Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Краснознаменска»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
руководитель МО учителей заместители директора по УВР директор школы
естественно-математических наук
________/ Казбеева А.Н. ____________/Закревская Н.Н. ________/Мясникова А.В.
протокол №1 протокол №! приказ № 125
от «25» августа 2021г. «26» августа 2021г. от «26» августа 2021г.
Рабочая программа
По информатике и ИКТ
для учащихся 6 класса
на 2021 - 2022 учебный год
составитель программы
Котова Надежда Андреевна
первая квалификационная категория
Данная программа курса «Информатика. 6 класс» разработана на основе ООП ООО МАОУ «СОШ №1 г. Краснознаменска» на 2021-2022 учебный год.
Содержание учебного курса.
Отношение объектов и множеств (6ч.)
Разнообразие отношений. Разновидности объектов и их классификация. Компьютерные объекты и их классификация. Разнообразие систем. Персональный компьютер как система. Компьютерный практикум.
Знакомство с различными графическими редакторами(7ч.)
ПР. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. Компьютерная графика. Графический редактор Paint и Gimp.: интерфейс, инструменты. Создание графических объектов. ПР. Выполнение заданий в среде графического редактора Gimp и Inkscape. Конструирование в среде графического редактора.
ТОЧКА РОСТА. Моделирование(10ч.)
Моделирование в среде Blender. Основы обработки изображений. Структура окна программы. Элементы интерфейса. Перемещение и изменение объектов. Режим редактирования. Модели объектов: назначение и разнообразие. Табличные информационные модели. Информационные модели на графах. Решение логических задач с помощью таблиц.
ТОЧКА РОСТА. Алгоритмика (9ч)
Линейные алгоритмы. Рисование линий исполнителем Scratch. Линейные алгоритмы и алгоритмы с ветвлением. Исполнитель Scratch. Циклический алгоритм. Копирование фрагментов программы.
Создание презентаций(3ч.)
Создание презентации в PowerPoint. Создание движущихся изображений. ПР «Создаём анимацию». Создание презентации с гиперссылками.
Планируемые результаты.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 |
2 | Контрольный тест за курс 5 класса. | 1 |
Отношение объектов и их множеств. |
3 | Объекты и множества. Компьютерные объекты. | 1 |
4 | Отношение объектов и их множеств. | 1 |
5 | Отношение между множествами. | 1 |
6 | Разновидности объектов и их классификация. Классификация компьютерных объектов. | 1 |
7 | Системы объектов. Персональный компьютер как система. | 1 |
8 | Компьютерный контрольный практикум. Множества. | 1 |
Знакомство с различными графическими редакторами и их возможностями. |
9 | ПР. Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора. | |
10 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint: интерфейс, инструменты. Создание графических объектов. | 1 |
11 | Знакомство с графическим редактором Gimp. | 1 |
12 | ПР. Выполнение заданий в среде графического редактора Gimp | 1 |
13 | Знакомство с графическим редактором Inkscape. | 1 |
14 | ПР. Выполнение заданий в среде графического редактора Inkscape. | 1 |
15 | ПР, Контрольная работа. Конструирование в среде графического редактора (на выбор учащегося - по уровням). | 1 |
Моделирование. |
16 | ТОЧКА РОСТА.3D графика в среде Blender. Основы обработки изображений. Структура окна программы. Элементы интерфейса. | |
17 | ТОЧКА РОСТА Ориентация в 3D-пространстве Перемещение и изменение объектов. | |
18 | ТОЧКА РОСТА Основы моделирования. Режим редактирования. Сглаживание. Пропорциональное редактирование. Выдавливание. | |
19 | ТОЧКА РОСТА Основы моделирования. Кривые и поверхности. Деформация объекта с помощью кривой. Создание поверхности. Среда Blender. | |
20 | ТОЧКА РОСТА ПР. Тренировочные упражнения. Создание объектов в среде Blender. | |
21 | ТОЧКА РОСТА Информационное моделирование как метод познания. Модели объектов: назначение и разнообразие. Знаковые информационные модели. Словесные и математические модели. | 1 |
22 | ТОЧКА РОСТА Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Типы таблиц | 1 |
23 | Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц. | 1 |
24 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Диаграммы и графики. | 1 |
25 | Контрольная работа. Моделирование. Создание объекта. | |
Типы алгоритмов на примерах исполнителя Scratch. |
26 | ТОЧКА РОСТА Линейные алгоритмы. Рисование линий исполнителем Scratch. | 1 |
27 | ТОЧКА РОСТА Линейный алгоритм. Рисование линий квадратов и прямоугольников исполнителем Scratch. | 1 |
28 | ТОЧКА РОСТА Алгоритм с ветвлением. Исполнитель Scratch | 1 |
29 | ТОЧКА РОСТА Цикл. Scratch рисует квадраты, линии. | 1 |
30 | ТОЧКА РОСТА Цикл. Scratch рисует несколько линий и фигур. Копирование фрагментов программы. | 1 |
29 | ТОЧКА РОСТА Циклический алгоритм. Цикл в цикле. | 1 |
30 | ТОЧКА РОСТА Контрольная работа № 3 по теме «Программирование на языке Scratch» | 1 |
31 | Создание презентации в PowerPoint. Создание движущихся изображений. ПР «Создаём анимацию» | 1 |
32 | Создание презентации с гиперссылками. | |
33 | ПР «Создание анимации по собственному замыслу». | 1 |
34-35 | Итоговое повторение. | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
«Информатика» учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова.-5-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
«Информатика» рабочая тетрадь для 6 класса./ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
«Информатика» 5-6 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд.,перераб. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
Сорокина Т.Е. Пропедевтика программирования со Scratch: Слово учителю, сетевое издание ГМЦ
http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/238-sorokina-t-e-propedevtika-programmirovaniya-so-scratch
Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет: www.lbz.ru , http://metod-kopilka.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/, http://it-n.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://festival.1september.ru/, http://klyaksa.net
Текстовый редактор, растровый и векторный графический редакторы Операционная система ПО для Scratch