Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных стандартов второго поколения. Оно отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Главная цель обучения русскому языку в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, сформулировать умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, научить их правильно и выразительно говорить и писать на родном языке.
Учебник: Русский язык 8 класс: учебник под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М.Разумовской и доктора филологических наук, профессора П.А.Леканта, М., Дрофа, 2017 г.
На усвоение программы в 8 классе предусмотрено федеральным базисным (образовательным) учебным планом при 5-дневной учебной неделе в 8 классе отводится 3 часа в неделю, т.е. 102 часа, однако за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса добавлен ещё 1 час. Всего в 8 классе «А» предусмотрено 134 часа , т.е. 4 часа в неделю.
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания урока | Количество часов |
Введение (1 час) |
1 | 01.09 | Русский язык в системе славянских языков §1 | Знакомство с учебником русского языка для 8 класса | 1 |
| | | | |
Морфология и орфография (закрепление изученного) 11 часов (из них: РР – 2ч., КД – 1ч.) |
2-3 | 04.09 05.09 | РР. Повторение. Речь, её разновидности . Стили речи, средства выразительности в художественной речи §2-3 | Повторение и обобщение изученного о стилях и типах речи. Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. | 2 |
4-5 | 06.09 08.09 | Буквы Н.НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий §4 | Буквы Н.НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 2 |
6 | 11.09 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи §5 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 1 |
7 | 12.09 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями §5 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями | 1 |
8 | 13.09 | Употребление в тексте частицы НИ §3 | Употребление в тексте частицы НИ. | 1 |
9 | 15.09 | Дефисное написание слов §6 | Употребление дефиса. | 1 |
10 | 18.09 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи §7 | Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи | 1 |
11 | 19.09 | Входная КР. №1. диктант с грамматическим заданием | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
12 | 20.09 | Анализ контрольной работы (диагностического диктанта). Работа над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок | 1 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. 7 часов (Из них: РР-1ч. Тест.- 1 ч) |
13 | 22.09 | РР. Повторение. Типы речи. Способы выражения и средства связи предложений в тексте §8-9 | Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их особенности. | 1 |
14 | 25.09 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание §10 | Понятие о словосочетании. Строение словосочетания. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | 1 |
15-16 | 26.09 27.09 | Виды связи слов в словосочетании §10 | Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. | 2 |
17 | 29.09 | Употребление словосочетаний в речи §10 | Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. | 1 |
18 | 02.10 | Предложение и его типы §11 | Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания | 1 |
19 | 03.10 | Интонация простого предложения §12 | Дать понятие об интонации простого предложения. | 1 |
20 | 04.10 | Тестирование №1 | Подготовка к ОГЭ | 1 |
Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. 26 часов (из них: РР-2ч., КД – 1ч., Изл.- 2ч.) |
21-22 | 06.10 09.10 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения §13 | Подлежащее и способы его выражения. | 2 |
23-24 | 10.10 11.10 | КР №2. Развитие речи. Изложение | Текст. Признаки текста. Микротема. Микротекст. | 2 |
25 | 13.10 | Анализ изложения. | Как реализовать на практике индивидуальный маршрут восполнении проблемных зон в изучении темы? | 1 |
26-27-28 | 16.10 17.10 18.10 | Сказуемое и способы его выражения §14 | Сказуемое и способы его выражения. Составное именное сказуемое и способы его выражения. Составное глагольное сказуемое и способы его выражения. | 3 |
29-30 | 20.10 23.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование главных членов предложения §15 | Главные члены предложения. Постановка тире между подлежащим и сказуемым. | 2 |
31 | 24.10 | Правила согласования главных членов предложения §16 | Согласование главных членов предложения | 1 |
32-33-34 | 25.10 27.10 28.10 | Второстепенные члены предложения. Определение §13 | Второстепенные члены предложения. Определение как второстепенный член предложения. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определений. | 3 |
35-36 | 07.11 08.11 | Дополнение §18 | Дополнение, способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. | 2 |
37 | 10.11 | Резервный урок. | Повторение пройденного материала. | 1 |
38- 39 | 13.11 14.11 | Обстоятельство. §19 | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы его выражения. | 2 |
40 | 15.11 | Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом §19 | Обстоятельство. Способы его выражения. | 1 |
41 | 17.11 | Порядок слов в предложении §16 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. | 1 |
42- 43 | 20.11 21.11 | РР.Репортаж как жанр публицистики. Репортаж-повествование §41 | Репортаж-повествование | 2 |
44 | 22.11 | Обобщающий урок. | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 |
45. | 24.11 | КР №3 (диктант) по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 |
46 | 27.11 | Анализ контрольной работы | Классификация и исправление допущенных ошибок | 1 |
Односоставные и неполные предложения. 18 часов (из них: КД – 1 ч., Изл. – 2ч., Тест. – 1ч) |
47. | 28.11 | Виды односоставных предложений §22 | Понятие об односоставных предлож6ениях. Виды односоставных предложений. | 1 |
48-49 | 29.11 01.12 | Определенно-личные предложения §23 | Определённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности. | 2 |
50-51 | 04.12 05.12 | КР №4. Развитие речи. Изложение (упр. №185-186) | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 2 |
52 | 06.12 | Анализ творческих работ. | Классификация и исправление допущенных ошибок. | 1 |
53-54 | 08.12 11.12 | Неопределенно-личные предложения §24 | Неопределённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | 2 |
55-56 | 12.12 13.12 | Обобщенно-личные предложения §25 | Обобщённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | 2 |
57-58. | 15.12 18.12 | Безличные предложения §26 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | 2 |
59 | 19.12 | Назывные предложения §27 | Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности | 1 |
60. | 20.12 | Понятие о неполных предложениях. Односоставные предложения и их употребление в речи §28 | Понятие о неполных предложениях Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. | 1 |
61 | 22.12 | Обобщающий урок | Повторение и закрепление пройденного материала | 1 |
62 | 25.12 | КР №5. Диктант. | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
63 | 26.12 | Тестирование №2 | Подготовка к ОГЭ | 1 |
64 | 27.12 | Работа над ошибками диктанта. | Классификация и исправление допущенных ошибок | 1 |
Однородные члены предложения. 18 часов (из них: РР – 1ч., КД – 1ч., Изл.- 2ч., Соч – 2 ч., Тест – 1ч.) |
65 | 29.12 | РР. Статья . Понятие о жанре, строение текста §29. | Статья – жанр публицистики. Композиция статьи-повествования и статьи –описания, характерные для репортажа языковые средства. | 1 |
66-67 | 09.01 10.01 | Какие члены предложения являются однородными. Понятие об однородных членах §30 | Однородные члены предложения и их признаки, средства связи. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | 2 |
68-69 | 12.01 15.01 | КР №6. Развитие речи. Сочинение (упр. №217). | Подготовка к ОГЭ | 2 |
70-71 | 16.01 17.01 | Связь между однородными членами предложения. Пунктуация при однородных членах §31 | Однородные члены, связанные при помощи сочинительных союзов, знаки препинания при них. | 2 |
72-73 | 19.01 22.01 | Однородные и неоднородные определения §32 | Неоднородные определения. Их отличие от однородных. | 2 |
74-75 | 23.01 24.01 | КР №7. Развитие речи. Изложение. | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 2 |
76 | 26.01 | Работа над ошибками изложения. | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 1 |
77-78 | 29.01 30.01 | Обобщающие слова при однородных членах §27 | Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами предложения. | 2 |
79 | 31.01 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | Однородные члены предложения. Знаки препинания при них. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложенийс однородными членами. | 1 |
80 | 02.02 | КР №8. Диктант. | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
81 | 05.02 | Анализ контрольной работы. | Классификация и исправление допущенных ошибок | 1 |
82 | 06.02 | Тестирование №3 | Подготовка к ОГЭ | 1 |
Обращение. Вводные конструкции. 15 часов (из них: КД – 1ч., Изл. – 2 ч., Тест.-1ч.) |
83-84-85 | 07.02 09.02 12.02 | Понятие об обращении § 34 | Обращение распространённое и нераспространённое, знаки препинания при обращении. | 3 |
86-87-88 | 13.02 14.02 16.02 | Предложения с вводными конструкциями §35 | Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах | 3 |
89-90 | 19.02 20.02 | Предложения с вставными конструкциями. §36. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ §37 | Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах | 2 |
91 | 21.02 | Обобщающий урок по теме «Вводные слова и конструкции» | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. | 1 |
92 | 26.02 | КР №10. Диктант. | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
93 | 27.02 | Анализ контрольной работы | Классификация и исправление допущенных ошибок | 1 |
94-95 | 28.02 02.03 | КР №9. Развитие речи. Изложение с элементами сочинения | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 2 |
96 | 05.03 | Работа над ошибками изложения. | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 1 |
97 | 06.03 | Тестирование №4 | Подготовка к ОГЭ | 1 |
Предложения с обособленными членами. 28 часов (из них: РР – 2ч., КД – 2ч., Изл. – 2 ч., Соч. – 2 ч., Пр.р – 2 ч., Тест.-1ч) |
98 | 07.03 | Обособление второстепенных членов предложения §38 | Сущность условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами. | 1 |
99-100 | 12.03 13.03 | Обособленные определения §39 | Обособленные определения | 2 |
101 | 14.03 | Обособление одиночных и несогласованных определений §39 | Обособление одиночных и несогласованных определений | 1 |
102-103 | 16.03 19.03 | Обособление приложений. Обособление определений и приложений (обобщение) §39 | Обособление приложений.. Выделительные знаки препинания при них. | 2 |
104 | 20.03 | КР №12. Диктант. | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
105 | 21.03 | Анализ контрольной работы | Классификация и исправление допущенных ошибок | 1 |
106-107-108 | 02.04 03.04 04.04 | Обособление обстоятельств §40 | Обособление обстоятельств. Деепричастия и деепричастные обороты как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. | 3 |
109-110 | 06.04 09.04 | КР №13. Развитие речи. Изложение | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 2 |
111 | 10.04 | Анализ творческой работы. | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 1 |
112-113 | 11.04 13.04 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями §40 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. | 2 |
114-115 | 16.04 17.04 | РР. Письменная практическая работа по упр.288 по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» | Текст, признаки текста, микротема, микротекст. Диагностика сформированности умения письменно пересказывать текст, сохраняя его стилистические особенности | 2 |
116- 117-118 | 18.04 20.04 23.04 | Уточняющие члены предложения §41 | Уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них. | 3 |
119-120 | 24.04 25.04 | РР. Портретный очерк §42 | Описание портретного очерка человека. | 2 |
121-122 | 27.04 28.04 | КР №11. Развитие речи. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (упр. №394) | Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Шаляпин» | 2 |
123 | 04.05 | Работа над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок. | 1 |
124 | 07.05 | КР №14. Диктант | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
125 | 08.05 | Тестирование №5 | Подготовка к ОГЭ | 1 |
Прямая речь и способы её выражения. Диалог.8 часов + 1 ч. резерв |
126. | 11.05 | Прямая и косвенная речь | Повторение о прямой и косвенной речи. | 1 |
127-128 | 14.05 15.05 | Оформление прямой речи на письме §43 | Оформление прямой речи на письме | 2 |
129 | 16.05 | Диалог §44 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Диалог | 1 |
130-131 | 18.05 21.05 | Косвенная речь §45 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью. | 2 |
132 | 22.05 | Цитаты и их оформление на письме §46 | Цитирование. Способы включения цитат в высказывания. | 1 |
133 | 23.05 | Повторение пройденного материала | Повторение пройденного материала | 2 |
134 | 25.05 | Резерв. | | 1 |