Тематика и материалы для проведения «Минутки безопасности»
Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с участием детей на дорогах является организация проведения в образовательных организациях ежедневных «минуток безопасности» дорожного движения.
«Минутка безопасности» – это:
- краткая беседа о дорожной безопасности в конце учебного дня,
- экспресс-напоминание детям о необходимости переключить внимание на обеспечение собственной безопасности на дороге,
- акцент на том, что на дороге не всё так просто и очевидно, как может показаться.
Короткая информация настраивает ребёнка на внимательное наблюдение за дорогой.
Главное условие успешного воздействия «минуток безопасности» - их регулярность и ежедневность.
Проведение «минуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни профилактических мероприятий, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей, на воспитание у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.
Нет необходимости пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» – её краткость. Вопрос должен предельно чётко описывать КОНКРЕТНУЮ дорожную ситуацию, а ответ – давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном конкретном случае.
Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «минутки безопасности» у учителя должен быть всегда под рукой, например, вложен в классный журнал. Желательно, чтобы он был подготовлен заранее, чтобы любой педагог, чей урок завершает учебный день, мог провести беседу с детьми.
Обязанность готовить вопросы (на неделю, на месяц) возлагается, как правило, на ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации.
Планируя тематику «минуток», необходимо учитывать возраст учащихся (Приложение 1, 2, 3) и исходить из актуальности темы в данный конкретный период в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, времени года, погодных условий и т.п.
Например, осенью и зимой актуальны темы участия детей в дорожном движении, поведение в тёмное время суток, особенности восприятия дороги при искусственном освещении, безопасность на скользкой дороге и т.п. Весной и летом целесообразно освещать вопросы, касающиеся использования детьми велосипедов, самокатов, современных средств передвижения (гироскутеров, сигвеев и др.), игр вблизи дороги и т.д. Особое внимание следует уделять тем нарушениям, которые дети допускают неосознанно.
Если вблизи школы изменилась организация дорожного движения (установили светофор, изменили схему движения транспорта, организовали пешеходный переход, обустроили остановку маршрутного транспорта и т.п.), то этой теме необходимо уделить не одну, а несколько «минуток». Проводить такие беседы лучше не подряд, а чередуя их с другими темами.
Как провести «минутку безопасности» в школе
«Минутку безопасности» имеет возможность провести каждый учитель, чей урок приходится, независимо от предмета и темы, на конец учебного дня. Одна из главных целей, ради которой проводится это ЕЖЕДНЕВНОЕ экспресс-занятие с детьми, настроить их перед выходом из школы на мысли о соблюдении мер личной безопасности на дороге.
В ходе проведения «минутки» следует пробудить интерес у детей, а для этого, прежде всего, необходимо определить проблему. Согласитесь, каждый знает, что на красный сигнал светофора переходить дорогу запрещено. Но зачастую это неосознанный штамп, который впитывает каждый из нас ещё с детского сада. То есть знать – знают, но все равно пренебрегают этим запретом, например, когда спешат или, когда нет автомобилей или, когда просто лень ждать этих нескольких секунд. Наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения. Поэтому при изучении сигналов регулирования целесообразнее поставить вопрос не репродуктивного плана: «На какой сигнал светофора вам разрешено переходить проезжую часть?», а сформулировать перед детьми проблему: «Почему на улице N, где стоит светофор (ближайший к школе), люди часто перебегают через дорогу?».
«Минутка» должна быть именно кратковременной. Ее длительность – не более 2-3 минут, максимум – 5 минут. Учитель задает вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких учащихся, обобщает их и дает объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми. В качестве последней «порции» информации, полученной за день в стенах школы, учащиеся получают полезные сведения по безопасности на дороге в интересной, занимательной форме.
В ряде случаев детям могут быть даны задания по наблюдению за обстановкой на дороге, связанные с вопросом, рассмотренным на «минутке безопасности» (наблюдение за движением автомобилей, пешеходов, обстановкой на остановках маршрутного транспорта и т.п.). Например, обратить внимание по пути домой на различные объекты, мешающие обзору дороги.
Опыт проведения бесед - «минуток» показывает, что они меняют отношение детей к безопасности на дороге, способствуют выработке у них критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила дорожного движения, благодаря чему у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и подражанию нарушителям.
Юные инспекторы движения и «минутки безопасности»
Отметим, что если в образовательной организации есть отряд юных инспекторов движения, то будет целесообразно привлекать членов отряда к проведению «минуток безопасности».
Для проведения «минуток» необходимо выбрать активистов из числа ЮИДовцев, совместно с которыми педагог продумывает тематику и осуществляем подборку иллюстративного материала, пишет текст (логически выстраивая канву), продумывает 2-3 вопроса по данной теме для учащихся, распределяет роли между ЮИДовцами и проводит репетиции.
Отметим, что члены отряда, которые по каким-либо причинам не принимают участие в проведении «минуток», могут присутствовать на репетициях и на уроке во время «минутки безопасности» в качестве наблюдателя, чтобы в дальнейшем также включиться в данную деятельность.
Если у отряда ЮИД есть форма, то проведение «минуток безопасности» ЮИДовцами в такой форме придаст мероприятию большую значимость.
Стоит заметить, что уже в процессе подготовки к мероприятию осуществляется эффективный метод взаимодействия в системе «учитель-ученик» и педагогика сотрудничества. Самое главное для преподавателя – направить ребят, что-то подсказать (например, в вопросах интонации, выражения, поведения при проведении «минутки»), подбодрить, так как одна и та же «минутка безопасности» каждый раз проходит по-разному и ход проведения предсказать невозможно.
Кроме того, в ходе подготовки ЮИДовцев к проведению «минуток безопасности» осуществляется и метод преемственности: старшие ученики подают пример серьезного отношения к соблюдению ПДД младшим школьникам и своим ровесникам и учат их быть грамотными и внимательными участниками дорожного движения.
Такие «выходы» ЮИДовцев можно проводить несколько раз в месяц.
Приложение 1
Тематика общих вопросов для «минуток безопасности» в школе
Вопрос | Ответ |
Где необходимо переходить дорогу? | Переходить дорогу необходимо по пешеходному переходу. Самый безопасный переход – подземный или надземный переход. Если поблизости нет подземного или надземного перехода, можно перейти по дорогу по регулируемому пешеходному переходу (со светофором) или по нерегулируемому пешеходному переходу («зебре»). При их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров и обочин, обязательно убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. |
Как перейти дорогу, если поблизости нет пешеходного перехода? | При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка следует переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед переходом дороги необходимо посмотреть налево, направо, чтобы оценить дорожную обстановку, затем снова налево. И только убедившись в своей безопасности, следует переходить дорогу, продолжая наблюдать за обстановкой. |
Почему для пешехода безопаснее переходить дорогу по пешеходным переходам? | Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, поэтому он более внимателен, снижает скорость. Пешеход, который переходит проезжую часть вне пешеходного перехода может пострадать сам и подвергает опасности окружающих. |
Почему необходимо остановиться перед тем, как начинать переходить проезжую часть? | Это требуется для того, чтобы осмотреться. Пересекая проезжую часть «сходу», не остановившись для наблюдения за дорожной обстановкой, можно не заметить приближающийся транспорт. |
Почему переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу (без светофора) опаснее, чем по регулируемому (со светофором)? | Переход без светофора опаснее, потому что необходимо уметь определить, далеко автомобиль или близко, быстро едет или медленно, необходимо уметь заметить небольшой автомобиль, мотоцикл и велосипед. При этом из-за медленно едущего автомобиля может выехать другой, который едет быстрее. Кроме этого подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, некоторые водители пренебрегают обязанностью остановиться и пропустить пешеходов, создавая тем самым опасную ситуацию. |
В городах с интенсивным движением водители паркуют автомобили у пешеходных переходов и даже непосредственно на них, нарушая тем самым ПДД. Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства? | Стоящий автомобиль закрывает обзор дороги. Из-за него пешеход может вовремя не заметить другой, движущийся автомобиль, мотоцикл или велосипед. Также ограничивать обзор могут и другие объекты, находящиеся в непосредственной близости от проезжей части: кусты, заборы, строения и т.п. Необходимо помнить: если у края проезжей части стоит автомобиль, если другие объекты загораживают обзор, на дороге может быть скрыта опасность, поэтому следует дойти до того места, где припаркованные автомобили не будут загораживать обзор и перейти проезжую часть, соблюдая меры безопасности. Если такой возможности нет, следует осторожно выглянуть из-за припаркованного автомобиля, убедиться, что с обеих сторон нет движущихся транспортных средств и только тогда, контролируя ситуацию, переходить дорогу. |
Почему опасно пересекать проезжую часть бегом? | На бегу сложно следить за ситуацией на дороге, поворачивая голову направо и налево, чтобы оценивать дорожную обстановку слева и справа от себя. Только идя спокойным шагом, можно наблюдать за дорогой и обнаружить вовремя опасность. |
Почему детям нельзя переходить дорогу вдвоём-втроём под руку или держась за руки? | Когда переходят дорогу двое-трое, то при возникновении опасности реакция будет у всех разная, и дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны. |
Почему опасно переходить дорогу наискосок? | Когда идёшь наискосок, то часть пути проходишь спиной к едущим автомобилям и можешь их не заметить. Кроме того, переход становится длиннее, а значит, опаснее. |
Где должен двигаться пешеход, если у дороги нет тротуара? | Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, велосипедной дорожке или в один ряд по краю проезжей части. При движении по обочине или по краю проезжей части пешеходы должны двигаться навстречу движению транспортных средств, чтобы видеть те автомобили, которые едут навстречу. |
Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому? | У ребенка, приближающегося к своему дому, снижается концентрация внимания и «включаются» эмоции. Ему кажется, что дом рядом, и он чувствует себя в безопасности. В этот момент он может не заметить изменения в дорожной обстановке. Например, не среагировать на приближающийся автомобиль, выскочив на дорогу из-за припаркованного транспортного средства, деревьев, сооружений. |
Чем коварна «тихая», «пустынная» дорога, по которой редко ездят автомобили? | Пешеход привыкает, что дорога пуста, терять бдительность, начинает переходить дорогу, не посмотрев по сторонам. А автомобиль может внезапно появиться, выезжая из переулка или со двора. При переходе дороги необходимо всегда внимательно смотреть по сторонам. |
На нерегулируемом перекрестке пешеход пропустил автомобиль. Больше автомобилей ему не видно. Можно ли переходить дорогу? | Пропустив автомобиль, едущий в ближнем ряду, сразу переходить дорогу нельзя. За ним может быть скрыт другой автомобиль, движущийся во втором ряду или во встречном направлении. Необходимо подождать, пока дорога будет просматриваться в обе стороны и при отсутствии транспортных средств переходить дорогу, контролируя дорожную ситуацию. |
Как обходить стоящее на остановке маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай)? | Стоящий автобус, троллейбус, трамвай нельзя обходить ни спереди, ни сзади. Необходимо подождать, пока он отъедет и не будет закрывать обзор дороги. После этого найти пешеходный переход, дойти до него, остановиться, осмотреться, и, убедившись в своей безопасности, переходить с соблюдением всех правил дорожного движения. |
Почему опасно разговаривать по телефону, а также слушать музыку в наушниках или играть в планшет при переходе дороги? | Разговоры отвлекают внимание от наблюдения за дорогой. Увлёкшись разговором, можно не заметить приближающийся или поворачивающий «под стрелку» - разрешающий сигнал светофора автомобиль, смену сигнала светофора и т.п. Перед началом перехода проезжей части все разговоры необходимо прекратить. Все внимание – на дорогу. |
Чем опасен для пешехода момент, когда один автомобиль обгоняет другой? | Когда один автомобиль выезжает из-за другого, скорость обгоняющего намного больше. Пешеход не всегда способен заметить обгоняющий автомобиль или зачастую обнаруживает очень поздно, когда водителю не останется времени, чтобы остановить автомобиль. Водитель обгоняющего автомобиля также не имеет возможности увидеть пешехода, пока не проедет автомобиль, который он обгоняет. |
Пешеход подходит к перекрестку. Пока он приближался, горел зеленый сигнал, и пешеход настроился на переход. Вдруг зеленый начинает мигать. Пешеход решил так: пока автомобили стоят – успею. Ведь водители меня видят. В чем ошибка пешехода? | Не все автомобили в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку и при включении разрешающего сигнала светофора могут выехать на перекресток. Перебегающего пешехода водитель может не заметить из-за стоящих перед пешеходным переходом автомобилей. И пешеход тоже не видит автомобиль из-за стоящего транспорта. |
Около края проезжей части стоит автомобиль без водителя. В чем может быть опасность? | Стоящий автомобиль закрывает или ограничивает обзор дороги. Из-за него можно не заметить другой, движущийся, автомобиль, мотоцикл или велосипедиста. Особенно опасен с этой точки зрения крупногабаритный транспорт: автобусы, грузовики и т.п. |
Как необходимо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет? | Необходимо осмотреться, и только убедившись, что опасности нет (нет приближающихся или движущихся транспортных средств), поднять предмет. Если приближается автомобиль с одной или с другой стороны, необходимо срочно уйти с дороги, каким бы дорогим и любимым не был потерянный предмет. Жизнь и здоровье бесценны. Когда транспортные средства проедут, можно попросить взрослых поднять предмет на дороге. Но лучше – перед тем, как переходить дорогу, приготовиться заранее, быть и внимательным и ничего не ронять. |
Почему не стоит начинать переход сразу, как загорится зеленый сигнал? | Среди водителей тоже встречаются те, кто хочет проехать перекресток в самый последний момент. Очень часто такие водители въезжают на перекресток даже на желтый сигнал светофора, а заканчивают проезд, когда для пешеходов включается разрешающий сигнал светофора. Поэтому перед тем, как ступать на проезжую часть, требуется обязательно убедиться, что все транспортные средства остановились и пропускают пешеходов. |
Почему нельзя переходить дорогу там, где установлен знак «Дети»? | Знак «Дети» устанавливается вблизи тех мест, где на дороге могут появиться дети – учащиеся школ, детских садов, спортшкол и т.п. Он предупреждает водителя, что поблизости находится образовательная организация, и здесь может находиться большое число детей. Но, обращаю внимание, он не разрешает переходить дорогу в том месте, где установлен. Для перехода дороги требуется найти пешеходный переход и перейти дорогу. |
В чем разница между двумя знаками: «Пешеходный переход» и (предупреждающим знаком особых предписаний)? | Знак особых предписаний «Пешеходный переход» (синий, квадратный) обозначает место, где разрешено переходить дорогу. В подавляющем большинстве случаев он применяется вместе с разметкой «зебра». Предупреждающий знак (треугольный, с красной каймой), как следует из его названия, предупреждает водителя, что впереди находится пешеходный переход. Переходить дорогу в этом месте запрещено. |
О чем необходимо помнить, выходя из автобуса? | Выйдя из автобуса, необходимо сразу отойти от дверей, чтобы не мешать другим людям выходить из автобуса или садиться в него. Следует спокойно переходить дорогу: стоящий автобус мешает увидеть приближающиеся автомобили. Необходимо дойти до пешеходного перехода и перейти дорогу по нему. |
Ты подошёл к перекрестку. На светофоре горит зелёный сигнал. Как долго – ты не знаешь. Стоит ли начинать переход? | Лучше дождаться следующего разрешающего сигнала пешеходного светофора, чтобы не оказаться на переходе при запрещающем сигнале светофора. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая или из-за погоды плохо просматривается. |
О чем необходимо помнить, играя во дворе? | Во дворе также ездят автомобили, и их водители не всегда внимательны. Они могут отвлечься и не заметить вовремя пешехода. Если двор большой, то автомобили могут ездить здесь на достаточно высокой скорости. Поэтому играть следует на детских площадках и в других местах, где нет движения транспорта. |
Какая опасность может возникнуть, когда автобус подъезжает к остановке? | Когда на остановке много людей, при подходе к автобусу возникает толкучка. Есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнёт тебя под колёса. Кроме того, подъезжающий автобус может занести на тротуар, поэтому следует стоять на расстоянии от края тротуара. |
Как вести себя пешеходу при переходе дороги с зонтиком или в одежде с капюшоном? | Зонт, капюшон, а также головные уборы с большими полями или козырьком ограничивают обзор и мешают следить за дорожной обстановкой. Поэтому необходимо быть предельно внимательным и перед переходом дороги обязательно откинуть капюшон, а зонт держать так, чтобы он не ограничивал поле твоего обзора. |
Как вести себя в автобусе (троллейбусе, трамвае)? | Не задерживаться при входе, постараться пройти вглубь салона, держаться за поручни, не прислоняться к дверям. При приближении к необходимой остановке заранее приготовиться к выходу. |
Почему необходимо пользоваться детским удерживающим устройством (автокреслом), когда едешь в автомобиле? | Так безопаснее. Штатные ремни безопасности, установленные в автомобиле, рассчитаны на рост взрослого человека. Ребёнку они могут нанести травму даже при резком торможении. А правильно подобранное (с учетом роста и веса) детское удерживающее устройство защитит маленького пассажира в случае резкого торможения или аварии. |
Что такое световозвращающие элементы и для чего они нужны пешеходу? | Световозвращающий элемент – это предмет (подвеска, наклейка, брелок, браслет, нашивка на одежду), обладающий способностью «возвращать» луч света обратно к его источнику. Световозвращатель повышает видимость пешехода в темное время суток на неосвещённой дороге, что помогает значительно снизить риск наезда на пешехода. Световозвращающие элементы бывают съемные и несъемные. Съемные надеваются на какую-то часть тела, прикрепляются к одежде, головному убору, сумке, рюкзаку, роликам, велосипеду, коляскам и т.п. Несъемные световозвращатели, как правило, пришиты (наклеены) на одежду, обувь, школьные рюкзаки. Наличие СВЭ это еще не означает, что вы в полной безопасности. Необходимо обеспечить видимость СВЭ для водителя и обязательно соблюдать Правила дорожного движения. |
Как правильно носить световозвращатель? | Лучше всего иметь несколько световозвращателей – слева, справа, спереди и сзади, так чтобы пешеход был виден со всех сторон. Оптимальная высота, на которой следует размещать световозвращатели – около 80 см от земли (на уровне автомобильных фар). |
Как определить наиболее безопасный путь от дома до школы и обратно? | Вместе с родителями и педагогом следует изучить схемы безопасных маршрутов, представленные в Паспорте дорожной безопасности |
Приложение 2
Дети-водители велосипедов, мопедов, скутеров
С 14-летнего возраста подросток может передвигаться на велосипеде по городу, наравне с взрослыми.
С 16 лет подросток может передвигаться на мопедах и скутерах, получив права категории М.
При проведении «минуток безопасности» на данную тему педагогу важно обсудить с подростками следующее:
1) проходя обучение на категорию М, подросток получает определённый набор навыков и знаний, которые способствуют его более безопасному передвижению;
2) мопеды и скутеры – это транспортное средство повышенной опасности, что выезжая на данных транспортных средствах на дороги общего пользования, они становятся равноправными участниками дорожного движения, водителями, с которых будут спрашивать так же, как и с взрослых;
3) о наступлении ответственности за совершение правонарушений в области безопасности дорожного движения и оценке тяжести их последствий;
4) наиболее распространённые причины ДТП: понимать важность соблюдения скоростного режима, дистанции, использования ремней безопасности;
5) Кодекс об административных правонарушениях (сокращённо КоАП) – это кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности.
В нём, в 12 главе, собраны штрафы или иные виды наказаний за нарушение ПДД. Например, управление транспортным средством водителем, не пристёгнутым ремнём безопасности, перевозка пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности, а также управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в не застёгнутых мотошлемах. По КоАП нарушение установленного порядка влечёт наложение административного штрафа.
В отношении пешеходов и велосипедистов также существуют штрафы за несоблюдение ими правил дорожного движения.
Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в денежном эквиваленте.
Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечёт наложение административного штрафа в денежном эквиваленте.
6) страховые инструменты (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО);
7) дорожные знаки, дорожная разметка и ее характеристики;
8) принципы безопасного вождения – система контроля и снижения рисков при передвижении, умение вовремя спрогнозировать опасные ситуации на дороге и принять меры предосторожности, эти задачи ставит перед собой данная система;
9) какими качествами должен обладать самый лучший велосипедист/мотоциклист;
10) управляемые риски при движении (водитель, транспортное средство, дорога, среда).
Ошибки водителя – превышение скорости, несоблюдение дистанции, отвлечение внимания и т.д.
Техническое состояние транспортного средства и скрытые дефекты, недоступные при его осмотре.
Фактор дороги. Состояние дорожного полотна.
Среда вокруг. Трудно прогнозируемый риск внешних воздействий (порыв бокового ветра или внезапное изменение погодных условий).
11) система оценки собственного поведения (как понять, что ошибся).
Умение правильно оценивать свои действия и ошибки – является неотъемлемой частью безопасного управления. Отдельное внимание стоит обратить на следующие факторы:
• «неожиданности», испуг. Яркий пример ситуаций с дефицитом времени. Водителю хватает время на оценку опасности, но не хватает времени на действие, как правило, является результатом избыточной скорости для данной ситуации. Часто примером может служить автомобиль или другое транспортное средство, неожиданно въехавшие на траекторию вашего движения,
• экстренное торможение и маневрирование. Означает, опасность обнаружена в последний момент, возможно в результате отвлечения внимания. Наушники с музыкой или разговор по мобильному телефону.
Вывод: Если вы увидели один из выше перечисленных признаков, стоит проанализировать допущенную ошибку.
12) понятия «безопасная скорость», «безопасная дистанция»;
13) организацию и контроль пространства вокруг транспортного средства, возможности торможения.
Остановочный путь - это путь, пройденный с момента обнаружения опасности водителем до полной остановки.
Тормозной путь автомобиля - с момента нажатия до полной остановки.
Защитное торможение
Система защитного торможения – это симбиоз системы наблюдения и эффективности торможения.
1. Какая главная причина ДТП?
1) ошибки водителя;
2) технический отказ автомобиля;
3) плохое состояние дорожного покрытия;
2. При увеличении скорости автомобиля в 2 раза тормозной путь автомобиля возрастет примерно?
1) в 2 раза;
2) в 4 раза;
3) в 9 раз.
3. Мобильный телефон:
1) заставляет Вас вести транспортное средство с повышенным вниманием;
2) поддерживает водителя в бодром состоянии;
3) увеличивает время реакции в 1,5-3 раза.
4. В темное время суток расстояние до встречного автомобиля …
1) кажется меньшим, чем на самом деле;
2) кажется большим, чем на самом деле;
3) определяется точно.
5. Как правильно застегивать ремень безопасности (выберите правильные варианты ответов)?
1) ремень не должен давить: если на вас толстая куртка, ее нельзя расстегивать;
2) ремень должен проходить как можно ближе к телу: если на вас толстая куртка, ее нужно расстегнуть;
3) нижняя лямка ремня должна быть как можно ниже на бедрах;
4) нижняя лямка ремня должна проходить ровно посередине;
5) нижняя лямка ремня должна быть как можно выше на бедрах;
6) ремень должен быть отрегулирован по диагонали;
7) ремень должен быть отрегулирован по высоте.
6. Достаточно ли всегда точно соблюдать ПДД для безаварийного вождения транспортного средства?
1) да, достаточно
2) необходимо, но недостаточно. Кроме этого необходимо прогнозировать действия других водителей
3) если чётко соблюдать правила, то потом никто не сможет тебя обвинить в ДТП, и ты будешь всегда прав.
7. Какая дистанция в движении считается оптимальной?
1) более 3-х секунд;
2) 2 корпуса автомобиля;
3) расстояние между дорожными столбиками.
8. Остановочный путь это:
1) путь за время реакции + тормозной путь;
2) путь, пройденный с момента обнаружения опасности и до момента нажатия на педаль тормоза;
3) путь, пройденный автомобилем от момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.
9. Основная цель безопасного вождения?
1) обучение Правилам дорожного движения;
2) снижение рисков при управлении автомобилями;
3) научить водителя выходить из критических ситуаций.
Приложение 3
Рекомендуемые темы «минуток безопасности»
для учащихся 1-4 классов
Класс | № п\п | Тема | Содержание | |
1 класс | 1.1 | Улица полна неожиданностей | Основные улицы в микрорайоне школы. Почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения. Безопасность на улице. Как правильно ходить по тротуару, переходить проезжую часть. | |
| 1.2 | Безопасный маршрут от дома до школы | Наиболее безопасный путь в школу и домой. Не можешь сам перейти улицу – попроси помочь взрослого. Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! | |
| 1.3 | Остановочный путь и скорость движения | Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми. | |
| 1.4 | Пешеходные переходы | Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (дорожные знаки, разметка). Дорога с двусторонним движением. Что делать, если не успел перейти проезжую часть. Поведение пешехода, стоящего на середине проезжей части. Дорога с односторонним движением. Правила перехода дороги с односторонним движением. | |
| 1.5 | Где ещё можно переходить дорогу | Подземный и надземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход». Правила перехода дороги при наличии этих переходов. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включёнными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами). | |
| 1.6 | Поездка на общественном транспорте | Какие транспортные средства называют общественными? Городской общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси. Остановка автобуса и троллейбуса, ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода проезжей части после выхода из автобуса или троллейбуса. |
| 1.7 | Дорожные знаки и дорожная разметка | Назначение дорожных знаков и дорожной разметки. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков). |
| 1.8 | Где можно и где нельзя играть | Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр и езды на самокатных средствах и т.д. Что делать, если мяч выкатился на проезжую часть. |
2 класс | 2.1 | Дорога, её элементы | Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Поребрик. Как правильно ходить по тротуару. |
| 2.2 | Безопасный путь в школу | Наиболее безопасный путь в школу и домой. Не можешь сам перейти улицу – попроси помочь взрослого. Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным! |
| 2.3 | Где можно и где нельзя играть | Опасность игр рядом с проезжей частью. Внимание и осторожность при игре во дворе дома. |
| 2.4 | Пешеходные переходы | Где можно переходить дорогу. Виды пешеходных переходов. Обозначение пешеходных переходов на проезжей части. Правила перехода. |
| 2.5 | Перекрёстки | Что такое перекрёсток. Типы перекрёстков. Перекрёстки в микрорайоне школы. |
| 2.6 | Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки | Обозначение пешеходного перехода на перекрёстке. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрёстке. Опасные ситуации. Сигналы светофора. Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрёстке. |
| 2.7 | Я – велосипедист | Общее устройство велосипеда. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. |
3 класс | 3.1 | Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах | Почему на улице опасно. Сложность движения по улицам большого города. Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе. |
| 3.2 | Остановочный путь и скорость движения | Остановочный и тормозной путь автомобиля. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Опасность перехода перед близко движущимся транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. |
| 3.3 | Пешеходные переходы | Пешеходный переход и его обозначения. Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Подземный и надземный пешеходные переходы, их обозначения. Правила перехода при их наличии. Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включёнными специальными сигналами. Правила перехода проезжей части, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток. |
| 3.4 | Регулировщик и его сигналы | Для чего регулировщику нужны жезл и свисток. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора. |
| 3.5 | Дорожные знаки и дорожная разметка | Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы. |
| 3.6 | Где можно и где нельзя играть | Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам ГИБДД). Анализ причин их возникновения. |
| 3.7 | Поездка за город | Движение транспорта на загородной дороге. Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). |
| 3.8 | Дорога глазами водителей | Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий. Особенности работы водителя. Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей. |
| 3.9 | Ты велосипедист | Общее устройство велосипеда. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. |
4 класс | 4.1 | Безопасность пешехода | Интенсивность и скорость движения транспорта в городе. Любой движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Виды транспортных средств: легковой, грузовой, специальный. Марки автомобилей. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. |
| 4.2 | Язык дорожного движения (основные понятия и термины ПДД) | Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона. |
| 4.3 | Порядок движения учащихся в группе и в колонне | Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. |
| 4.4 | Перевозка людей | Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине. Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения. Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей». Правила посадки и высадки учащихся. Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях. |
| 4.5 | Нерегулируемые перекрёстки | Что такое нерегулируемый перекресток. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках. |
| 4.6 | Оборудование автомобилей специальными приборами | Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные. Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета. Преимущественное право проезда специальных автомобилей. Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета. |
| 4.7 | Труд водителя | Работа водителя – это напряженный и ответственный труд. Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя. |
| 4.8 | Дорожные знаки | Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. |
| 4.9 | Я – велосипедист | Общее устройство велосипеда. Правила безопасной езды для юных велосипедистов. |
Рекомендуемые темы «минуток безопасности»
для учащихся 5-9 классов
Класс | № п\п | Тема | Содержание |
5 класс | 5.1 | Дорожные знаки | Группы знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, особых предписаний, информационные, сервиса, дополнительной информации. Их назначение и отличительные особенности. |
| 5.2 | Сигналы светофора и регулировщика | Применение световых сигналов. Основные типы светофоров. Особенности пешеходных и транспортных светофоров. Основные сигналы регулировщика. |
| 5.3 | Я – велосипедист | Правила езды на велосипедах по дорогам и вне дорог (во дворах, на площадках).Экипировка велосипедиста. Возраст водителя велосипеда и мопеда. Действия, которые запрещены водителям велосипеда при движении по дорогам. |
| 5.4 | Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в городе | Причины ДТП, связанных с детьми. Кто виноват и как можно было их избежать. |
| 5.5 | Первая доврачебная помощь при ДТП | Поведение людей, ставших свидетелями ДТП: оказание первой помощи, вызов срочных служб. |
| 5.6 | Культура дорожного движения | Заповеди пешеходов. Правила перехода улиц и дорог. |
| 5.7 | Безопасный маршрут | Маршрут в школу и другие маршруты (в спортивную, музыкальную школу и др.) |
| 5.8 | Анализ дорожно- транспортного травматизма | Анализ в сравнении с предыдущим годом. Основные причины ДТП. Повторение основных правил движения по улицам и дорогам. |
6 класс | 6.1 | Дорожные знаки | Характеристика и правила установки знаков на дорогах. Роль дорожных знаков в обеспечении безопасности дорожного движения. |
| 6.2 | Дорожная разметка | Горизонтальная и вертикальная разметка. Их характеристика. |
| 6.3 | Сигналы светофора и регулировщика | Характеристики светофоров – транспортных и пешеходных, правила их размещения на перекрёстках. Жёлтый мигающий сигнал. Значение сигналов регулировщика. |
| 6.4 | Всё для велосипедиста | Правила движения велосипедистов по дорогам: место на проезжей части, группы велосипедистов и расстояние между ними во время движения. |
| 6.5 | Анализ детского дорожно- транспортного травматизма в городе | Характеристика ДДТТ. Соблюдение правил дорожного движения – основная задача всех участников дорожного движения. |
| 6.6 | Оказание первой доврачебной помощи при ДТП | Характер травм получаемых при ДТП. Правила использования перевязочных материалов и остановка кровотечения. |
| 6.7 | Дорога за городом | Правила движения за городом (один, в группе, пешей колонной). Переход дороги вне населённого пункта. |
| 6.8 | Управление велосипедом | Подготовка велосипеда к эксплуатации. Поведение велосипедиста на проезжей части. |
| 6.9 | Культура дорожного движения | Повторение основных правил движения по улицам и дорогам. |
7 класс | 7.1 | Дорожные знаки | Применение знаков дополнительной информации с другими группами дорожных знаков. Применение временных дорожных знаков. |
| 7.2 | Ответственность за нарушение правил дорожного движения | Виды ответственности (административная, уголовная, гражданская, моральная). Уголовная ответственность. |
| 7.3 | Дорожно- транспортные происшествия | Статистика ДТП в Ярославской области. Нарушение правил дорожного движения водителями. Причины ДТП с участием пешеходов. |
| 7.4 | «Бытовые» привычки и трагедии на дорогах | Влияние «бытовых» привычек на поведение на дороге. Рассмотрение типичных ситуаций. |
| 7.5 | Дорожные ситуации | Участники дорожного движения – водители, пешеходы, пассажиры. Решение задач по дорожным ситуациям: взаимодействие участников дорожного движения, определение остановочного пути и тормозного пути транспортных средств. |
| 7.6 | Взаимное уважение участников дорожного движения | Каким должен быть водитель. Культура поведения пешехода. |
| 7.7 | Транспортное Средство – источник повышенной опасности | Классификация транспортных средств. Исправность транспортного средства – гарантия надёжности. Силы, воздействующие на автомобиль во время движения. |
| 7.8 | Я – велосипедист | Технические требования ПДД к велосипеду, допущенному к эксплуатации на дорогах. |
8 класс | 8.1 | Закон «О безопасности дорожного движения» | Закон «О безопасности дорожного движения» –основа безопасности на российских дорогах. Ответственность за нарушение требований федерального закона и ПДД. |
| 8.2 | Дорожно- транспортное происшествие | Статистика дорожно-транспортных происшествий. Анализ ДТП по видам. Поведение свидетелей ДТП. |
| 8.3 | Движение пешеходов и транспортных средств на перекрёстках | Перекрёсток – зона «столкновения интересов». Общие правила проезда перекрёстков. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Правило «правой руки». Движение по знакам приоритета. |
| 8.4 | Основы теории движения автомобиля | Тормозной, остановочный путь и скорость движения автомобиля. |
| 8.5 | Железная дорога | Виды железнодорожных переездов. Сигналы общей тревоги на ж/д переезде. |
| 8.6 | Движение вне населённого пункта | Порядок движения пешеходов за городом. Движение транспортных средств на загородной дороге. |
| 8.7 | Номерные и опознавательные знаки на транспортных средствах | Регистрационные знаки транспортных средств. Опознавательные знаки транспортных средств: перевозка детей, опасный груз, крупногабаритный груз, длинномерное транспортное средство |
| 8.8 | Управление немеханическими транспортными средствами | Велосипед с подвесным мотором и мопед. Основные требования по обеспечению безопасной езды. Предупредительные сигналы, подаваемые световыми приборами и руками. |
9 класс | 9.1 | Дорога и её элементы | Транспортная система города: организация движения, опасные участки дорог. Статистика ДТП. |
| 9.2 | Способы регулирования дорожного движения | Светофорное регулирование. Регулировщик –основной способ регулирования при заторах и неисправностях светофора. |
| 9.3 | Дорожные знаки и дорожная разметка | Виды дорожных знаков и их назначение. Порядок их расстановки. Требования к разметке на автомагистралях. |
| 9.4 | Места, установленные для перехода проезжей части | Пешеходные переходы. Перекрёстки. Правила их перехода. Ответственность за нарушение правил перехода проезжей части. |
| 9.5 | Транспортные средства | Назначение и виды транспортных средств. Механические и немеханические транспортные средства. Правила управления велосипедом, мопедом, мотоциклом. |
| 9.6 | Общественный и личный транспорт | Правила пользования общественным и личным транспортом: посадка и высадка, правила поведения в транспорте. Правила перевозки детей. |
| 9.7 | Дорожно- транспортное происшествие | ДТП по вине пешеходов, водителей, велосипедистов. Влияние состояния дороги и погодных условиях на число ДТП. Действия очевидцев и участников ДТП. |
| 9.8 | Оказание первой помощи при ДТП | Аптечка первой помощи, её состав. Алгоритм шагов по оказанию первой доврачебной помощи. |
| 9.9 | Культура дорожного движения | Взаимоотношения участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Соблюдение этических норм поведения. |
Рекомендуемые темы «минуток безопасности»
для учащихся 10-11 классов
Класс | № п\п | Тема | Содержание |
10 класс | 10.1 | Правила дорожного движения – ведущий нормативный акт | Основные термины и определения: участники дорожного движения, транспортные средства и их виды, дорога и её элементы. |
| 10.2 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | Необходимые документы. Исправность транспортного средства. Обязанности и права пассажиров, пешеходов, водителей. |
| 10.3 | Регулирование дорожного движения | Светофорное регулирование, сигналы регулировщика. |
| 10.4 | Дорожные знаки | Группы дорожных знаков, их отличительные особенности и правила установки. |
| 10.5 | Дорожная разметка и её характеристики | Горизонтальная и вертикальная разметка, её применение. |
| 10.6 | Предупредительные сигналы при движении на велосипеде и мотоцикле | Начало движения, изменение направления движения, порядок выполнения поворота, расположение транспортных средств на проезжей части. |
| 10.7 | Проезд перекрёстков | Общие требования проезда перекрёстков, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. |
| 10.8 | Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств | Их обозначение. Требования к водителям. |
11 класс | 11.1 | Правовая ответственность водителей за нарушение ПДД | Административная, уголовная, гражданская, автострахование. |
| 11.2 | Оказание доврачебной помощи пострадавшим в ДТП | Первая помощь при шоковых состояниях, остановка кровотечения. |
| 11.3 | Дорожная аварийность и травматизм | Дисциплина водителей и пешеходов; необходимая экипировка водителя мотоцикла. Статистика ДТП в нашем городе. |
| 11.4 | Железнодорожные переезды | Причины ДТП на переездах. Что запрещается делать на переездах. Основные правила движения. |
| 11.5 | Особые условия движения | Движение по автомагистралям. Приоритет маршрутных транспортных средств. Движение в жилых зонах, «лежачие полицейские». |
| 11.6 | Перевозка грузов и пассажиров | Правила перевозки на велосипеде и мотоцикле. |
| 11.7 | Движение в тёмное время суток и в сложных погодных условиях | Движение в условиях недостаточной Видимости. Движение по скользкой дороге. |
| 11.8 | Оборудование мотоциклов и автомобилей спецсигналами | Виды специальных сигналов. Кто имеет право ими пользоваться. Права и обязанности водителей. |