СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темотическое планирование по развитию речи подготовительная группа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Темотическое планирование по развитию речи подготовительная группа.»


Календарно - тематическое планирование на 2023-2024 учебный год

Группа 4,5 возраст 6-7 лет

Вид деятельности: Формирование лексико-грамматических средств языка, развитие речи.

Учитель-логопед: Гуренко М.А.,

Сентябрь.


Номер занятия

Тема

Цель

Задачи

Краткое содержание

Источники

осень

Учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

активировать словарь по данной теме;

воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.


Звук и буква А. Уточнение артикуляции и произношения звука. Развитие фонематического слуха.

Рассказывание по теме «Осень».


Пересказ сказки «Лиса и козел»

Закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей.

Учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания.

Учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.



д/и «Кто хитрее?»

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова с помощью суффиксов ущ – ющ; енн – ейш; оват – еват; еньк –оньк.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010. с.131)

д/и «Цепочка слов»

Цель: учить подбирать существительные к прилагательным.

Лиса пушистая. Что еще может быть пушистым? (шапка, шарф, снег, котенок, ковер)

Козел серый. Что еще может быть серым? (туча, заяц, шуба, волк)

Колодец холодный. Что еще может быть холодным? (снег, вода, лед, ветер)

О.С Ушакова стр133

Составление рассказа по картине «В школу»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи.

Развивать интерес к знаниям, желание учиться.

Воспитывать уважение к труду педагога.



д/и «Идет – стоит»

Цель: учить подбирать синонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010,

 с. 132)

 

д/и Слова – родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Подберите родственные слова к словам школа (школьник, школьный, школьница), учитель (учить, учительница, учиться, ученик, ученица).

д/и «Будь внимательным»

Цель: развивать внимание.

Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат слово, относящееся к школе.

Ученик, воробей, стрекоза, осень, книга, слон, ранец, ромашка и т.д.

О.С Ушакова стр135

Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания»

Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам.

Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишье с разной силой голоса.

Развивать умение импровизировать.

Воспитывать любовь ко всем временам года.



д/и «Слова-родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, зайчишка, заячий, зайчата.

Лес - лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесная, лесничий.

Река – речка, реченька, речной, речушка.

д/и «Угадай, кто?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Трусливый, серый, пугливый, длинноухий – кто это? (заяц)

Неуклюжий, косолапый, неповоротливый…

Пушистая, хитрая, рыжая, ловкая…

Смелый, колючий, отважный…

О.С Ушакова стр139

Октябрь

Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам.

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

Развивать умение договариваться в процессе пересказа друг с другом.  Воспитывать интерес к жизни животных.


д/и «Подбери другое слово»

Цель: учить подбирать синонимы.

Веселый – радостный, оживленный.

Побежал – помчался, понесся, полетел.

Грустный – печальный, скучный.

Побрел – поплелся, шел еле-еле.

д/и «Назови слова»

Цель: учить называть слова с заданным звуком.

Воспитатель предлагает детям назвать животных, в названиях которых есть звуки «з» и «ж».

О.С Ушакова стр141

Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные»


Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Учить употреблять существительные в Р.п. мн.ч., подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать.

Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса.

Развивать умение слушать других детей.

Воспитывать интерес к жизни животных.


д/и «Мамы и детки»

Цель: закрепить названия домашних животных и их детенышей в ед. и мн.ч.

У коровы – один теленок – много телят,

У козы – один козленок – много козлят,

У свиньи – один поросенок – много поросят

У лошади У собаки…

У кошки

д/и «Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать домашнее животное, называя характерные особенности.

Ребенок дает описание животного, другие дети это животное отгадывают.

О.С Ушакова стр143

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам.

Развивать чувства ритма и рифмы.

Воспитывать внимательное отношение к ответам и рассказам других детей.



/и «Кто у кого»

Цель: закрепить названия детенышей животных во мн.ч.

У зайчихи – зайчата,

У белки – бельчата,

У волка – волчата,

У кролика – крольчата,

У галки – галчата.

д/и «Магазин посуды»

Цель: учить составлять описание предметов посуды.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.146)

д/и «Что из чего?»

Цель: учить образовывать прилагательные.

Ложка из металла – металлическая,

Тарелка из фарфора – фарфоровая,

Сковорода из чугуна – чугунная,

Стакан из стекла – стеклянный,

Солонка из дерева – деревянная.

О.С Ушакова стр147


Составление текста-поздравления

Учить составлять текст-поздравление.

Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес детей к слову.


д/и «Накроем правильно на стол»

Цель: закрепить названия предметов посуды, ее назначение.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.147)

д/и «Парные картинки»

Цель: развивать фонематический слух.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 149)

О.С Ушакова стр150

Ноябрь

Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга.

Учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов.

Учить регулировать силу голоса.

Развивать творческие способности, фантазию.

Воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слов.


д/и «Слова – родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Еж – ежик, ежонок, ежовый, ежиха, ежата.

Заяц – зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, зайчата.

д/и «Шишка»

Цель: продолжать знакомить с многозначными словами.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.151)

О.С Ушакова стр153

Сочинение сказки на тему «День рождения зайца»

Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности.

Учить образованию формы В.п. мн.ч. существительных. Учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса.

Развивать логическое мышление, творческое воображение.Воспитывать интерес к ответам других детей.



д/и «Кто больше назовет действий»

Цель: учить подбирать глаголы к существительным.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.153)

д/и «Кто больше увидит и назовет?»

Цель: учить образовывать сложные слова.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.153)

О.С Ушакова стр155

Составление рассказа с использованием антонимов

Учить составлять рассказ, используя антонимы.

Учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Развивать связную речь, внимание.

Воспитывать умение слушать, четко отвечать на вопросы.


 и «Кто больше увидит и назовет?»

Цель: учить образовывать сложные слова.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера,


О.С Ушакова стр157

Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании. Развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

Воспитывать усидчивость.


д/и «Цепочка слов»

Цель: учить подбирать существительные к  прилагательным.

Что еще может быть пушистым?

(шуба, кофта, воротник и т.д.)

Что может быть мягким?

Что может быть теплым?

д/и «Хвост»

Цель: продолжать знакомить с многозначными словами.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 157)

О.С Ушакова стр159

Декабрь

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.



д/и «Маленький – большой»

Цель: учить образовывать формы существительных с помощью суффиксов «ик», «ищ».

Дом – домик – домище,

Ерш – ершик – ершище,

Сом – сомик – сомище,

Кот – котик – котище,

Зуб – зубик – зубище.

д/и «Цепочка слов»

Цель: учить подбирать существительные к прилагательным.

Что бывает острым…

Что бывает золотым…

Что бывает горячим..

Что бывает круглым…

И т.д.

О.С Ушакова стр161

Составление рассказа по картине «Вот так покатался!»

Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова. Учить правильному произношению звуков «с-сь», «з-зь», дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.

Развивать внимание, усидчивость.

Воспитывать доброе отношение друг к другу.


/и «Подбери другое слово»

Цель: учить подбирать синонимы.

Снег идет. (падает, ложится, летит, кружится)

Машина идет. (едет,  двигается, катится)

Что еще может двигаться?

(дождь, человек, автобус, год, поезд, день, кошка, град)

д/и «Кто больше»

Цель: учить называть предметы на определенный звук.(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.162)

О.С Ушакова стр163

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования. Закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «в» и «ф».

Развивать творческое воображение.

Воспитывать усидчивость.


д/и «Угадай, как нас зовут?»

Цель: учить образовывать слова, характеризующие игрушечных персонажей.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.162)

д/и «Подбери картинки»

Цель: учить подбирать картинки с заданным звуком.

Воспитатель предлагает выбрать картинки с предметами, в которых есть звук «в», затем – со звуком «ф».

О.С Ушакова стр165

16

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Учить пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и  увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

Развивать   умение договариваться друг с другом при пересказе.                            Воспитывать любовь к народному творчеству.



д/и «Как сказать правильно?»

Цель: учить подбирать антонимы.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.166)

д/и «Дом-домище»

Цель: учить образовывать формы существительных  с помощью суффиксов.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.167)

д/и «Закончи предложение»

Цель: учить придумывать сложные предложения.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.167)

О.С Ушакова стр168

Январь

17

Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах.

Учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

Развивать логическое мышление, сообразительность.

Воспитывать заботливое отношение к животным.



д/и «Закончи предложение»

Цель: учить составлять сложное предложение.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.168)

д/и «Четвероногий друг»

Цель: учить составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.168)

О.С Ушакова стр171

18

Сочинение сказки на предложенный сюжет

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет.

Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитывать усидчивость


д/и «Кто больше назовет?»

Цель: учить классифицировать предметы.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 170)

д/и «Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.171)

О.С Ушакова стр1173

19

Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке»

Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Развивать творческие способности, фантазию, память.

Воспитывать доброе отношение друг к другу.



д/и «Слова-родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Снег – снежок, снежинка, снежный, подснежник, снеговик, снегопад,

Снегурочка.

Зима – зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие.

д/и «Брат-братец-братик»

Цель: различать смысловые оттенки существительных со значением  ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.174)

О.С Ушакова стр173

20

Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки.

Учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели.

Подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать любознательность.



д/и «Угадай, как нас зовут?»

Цель: учить образовывать слова, характеризующие игрушечных персонажей.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.175)

д/и «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы.

Веселый – грустный,

Злой – добрый,

Смелый – трусливый, Сильный – слабый,

Кричит – молчит,

Стоит – идет,

Прибежал – убежал,

Полезно – вредно,

Грубо – ласково,

Медленно – быстро.

О.С Ушакова стр178

Февраль

21

Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картин

Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения.

Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Развивать творческое воображение, внимание.

Воспитывать чувство товарищества.



д/и «Отгадай загадку – описание»

Цель: учить отгадывать животное по описанию.

Коричневый, косолапый, любит мед, зимой спит. (медведь)

Длинные уши, маленький хвостик, быстро бегает, трусливый.

(заяц)

(аналогично – белка, еж)

д/и «Кто быстрее?»

Цель: учить составлять сюжет в правильной последовательности.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.180)

О.С Ушакова стр181

22

Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин

Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам.

Выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

Развивать умение слушать друг друга.

Воспитывать познавательный интерес.



д/и «Опиши, мы отгадаем»

Цель: учить описывать животных

(ежонок, медвежонок,

зайчонок, бельчонок, мышонок),

называя характерные особенности.

Ребенок описывает животное, не называя его. Остальные дети отгадывают зверят.

д/и «Кто как передвигается?»

Цель: учить подбирать глаголы – действия.

Как передвигается медвежонок? (ходит лазает, бегает, плавает).

Как передвигается бельчонок? (прыгает, карабкается, скачет, бегает)

(аналогично – зайчонок, мышонок, ежонок)

О.С Ушакова стр183

23

Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин

Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями. Подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам.

Развивать творческое воображение, внимание.

Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей.


д/и «День рождения»

Цель: закрепить названия посуды, ее назначение;

умение накрывать на стол.

Воспитатель предлагает накрыть на стол (помочь медвежонку встретить гостей).

Дети называют предмет посуды, для чего он нужен, куда его надо поставить.

О.С Ушакова стр186

24

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (открыткам)

Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детенышей животных в Р.п. ед. и мн.ч.; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Закреплять правильное произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

Развивать внимание, связную речь.

Воспитывать интерес к жизни животных.



д/и «Кто у кого?»

Цель: учить называть животных и их детенышей.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.186)

д/и «Выбери начало»

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, .187)

д/и «Учимся рассуждать»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, речь.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.188)

д/и «Составь рассуждение»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, речь.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.188)

О.С Ушакова стр188

Март

25

Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта

Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную.

Познакомить со значениями слова игла.

Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

Развивать  умение внимательно слушать произведение.

Воспитывать интерес к жизни животных.



д/и «Какие бывают иголки»

Цель: продолжать знакомить с многозначными словами.

Какие иглы вы знаете?

Чем похожи все иглы?

Какой иглой мы шьем?

Что делают медицинской иглой?

Для чего ежу иголки?

Что мы чувствуем, если потрогаем елку или сосну?

Почему все эти предметы называют одним словом?

д/и «Что приготовить лисятам на обед?»

Цель: учить придумывать короткие и длинные слова.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.190)

О.С Ушакова стр188

26

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк»

Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; Образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы.

Развивать умение внимательно слушать друг друга.

Воспитывать интерес к художественной литературе.



д/и «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы.

Веселый – грустный,

Умный – глупый,

Злой – добрый,

Старый – молодой,

Друг – враг,

Пришел – ушел,

Здороваться – прощаться,

Найти – потерять.

д/и «Слова – родственники»

Цель: подбирать однокоренные слова.

Веселый – веселье, весельчак, весело, повеселиться и т.д.

Грустный…

Весенний…


О.С Ушакова стр193

27

Сочинение сказки на заданную тему

Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра.

Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование.

Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Развивать память, наблюдательность.

Воспитывать любовь к окружающей природе.



д/и «Слова – родственники»

Цель: учить подбирать однокоренные слова.

Снег – снежок, снежинка, снежный, подснежник, снеговик, снегопад,

Снегурочка.

Зима – зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие.

д/и «Прыгает-скачет»

Цель: учить подбирать синонимы.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 195)

д/и «Летит пулей»

Цель: учить подбирать синонимы.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.195)

д/и «Лить-поливать»

Цель: учить подбирать существительные к глаголам.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.196)

О.С Ушакова стр196

28

Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (открыткам

Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детенышей животных в Р.п. ед. и мн.ч.; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Закреплять правильное произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

Развивать внимание, связную речь.



д/и «Кто у кого?»

Цель: учить называть животных и их детенышей.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.186)

д/и «Выбери начало»

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, .187)

д/и «Учимся рассуждать»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, речь.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.188)

д/и «Составь рассуждение»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, речь.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.188)

О.С Ушакова стр208

Апрель

29

Составление рассказа на тему"Веселое настроение"

Закрепить умение составлять рассказ назаданную тему,активизировать употребление прилагательных,учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов,учить определять предмет по его основным признакам.


д/и «Какие бывают иголки»

Цель: продолжать знакомить с многозначными словами.

Какие иглы вы знаете?

Чем похожи все иглы?

Какой иглой мы шьем?

Что делают медицинской иглой?

Для чего ежу иголки?

Что мы чувствуем, если потрогаем елку или сосну?

Почему все эти предметы называют одним словом?

д/и «Что приготовить лисятам на обед?»

Цель: учить придумывать короткие и длинные слова.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.190)

О.С Ушакова стр210

30

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста.

Активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Учить правильно произносить звуки «ш», «ж», «р», изменять силу голоса и темп речи.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к художественной литературе.


д/и «Кто хитрее?

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных.

Лиса хитрая, а журавль еще… хитрее.

Кувшин высокий, а журавль еще…

Нос у журавля длинный, а у слона еще…

и т. д.

д/и «Как сказать правильно?»

Цель: учить подбирать синонимы.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 197)

О.С Ушакова стр199

31

Описание пейзажной картины

Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Учить придумывать предложения и поизносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного.

Воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.


д/и «Подбери слово»

Цель: учить подбирать определения.

Воспитатель задает вопросы, дети подбирают определения.

Какая весна?

Какой лес?

Какой ручеек?

Какой ветер?

д/и «Что бывает весной?»

Цель: закрепить признаки весны.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают: «Да» или «Нет».

Снег тает. (да)

Собираем урожай.(нет)

Бегут ручьи. (да)

Птицы улетают на юг. (нет) 

О.С Ушакова стр201

32

Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»

Учить составлять коллективный рассказ-описание.

Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении.

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «р – рь», четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с «р – рь»; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.

Развивать творчество, воображение, память.

Воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей.



Учить составлять коллективный рассказ-описание.

Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении.

Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «р – рь», четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с «р – рь»; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении.

Развивать творчество, воображение, память.

Воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей.

О.С Ушакова стр203

Май

33

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг"

Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

Давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Развивать логическое  мышление, сообразительность.

Воспитывать чувство прекрасного


д/и «Подбери слово»

Цель: учить подбирать определения.

Какой луг? (золотой, разноцветный, пестрый, веселый, цветастый)

Какой одуванчик?

д/и «Какой бывает лист?»

Цель: продолжать знакомить с многозначными словами.

(Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.204)

О.С Ушакова стр 207

34

Домашние животные и их детёныши

Развивающие

Развивать тактильную чувствительность, зрительный гнозис и конструктивный праксис,  чувство ритма, координацию речи с движениями, общую и мелкую моторику.

Образовательные

Уточнять представления о домашних животных. Формировать обобщающее понятие «Домашние животные». Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание и отвечать на вопросы или повторять за взрослым. Образовавать названия детёнышей домашних животных. Воспитательные


Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.


Организ. момент (дети идут к кабинету по следам), муз/упр «Руку правую вперед», бассейн с кофе, упр «Найди и назови», упр «Построй домик для животных», муз/физминутка «Домашние животные», упр «Кто где живет»,  ритуал прощания «Мы умные».

«Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

35

Домашние птицы

Развивающие

Развивать тактильную чувствительность, зрительный гнозис, обоняние, чувство ритма, темпа,  координацию речи с движениями, общую и мелкую моторику.

Образовательные

Уточнять названия домашних птиц (утка, курица, гусь, петух, индюк). Формировать обобщающее понятие «Домашние птицы».  

Воспитательные

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.


Организ. момент (дети идут к кабинету по следам), муз/упр «Руку правую вперед», бассейн с кофе, упр «Найди и назови», беседа по картине «Птичий двор», пальчиковую гимнастику «Птичий двор»,  упр «Найди тень птицы»,  ритуал прощания «Мы умные».

«Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

36

Дикие животные

 


Развивающие

Развивать тактильную чувствительность, зрительный гнозис, обоняние, чувство ритма, темп,  координацию речи с движениями, общую и мелкую моторику.

Образовательные

Уточнить представления о диких животных наших лесов (лиса, волк, мишка, лось, зайка, ёж). Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие животные».

Воспитательные

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.


Организ. момент (дети идут к кабинету по следам), муз/упр «Руку правую вперед», бассейн с кофе упр «Найди и назови», беседа о диких животных, физминутка «Дикие животные», упр «Найди пару», ритуал прощания «Мы умные».

«Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

37

Транспорт

Развивающие

Развивать тактильную чувствительность, зрительный гнозис, чувство ритма, темпа,  координацию речи с движениями, общую и мелкую моторику.

Образовательные

Уточнить представления о транспорте (машина, грузовик, автобус, такси). Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «транспорт».

Воспитательные

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.


Организ. момент (дети идут к кабинету по следам), муз/упр «Руку правую вперед», упр «Транспорт», беседа о транспорте, муз/физминутка «Синий трактор», упр «Соедини трактор», ритуал прощания «Мы умные»

«Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

38

Весна

Развивающие

Развивать тактильную чувствительность, зрительного гнозиса, чувство ритма, темпа,  координация речи с движениями, общую  моторику 

Образовательные

Формировать в речи понятия «Весна, приметы весны»; уметь слушать и понимать вопросы педагога, отвечать на них или повторять за логопедом.

Воспитательные

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.


Организ. момент (дети идут к кабинету по следам), муз/упр «Руку правую вперед», беседа по картине «Ранняя весна», муз/физминутка «Весна»,  упр «Приметы весны»,  ритуал прощания «Мы умные».

«Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

39

Овощи

Коррекционно-образовательная:

-учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм

Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей умение распространять предложения определениями;

-развивать мыслительную деятельность;

- расширять знания детей по теме

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самоконтроль за речью



1.Орг.момент. Игра «Отгадай загадку»

2. Объявление темы

3. Чтение сказки с последующим обсуждением.

4.Игра «Отгадай по вкусу»

5. Физ.минутка «Урожай»

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

8. Итог занятия


О.С. Гомзяк Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе,

        с.14-16.


40

Фрукты

Употребление в речи предложных конструкций и категории тв.п.;

- образование р.п.ед.ч. им. сущест-вительных;

- употребление в речи предлога возле;

-Усвоение существительных в р.п.

- Употребление в речи сложных предложений;

- Развитие логического мышления;

- закрепление относительных прилагательных по теме;

- Согласование прилагательных с существительными;

- Развитие связной речи


1.Упр. «Что с чем рядом?»

2. Упр. «Чего не хватает в вазе?»

3. Упр. «Соствь предложение»

4. Упр. «Куда положил фрукт?»

5. Игра «Четвертый лишний»

6.Физ.минутка-логорит-мика «Мы делили апельсин»

7. Составление рассказа-описания «Апельсин»


Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 10-11

41

Насекомые

- Подбор глаголов к слову «насекомые»;

- Составление сложных предложений со значением противопоставления;

-Употребление сложных предложе-ний с союзом потому что;

-Употребление слов с увеличительным оттенком;

- Усвоение предлогов и словаря по теме;

- Согласование числительных с существительными;

- Развитие логического мышления и внимания;

- Развитие связной речи, усвоение предлогов под, из-под;

- Развитие умения делить слова на слоги


1. Упр. «Подбери слово»

2. Упр. «Кто как передвигается?»

3.Игра «Четвертый лишний»

4.Упр. «Насекомые-великаны»

5. Упр. «Исправь ошибку»

6. Упр. «Сколько насекомых на цветке?»

7. Физ.минутка- логоритмика. Подвижнавя игра «Со словами мы играем»

8. Составление рассказа «Как бабочка летала»


Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 86-87

42

Перелетные птицы

- Формирование у детей обобщающего понятия «Насекомоядные»

- Использование в речи глаголов в ед.ч.и.мн.ч.

- Употребление сущ.р.п.ед.ч.

- развитие связной речи


Упр. «Как улетают птицы?»

2. Беседа о птицах, о питании и оперении птиц

3.Игра «Четвертый лишний»

4.Упр. «Четвертый лишний»

5. Упр. «Угадай слово»

6. Физ.минутка-логопритмика «Мы с ребятами шагаем»

7. Составление рассказа «Ласточка и ястреб»

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 23-24

43

Грибы

Образование относительных прилагательных от существительных;

- Употребление распространенных предложений и предлогов В,ЗА,ИЗ

- Развитие связной речи

- Развитие навыка деления слов на слоги


1. Упр. «Подбери слово»

2. Упр. «Что пригото-вим?»

3. Упр. «Съедобный-несъедобный»

4. Упр. Мы в лес пойдем»

5.Физюминутка «Раздели слово ладошками»

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 21-22

44

Одежда

-Усвоение словаря по теме;

-Усвоение глагола надеть, усвоение глагольного словаря по теме;

-Подбор прилагательных к слову одежда;

-усвоение категории р.п.;

- Закрепление знания детей о деталях одежды;

- Усвоение конструкций с предло-гом с;

-Развитие связной речи



1. Упр. «Договори слово»

2.Упр. «Что наденем на прогулку?»

3. Упр. «Какая одежда?»

4. Игра «Скажи наоборот»

5. Упр. «Подбери слово»

6. Упр. «Чего не хватает?»

7. Упр. «Что с чем?»

8. Физ.минутка-логорит-мика. Подвижная игра «Мы с картинками играем»

9. Составление описательных рассказов.


Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 39-40

45

Мебель

Подбор определений к слову мебель;

-Усвоение категории тв.п. с предлогом с;

- Усвоение предлога для;

- Употребление предлогов из, со, из-за, из-под, с;

-Развитие связной речи


1.Упр. «Какая?»

2. Упр. «Для чего?»

3. Упр. «Что с чем?»

4. Упр. «Найди предмет»

5. Упр. «Где взял игрушку?»

6. Физ.минутка-логоритмика «Мебель»

7. Развитие связной речи

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 68-69

46

Посуда

- Усвоение категории род.п.;

- Составление сложных предложе-ний со значением противопостав-ления;

- Развитие связной речи



1. Упр. «Магазин»

2.Упр. «Чего не хватает?»

3. Упр. «Составь предложение»

4. Упр. «Посуда»

5. Упр. «Где живут продукты?»

6. Упр. «Чашка и блюдце»

7. Упр. «Объясни слово»

8. Упр. «Чего не бывает?»

9. Физ.минутка- логоритмика . Речевая подвижная игра.

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 31-32

47

Правила дорожного движения.

Расширять представления о правилах дорожного движения. Уточнять, расширять и активизировать словарь в рамках лексической темы.

Формировать навык употребления в речи возвратных глаголов.



Дифференциация Р-Л. Уточнение акустико-артикуляционной характеристики звуков [р] –[л] –[рь] – [ль]. Сравнительная характеристика данных звуков. Соотносить звуки с буквами, учить выделять их на уровне слога, слова.  Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза.

Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», с. 32-33

48

Наши игрушки

Учить составлять описательные рассказы о предметах.  Совершенствовать умения детей согласовывать существительные с прилагательными. Расширять словарь за счет глаголов и прилагательных. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.


Дидактические игры, чтение рассказов, повседневная деятельность.

Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

49

Прогулка в лес

Учить рассказывать по картине и её фрагментам, расширять словарный запас за счет глаголов и прилагательных, раскрыть смысловое понятие «лес». Учить составлять предложения из 2-3 слов. Воспитывать бережное отношение к лесу.


Чтение рассказов о лесе, рассматривание картин. Вождение хороводов.

Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

50

«Что за прелесть эти сказки»

Закреплять в памяти детей знакомые сказки и узнавать их по фрагментам. Продолжать учить использовать в ответах разные формы предложений, развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.


Игры-драмматизации, свободная игровая деятельность.

Конспекты по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПРР» разработанные Н.П. Никифоровой

51

«Наши куклы»

Учить детей составлять описательные рассказы о предметах, используя простые и сложные предложения. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам


Рассматривание кукол. Игры, занятия. Заучивание стихов.

Затулина стр. 23

Куклы в различных нарядах.

52

«Сивка-Бурка»

Познакомить детей с новой сказкой. Учить передавать свое отношение к поступкам героев сказки. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.


Рассматривание иллюстраций, рисование по трафаретам животных.

Затулина стр. 26

Хрестоматия, иллюстрации по сказке.


53

«У Лукоморья дуб зелёный»

Познакомить детей с новым стихотворением А.С.Пушкина, учить его наизусть. Подвести детей к понимание особенности сказочной поэзии поэта. Вызвать у детей эстетические чувства, воспитывать любовь к поэзии.


Рассматривание иллюстраций. Игры, рисование, раскрашивание.

Затулина стр.50

«Сказка о царе Салтане»


54

«Армия Защитница Отечества»

Закреплять и систематизировать знания детей о Российской Армии. Учить детей поддерживать непринуждённую беседу: отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской Армии


Чтение стихов, изготовление подарков для пап.

Затулина 106

Альбом

«Наша Армия родная»

55

Человек. 1. Голова, туловище, нога,

рука, шея.

2. Части руки, части ноги,

части лица.

3. Закрепление обобщающего

понятия: ЧАСТИ ТЕЛА.

1.Закрепление образования

относительных прилагательных.

2.Согласование прил-ных с

существительными в роде.

3. Практическое употребление

предлогов ОТ, БЕЗ с сущес-ными

в форме мн.ч. Р.п.

4. Составление слово-сочетаний с

предлогами занятия.

5. Употребление существительных

в Р.п. мн.ч.

6. Образование глаголов

совершенного вида.

7. Дифференциация глаголов с

противоположным значением.


1.Обводка предметов по

контуру, штриховка,

нахождение предметов

одежды среди

наложенных,

перечёркнутых и

зашумлённых

изображений.

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Развитие общей

моторики

1. Н.В. Нищева

«Комплексная

образовательная

программа

дошкольного

образования для

детей с тяжелыми

нарушениями речи

(общим

недоразвитием речи)

с 3 до 7 лет»

2. Т.Ю. Бардышева,

Е.Н. Моносова

«Комплексы

логопедических

занятий в детском

саду для детей 6-7

лет с ОНР»

3. Л.Н. Ефименкова

56

Человек

(связная речь)


Использование лексики

номинативного и

предикативного словаря

предыдущего занятия.

Использование слов-

признаков предыдущего

занятия


1.Запись графических

диктантов с

использованием предлогов

ИЗ, ПОД

2.Работа с дорожками и

лабиринтами.

3. Развитие

пространственно-

временных представлений

Т.Б. Филичева,

Г.В. Чиркина

«Устранение общего

недоразвития речи у

детей дошкольного

возраста»

57

Обувь и

головные уборы

1. Образование сущ-ных мн.ч. от

сущ-ных ед.ч. и наоборот.

2. Образование сущ-ных при

помощи уменьши-тельно-

ласкательных суффиксов: -К-,

ОЧК-, -ИК-, -ОЧЕК-, -ОК-.

3. Составление словосочетаний из

слов занятия.

4. Употребление сущ-ных

мн.ч. в форме Р.п. и В.п. с

предлогами: ИЗ-В.

5. Закрепление знания о предлогах

ИЗ - В.


1. Развитие общей

моторики.

2. Развитие мелкой

моторики пальцев рук.

3. Развитие зрительного восприятия.

Т.Ю. Бардышева,

Е.Н. Моносова

«Комплексы

логопедических

занятий в детском

саду для детей 6-7

лет с ОНР

58

Продукты

питания

1. Образование глаголов

совершенного вида прош.вр. ед.ч.

2.Согласование прил. с сущ-ми.

3.Практическое употребление

существительных с предлога-ми К

– ОТ в форме мн.ч. Д.п.

3.Закрепление знания о значении

предлогов: К – ОТ.

4. Дифференциация предлогов К –

ОТ.

5. Дифференциация мн.ч. и ед.ч.

существительных


1. Развитие зрительного

восприятия.

2. Развитие зрительной

памяти.

3. Развитие общей и

мелкой моторики.

Н.В. Нищева

«Комплексная

образовательная

программа

дошкольного

образования для

детей с тяжелыми

нарушениями речи

(общим

недоразвитием речи)

с 3 до 7 лет»

59

Веселые рассказы Н. Носова

Познакомить детей с веселыми произведениями Н.Носова.

Развивать умение внимательно слушать рассказывающего.

Воспитывать творческую самостоятельность.


Рассматривание иллюстраций к произведениям Н. Носова.

Беседа «Рассказы Н.Носова».

Чтение рассказов Н. Носова «Живая шляпа», «Затейники»

Д/и «Из какой сказки»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.38-39


60

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель»

Обогащать речь детей существительными и прилагательными

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивать речь детей.

Воспитывать чуткость к художественному слову



Словарная работа.

Д/и «Имена существительные».

Д/и «Подбери прилагательное».

Заочное путешествие по лесу.

Чтение стихотворения «Пудель».

Беседа по стихотворению.

Рисование по содержанию стихотворения.

Д/и «Подбери прилагательное к существительному».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.39 – 40


61

Учимся

вежливости.


Продолжать знакомить детей с речью, как средством общения.

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Развивать умение поддерживать беседу.

 Воспитывать  творческую самостоятельность


Беседа «Вежливые поступки».

Игровая ситуация «Вежливое поведение».

Д/и «Хорошие поступки».

Беседа «Правила поведения».

И/у «Скажи правильно».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.40 – 42


62

Звуковая культура речи:дифференциация звуков с – ц.

Закреплять правильное произношение согласных звуков с- ц.

Развивать фонематический слух: совершенствовать умение различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками.


Д/и «Какой звук?»

Д/и «Кто быстрее подберет слова?».

Чтение стихотворения

Я. Щеголева «Ранним утром».

Беседа по содержанию стихотворения.

Д/и «дифференциация звуков».

Д/и «Сохрани темп произношения».Отгадывание загадки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.43-44


63

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»


Познакомить с русской народной  сказкой «Хаврошечка»

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям

Развивать отличать сказочные ситуации от реальных.

 Воспитывать   чуткость к художественному слову.


Беседа «Моя любимая сказка».

Обсуждение присказки к сказке «Хаврошечка».

Чтение сказки.

Беседа по содержанию сказки.

Д/и «Составь диалог».


В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 50-51


64

Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах различать слова со звуками ж,ш

Развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание.

Воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и

активизировать словарь; воспитывать культуру общения



Артикуляционная гимнастика «Песня жука», «Песня змеи».

Словарная работа «Книжища, книжица».

Чтение стихотворения Р.Х. Фархади «Про ослика».

Д/и «Назови слова со звуком ш».

Чтение потешки «Пошел ослик на торжок».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 51-53


65

Обучение рассказыванию

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».


Знакомить с творческим рассказыванием в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».

Развивать умение поддерживать беседу, умение придумывать свои концовки.

 Воспитывать   чуткость к художественному слову.

Формировать умение последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Развивать связанную речь.

Воспитывать интерес к художественной литературе.



Чтение нанайской сказки «Айога».

Д/и «Придумай сам».

Д/и «Речевой диалог».

Обсуждение по сказке.

Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Словарная работа.

Пересказ текста частями несколькими воспитанниками.

Кукольный театр для детей младшей группы. 

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 53-54

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 55-56


66

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определении позиции звука в слове.

Развивать связанную речь детей.

Воспитывать культуру речи, активизировать и пополнять словарный запас.



Артикуляционная гимнастика «Шум воды», «Звук змеи».

Д/и «Найди звук «с».

Словарная работа.

Чтение отрывка из стихотворения Э. Мошковской «Жадина».

Д/и «В каких словах спрятался звук «ш».

Чтение отрывка из стихотворения Э. Успенского «Страшная история».

Д/и «Где спрятался звук «с».

Д/у «Позиция звука».

Чтение скороговорки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 62-63


67

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Развивать связанную речь детей.

Воспитывать культуру общения.



Артикуляционная гимнастика «Полет жука», «песенка комара».

Словарная работа (знойно, жонглёр).

Игра м/п «Какой ряд победит?»

Д/и «Хлопни в ладоши».

Чтение стихотворения Н. Венгерова «Застукалка».

Беседа по стихотворению.

Д/и «Позиция звука в слове».

Чтение стихотворения

С. Я. Маршака «Ель на ежика похожа».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 72-73


68

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство».

Развивать речь детей.

Воспитывать интерес к восприятию поэтических произведений.



Беседа «Зима».

Чтение стихотворений о зиме: А.С. Пушкин «Зимний вечер», И. Суриков «Зима», С. Есенин «Поет зима - аукает».

Беседа по стихотворениям.

Чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Детство».

Обсуждение стихотворения.

Словарная работа «над бедой» весело хохочут.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 73-74


69

Беседа на тему:

 «О друзьях и дружбе».


Совершенствовать диалогическую форму речи,

Развивать умение поддерживать беседу.

 Воспитывать  чуткость к художественному слову



Беседа «Мои лучшие друзья».

Словарная работа «дружба».

Рассказывание истории «Медвежонок Ушастик».

Рассказывание педагогом случая из жизни.

Рассказывание истории «Про мальчика Юру».

Д/и «Закончи историю сам».

Д/и «Противоположности».

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 78-79


70

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ

Упражнять детей в правильном произнесении звука щи дифференциации звуков щ – ч.

Развивать фонематический слух детей; слуховое внимание, связную речь;

Способствовать совершенствованию у детей коммуникативных навыков и звуковой культуры речи



Артикуляционная гимнастика «Движение паровоза», «Распиливание дров».

Д/и «Назови слова, начинающиеся на ч».

Словарная работа.

Цитаты из сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Чтение скороговорки.

Работа со скороговоркой.

Д/и «Определи позицию звука».

Отгадывание загадки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 80-81


71

Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж»

Прививать умение у детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку;

отрабатывать интонационную выразительность речи.  

Прививать интерес к чтению.

Развивать монологическую форму речи.

 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.


Мотивация.

Чтение сказки А.Н. Толстого «ЕЖ».

Беседа по содержанию сказки.

Словарная работа.

Элементы театрализации сказки.


В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр. 81-82


72

Звуковая культура речи.

Формировать умение различать звуки и четко и правильно их произносить.

Развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать.

 Воспитывать чуткость к художественному слову.


Д/и «Назови звуки».

Чтение стихотворения Ф. Грубина «Ромашки».

Д/и «Назови звуки в словах».

И/у «Посчитай звуки».

Чтение и заучивание скороговорок.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду».

Стр.104 – 105






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!