Предмет: Литература
Класс: 5
Тема: Тематика и социальная проблематика рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Цель урока: Подвести итог изученного рассказа; рассмотреть образ Герасима, его отношение к героям рассказа.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания учащихся по рассказу И.С. Тургенева «Муму»; развить интерес к личности писателя и его творчеству.
Развивающая: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, сжато излагать повествовательный текст;оценивать поступок героя — обобщать, делать выводы.
Воспитательная: продолжить воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главного героя рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные: подвести итог изучения рассказа; проверить знания текста; умение ориентироваться в содержании произведения; определять роль портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии характеров героев и замысла автора.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; уметь характеризовать исторические события, описанные в тексте; уметь применять полученных знаний, умений и навыков анализа произведения на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Тип урока: повторение, обобщение изученного (комбинированный)
Методы и формы обучения: наблюдение, создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет И.С.Тургенева
Ход урока
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…».
И.С.Тургенев.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Чтение сообщения ученика о крепостном праве.
Биографию И.С.Тургенева мы с вами изучали более подробно на прошлом уроке, также читали произведения «Воробей» и «Два богача»
Дома вы читали удивительно-интересное произведении великого русского писателя «Муму».
Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.
Запишем тему урока «Тематика и социальная проблематика рассказа И.С. Тургенева «Муму»
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова И.С. Тургенева «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя, враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…»
На Руси, ребята, было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?(ответы учащихся)
III. Сообщение ученика о крепостном праве
Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
IV.Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом.
Прототипами героев рассказа стали реальные люди.
Знакомство с термином (запись в тетрадь)
Прототип (греч. – прообраз) – реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.
Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме.
V. Рассказ подготовленного ученика
В дальней господской деревне матери Тургенева Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.
Таким образом, Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.
VI. Фронтальная беседа по прочитанному с элементами пересказа и словесного рисования
-.Опишите, где происходят события?(В барском доме)
Анализ деталей текста. Атмосфера барского дома.
-Как выглядит барский дом? Какова жизнь старой дворянки? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. )
-Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней. Образ строгого, простого крестьянина сразу занимает центральное место в галерее героев.
Портрет главного героя.
-Что вы узнали о герое? (Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья)
- Как «деревенский исполин» оказался в городе? (Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. )
-Какую можно дать характеристику Герасиму? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух)
Жизнь и занятия Герасима в городе.
-Каким работником был Герасим? (Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность. Работа в городе «казалась ему шуткой).
-Чем смог герой вызвать к себе уважение?
Читая текст, мы наблюдаем за героем: вот он пашет поле; его руки с силой вгоняют соху, взрывая земельный пласт; вот косит; вот молотит «трехаршинным цепом»… Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всем Герасим любит порядок, аккуратность.
Наблюдения за действиями Герасима.
– Как Герасим воду возил? («…застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка…»)
– Как ведет себя топор в руках Герасима? («…топор так и звенит у него, как стекло…»)
– Как исполняет обязанности сторожа? («…а что насчет чужих, так после того, как однажды ночью, поймав двух воров…»)
– Каким предстает Герасим перед нами? (Ловким, находчивым, сильным, смекалистым.)
- Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? ( Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественностинеистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)
В каморке у Герасима.
Чтение отрывка от слов «…он устроил себе ее сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах – истинно богатырскую кровать…» до слов «…прочный и приземистый…».
Вопросы:
– Какие слова указывают на силу, «великость» героя? (Истинно богатырскую кровать, дюжий сундук, столик крепкого свойства, стул, прочный и приземистый.)
– Почему И. С. Тургенев поселяет такого громадного мужчину в такой маленькой комнатке, да еще обставляет ее такой большой, громоздкой мебелью? (Автор использует этот прием, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу, а также, несомненно, исподволь показать читателю колоссальную силу духа молчаливого героя.) (Гипербола.)
– Каким нравом обладает герой? («…Нрава строгого и серьезного».)
-Как реагирует Герасим на поведение Татьяны, а затем на ее свадьбу? Найдите описания его переживаний в тексте(учащиеся работают с текстом)
-Изменилось ли что-нибудь в чувствах немого через год после свадьбы любимой девушки? Докажите это.
-Почему Герасим обратил внимание на беспородного щенка, барахтающегося в тине возле берега. Ведь «лишних» щенков всегда топили на Руси?
-Какие чувства испытывал глухонемой дворник к своей собаке?
-Любили ли ее окружающие? Почему? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.
-Как проявились чувства Герасима к собаке после ее «похищения» Степаном?
-Сочувствуют ли дворовые Герасиму? Найдите в тексте повести диалоги, подтверждающие вашу точку зрения.
-Что мы можем сказать о Степане? Опишите его. Можно ли однозначно утверждать, что он «плохой» или, наоборот, «хороший»? Как Степан относится к Герасиму?
(«…он не то. Что наш брат», «Коли он обещал…»)
-Почему Степан так уважительно относится к Герасиму и пренебрежительно к дворне, и к самому себе?
(Степан приспосабливается, за это себя и дворню не уважает – за трусость, приспособленчество, лицемерие. Даже за толчок Герасима не винит, понимая. Что тому тяжело и больно, а он сам тоже в этом повинен.)
-Почему же Герасим сам решается утопить Муму, ведь его еще никто к этому не принуждал?
(Понимал, что в покое его не оставят; знал, что если барыня чего захочет, как в свадьбе Татьяны с Капитоном, то не отступится; знал также, что дворня всячески будет стараться угодить барыне.)
-Для чего Герасим вычистил и накормил Муму?
-Найдите в тексте описание прощания Герасима с Муму в лодке. Что переживает герой? Не это ли подтолкнуло его на уход из Москвы?
-Чем был для окружающих уход Герасима?
(Бунтом. Откровенным протестом против самодурства барыни. А чем для самого героя?)
(Избавлением от душевных мук, терзаний, уход из ненавистных мест в любимую им деревню.)
-Как описывается в конце повести природа? Отличен ли этот пейзаж от московского в самом начале повествования? Только ли тем, что один пейзаж московский, а другой деревенский? Какие чувства героя передает это описание? Проявляется ли в этом авторское отношение к происходящему?
VII. Вывод
Идейным содержанием повести И. С. Тургенева «Муму» является протест против крепостного права, против порабощения одними людьми других, хотя сам уход героя в деревню наводит на размышления: «А способны ли эти люди на протест? Изменится ли что-нибудь в России в ближайшее время?!..»
VIII. Рефлексия
Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вы испытывали при его чтении?
IX.Домашнее задание
1.Ответить письменно на вопрос: «Какие лучшие стороны русского крестьянина показал И. С. Тургенев в образе Герасима?
X.Выставление оценок за урок