СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Температура воздуха на разных широтах»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательная

• выявить закономерности распределения температуры воздуха;

• сформировать представление о тепловых поясах;

• установить влияние географической широты, рельефа, подстилающей поверхности и морских течений на распределение температур воздуха на Земле;

Развивающая

• продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Воспитывающая

Воспитывать чувство толерантности к мнению товарищей.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о закономерностях распределения температуры воздуха, поясах освещённости и тепловых поясах Земли; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения температур воздуха на Земле.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с картами и картосхемами; 2)устанавливать причины изменения температуры воздуха на разных широтах;

3) создавать схемы для решения учебных и познавательных задач на основе текста параграфа и дополнительной информации; 4) строить логическое рассуждение и делать

выводы; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности на основе работы с иллюстрациями параграфа.

Личностные: формирование научного мировоззрения на основе установления закономерностей распределения температур воздуха на Земле.

Основное содержание: пояса освещённости, тепловые пояса, изотермы.

Деятельность обучающихся: анализировать и сравнивать картосхемы «Пояса освещённости Земли» и «Тепловые пояса»; выявлять влияние географической широты,

рельефа, подстилающей поверхности и морских течений на распределение температур воздуха; создавать схему.

Ценностный компонент урока: изменение температуры воздуха на разных широтах подчиняется закону географической зональности.

Оборудование: картосхемы «Пояса освещённости Земли» и «Тепловые пояса».

Тип урока: комбинированный.

Технологии обучения: проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации), технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, дифференцирование.

Просмотр содержимого документа
««Температура воздуха на разных широтах»»

7 класс Урок 12

Тема. «Температура воздуха на разных широтах»

Цели урока:

образовательная

• выявить закономерности распределения температуры воздуха;

• сформировать представление о тепловых поясах;

• установить влияние географической широты, рельефа, подстилающей поверхности и морских течений на распределение температур воздуха на Земле;

Развивающая

• продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Воспитывающая

Воспитывать чувство толерантности к мнению товарищей.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о закономерностях распределения температуры воздуха, поясах освещённости и тепловых поясах Земли; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения температур воздуха на Земле.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с картами и картосхемами; 2)устанавливать причины изменения температуры воздуха на разных широтах;

3) создавать схемы для решения учебных и познавательных задач на основе текста параграфа и дополнительной информации; 4) строить логическое рассуждение и делать

выводы; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности на основе работы с иллюстрациями параграфа.

Личностные: формирование научного мировоззрения на основе установления закономерностей распределения температур воздуха на Земле.

Основное содержание: пояса освещённости, тепловые пояса, изотермы.

Деятельность обучающихся: анализировать и сравнивать картосхемы «Пояса освещённости Земли» и «Тепловые пояса»; выявлять влияние географической широты,

рельефа, подстилающей поверхности и морских течений на распределение температур воздуха; создавать схему.

Ценностный компонент урока: изменение температуры воздуха на разных широтах подчиняется закону географической зональности.

Оборудование: картосхемы «Пояса освещённости Земли» и «Тепловые пояса».

Тип урока: комбинированный.

Технологии обучения: проблемно- исследовательский, информационно-коммуникативные (использование компьютерной презентации), технология обучения в сотрудничестве, тестовые технологии, дифференцирование.


Ход урока

1.Организационный момент. Организация класса на проведение урока. Эмоциональный настрой.

2.Актуализация опорных знаний.(Дифференцирование, тестовые технологии)

Часть учащихся (с низким уровнем знаний)работают по карточкам в тетрадях с тестовыми заданиями на повторение о строении земной коры, о взаимосвязях тектонического строения земной коры и рельефа, о знаниях предыдущего материала.

Карточка 1.

1. По карте «Строение земной коры» установите геохронологическую последовательность образования гор:

а) Скандинавские; б) Гималаи; в) Кордильеры.

2. Выберите верный ответ. Если вы находитесь в горах, то в их основании располагается:

а) складчатая область; б) платформа.

3. Вы проживаете в районе скифской платформы, в рельефе платформе соответствует:

а) складчатая область; б) платформа.

4.Определить, что в рельефе соответствует австралийской платформе: использовать тектоническую и физическую карту

5.Расставьте эры в хронологическом порядке ( мезозойская, архейская, палеозойская, протерозойская, кайнозойская)

Карточка 2

  1. Природные вещества земной коры, пригодные для получения энергии, сырья и материалов : а) земельные ресурсы; б)минеральные ресурсы; в)источники энергии

  2. Расплавленная магма, прорываясь в толщу земной коры остывает кристаллизуется и превращается в горные породы а затем в результате движения земной коры оказывается на большой глубине и переплавляется под действием высокого давления и температуры и образуются горные породы: а)осадочные; б)магматические; в)метаморфические.

  3. Приурочены к щитам древних пород и складчатым областям полезные ископаемые: а) осадочные; б) рудные; в) топливные

  4. Бывают обломочные, химические, органические: а)осадочные; б)магматические; в)метаморфические.

  5. Приурочены к плитам платформ: а) осадочные; б) рудные; в) топливные

Карточка 3

1.Количество слоев горных пород у земной коры океанического типа:

А)3; Б)2; В)4; Г)5

2. Количество слоев горных пород у земной коры континентального типа:

А)5; б)2; в)3;г)4

3. Карта по которой можно узнать строение земной коры:

А)физическая; б) политическая; в)контурная; г) тектоническая

4.Материк, где встречаются крупные разломы земной коры:

А)Африка; б)Антарктида; в)Австралия; г)Южная Америка

5.Горы, образовавшиеся за последние 30 млн. лет на границах столкновения литосферных плит: А)Уральские; б)Аппалачи; в)Скандинавские; г)Гималаи

6.Относительно устойчивые и выровненные участки земной коры: А)сейсмические пояса; Б)нагорья; В)платформы; Г)плоскогорья;

7.Немецкий ученый, выдвинувший гипотезу о движении материков:

А)Дж. Кук; б)Ж. И. Кусто; в) А. Вегенер; г)Жак Пикар

8. Объекты, занимающие пограничные области между литосферными плитами:

А)платформы; б)равнины; в)низменности; г)сейсмические пояса

9. Географические объекты, где расположено большинство действующих вулканов:

А)равнины; б) платформы; в)сейсмические пояса; г)низменности

10.Океан на дне которого насчитывается около 10000 действующих и потухших вулканов: а) Тихий; б)Атлантический; в)Индийский; г)Северный Ледовитый.

Устный опрос с остальными учащимися.


  1. Разминка по карте. Показать Западную Сибирь, Северное море, Мексиканский залив, побережье Карибского моря, Анды, Уральские горы, Восточно-Европейсую равнину, Амазонскую, Ла-Платскую низменности, Бразильское, Гвианское плоскогорье, Великие и Центральные равнины Северной Америки, Западно-Сибирскую равнину, горы Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Уральские, Алтай, Аппалачи, Большой Водораздельный хребет.

  2. Что такое земельные ресурсы, минеральные ресурсы?

  3. Каково значение минеральных ресурсов в жизни человека?

  4. Какие закономерности можно определить в размещении полезных ископаемых?

  5. Используя схему «Образование горных пород», объясните, что происходит с горными породами в недрах Земли.

  1. Мотивация. Выведение темы и целей урока. Решить загадку.

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка. (температура)

Тема и цели урока.


  1. Изучение нового материала

Давайте вспомним, что такое погода. Погода – это  совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определенный момент времени в той или иной точке пространства.

Дайте определение понятию «климат». Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) — наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) — многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от  климата — это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).

Исследовательская технология

Какую роль играет температура воздуха в их формировании, от чего зависит изменение температуры воздуха в течение суток, в какое время суток (в солнечный день) земная поверхность нагревается максимально, что такое среднесуточная температура воздуха.

По картосхеме «Пояса освещённости Земли» (рис. 25 на с. 40 учебника) определить, сколько существует поясов освещённости и как они называются, какой пояс получает больше тепла за год и какой — меньше, что происходит на Земле в ключевые даты года — 22 июня, 22 декабря летнее и зимнее солнцестояние (самый длинный день и ночь в году), 21 марта - и 23 сентября – день равноденствия. Как называются эти дни?

Технология обучения в сотрудничестве (работа в парах)

Заполнить таблицу. Пояса освещенности.

Северный и южный тропический

Северный и южный умеренный

Северный и южный полярный

Получает больше тепла: 2 раза в год солнце в зените

Полярных ночей и дня нет, солнце в зените не бывает

Получает меньше тепла, полярная ночь, полярный день


Далее обучающиеся, используя картосхему «Тепловые пояса» (рис. 26 на с. 41 учебника), устанавливают, сколько тепловых поясов выделяют учёные и как они называются. Сравнивая рисунки 25 и 26 учебника, школьники обращают внимание на границы поясов освещённости и тепловых поясов: как они проходят и совпадают ли. А затем объясняют причины различий.

Далее учитель обращает внимание обучающихся на линии, соединяющие точки с одинаковой температурой воздуха — изотермы. Он объясняет, что «изотерма» — греческое слово. Оно состоит из двух слов: «изо» — линия и «терма» — теплота.




  1. Закрепление материала Технология обучения в сотрудничестве (Работа в парах).Дифференцирование. Работа со схемами для учащихся с низким уровнем знаний, тест для остальных учащихся – тестовые технологии).

Вставить названия тепловых поясов в предложенной схеме.

Тепловые пояса



Жаркий — 1

(по обе стороны

от экватора,

ограничен годо-

выми изотерма-

ми + 20 оС)


Умеренный — 2

(северный и южный,

ограниченные со

стороны экватора

годовой изотермой

+ 20 оС, со стороны

полюсов изотермой

+ 10 оС самого тёплого месяца)

Холодный — 2

(лежат между

изотермами

+ 10 оС и 0 оС

самого тёплого

месяца)



Пояс мороза — 2

(в границах изо-

термы 0 оС самого

тёплого месяца)










Какие факторы оказывают влияние на температуру воздуха? Используя тест учебника, заполните пропуски в схеме.


Факторы, оказывающие влияние на температуру воздуха.


?

?

?

?





закономерность — понижение температуры воздуха от -






Заполняется схема словами : географическая широта, рельеф, подстилающая поверхность и морские течения;

2) в распределении тепла на Земле наблюдается общая закономерность — понижение температуры воздуха от экватора к полюсам в соответствии с зональным убыванием притока солнечной радиации.

Тест.

  1. Фактор от которого зависит количество солнечного тепла, поступающего на Землю: а) литосфера; б)географическая широта, в)атмосфера; г) географическая широта

  2. Район земного шара, где самый большой угол падения солнечных лучей: а)полюса; б)тропики; в)экватор; г)умеренные широты

  3. Температура воздуха уменьшается: а) от полюсов к экватору; б) от экватора к полюсам; в) от тропиков к экватору

  4. Определите тепловые пояса: а)жаркий; б)холодный; в)полярный; г)тропический: д) умеренный

  5. Определите пояса освещенности: а)жаркий; б)холодный; в)полярный; г)тропический: д) умеренный

Взаимопроверка: 1-г; 2-в; 3-б; 4-а,б,д; 5-в;г;д

Домашнее задание: 1) изучить § 11; 2) ответить на вопросы 1—5 и выполнить задание 7 на с.42 учебника – повышенного уровня

Подведение итогов.

Рефлексия. Сигнальные карты. Оцени себя: зеленый -понял все; желтый - остались непонятные отдельные моменты; красный – я не разобрался в теме.

Познавательная (что узнали, чему научились на уроке)

Ценностная (насколько значим материал)

Эмоциональная (какие чувства возникли)

Коммуникативная (как общались)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!