СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тенологическая карта по литературе «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тенологическая карта по литературе «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ».»

Терина Елена Валерьевна

Технологическая карта урока литературы по теме

«Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ».

6 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний




Цель: сформировать представление о жанре рождественского рассказа

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными сведениями о Рождестве

- проанализировать образную систему и сюжетную линию рассказа А.И.Куприна

- объяснить роль пейзажа и портрета в рассказе

- выявить жанрообразующие признаки рождественского рассказа


Развивающие

- научить определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- развивать умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;


Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родной культуре; 
- воспитывать чувство прекрасного. 


Планируемые результаты:

Предметные результаты: Умение выразительно читать художественный текст, понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Метапредметные результаты: смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение работать индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Личностные результаты: воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Ресурсы урока: Учебник «Литература. 6 класс. Часть 2» В.Я. Коровиной, задания с сайта МЭО

Раздаточный материал: карточки для групповой работы, справочный материал о профессоре Пирогове.













п/п

Этапы урока


Виды работ (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Деятельность учащихся*


Информационные ресурсы и инструментарий, которыми обеспечивается каждый этап урока

Примечания

1.

Организационный момент

Фронтальная

Осуществляют навыки самоорганизации; задают вопросы по домашней работе



2.

Вводная часть

Фронтальная

Специально подготовленные ученики разыгрывают небольшую сценку из библейского сюжета о поклонении волхвов; остальные внимательно смотрят и угадывают легенду.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с МЭО


3.

Постановка учебных задач.


Внимательно слушают учителя.

Намечают план работы:

проследить движение сюжета;

проанализировать образную систему рассказа и пространственную организацию;

сформулировать основную мысль



4.

Подготовительная часть

Групповая

Работают в группе, отвечая на опорные вопросы.

КАТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

1 группа

Герои рассказа. Подготовьте связное развернутое сообщение о персонажах, опираясь на вопросы:

  1. Кто является героями рассказа?

  2. В какой ситуации мы впервые встречаемся Гришу и Володю?

  3. В каком «ином» мире живут мальчики?

  4. Какие слова в описании их жилища помогают понять тяжелое положение семьи?

  5. Кто из героев вызывает более сочувствие и почему?

  6. Как семья Мерцаловых оказалась в такой бедственной ситуации? Как вы думаете, почему автор дал героям такую фамилию?

  7. Как герои относятся друг к другу? Как их это характеризует?

2 группа.

Роль пейзажа и портрета в рассказе. Подготовьте связное развернутое сообщение, опираясь на вопросы.

  1. Прочитайте пейзажную зарисовку на с.10. С помощью каких средств Куприн передает красоту зимнего пейзажа? Какие чувства вызывает этот пейзаж у Мерцалова?

  2. Какова роль пейзажа? Как описания природы соотносятся с описанием жизни семьи? На каком приеме строится это соотношение?

  3. Какую роль играет портрет самого Мерцалова? Какие детали в нем вам кажутся наиболее важными?

  4. Как Куприн создает портрет «чудесного доктора»? Как он появляется в рассказе?

  5. Какие детали указывают на «чудесность» доктора?


3. группа

Образ «чудесного доктора». Подготовьте связное развернутое сообщение, опираясь на вопросы.

1. Как герои узнают настоящую фамилию доктора?

2. Почему доктор не называет свою фамилию?

3. Расскажите о профессоре Пирогове. Чем он известен? Воспользуйтесь материалом для справки.

4. Зачем автор вводит в повествование именно эту историческую личность?

5. Назовите три качества, которые, на ваш взгляд, наиболее точно отражают сущность доктора? Какие слова использует автор?




5.

Контроль

Групповая, фронтальная

Учащиеся представляют свой материал в форме связного сообщения. Внимательно слушают друг друга, дополняя или исправляя ответы. Задают вопросы друг другу



6.

Обобщение

Фронтальная

Формулируют и записывают в тетрадь определение жанра и его основные признаки.

Работа с МЭО


7.

Подведение итогов

Фронтальная

Записывают домашнее задание (эссе – первый скрин); дают оценку своей деятельности. Озвучивают свои мысли, чувства(второй скрин).

Работа с МЭО