СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 11 классе "Темы и проблемы современной драматургии"

Просмотр содержимого документа
«Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.»

Темы и проблемы современной драматургии (А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

Цель урока:  показать значение драматургии Вампилова для русской литературы, разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Утиная охота».

Задачи урока: - организовать аналитическую работу постижения смысла необычного, глубокого его произведения, постараться ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль за каждого из нас,

воспитать у учащихся духовное начало, способствующее развитию гармоничной личности через понятия доброты, чуткости, человеколюбия, воспитывать в детях справедливое отношение к людям, стремление не давать им категоричных характеристик и оценок

Предварительное задание:

Прочитать пьесу “Утиная охота” и подумать, как автор решает проблему взаимоотношения личности и окружающих её людей.



Содержание урока:


Писать надо о том, от чего не спится по ночам.

А.Вампилов

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

  2. Вступительное слово учителя

В период «оттепели» бурно развивалось театральное искусство, что обусловило расширение и обновление репертуаров театров, появление многих ярких драматических произведений талантливых авторов. На смену «бесконфликтным» пьесам, в которых действовал классово-идеологический принцип оценки персонажа, пришли серьезные драмы, посвященные нравственной проблематике. В зависимости от ведущего принципа создания образов «оттепельные» и «послеоттепельные» пьесы можно подразделить на три типа:

- художественно-публицистическая драма;

- социально-психологическая драма;

- комедия.

Начиная с 1950-х годов и до конца советского периода, с отечественных театральных подмостков не сходили пьесы талантливых драматургов А.Арбузова, В.Розова, А.Володина, Л.Зорина, А.Вампилова и других. Многие из них пытались создать образ современника, обращались к проблемам нравственного неблагополучия как человека, так и общества в целом.

Несмотря на то, что Арбузов дебютировал пьесой «Таня» (1939) задолго до «оттепели», его творчество в течение многих лет оставалось актуальным для зрителей. Среди наиболее заметных его работ — «Иркутская история », «Мой бедный Марат», «Город на заре», «Сказки старого Арбата », «Старомодная комедия », «Жестокие игры». В центре внимания драматурга — молодёжь со свойственной ей романтикой. Отличительной особенностью пьес Арбузова была «протяжённость действия », что позволяло автору показать развитие личности, становление характера героя, формирование его духовного облика. Стилю А. Арбузова свойствен тонкий лиризм.

Творчеству Розова свойственны реалистичность и психологическая достоверность изображаемых коллизий и характеров, философская глубина обобщений, протест против конформизма. Характерной особенностью пьес этого драматурга является нравственная проблематика, «сжатый» диалог, «многослойность» содержания (за «семейным» планом повествования открывается общечеловеческий план), отказ автора от прямых характеристик (оценки должен вынести читатель и зритель). Критику М. Строевой удалось так сформулировать основную тенденцию драматургии В. Розова: «Кем бы человек ни стал — профессором или шофёром, писателем или счетоводом, — всё равно он всю жизнь держит экзамен на честность и стойкость. Каждый стоит перед выбором. Мелким или крупным, неважно. Важно — каким…». Одним из наиболее ярких произведений В. Розова стала драма «Вечно живые», события которой разворачиваются в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы (в 1957 г. по этой пьесе был снят фильм «Летят журавли »).

Конец 1950 — начало 1970-х гг. отмечены яркой индивидуальностью А. Вампилова. За свою недолгую жизнь он написал всего несколько пьес: «Прощание в июне», «Старший сын », «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Двадцать минут с ангелом» и «Случай с метранпажем», «Прошлым летом в Чулимске» и неоконченный водевиль «Несравненный Наконечников». Вернувшись к эстетике Чехова, Вампилов определил направление развития российской драматургии двух последующих десятилетий. Вампилов с тревогой отмечал быстро распространяющиеся нравственные болезни: двойную мораль, хамство как норму поведения, жестокость, исчезновение доброты, доверия, благородства. Талантливый драматург чутко уловил тенденцию своего времени: многие люди не выдерживают испытания бытом: «...Любовь любовью, а... с машиной-то муж, к примеру, лучше, чем без машины» («Двадцать минут с ангелом»); «...если у человека есть деньги, значит он уже не смешной, значит серьезный. Нищие сегодня из моды вышли» («Прошлым летом в Чулимске»), «деньги, когда их нет, — великая сила» («Прощание в июне»). Вампиловский герой — это человек средних лет, страдающий нравственно, недовольный своей жизнью, стоящий на распутье. Таковы инженер Зилов («Утиная охота»), сельский учитель Третьяков («Дом, окнами в поле»), студенты Колесов и Бусыгин («Прощание в июне» и «Старший сын»), следователь Шаманов («Прошлым летом в Чулимске»). В пьесах Вампилова очень сильно лирическое начало. «Автор исследует, по существу, судьбу людей своего поколения, молодых людей 50—60-х гг. на переходе от эйфории «оттепели», надежд изменить весь мир, непременно состояться как личность — к краху социальных и собственных иллюзий».

  1. Биографическая справка о писателе. (Заранее подготовленный ученик)

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя. Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и причислили к "панмонголистам" - так энкавэдэшники называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.

Объяснять, что такое жить с клеймом родственников "врага народа", думаю, нет необходимости. Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова- старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.

После школы будущий драматург перебрался в Иркутск, чтобы продолжать ученье, и с юности приобретает взрослую независимость. Пробовать свои силы в сочинении рассказов и сценок Вампилов стал еще будучи студентом-филологом Иркутского университета. С 1958 года его охотно печатали в областной молодежной газете. В 1960-м он окончил университет, а уже в следующем, 1961 году, выпустил сборник юмористических рассказов «Стечение обстоятельств».

Потом писал пьесы. Он не дожил до того времени, когда стал одним из самых "репертуарных" драматургов в театрах нашей страны, когда пьесы его начали ставить во многих европейских столицах, на других материках. Вампилов утонул в Байкале в августе 1972 го­да: лодка, в которой он плыл, перевернулась, натолкнувшись на сплавное бревно, топляк. По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.

Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

4. Сообщение учащегося по творчеству А.В.Вампилова.

Раннее творчество Вампилова (юмористические рассказы "Стечение обстоятельств").

Пьеса «Старший сын». Основной мотив творчества А.Вампилова тонко подметил его земляк писатель В.Распутин. «Останешься ли ты, человек, челове­ком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лишнее, лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…». За суровой неприкрашенной правдой произведений А.Вампилова скры­вается его доброе сердце и горячая любовь к людям. И в многоактных пьесах наиболее сценичной по праву считается комедия "Старший сын", написанная в 1965 году.

В одном из своих рассказов А.Вампилов отмечал: "Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся сильными дра­матическими моментами в жизни человека. «Именно так и начинает­ся «Старший сын». «Торговый работник Семен Севастьянов, по прозвищу Сильва» и студент медицинского института Бусыгин, провожая живущих за городом девушек, опоздали на последнюю электричку. В поисках ночлега в холодную весеннюю ночь забрели они в квар­тиру Сарафановых. Из этой непритязательной ситуации и рождается конфликт, в котором оказывается удивительно сплавлено лич­ное и общественное, житейское и философское...

«Первая большая пьеса Александра Вампилова «Прощание в июне» начинает тему, которая в самом общем виде может быть обоз­начена так: поборет ли живая душа рутину жизни? И последняя пьеса «Прошлым летом в Чулимске», в сущности, о том же. А между этими двумя вехами в разнообразных поворотах и ракурсах все тот же вопрос об энергии души, силе сопротивляемости злу и люд­ской пошлости: это и в «Старшем сыне», и в «Провинциальных анекдотах», и в своей трагической кульминации в «Утиной охоте».

5. Работа над теоретическим материалом.

Вспомним, что такое драма?

Какие виды драмы вам известны? Распределите соответствие (слайд).

  • Трагедия

  • Драма

  • Комедия

А. Воссоздает острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил, одна из борющихся сторон гибнет.

В. Изображение личности в ее драматических отношениях с обществом в тяжелых переживаниях. Возможно благополучное разрешение конфликта.

С. Воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего.

Докажите, что пьеса «Утиная охота» драма, передав сюжет этого произведения (ответы учащихся).

Итак, герой пьесы находится в глубоком противоречии с жизнью.

Теперь перейдем к разговору об «Утиной охоте».

6. Беседа.

Работа с текстом по трем группам (вопросы для аналитической беседы даны заранее)

  1. Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно? (В. Зилов)


  1. Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение?


  1. Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба?


  1. Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям?


А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент.


Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она?

Энергичная, напористая, пробивная, современная.

Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая.


Задание: найти эпизод, когда Валерия на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод. Прочитать только ее реплики и сделать вывод. (Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе)


В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены)


Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова.

Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет «аликами»? (Потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано).


  1. Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться?

Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит, пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия.


  1. Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал. И теперь что он начинает делать?

Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое.


  1. Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией?


Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно.


8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в дом Зиловых? А было ли оно?

Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это счастье, была эта любовь.


9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам)

Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную не проходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд.


10. Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного?

Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит.

В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем.


11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной).


12. Найти и прочитать письмо отца и прокомментировать его.


13. Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной?

Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он, по сути, предал.


14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена

сообщает ему, что у них будет ребенок.


15. Обращаемся к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из этого эпизода? (Корежит от его нерешительности, лживости. Он по сути заводит азартную игру с некогда любимым человеком.)


16. Понимает ли Галина его фальшь? (Конечно, она понимает, ей больно и горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями)

Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание.


17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина?


  1. Слово учителя:

Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота это и преследование и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет.

Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.


Главное для Зилова, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал.

Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе.

Зилов получил телеграмму - соболезнование от друзей. Это расплата за свершенное Зиловым зло.


18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?


Трижды повторяет автор «плачет или смеется». И если читатель решит, что плачет, тогда есть надежда на возрождение.

Вывод:

Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать?

Конечно же, о типичности этой обстановки, о типичности семьи, о том, что здесь произойдет.

Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам?

Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос?

Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях


19. Обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа?

 Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.

Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»


  1. О постановке "Утиной охоты" в театре. Сообщение учащегося.

«По мнению многих критиков, лучшая пьеса Александра Вампилова - "Утиная охота". Уже в рецензии на первую постановку от­мечалось: «В этой пьесе сказано так много и сказано так, что ее следует определить как яркое явление советского театра. Американский театральный критик Ричард Ко, оценивая постановку в вашингтонском театре, замечал, что Вампилов «пишет в традиции Достоевского о беспокойном, самому себе вре­дящем герое, злоключения и характер которого представляются специфически русскими».

«Утиная охота» закончена в 1968 году. Опубликована в аль­манахе "Ангара" (1970, № 6), впервые поставлена в Рижском театре русской драмы в октябре 1976 года (режиссер Л.Кац), затем в Ленинграде (театр им. Ленинского Комсомола), в Москве (МХАТ и театр им.Ермоловой) и других городах страны, а также за рубе­жом - в Югославии, Венгрии, Финляндии, США, ФРГ и других стра­нах.

9. Итоговая рефлексия

- Почему пьеса называется «Утиная охота»?

– Сочувствие или осуждение вызывает у вас Зилов?

- Какие нравственные уроки вынес сегодня каждый для себя?

– Над чем заставляет задуматься нас автор?

– Актуальны ли проблемы, поднятые автором в пьесе, в наши дни?


  1. Домашнее задание: прочитать пьесу А.Вампилова «Старший сын».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!