№ Урока | Тема урока | Практическая работа | Часы | Дата | Наглядность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть (16 часов) |
-
| Введение (1 ч.) Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 3 |
-
| Вселенная (3 ч.) Небесные тела: планеты, звезды. | Зарисовки звёздного неба. | | | Стр. 4-5 Слайды «Небесные тела» |
-
| Солнечная система. Солнце. | Зарисовки солнечной системы. | | | Стр.6-8 Слайды «Солнце» |
-
| Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. | Зарисовки космического корабля. | | | Стр. 9-11, тесты |
-
| Наш дом – Земля (16 ч.) Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. | Зарисовки формы Земли. | | | Стр. 12-13 |
-
| Воздух и его охрана. Состав воздуха. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 14-15 |
-
| Значение воздуха для жизни на Земле. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 16-17 |
-
| Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. | Зарисовка форм поверхности суши. | | | Стр. 18-19 |
-
| Поверхность суши: горы. | Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. | | | Стр. 20-21 Слайды «Горы» |
-
| Почва (охрана почвы). Свойства почвы. | Опыты: свойства почвы. | | | Стр. 22-23 |
-
| Полезные ископаемые. | Рассматривают коллекцию горных пород. | | | Стр. 24-27 Коллекция горных пород |
-
| Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. | Составление таблицы «Полезные ископаемые». | | | Стр. 28-30 Коллекция горных пород. |
-
| Вода. Свойства. | Опыты: состояние воды. | | | Стр. 31-33 |
-
| Вода в природе: осадки, воды суши. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 34-36 |
-
| Воды суши: ручьи, реки. | Заполнение схемы «Воды суши» | | | Стр. 37-39 |
-
| Самостоятельная работа (1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
I I четверть (16 часов) |
-
| Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | Заполнение схемы «Воды суши» | | | Стр. 40-42 |
-
| Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. | Нахождение на карте морей и океанов. | | | Стр. 43-46 |
-
| | Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звёздным небом. | | | |
-
| | Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности земли, водоёмы). | | | Дневник наблюдений |
-
| | Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы». | | | Плакаты «Охрана природы» |
-
| Растительный мир Земли (13 ч.) Разнообразие растительного мира. Дикорастущие и культурные растения. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 47-49 |
-
| Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | Игры на классификацию растений по месту произрастания. | | | Стр. 50-53 |
-
| Части растения. | Выделение составных частей (органов) растений. | | | Стр. 54-56 |
-
| Деревья, кустарники, травы. | Зарисовки деревьев, кустарников, трав. | | | Стр. 56-58 |
-
| Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | Зарисовка растений в разные времена года. | | | Стр. 59-61 Слайды «Лиственные деревья» |
-
| Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. | Сезонные наблюдения за растениями. | | | Стр. 62-63 Слайды «Хвойные деревья» |
-
| Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | Заполнение таблиц. | | | Стр. 64-66 Слайды «Кустарники» |
-
| Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | Работают с гербарием «Травы» | | | Стр. 67-69 Слайды «Травы» |
-
| Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. | Игра «Угадай цветок» | | | Стр. 70-72 Слайды «Декоративные растения» |
-
| Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора, использование. | Работают с гербарием «Лекарственные растения» | | | Стр. 73-75 Слайды «Лекарственные растения» |
-
| Самостоятельная работа (1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
I I I четверть (20 часов) |
-
| Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение. | Уход за комнатными растениями. | | | Стр. 75-77 Слайды «Комнатные растения» |
-
| Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр.78-80 Слайды «Охрана растений» |
-
| | Экскурсия в парк, лес, огород. | | | |
-
| Животный мир Земли (10 ч.) Разнообразие животного мира. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр.81-82 |
-
| Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр.83-85 |
-
| Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | Упражнения в классификации животных (таблица, игры). | | | Стр.86-88 Слайды «Животные» |
-
| Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | Зарисовка животных: насекомые. | | | Стр. 89-90 Слайды «Насекомые» |
-
| Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | Зарисовка животных: рыб. | | | Стр. 91-92 Слайды «Рыбы» |
-
| Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | Зарисовка животных: птиц. Изготовление кормушек, скворечников. | | | Стр. 93-94 Слайды «Птицы» |
-
| Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | Зарисовка животных: зверей. | | | Стр. 95-97 Слайды «Звери» |
-
| Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | Составление рассказа о своих домашних животных. | | | Стр. 98-99 Слайды «Домашние животные» |
-
| Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. | Экскурсия в зоопарк. | | | Стр. 100-102 |
-
| Охрана животных. Заповедники. Красная книга. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 111-113 |
-
| Человек. Охрана здоровья (6 ч.) Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. | Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах и муляжах частей тела и важнейших органов). | | | Стр. 114-117 Слайды «Организм человека» |
-
| Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 118-119 Слайды «Органы дыхания» |
-
| Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). | Составление распорядка дня. | | | Стр. 120-122 Слайды «Здоровье человека» |
-
| Осанка (гигиена, костно-мышечная система). | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 123-125 Слайды «Осанка» |
-
| Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 126-128 Слайды «Органы чувств» |
-
| Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 129-131 Слайды «Здоровое питание» |
-
| Самостоятельная работа ( 1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
I V четверть (16 часов) |
-
| Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Профилактика простудных заболеваний. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 132-134 Слайды «Органы дыхания» |
-
| Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах ссадинах. | Упражнения в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение пластыря, перевязывание мелких ран - порезов). Подсчёт частоты пульса, измерение температуры тела. Экскурсия в школьный медицинский кабинет, аптеку. | | | Стр. 135-137 |
-
| | Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка). | | | |
-
| Есть на Земле страна Россия (12 ч.) . Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | Нахождение России на политической карте. | | | Стр. 139-143 |
-
| Население России. Городское и сельское население. Народы России. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 144-146 |
-
| Столица Москва. | Зарисовка Государственного флага России. | | | Стр. 147-148 |
-
| Санкт-Петербург. | Работа с физической картой/ | | | Стр. 149-151 |
-
| Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток. | Работа с физической картой. Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 152-156 |
-
| Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | Работа с физической картой. Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 157-159 |
-
| Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 162-164 |
-
| Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. | Рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на вопросы. | | | Стр. 165-167 |
-
| Заповедники, заказники, охрана природы. | Зарисовка животных и растений своей местности. | | | Стр. 169-171 |
-
| Наш город (село, деревня). Достопримечательности. | Экскурсия по городу, знакомство с местными достопримечательностями. | | | Стр. 172 Слайды «Наш город» |
-
| Растения и животные своей местности. | Составление таблицы «Животные и растения нашей местности». | | | Слайды «Наш город» |
-
| Занятия населения. Ведущие предприятия. | Составление рассказа о своём городе. | | | Слайды «Наш город» |
-
| Самостоятельная работа ( 1 ч.) | | | | Карты-задания для самостоятельной работы |
Используются учебники в соответствии с Законом об образовании, Приказом № 253 от 31.03.14 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».