РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: « РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Класс: 9 «А»
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Суравегина Татьяна Владимировна
1.Пояснительная записка
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ | Нормативные документы |
1. | Федеральный Закон « ОБ Образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-Ф3) |
2. | Федеральный Закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» |
3. | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. |
4. | Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации). |
5. | Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. |
6. | Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». |
7. | Приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении введения в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(в ред. Приказа Минобрнауки от 29.12.2014 № 1644). |
8. | Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». |
Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, - включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ.
Согласно основной образовательной программе основного общего образования продолжительность учебного года в 9 классе составляет не менее 34 недель. Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы в 9 классе – 34 часа ( 1 час в неделю). Согласно учебному плану школы, расписанию уроков в 9А классе будет проведено 33ч.
Количество часов по плану
1 четверть-8 часов,
2 четверть-8 часов,
3 четверть-10 часов,
4 четверть-7 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение курса «Родная (русская) литература» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов:
личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учи-тывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
метапредметные:
регулятивные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3) смысловое чтение;
коммуникативные:
1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
предметные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) обственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» в 9 классе (33 ч.).
Русский фольклор
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Жанры фольклора.
Древнерусская литература.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
Русская литература XVIII - XIX веков
Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. Литературная деятельность М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина.
Русская литература XX - XXI веков
Современная русская литература. Национальные литературные премии.
Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов |
Русский фольклор. | 6 ч. |
Древнерусская литература. | 6 ч. |
Русская литература XVIII - XIX веков. | 14 ч. |
Русская литература XX - XXI веков. | 7 ч. |
ИТОГО | 33 ч. |
Календарно-тематическое планирование по родной литературе
9 класс
№ | Дата 9А | Раздел | Тема урока | Кол. часов | Виды контроля | Региональный компонент |
1-2 | 06.09 13.09 | Русский фольклор (6 час.) | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Жанры фольклора. | 2 | | |
3 | 20.09 | | Обрядовые песни русского народа. | 1 | | Казачьи песни |
4 | 27.09 | | Героический эпос. | 1 | | |
5 | 04.10 | | Исторические предания, легенды. | 1 | | |
6 | 11.10 | | Детский фольклор. | 1 | | |
7- 8 | 18.10 25.10 | Древнерусская литература (6 час.) | Возникновение древнерусской литературы. | 2 | | |
9- 10 | 08.11 15.11 | | Самобытный характер и высокий духовный уровень литературы Древней Руси. | 2 | | |
11-12 | 22.11 29.11 | | Основные жанры древнерусской литературы, их важнейшие особенности. | 2 | | |
13- 14 | 06.12 13.12 | Русская литература XVIII - XIX веков (14 час.) | Основные черты русской литературы 18 века. Формирование литературных направлений. | 2 | | |
15- 16 | 20.12 27.12 | | Общественная, научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. | 2 | Проект | |
17- 18 | 10.01 17.01 | | Поэзия Ломоносова. Жанровое и тематическое разнообразие. | 2 | | |
19- 20 | 24.01 31.01 | | Г.Р. Державин. Жизнь и личность поэта, служебный и общественно-литературный путь. Новаторский характер поэзии Державина. | 2 | | |
21- 22 | 07.02 14.02 | | А.Н. Радищев. Биография, политические, философские и эстетические взгляды Радищева. Эпитет в произведении словесности. | 2 | | |
23- 24 | 21.02 28.02 | | Н.М. Карамзин. Значение Карамзина в истории русского литературного языка. Место Карамзина в русской литературе. Язык произведений сентиментализма и романтизма | 2 | | |
25- 26 | 06.03 13.03 | | «Золотой век» русской литературы: история, писатели и поэты. Способы выражения идеи в различных родах словесности | 2 | | |
27- 31 | 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 | Русская литература XX - XXI веков (7час.) | Современная русская литература: темы, проблемы, произведения. Словесная форма выражения художественного содержания. Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания. Литературный язык и стиль художественной литературы. Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания. | 1 1 1 1 1 | | Донские писатели и поэты |
32- 33 | 15.05 22.05 | | Значение средств художественной изобразительности. Взаимосвязь национальных литератур. Развитие словесности. | 1 1 | проект | |
2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
компьютер;
проектор;
экран;
доска
Электронные пособия. Дидактический материал. Тексты контрольных и самостоятельных работ, презентации.
Интернет-ресурсы
1. http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала
3. http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
4. http://kidsbook.narod.ru - Kidsbook: библиотека детской литературы
5. http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
6. http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература
7. http://ruslit.ioso.ru - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы
9. http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека
10. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
Материально – техническое обеспечение
Компьютер
Принтер
Проектор
Интернет
Интерактивная доска
Контрольно - измерительные материалы
Защита проектных работ