СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Теорема Виета»

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Теорема Виета»»

ГКОУ «Арадинская СОШ им. Галбацова Г.К. Хунзахского района»









Алгебра 8 класс



Тема: «Теорема Виета»




Учитель математики: Омарова Залму Омаровна















2018-2019 уч.год



Урок алгебры.


Учитель математики ГКОУ «Арадинская СОШ им. Галбацова Г.К. Хунзахского района»

Омарова Залму Омаровна


Тема: «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета»

Класс: 8.


Цель урока:

  • Ввести понятие приведенного квадратного уравнения,

  • Вывести формулу корней приведенного квадратного уравнения,

  • Сформулировать и доказать теорему Виета,

  • Сформулировать и доказать теорему, обратную теореме Виета,

  • Научить учащихся решать приведенные квадратные уравнения, пользуясь теоремой обратной теореме Виета.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: учебник алгебры под ред. Алимов и др., тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку, составленная учителем.


План урока.


Этап урока

Содержание (цель)этапа

Время (мин)

1

Организационный момент

Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.

1

2

Проверка домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.

2

3

Анализ проверочной работы

Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.

3

4

Изучение нового материала

Формирование опорных знаний, формулировка правил, решение задач, анализ результатов, ответы на вопросы учащихся.

14

5

Закрепление изученного материала

Усвоение изученного материала путем его применения при решении задач по аналогии под контролем учителя.

15

6

Подведение итогов урока

Оценка знаний отвечавших учеников. Проверка знаний и понимания формулировок правил методом фронтального опроса.

3

7

Домашнее задание

Ознакомление учащихся с содержанием задания и получение необходимых пояснений.

2

8

Дополнительные задания

Разноуровневые задания для обеспечения развития учащихся.

-





Ход урока.


  1. Организационный момент. Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.


  1. Проверка домашнего задания. Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.


Уравнение

а

b

c

Количество корней

1






2






3






4






5






6







  1. Анализ проверочной работы. Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.

Текст проверочной работы:

Вариант №1.

  1. Решите уравнения:

А) ,

Б)

2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение имеет:

    • Один корень,

    • Два различных корня.

Вариант №2.

  1. Решите уравнения:

А) ,

Б)

2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение имеет:

  • Один корень,

  • Два различных корня.


  1. Изучение нового материала.


Реши уравнения:

Уравнение

Корни уравнения

Сумма корней

Произведение корней

1.

х2 + х –12 = 0

3 и -4

-1

-12

2.

х2 - 12х – 45 = 0

-3 и 15

12

-45

3.

у2+ 8у +15 = 0

-3 и -5

-8

15

4.

у2- 5у +6 = 0

2 и 3

5

6

5.

z2-10z +21 = 0

3 и 7

10

21

6.

z2- 3z -10 = 0

-2 и 5

3

-10


Найдите связь между коэффициентами а, b, с, суммой и произведением корней квадратного уравнения. Сделайте вывод.



4.1. Франсуа Виет – французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее – советником французских королей Генриха III и Генриха II.

Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом.

Франсуа Виета называют «отцом буквенной современной алгебры»

Как связаны между собой корни квадратного трёхчлена и его коэффициенты p и q? Ответ на этот вопрос дает теорема , которая носит имя «отца алгебры», французского математика Ф.Виета, которую мы будем сегодня изучать.

Знаменитая теорема была обнародована в 1591 году.


4.2.Сформулируем определение приведенного квадратного уравнения.

Определение. Квадратное уравнение вида называется приведенным.

Это значит, что старший коэффициент уравнения равен единице.

Пример. .

Всякое квадратное уравнение может быть приведено к виду . Для этого необходимо разделить обе части уравнения на .


4.3. Вывести формулы корней приведенного квадратного уравнения.

a, b, c

a=1, b=p , c=q


4.4. Сформулировать и доказать теорему Виета.

Если и - корни уравнения , то справедливы формулы , т.е. сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.

После этого учителем проводится доказательство теоремы. Затем совместно с учащимися делает вывод.

Пример. . p=-5,q=6.

. . Значит числа и - числа

положительные. Необходимо найти два положительных числа, произведение которых

равно 6, а сумма равна 5. =2, =3 – корни уравнения.


4.5. Применение теоремы Виета.

С её помощью можно:

    • Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его,

    • Зная один из корней , найти другой,

    • Определить знаки корней уравнения,

    • Подобрать корни уравнения, не решая его.

    • По данным двум числам составлять квадратное уравнение.

4.6. Сформулируем теорему обратную теореме Виета.

Если числа p, q, и таковы, что удовлетворяют соотношения , то , - корни квадратного уравнения .


4.7. рассмотреть решение задачи 5 на странице учебника 125.


  1. Закрепление изученного материала

№ 450 (1, 3, 5)

№ 451 (устно)

№ 452 (устно)

№ 453 (устно)

№ 454 (устно)

№ 455

№ 456 (1, 2, 3)


  1. Подведение итогов урока.

Ответьте на вопросы:

    • Какие уравнения называются приведенными?

    • Можно ли обычное квадратное уравнение сделать приведенным?

    • Сформулируйте теорему Виета.

    • Чему равна сумма и произведение корней уравнения:

  • Зачем нужна теорема Виета?

  • Сформулируйте обратную теорему теореме Виета.

  1. Домашнее задание.

§29, № 450(2,4,6); 455(2,4); 456(2,4,6).



  1. Дополнительные задания.

Уровень А.

  1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:

2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5.

Уровень В.

  1. Найдите сумму и произведение корней уравнения:

2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны и .

Уровень С.

Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!