СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематика родительских собраний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет педагогу в выборе темы и проведении родительского собарния. 

Задачи проведения родительских собраний:

1)    Показать значение классных родительских собраний и их роль в привлечении родителей к сотрудничеству со школой.

2)    Выявить причины низкой заинтересованности родителей делами школы, низкой посещаемостью родительских собраний.

3)    Определить место родительского собрания в системе взаимодействия школы и семьи обучающихся.

4)    Выявить общие проблемы подготовки и проведения родительских собраний.

5)    Установить характерные черты оптимальной организации классного родительского собрания.

6)    Определить направления повышения качества родительских собраний как связующего звена в системе отношений школа-семья обучающихся.

7)    Наметить пути повышения эффективности сотрудничества родителей со школой.

Просмотр содержимого документа
«Тематика родительских собраний»

Тематика родительских собраний в 1-4 классах

1 КЛАСС Первое собрание

Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников до начала учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познако­миться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную дея­тельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания

  1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией,
    службами школы и друг с другом.

  2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения

  1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

  2. Представление педагога, который будет работать с классом.

  3. Экскурсия по школьному зданию.

  4. Мини-лекция; «Законы воспитания в семье. Какими им быть»,

  5. Анкетирование родителей по теме собрания.

  6. Самопредставление — визитная карточка семьи.

  7. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

План организации собрания-встречи

Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания учащихся. закончивших начальную школу). На доске фотографии выпуск­ников, которые учились у педагога, набирающего класс.

Вариант вступительного слова директора школы

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, при­шедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сен­тябре ваши малыши.

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через J2 лет. 12 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интерес­ным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научится падать, наби­вая как можно меньше шишек, где получить консультацию, получить исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос — все это можно сде­лать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

Вариант выступления заместителя директора по начальной школе

Необходимо сказать о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся; познакомить с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций зам. дирек­тора по начальной школе, представить учителя начальных классов, кото­рый будет работать с конкретным классом.

Само представление учителя

Учитель проводит само представление приблизительно так:

  1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

  2. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.

Само представление семей

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече само-представление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Жела­тельно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на соб-раниии. на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особен­ности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализиро­вать мини-рассказы о семье.


План само представление семьи:

а) фамилия, имя, отчество родителей;

б) возраст родителей, день рождения семьи;

в) интересы, увлечения семьи;

г) традиции и обычаи семьи;

д) девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в ра­боте с учащимися.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теп­лой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписа­нием его работы, предложить записать телефон доверия психологиче­ской службы.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в кото­ром записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представ­ляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме соб­рания.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце каждого собрания будет знакомить с тематикой следующего собрания. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать в его работе.

В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе

Форма проведения: круглый стол

Задачи собрания

  1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

  2. Предложить практические советы организации общения с первоклас­сником.

Вопросы для обсуждения

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

  3. Система взаимоотношении с ребенком в семье.

  4. Родительский практикум.

План организации собрания

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечат­ления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравля­ли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитив­ные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рас­смотрения темы собрания.

1. Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации
ребенка к школе»

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ре­бенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Не­обходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреж­дение близорукости, искривления позвоночника). Организация правиль­ного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, макси­мальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

2. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации
ребенка к школе»

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адапта­ции к школе (чем. ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их об­щения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запу­гивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обуче­нию. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и ор­ганизация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

3. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубли­ковал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  • Попросили — дай. пытаются отнять — старайся защититься.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть — иди, не зовут ■— спроси разрешения играть вместе,

ЭТО НЕ СТЫДНО.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
    кого ничего не проси.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
    спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­
    время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
    домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
    для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удает­ся выполнять, а какие — нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание

Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Задачи собрания

1.. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения

ребенка с телевизором. 2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения

  1. Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.

  2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной
    сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии

  1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предме­тов обихода'?

  2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

  3. Как. на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с те­левизором. Назовите возможные варианты.

План организации собрания

Вариант вступительного слова учителя

Телевизор в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети'? Нужно ли выключать телевизор, если мы счита­ем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сего­дня требуют ответа, а теперь немного статистики:

  • две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор
    ежедневно;

  • время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в
    среднем более двух часов;

  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и ис­ключений;

  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепере­дачи от 5 до 40 раз подряд;

  • 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга ис­пользования свободного времени на первое место поставили телеви­зор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и об­щение с семьей.

Но. возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к на­шим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим вопросам:

  1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

  2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

  3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

  4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты
    заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной.

Педагог приводит данные анализа ответов детей на предложенные вопросы.

Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, роди­тели, как правило, задают вопросы, что же делать и нужно ли что-то де­лать? Возможно стоит просто запретить просмотр телепередач или огра­ничить ребенка определенными программами. Что дает ребенку телеви­зор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное'?

Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.

Мнении учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.

Просмотр телевизора дает возможность:

  • расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и пе­реживаний;

  • находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за
    занятости:

  • понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»:

  • узнавать о различных явлениях в разных областях знаний:

  • развить воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

Мнение родителей об ответах детей.

Экскурсия по выставке рисунков учеников, подготовленной к соб­ранию. К данному родительскому собранию учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.

Правила борьбы с телеманией

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра
    взрослыми и детьми на последующую неделю.

  2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

  3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и
    мнения взрослых по поводу детских.

  4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, то­гда это станет положительным примером для ребенка.

  5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из про­смотра малышами.

Домашнее задание родителям

1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

  1. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсу­дить с вами передачу?

  2. Какие передачи предпочитает?

  3. В какой передаче хотел бы сам принять участие?

  4. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки
    вечером делаешь?!», «Чем ты занимался, опять у телевизора си­дел?!» и т. д.

В родительский дневник

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что ви­дит на экране.

Четвертое собрание

Тема: Эмоции положительные и отрицательные

Форма проведения: семейный совет

Задачи собрания

1, Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций
у учащихся.

План организации собрания

Вариант выступления педагога

Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, ко­торое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собира­ется тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по проблеме, обозначенной в приглашениях к разговору, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись: идет магнитофонная запись ответов детей на вопрос, какой я? (например, я — добрый, красивый, умный и т. д.)

После прослушивания запаси родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положитель­ные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие невро-юв, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания — боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

После обмена мнениями открывается доска, где изображена схема. на которой обозначены негативные проявления эмоций.

гнев злоба агрессия Эмоции

боль страх обида

Гнев, злоба, агрессия — эмоции разрушения. Боль, с/прах, обида — эмоции страдания.

Родительский тренинг

  1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или
    наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положитель
    ными эмоциями.

  2. Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте
    вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов,
    положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его лю­бят, понимают , признают, уважают, принимают, а отрицательные —
    при неудовлетворении потребностей). Как формировать положитель­ные эмоции'/ С чего начинать?

  3. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения.
    запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуемые и же­лательные.

  4. Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.

При общении с детьми не следует употреблять следующие выра­жения;

я тысячу раз говорил тебе, что...

сколько раз надо повторять...

о чем ты только думаешь...

неужели тебе трудно запомнить, что...

ты становишься...

ты такой же. как...

отстань, некогда мне...

почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет...

При общении с детьми желательно употребление следующих вы­ражений:

ты у меня самый умный (красивый и т. д.)

как хорошо, что у меня есть ты

ты у меня молодец...

я тебя очень люблю

как ты хорошо это сделал, научи меня

спасибо тебе, я тебе очень благодарна

если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

5. Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске, как можно чаще.

В родительский дневник

Безусловно, принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите

друг другу письма и записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Домашнее задание родителям

Напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

Анкета для родителей

  1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего
    ребенка? Как вы это делаете?

  2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш
    взгляд, они возникают?

  3. Как бы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведи­
    те примеры.

Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10-15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, кото­рый использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.



Пятое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года

«Перелистывая страницы...»

Форма проведения: устный журнал.





На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

('страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).

Страница вторая. «Наши переменки» (физкулътпаузы, игры и т. д.).

Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие мо­менты мероприятий, проведенных в классе за год).

Страница четвертая. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).

Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль — детская ладошка, разрисованная и расписан­ная детьми.

Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).

В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотогра­фируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.





2 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Физическое развитие младшего школьника в школе и дома

Задачи собрания

  1. Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом раз­
    витии детей.

  2. Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.

План организации собрания

Б начале собрания педагог проводит анкетирование родителей. Со­общает данные о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицин­ских работников). Оперативный анализ результатов анкетирования дает­ся в конце собрания.

Вопросы для обсуждения

  1. Значение физической культуры для полноценного развития личности.

  2. Урок физкультуры и его требования к ученику

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок уроки физической культуры?

  2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культу­рой на уроке?

  3. Каким вы видите урок физической культуры? К собранию готовится
    выставка рисунков «Я на уроке физической культуры».

Второе собрание

Тема: Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии

Задачи собрания

1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюде­ния учителя и результаты анкетирования родителей.

2. Помочь родителям понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления.

Вопросы для обсуждения

  1. Причины детской агрессии.

  2. Родительская власть, се виды и пути влияния на ребенка.

  3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодо­лению детской агрессии.

План организации собрания

Педагог анализирует причины детской агрессии, дает рекомендации по се преодолению. Организовав в начале собрания анкетирование роди­телей, учитель в ходе собрания оперативно анализирует ответы родите­лей. Полезно провести обмен мнениями по теме собрания.

Анкета для родителей

  1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

  2. В каких ситуациях он проявляет агрессию'?

  3. Против кого он проявляет агрессию?

  4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность
    ребенка?

Третье собрание

Тема: Наказание и поощрение в семье

Задачи собрания

\. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания. 2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.

Вопросы для обсуждения

  1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

  2. Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических
    ситуаций и результатов анкетирования).

План организации собрания

Используя свой педагогический опыт, данные специальной литера­туры и результаты анкетирования родителей по теме собрания, прове­денного заранее, учитель организует активный родительский обмен опы­том и дает педагогические рекомендации.

Анкета для родителей

  1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?

  2. За что вы наказываете и поощряете?

  3. Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?

Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года

3 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Задачи собрания

  1. Определить значение общения для детей и взрослых.

  2. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и
    родителей, и провести обсуждение по теме собрания.

Вопросы для обсуждения

  1. Общение и его роль в жизни человека.

  2. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и
    детей.

План организации собрания

Сообщение учителя, подготовленное по данным специальной лите­ратуры. Проведение оперативного анкетирования и анализ ответов роди­телей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.

Анкета для родителей

  1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?

  1. Известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школь­ных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа или соседку
    по парте?

  1. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?

Второе собрание

Тема: Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств

Задачи собрания

  1. Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в
    жизни семьи.

  2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.

Вопросы для обсуждения

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.

  2. Интеллектуальный труд и работоспособность.

  3. Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.

План организации собрания

Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуа­циях. Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фо­товыставкой «Труд в нашей семье». Учитель дает рекомендации по фи­зиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию ра­ботоспособности и воспитанию трудолюбия.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок трудиться?

  2. Что он любит делать?

  3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей по­мощью?

  4. Как долго может трудиться ваш ребенок?

  5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?

Третье собрание

Тема: Воображение и его роль в жизни ребенка

Задачи собрания

1, Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом разви­тии ребенка.

2. Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Вопросы для обсуждения

  1. Роль воображения в жизни человека.

  2. Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка.
    Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной
    школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.

План организации собрания

Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка. увязывая с анализом анкет, 'заполненных родителями к данному собра­нию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе. На собрании могут выступить представители творческих про­фессий. Желательно организовать для родителей консультации с ними после собрания.

Анкета для родителей

  1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?

  2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?


Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, вы­думку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение днев­ника, украшение дома и т. д.)?

Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года — музыкальный праздник «Мы и наши таланты»


4 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Физиологическое взросление и его влияние

на формирование познавательных и личностных качеств

ребенка

Задачи собрания

  1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления
    детей.

  1. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.

Вопросы для обсуждения

  1. Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реак­ции ребенка.

  2. Педагогические ситуации по теме собрания.

План организации собрания

В начале собрания учитель знакомит родителей с общими пробле­мами физиологического взросления. Затем по теме собрания выступают школьные врач и психолог. В конце собрания учитель проводит анализ анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.

Анкета для родителей

  1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время? Изменился ли
    он внешне?

  2. Как он стал вести себя дома?

  1. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)

  2. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?

Второе собрание

Тема: Учебные способности ребенка.

Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности

Собрание проходит совместно с учениками.

Форма проведения: познавательные «олимпийские» игры для опре­деления лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении и т. д.).

Задачи собрания

1. Главная задача игр — дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.

Вопросы для обсуждения

  1. Способности, их виды и значение в жизни человека.

  2. Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной
    деятельности.

План организации собрания (игр)

Сделав небольшое вступление о способностях человека и их разви­тии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкрет­ных способностей детей. В судейскую коллегию входят и родители, они награждают «олимпийцев».

Третье собрание

Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников

Задачи собрания

[. Оценить речевые навыки и умения учащихся.

2. Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов учета за 4 года.

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ учителем речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).

  2. Анализ психолого-педагогическим консилиумом результатов четы­рех лет обучения и общие рекомендации родителям. Рекомендации
    по развитию речевых умений детей в семье.

  3. Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут
    учить детей в пятом классе.

Четвертое собрание

Тема: Итоги четырех лет обучения

До собрания проводится анкетирование учащихся и родителей. Проанализированные результаты анкетирования используются педа­гогом при подготовке итогового собрания, которое проводится с участи­ем учащихся.

Вопросы для обсуждения связаны с итогами окончания начальной школы. Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.

Анкета для учащихся

  1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?

  2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?

  3. Хочется ли тебе учиться дальше?

  4. Какие отметки ты хочешь получать в пятом классе?

  5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?

  6. С кем из них ты хотел бы подружиться?

  7. Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?

  8. Каким ты представляешь своего классного руководителя?

  9. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?

  10. Что бы ты хотел пожелать своей бывшей учительнице?

  11. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?

Анкета для родителей

  1. Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери?

  2. Какими профессиональными качествами они должны обладать?

  3. Какими качествами характера они должны обладать?

  4. Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учите­
    лей, которые будут с ним работать в пятом классе?

  5. Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью
    учителей, которые будут с ним работать?

  6. В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?

  7. Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать
    с вашим ребенком?

  8. Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ре­бенка в этом классе была интересной?



Тематика родительских собраний в 5-11 классах

5 КЛАСС Первое собрание

Тема: Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-м классе

Форма проведении, круглый стол.

Приглашаются педагоги, работающие в классе, руководители круж­ков, в которых занимаются или будут заниматься дети, библиотекарь, врач или медсестра.

Задачи педагогов:

  1. Познакомиться с родителями и послушать краткие характеристики,
    которые они дадут своим детям.

  2. Рассказать о требованиях к обучению по своему предмет}'.

Задачи врача: ознакомить с результатами проведенного медосмот­ра, дать рекомендации с учетом полученных данных, отметить физиоло­гические особенности, связанные с возрастными изменениями детей.

Задача библиотекаря: кратко рассказать о возможностях библиоте­ки, познакомить с библиотечным фондом, порекомендовать другие биб­лиотеки (с большим фондом, доступно расположенные и т. п.).

Задача руководителя внешкольных учреждений: ознакомить с условиями приема детей в различные кружки и направлениями их работы.

Вопросы для обсуждения

  1. Роль семьи и се значение в адаптации школьника в связи с новым
    качеством обучения it возрастными особенностями.

  2. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника.




Второе собрание

Тема: Роль общения в жизни школьника

Форма проведения: дискуссия.

Б ходе собрания анализируются различные педагогические ситуации и проводится анкетирование учащихся. По вопросам, приведенным в анке­те, возможны и индивидуальные беседы классного руководителя.

Результаты анкетирования используются классным руководителем при обсуждении темы собрания.

Вопросы для обсуждения

  1. Значение общения ребенка в семье.

  2. Проблемы общения в детском коллективе.

  3. Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении.

Анкета для учащихся

  1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?

  2. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?

  3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом
    или подругой'?

  4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?

  5. Считает ли семья праздником твой день рождения?

  6. Какие праздники в своей семье ты любишь?

  7. Если бы ты был волшебником, что бы ты хотел изменить в своей семье'?

Третье собрание

Тема: Культурные ценности семьи и их значение для ребенка

Форма проведения, обмен мнениями по теме собрания.

Вопросы для обсуждения

  1. Книга и ее значение в развитии познавательных и нравственных ка­
    честв личности.

  2. Культурные традиции семьи.

  3. Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие
    ребенка.

  1. Рассказы родителей о традициях семьи по формированию культур­
    ных ценностей; чтение книг, газет и журналов: посещение театров и
    музеев; знакомство с природой; туристические походы и т. д.

  2. Лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций
    семьи на познавательную активность ребенка (связать ее с мнениями,
    высказанными в процессе обсуждения темы собрания).

Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года — «Вот и стали мы на год взрослей»

(смотри итоговые собрания первого и четвертого классов).

Форма проведения: устный журнал.

Конкурс на лучший текст гимна класса.

Сюрпризы на тему: «В будущем году тебе желаю...»

Задание на лето всем ученикам; «Где бы ты ни был. помни о друзьях».

Выпуск классной газеты «Узелок на память».

Награждение родителей за активное сотрудничество с классом,


6 КЛАСС Первое собрание

Тема: Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека

Форма проведения, круглый стол.

Собрание проходит с участием детей. Проводится анкетирование родителей (возможно и анкетирование детей по аналогичным вопросам). Результаты анкетирования классный руководитель использует для даль­нейшей работы с родителями и учащимися.

Вопросы для обсуждения

  1. Выступление библиотекаря школы с анализом читательских умений,
    запросов учащихся. Награждение самых читающих детей.

  2. Выступление учителей-предметников с сообщениями для детей и их
    родителей о том, что собой представляет учебник и основные требо­
    вания к уроку.

  3. Выступление родителей и детей по проблеме;
    а) книга в нашей семье;

б) традиции нашей семьи;

в) отношение учащихся к чтению (результат техники чтения в 6 классе).
4. Открытие «книги рекордов Гиннесса» класса. Самый активный читатель.

Анкета для родителей

L. Любит ли ваш ребенок читать? Какие книги он предпочитает?

  1. Книга прочитывается быстро или нет?

  2. Какие книги любят в вашей семье'.'

  3. Ваш ребенок считает книгу хорошим подарком?


Второе собрание

Тема: Физическое развитие школьника и пути его совершенствования

Вопросы для обсуждения

  1. Физиологические проблемы взросления детей (выступление врача).

  2. Задачи физвоспигания, требования к уроку, проблемы класса, пути
    их решения, спортивные кружки и секции (выступление учителя фи­
    зической культуры).

  3. Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы
    в классе (выступление классного руководителя).

Анкета для учащихся

  1. Любишь ли ты \роки физической культуры?

  2. Чем тебе нравится заниматься на уроке?

  3. Что бы ты хотел исправить в себе с помощью этих уроков'.'

  4. Что бы ты хотел пожелать учителю физической культуры?

Интересным будет сравнение результатов анкетирования родителей и учащихся, проведенного по этой тематике ранее.


Третье собрание

Тема: Результативность школьного урока. От чего она зависит?

Вопросы для обсуждения

Анализ уроков по различным предметам, на которых присутство­вал и классный руководитель, проблема активности учащихся на уроке (выступление классного руководителя). Рекомендации родителям по данной проблеме.



Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года.

Форма проведения; костер совместно с учащимися.

7 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения

Вопросы для обсуждения

  1. Значение семьи в период полового созревания ребенка.

  2. Физиология подростка.

  3. Пути решения проблем, связанных с половым созреванием, в классе
    (педагогические ситуации для родителей).

Второе собрание

Тема: Роль семьи в развитии работоспособности ученика

Форма проведении: обмен мнениями по теме собрания.

Вопросы для обсуждения

  1. Роль семьи в развитии трудоспособности учащихся (выступление
    классного руководителя).

  2. Значение мотивации в развитии работоспособности учащихся.

  3. Обмен опытом семей (трудовые традиции семьи, значимость поруче­ний и т. д.).

До собрания проводится анкетирован ею учащихся по теме собрания (по анкете, аналогичной предложенной для родителей на стр. 33), результаты которого анализируются классным руководителем для родителей.



Третье собрание

Тема: Воля и пути ее формирования у учащихся

Вопросы для обсуждения

  1. Роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов.

  2. Значение семьи в преодолении ребенком негативных черт характера.

  3. Мнение учащихся о себе и своих волевых качествах (провести анке­тирование по оценке личных волевых качеств).


Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года.


8 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Роль семьи в развитии моральных качеств подростка

Вопросы для обсуждения

  1. Тема «Закон и ответственность» (выступление представителя правоохранительных органов).

  2. Анализ классным руководителем развития коллектива класса за несколько лет и определение задач на будущее.

  3. Разбор нравственных ситуаций.

  4. Анкетирование детей и родителей по теме собрания, результаты которого классный руководитель использует для углубленной воспитательной работы (смотри раздел «Анкеты для родителей и учащихся
    (практикум)» на стр. 73-78).

Второе собрание

Тема: Способности и роль семьи в их развитии

Форма проведения: круглый стол с участием администрации школы.



Вопросы для обсуждения

  1. Анализ уроков с участием администрации, руководителей кружков,
    работа которых стимулирует занятия.

  2. Семейный опыт, накопленный родителями учащихся класса по тема­тике собрания.

  3. Выставка «Мир наших способностей».


Третье собрание

Тема: Психологические и возрастные особенности подростка

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические и возрастные особенности подростка (выступле­ние психолога).

  2. Диализ процесса взросления детей (выступление классного руково­дителя).

  3. Ответы специалистов на вопросы родителей по теме собрания.


Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года

9 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка

Вопросы для обсуждения

  1. Информация об учебных заведениях, в которые может поступить
    учащийся после 9 класса.

  2. Анализ профессиональных интересов девшиклассников и отношение к
    ним родителей.

  3. Рекомендации психолога по профориентации.



Второе собрание

Тема; Анализ учебной работы учащихся 9 классов

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ отношения к учебе (учителя основных предметов).

  2. Анализ контрольных работ, диктантов и т. д. (объективные оценки
    качества образования).

  3. Собеседование администрации школы с неуспевающими учащимися.

Третье собрание

Тема: Трудный ребенок. Какой он?

Вопросы для обсуждения

  1. Выступление классного руководителя по теме собрания.

  2. Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.

  3. Собеседование с родителями соответствующих специалистов.

Четвертое собрание

Тема: Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам

Вопросы для обсуждения

  1. Значение семьи в ответственные моменты жизни.

  2. Готовность учащихся класса к сдаче экзаменов.


10 класс

Первое собрание

Тема: Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе

Вопросы для обсуждения

  1. Информация о подготовительных курсах, очных и заочных шко­лах и др. (выступление классного руководителя).


2. Результаты определения проф пригодности учащихся (выступление психолога).

3. Мнение учащихся о выборе профессии (по данным классного руко­водителя и родителей). Анализ сочинений «Профессия, в которой я
себя вижу, — это...».

Второе собрание

Тема: Режим дня школьника, его роль

Вопросы для обсуждения

  1. Домашние задания (их объем и необходимое время для выполнения).

  2. Дополнительная литература, рекомендуемая педагогами-предметни­кам и.

  3. Анализ работоспособности старшеклассников (сообщение классного руководителя, медицинских работников и психологов).

  4. Значение питания в юношеском возрасте, рекомендации специалистов для родителей.

Третье собрание

Тема: Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы для обсуждения

  1. Что значит быть ответственным человеком?

  2. Влияет ли ответственность на формирование самоконтроля и само­
    оценки?

  3. Как сформировать в себе ответственность? (Анализ результатов
    предварительного «мозгового штурма» учащихся класса)

  4. Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года



11 КЛАСС

Первое собрание Тема: Особенности физического воспитания в 11 классе

Вопросы для обсуждения

1, Нормативы и физические возможности учащихся, их отношении к
уроку физической культуры (выступление учителя физкультуры).

2. Рекомендации родителям и учащимся, учитывающие особенности
физического воспитания в 11 классе..

Второе собрание

Тема: Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие

Вопросы для обсуждения

  1. Дни открытых дверей для родителей в классах по основным предметам.

  2. Собеседование с родителями по теме собрания.

Третье собрание

Тема: Значение выбора в жизни человека

Форма проведения: круглый стол (дискуссия).

Вопросы для обсуждения

  1. Дети и родители — профвыбор. За и против.Четвертое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!