.
https://www.ozon. ru
Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
• усиления практической направленности изучаемого материала;
• выделения сущностных признаков изучаемых явлений;
• опоры на жизненный опыт ребенка;
• ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
• необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала;
•введения в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирования у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач.
Базовые разделы коррекционной программы «Домоводство» для обучения в 3 классе является:
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
работа в коллективе (ученик – ученик);
слушание и понимание инструкции педагога;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
Обеспечение максимально возможной для данного ребёнка самостоятельности в бытовом и санитарно - гигиеническом обслуживании себя:
Выработка положительного отношения к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этого труда (уборка помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по приготовлению пищи - мытьё и чистка овощей и пр.);
Выработка твёрдых навыков выполнения ряда операций в том виде труда, которому «особый ребенок» обучался;
Умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения, правила расчетов за коммунальные и бытовые услуги; основные гигиенические требования к охране здоровья; правила вызова врача, ухода за больными в семье, правила гигиены и ухода за собой; смысловые различия между досуговой деятельностью, развлечением и отдыхом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ДОМОВОДСТВО» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
по плану | по факту |
Покупки. (11) |
1 | Планирование покупок. | 1 | | |
2 | Планирование покупок. | 1 | | |
3 | Выбор места совершения покупок. | 1 | | |
4 | Выбор места совершения покупок. | 1 | | |
5 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. | 1 | | |
6 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. | 1 | | |
7 | Нахождение нужного товара в магазине. | 1 | | |
8 | Нахождение нужного товара в магазине. | 1 | | |
9 | Складывание покупок в сумку. | 1 | | |
10 | Складывание покупок в сумку. | 1 | | |
11 | Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. | 1 | | |
Обращение с кухонным инвентарем. (22) |
12 | Обращение с посудой. | 1 | | |
13 | Обращение с посудой. | 1 | | |
14 | Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож). | 1 | | |
15 | Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож). | 1 | | |
16 | Различение посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). | 1 | | |
17 | Различение посуды для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). | 1 | | |
18 | Различение чистой и грязной посуды. | 1 | | |
19 | Различение чистой и грязной посуды. | 1 | | |
20 | Очищение остатков пищи с посуды. | 1 | | |
21 | Протирание посуды губкой. | 1 | | |
22 | Протирание посуды губкой. | 1 | | |
23 | Как правильно мыть посуду? | 1 | | |
24 | Полоскание посуды. | 1 | | |
25 | Как правильно сушить посуду? | 1 | | |
26 | Оборудование кухни. Правила пользования газовой и электрической плитой. | 1 | | |
27 | Оборудование кухни. Правила пользования и уход за холодильником и морозильной камерой | 1 | | |
28 | Накрывание на стол. | 1 | | |
29 | Выбор посуды для первого блюда. | 1 | | |
30 | Выбор посуды для второго блюда. | 1 | | |
31 | Выбор посуды для десерта. | 1 | | |
32 | Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. | 1 | | |
33 | Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. | 1 | | |
Приготовление пищи. (22) |
34 | Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. | 1 | | |
35 | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. | 1 | | |
36 | Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. | 1 | | |
37 | Подготовка к приготовлению блюда. | 1 | | |
38 | Обработка продуктов. | 1 | | |
39 | Мытье продуктов. | 1 | | |
40 | Как приготовить мясо и мясопродукты? | 1 | | |
41 | Как хранить молоко? | 1 | | |
42 | Как приготовить суп из молока? | 1 | | |
43 | Дегустация кисломолочных продуктов. | 1 | | |
44 | Какие ингредиенты нужны для овощного салата? | 1 | | |
45 | Приготовление овощного салата. | 1 | | |
46 | Какие ингредиенты нужны для фруктового салата? | 1 | | |
47 | Приготовление фруктового салата. | 1 | | |
48 | Заготовки на зиму. | 1 | | |
49 | Соление и консервирование на зиму. | 1 | | |
50 | Какие сушеные фрукты мы знаем? | 1 | | |
51 | Замороженные продукты какие бывают? | 1 | | |
52 | Как приготовить компот? | 1 | | |
53 | Где начали готовить смузи и коктейли? | 1 | | |
54 | Что нужно для приготовления смузи? | 1 | | |
55 | Как готовить молочные коктейли? | 1 | | |
Уход за вещами. (24) |
56 | Как стирать вручную? | 1 | | |
57 | Ручная стирка. Наполнение емкости водой. | 1 | | |
58 | Ручная стирка. Замачивание белья. | 1 | | |
59 | Ручная стирка. Застирывание белья. | 1 | | |
60 | Ручная стирка. Полоскание белья. | 1 | | |
61 | Ручная стирка. Выжимание белья. | 1 | | |
62 | Ручная стирка. Вывешивание белья на просушку. | 1 | | |
63 | Как пользоваться стиральной машиной? | 1 | | |
64 | Какие нужны моющие средства? | 1 | | |
65 | Разделение вещей по цвету для стирки. | 1 | | |
66 | При какой температуре нужно стирать одежду из хлопка? | 1 | | |
67 | При какой температуре нужно стирать одежу из синтетики? | 1 | | |
68 | Глажение утюгом одежды. | 1 | | |
69 | Складывание белья. | 1 | | |
70 | Складывание одежды. | 1 | | |
71 | Чистка верхней одежды. | 1 | | |
72 | Чистка одежды. | 1 | | |
73 | Можно ли стирать обувь в стиральной машине? | 1 | | |
74 | Уход за обувью. | 1 | | |
75 | Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. | 1 | | |
76 | Протирание обуви влажной тряпкой. | 1 | | |
77 | Протирание обуви сухой тряпкой. | 1 | | |
78 | Какими приборами пользуются для сушки обуви? | 1 | | |
79 | Просушивание обуви. | 1 | | |
Уборка помещения. (8) |
80 | Каким инвентарем и какими средствами нужно пользоваться при уборки всего дома? | 1 | | |
81 | Какие средства нужны для уборки ванной комнаты? | 1 | | |
82 | Правила уборки мягкой мебели? | 1 | | |
83 | Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. | 1 | | |
84 | Протирание тряпкой электротехники. | 1 | | |
85 | Какие средства нужны для уборки пола? | 1 | | |
86 | Сметание мусора на полу в определенное место. | 1 | | |
87 | Заметание мусора на совок. | 1 | | |
Уборка территории. (7) |
88 | Подметание территории. | 1 | | |
89 | Подметание территории. | 1 | | |
90 | Сгребание травы и листьев. | 1 | | |
91 | Сгребание травы и листьев. | 1 | | |
92 | Что делать с собранным мусором? | 1 | | |
93 | Уход за уборочным инвентарем. | 1 | | |
94 | Уход за уборочным инвентарем. | 1 | | |
Наши ближайшие планы. (8) |
95 | Организация режима жизни членов семьи | 1 | | |
96 | Организация режима жизни членов семьи | 1 | | |
97 | Планирование рабочих дней. | 1 | | |
98 | Планирование выходных дней. | 1 | | |
99 | Распределение обязанностей на неделю. | 1 | | |
100 | Распределение обязанностей на неделю всех членов семьи. | 1 | | |
101 | Анализ программы членов семьи на неделю. | 1 | | |
102 | Анализ программы членов семьи на неделю. | 1 | | |
| Итого | 102 | | |