СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы этических бесед с детьми в средней группе .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этическая беседа — это одна из форм обучения и воспитания дошкольников, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

В процессе этической беседы педагог:

  • ставит понятные детям вопросы, связанные с их повседневным опытом;
  • использует художественные произведения и примеры из жизни, чтобы донести до сознания детей нравственные нормы;
  • поощряет активность детей, их стремление принять участие в беседе.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

  • научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий и событий, понимать их суть;
  • дать представления о нравственной стороне человеческих отношений;
  • способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Просмотр содержимого документа
«Темы этических бесед с детьми в средней группе .»

Темы этических  бесед с детьми в средней группе .



Этическая беседа — это одна из форм обучения и воспитания дошкольников, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

В процессе этической беседы педагог:

  • ставит понятные детям вопросы, связанные с их повседневным опытом;

  • использует художественные произведения и примеры из жизни, чтобы донести до сознания детей нравственные нормы;

  • поощряет активность детей, их стремление принять участие в беседе.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

  • научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий и событий, понимать их суть;

  • дать представления о нравственной стороне человеческих отношений;

  • способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

  • формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей;

  • учить соблюдать нравственные нормы поведения.


                                                            Вежливость

С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок. Постепенно уточняются правила вежливого обращения, дети осваивают новые формулы вежливости.

В  некоторых ситуациях ребёнок отказывается пользоваться вежливыми словами. Например, он может не извиниться, так как не считает себя виноватым: «А что я такого сделал? А что я такого сказал?» Эти слова не произносятся ребёнком, но суть эмоционального отношения к ситуации именно такая. Причин этому может быть несколько. Одна из них заключается в том, что в семье ребёнок редко слышит слова извинения, благодарности, поэтому он стесняется их произносить, внутренне относясь к ним как к чему-то необязательному, формальному, непривычному. Нельзя также исключать отсутствие твердой связи правила с ситуацией. Выработка соответствующего навыка требует напоминаний, обращения к конкретным примерам, правилам. Образы литературных героев помогают стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные.

Зачем говорят «Здравствуй»

В ходе беседы воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.

Педагог начинает беседу с вопросов:

– Что вы говорите, приходя утром в детский сад?

– Кому вы говорите «здравствуйте»?

– Что вы говорите вечером, когда уходите домой?

– Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают – это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.

...

Винни Пух решил навестить своего друга Кролика. Он знал, что Кролик ходил в школу вежливых наук и хотел узнать, что это такое.

Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь, вошел и громко крикнул: «Я пришёл узнать, в какую школу ты ходил». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

– Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

– Но ведь мы же друзья, – удивился Пух.

– А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? – обиделся Кролик. Кролик рассказал Пуху обо всем, что узнал в школе вежливости.

Теперь, когда Винни Пух и Кролик встречались, они всегда говорили друг другу «здравствуй», то есть желали друг другу здоровья, а когда расставались, говорили «до свидания».

Завершая беседу, педагог уточняет:

– Говоря «здравствуй», мы выражаем своё дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику

– Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.

Праздник вежливости

В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

– Представьте себе, – обращается к детям воспитатель, – что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда… Что тогда будет? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».

...

Одна злая волшебница решила поссорить людей. Она заколдовала их, и они забыли все вежливые слова. Встретились соседи утром и ничего друг другу не сказали, не поздоровались.»"Какой невежливый! Не буду больше с ним разговаривать», – подумал каждый из них. Так люди перестали говорить друг с другом, перестали помогать друг другу, перестали дружить друг с другом. Плохо всем стало жить, одиноко, скучно. И однажды в этот город пришёл путник из другой страны. Встретил он первого жителя и сказал: «Здравствуйте», встретил другого и его поприветствовал и третьему тоже сказал: «Здравствуйте». Вспомнили люди главное вежливое слово и снова стали каждый день здороваться друг с другом. Вспомнили они и другие слова: «до свидания», «спасибо».

Жители города устроили праздник, салют, приготовили угощение.

Только злая волшебница не радовалась, но сделать ничего не могла и ушла навсегда из города в дремучий лес.

– Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Давайте вместе повторим вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».

Воспитатель читает детям стихотворение Г.Ладонщикова:

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить!

– Чему Петя научился?

– Чему Петя должен учиться?

– Теперь вам известно, что надо не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить, когда это необходимо.

В свободное время воспитатель предлагает детям инсценировать следующую ситуацию: кукла с медвежонком приходят в гости к зайчику; зайчик угощает друзей, затем они прощаются и уходят. По ходу игры-инсценировки дети используют вежливые слова.

Чего не знал воробышек

В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.

– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, – начинает беседу воспитатель. – Один из них мы сейчас узнаем.

...

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку: «Здравствуй! Здравствуй!». «Здравствуй!» – говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать: вежливые детки. Один из воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал: «Здравствуй». Воробьиха огорчилась: «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого? – удивился воробышек. – Я всё знаю».

– Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте».

Вежливые слова

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Вежливость

Цель: Учить детей  пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Как вести себя во время разговора

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора:

  • говори вежливым тоном,

  • используй «волшебные» слова,

  • смотри в лицо собеседника,

  • не держи руки в карманах,

  • во время разговора не следует есть,

  • если разговаривают двое взрослых людей, ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения

                                                                  Семья

В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надёжным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребёнок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.

Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребёнок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребёнку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.

Важно, чтобы ребёнок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.

Моя мама

В ходе беседы воспитатель даёт детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М.Зощенко «Показательный ребёнок»):

...

Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит её ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждёт, что ему тоже что-нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседы воспитатель может задать детям следующие вопросы:

– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)? (Домой.)

– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

– Кто поздравляет вас с днём рождения, дарит подарки?

– Кто покупает вам всё необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки…)

Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц. Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:

Мама Я. Аким 

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "Мама".

Моя мама Я. Аким

Маму крепко поцелую,

Обниму мою родную.

Очень я люблю её,

Мама – солнышко моё.

С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».

– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля…)

Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)

– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)

– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеёмся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)

Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д.Габе):

...

Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идём в детский сад, держит за руку.

После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.

В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).

                                                                        Дружба

Понятия «друзья», «товарищи» дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится.

Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.

В ходе бесед по этой теме воспитатель обобщает имеющиеся у детей знания о дружбе, помогает укрепить дружеские отношения, воспитывает у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формирует умение договариваться, помогать друг другу и т. п.

Почему нужно уметь уступать

В ходе беседы воспитатель учит детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

– Кто из вас умеет играть дружно? (Педагог может описать дружные игры детей, которые ему приходилось наблюдать.)

– Во что вы любите играть?

– Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?

Затем педагог предлагает детям послушать рассказ:

...

Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: «Теперь мы с тобой будем играть!» Света предложила играть в доктора. «Я буду доктор, я знаю, как лечить». Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.

Вечером Поля рассказывала маме: «Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: «Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: «Тебе бы так грязным!». И она согласилась. Завтра мы опять будем играть».

На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. «Теперь я буду доктором», – заявила Поля. «Нет, будем играть как вчера», – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: «Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором». Поля подумала и сказала: «Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра».

– Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?

– Были ли споры между девочками?

– Почему спор не перешёл в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)

Воспитатель обобщает ответы детей: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.

К чему ведут ссоры в игре

Воспитатель напоминает детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.

Педагог предлагает ребятам послушать стихотворение А. Шибаевой «Подружки»:

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки -

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели – нет игрушки.

Сели и заплакали.

– Почему подружки поссорились?

– Что произошло в результате ссоры?

– Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть.

– А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л.Толстого):

...

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.

– Дай мне, мой конь.

– Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

– Почему мальчики поссорились? (Они не хотели играть вместе.)

– О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?

– Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?

– Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.

В конце занятия воспитатель предлагает детям поиграть вместе одной игрушкой (лучше, если это будет конь).

Правила дружной игры

В беседе воспитатель пытается объяснить детям, зачем нужны правила игры; учит решать спорные вопросы, избегать ссор.

Педагог предлагает детям послушать рассказ «Домино»:

...

Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала всё шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: «У меня есть желуди! Только я не заметил». «Всё! Я уже сделал ход», – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: «У меня есть эта карточка! Это неправильно». Тогда Анна Ивановна предложила: «Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило». После обсуждения Коля сказал: «Теперь, кто прозевал, пропускает ход!». Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: «Дайте мне тоже карточки». Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. «Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть», – возмущённо сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождётся следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: «Плохая ваша игра, не буду больше в неё играть», – и ушла.

– Ребята играли дружно?

– Как вела себя Аня?

– Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)

– Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)

– У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они чувствовали, когда выигрывали и когда проигрывали.

– Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?

– А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?

В конце занятия дети с помощью воспитателя составляют «Правила дружной игры»:

• знать правила игры и следовать им;

• не злиться на проигрыш;

• не дразнить проигравшего;

• спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.

Как жить дружно, без ссор

В ходе беседы воспитатель вместе с детьми пытается разобраться в причинах ссор.

Воспитатель начинает беседу с вопросов:

– Поднимите руку, у кого из вас есть друг.

– Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?

– Когда друга нет рядом, вам скучно?

– Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться.)

– А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В. Орлов «Кто кого»):

...

Кто кого обидел первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Кто кого ударил первый?

– Он меня!

– Нет, он меня!

– Вы же раньше так дружили!

– Я дружил!

– И я дружил!

– Что же вы не поделили?

– Я забыл.

– И я забыл.

– Эта история смешная или грустная?

– Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались.)

– А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)

– Подходит ли к этой истории пословица «Глупые ссорятся, а умные договариваются»?

– Значит, эту ссору можно назвать… (глупой).

– А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.

...

Что ж, не будете ругаться?

– Ни за что!

– И никогда!

Остается вам обняться!

– Здорово!

– Согласен я!

– Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете? (Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)

– А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?

Игры без ссор

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить  решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..

Нечаянно и нарочно

Цель: развивать нравственные чувства – сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёра.

Учимся прощать своих друзей

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

Почему бывают драки?

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

Давай помиримся

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Хороший друг познаётся в беде

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Каким должен быть друг

Цель:  Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Почему нужно уметь уступать

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

                                                                     Правда – неправда

Дети старшего дошкольного возраста знают, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду. Но страх наказания, чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои проступки. Сильное эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.

Воспитатель на примерах старается показать детям, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает перекладывание вины на другого, ни в чём не повинного человека.

В ходе бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда», «честность», и их противоположности: «неправда», «нечестность», «ложь», «обман».

Доброе дело – правду говорить смело

Воспитатель напоминает детям о том, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.

Педагог начинает разговор с пословицы «Доброе дело – правду говорить смело», поясняет детям её смысл. Затем читает рассказ С.Баруздина «За обедом».

...

Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка.

Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Федоровна спросила ребят:

– Кто из вас разбил тарелку?

– Не я! – сказал Виталик.

– Не я! – сказала Лена.

– Не я! Не я! Не я! – сказали другие ребята.

Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:

– Наверное, она сама как-нибудь разбилась.

Наступил час обеда… Ребята начали обедать.

– А мне? – спрашивает Виталик. – У меня нет тарелки!

– Тебе, Виталик, придётся подождать, – говорит Зинаида Федоровна. – Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?

– Правда! – закричали ребята.

– Вот и не правда, – вдруг тихо сказала Светлана. – Тарелки сами не бьются. Это… Это я… её нечаянно разбила. Я больше не буду! – И она пододвинула свою тарелку Виталику:

– Ешь!

Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.

«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету», – решили ребята.

Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:

– Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.

– Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не было жалко? Почему?

– Как вы думаете, почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку?

– Когда Света сказала правду? (Когда увидела, что у Виталика нет тарелки, хотя он не виноват.)

– Как, по мнению детей, могла поступить Зинаида Федоровна, когда узнала правду? А что сделала Зинаида Федоровна? Она поступила правильно или нет?

В заключение воспитатель делает вывод: Света набралась смелости и сказала правду; она не побоялась возможного наказания, так как не хотела, чтобы пострадал Виталик. Это было бы несправедливо. А Зинаида Федоровна не наказала Свету потому, что девочка созналась в своём проступке, преодолев стыд и страх.

Дети ещё раз хором повторяют пословицу, с которой начиналась.

Фантазёры и лгунишки

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

Правдивость

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

                                                            Трудолюбие

Трудолюбие К.Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьёзной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать.

В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.

Не сиди сложа руки – так не будет и скуки

В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и значимости труда.

– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы избавляетесь от скуки?

– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С.Баруздин «Когда не бывает скучно»).

...

Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.

– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.

Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!

– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья по порядку расставить, пол подмести, стёкла протереть.

Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.

– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.

И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна оправляет постели в спальне…

– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!

– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно всё до прихода ребят убрать. Тикают часы на стене, бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать минут… Время летит быстро, а работа идёт ещё быстрее. Только Нина Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошёл дождь и все ребята прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате, уютно, хорошо!

– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!

– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было скучно, хотелось на улицу к ребятам.)

– Как Света нашла себе интересное занятие?

– Кому Света помогала? Что она делала?

– Что увидели ребята, когда вошли в группу?

– Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: «Ну как, тебе не скучно было?»

– Кто из вас любит работать?

– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу окружающим? (Трудолюбивый  работящий.)

– Расскажите о том, что вы умеете делать.

– Объясните пословицу «Не сиди сложа руки – так не будет и скуки».

                                                                                   Бережливость

В ходе бесед по этой теме воспитатель закрепляет у детей навыки бережного отношения к вещам. Педагог напоминает дошкольникам, что все вещи должны лежать на своих местах, иначе их трудно будет найти; что к вещам нужно относиться аккуратно, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность.

Воспитатель старается довести до сознания детей мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, к труду. Так, если ребёнок не убирает за собой игрушки, не кладёт на место одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой. Следовательно, вместо заботы о взрослых ребёнок доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и том, что ребёнок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал вещь, и тех, кто её купил, заработав деньги.

Берегите книгу

В процессе беседы педагог объясняет детям, как следует обращаться с книгой.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение К.Жанэ «Братишки». Но сначала он просит детей дать братьям имена.

Купила по книжке братишкам.

Один прочитал свою книжку.

Другой разорвал свою книжку.

Купила по книжке братишкам.

Но разные были братишки.

– Что сделал первый брат со своей книгой?

– Что сделал второй брат со своей книгой?

– Кто из вас поступает так же, как первый брат?

– А кто бывает иногда похож на второго брата?

– Что должен сделать брат, который разорвал свою книжку? (Привести книжку в порядок.)

Затем педагог предлагает детям поиграть в больницу для книг.

Каждой вещи – своё место

Педагог напоминает детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах. Воспитатель читает стихотворение 3.Александровой «Что взяла, клади на место!»

Это Оленьке известно:

Что взяла – клади на место!

Только девочка мала -

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладёт подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

– Клала ли Оленька на место свои вещи?

– Что смешного в поведении Оли? Почему она так делала? (Девочка еще маленькая.)

– Куда надо положить вещи, которые взяла Оленька?

– А кто из вас поступает так же, как Оленька?

– Часто ли мама говорит вам: «Положи на место»?

Далее воспитатель показывает детям заранее подготовленные кукольные комнаты: в одной из них кукольные вещи лежат на своих местах, а в другой – разбросаны в беспорядке. Педагог предлагает детям одеть кукол. Затем интересуется, какую куклу удалось одеть быстрее.

Будь опрятным и аккуратным

Цель: Учить  детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Бережливость

Цель:  Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

                                                                                          Доброта

Мои добрые поступки

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Что такое доброта

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление  совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении.  Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Спешите делать добро

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения.  Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Если добрый ты…

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими,  осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Добрый – злой

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Ступеньки доброты

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

Лучше добрым быть

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усв



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!