Темы бесед и анкетирования для родителей
Один из важных принципов технологии реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Беседа для родителей «Мой ребенок»
(Модифицированный вариант О.И.. Бочкаревой)
Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.
Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,
Вопросы:
1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
4. Насколько общителен с окружающими?
5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?
8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
11. Решаете ли вы с ним его проблемы?
Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.
Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.
Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»
Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.
Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Как вы отмечаете семейные праздники?
2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
5. Какие дела Вы можете ему доверить?
6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?
В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.
«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:
1. С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.
Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»
(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г.Т. «Рисунок семьи»)
Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с близкими людьми.
Методика проведения: ребёнку предлагают обсудить по очереди 6 ситуаций
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы и т.д.), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?
4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.