Лукова М.С., Гундина А.А.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рязанский городской Дворец детского творчества»,
г. Рязань, Россия
Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций подростков в работах отечественных и зарубежных исследователей.
Аннотация: В статье представлентеоретический анализ проблемы изучения ценностных ориентаций подростков. Раскрывается содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации».
Ключевые слова:ценности, ценностные ориентации, подросток, социализация.
Annotation:The article introduces theoretical analysis of research problem of adolescent’s value orientations. Meaning of terms “values” and “value orientations” is investigated.
Key words: values, value orientations, adolescent, socialization.
Разработкой понятий «ценности» и «ценностные ориентации» занимаются специалисты различных научных школ и направлений. В ряду общепризнанных отечественных исследований находятся работы С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслова, О.В. Зиневича, Н.И. Ивановой, И.Ф. Клименко, О.М. Красноярцевой, А.Н. Леонтьева, В.П. Тугаринова, Э.Н. Фаустовой, Е.В. Шорохова, В.А. Ядова. Среди зарубежных - наиболее известны исследования Л. Кольберга, Дж. Ловингера, А. Маслоу, М. Вебера, Р.Перри, Э. Фромма, и др.
Общеизвестно, что система ценностных ориентаций выстраивается из тех конкретных ценностей, на которые ориентируется личность в своем поведении. В связи с этим, мы считаем целесообразным обратиться первоначально к рассмотрению категории «ценность».
В.П. Тугаринов обращает внимание на то, что предметы, явления и идеи выступают средством удовлетворения потребностей и интересов человека [4]. Близкой к указанной позиции является точка зрения В. А. Василенко, который указывает, что ценность характеризует собой значение вещей, поступков, явлений и т.д. [8]. М. Вебер считал, что ценности являются важнейшим элементом общественного сознания, в них выражается в концентрированном виде смысл культуры [5]. Таким образом, ценности – это одно из оснований, мотивов социального действия. М. Рокич в качестве основной характеристики ценностей указывает на их одновременно устойчивость и изменчивость. Стабильность ценностей приводит к преемственности в развитии индивидов, «нестабильность» ценностей обусловлена личностными и общественными изменениями во времени [6].
Обращаясь к понятию «ценностные ориентации» рассмотрим несколько основополагающих точек зрения. В. Б. Ольшанский под ценностными ориентациями понимает цели, стремления, желания, жизненные идеалы, систему определенных норм [10]. С. И. Попов и А. А. Ручка говорят о ценностных ориентациях, как о сложных обобщенных системах ценностных представлений [9].
А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов рассматривали ценностные ориентации как важнейший компонент структуры личности, в частности, установки на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества [13].
Подводя итог, отметим, что ценности – это значимые единицы, важнейшие элементы внутренней структуры личности, принятые человеком в процессе социализации. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей образует стержень сознания, обеспечивающий устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации в свою очередь представляют собой широкую систему ценностей личности и в силу этого выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности.
Одним из ярких периодов личностного развития является подростковый возраст. Уже сложившаяся система норм и правил поведения у ребенка в этот период перерастает в системные качества личности – ценностные ориентации. Мощнейшая личностная перестройка происходит под влиянием многих факторов.
Как считает Д.И. Фельдштейн, ведущим видом деятельности у подростков становится общественно-полезная деятельность, которая и определяет иерархию ценностных ориентаций в этот период [1].
Рядом авторов интимно-личностная форма общения считается ведущей деятельностью в данный период. Общение со сверстниками и благополучие в этих отношениях представляют для подростка большую ценность. В этот период содержание формирующихся ценностных ориентаций во многом зависит от выбора социально значимых образцов для подражания, от круга общения.
По классификации Л. Кольберга, начало подростничества относится к конвенциональному уровню развития личности, а это означает, что главным ориентиром в поведении служит точка зрения другого.
В.Г. Асеев отмечает, что центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости [11]. Это новообразование вызывает переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые, что усложняет комплекс личностных свойств подростка, которые уже включают в себя нравственные качества.
Г. Дюпон решающую роль в формировании ценностно-смысловой сферы личности в этом возрасте отводит эмоциям. Взгляд подростка на людей, их качества и поведение становится более психологизированным. В поисках собственной идентичности и уникальности подростки рассматривают себя и других людей сквозь призму определенных мерок и критериев, которые систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях и поведенческихкодах. Эти представления еще не интернализованы, их еще предстоит проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными. В свою очередь такое усвоение ценностей взрослых способствует достижению определенной внутренней и внешней независимости, утверждению своего «Я» и формированию личностных смыслов.
Анализ современных исследований особенностей развития ценностно-смысловой сферы подростков позволяет выделить некоторые характерные черты их личностного развития.
Грибанова Н.Е. с помощью анкеты изучения жизненных ценностей установила, что первое место у девятиклассников занимают любовь и дружба (средний балл 4,4 по пятибалльной шкале), второе место – желание развить свои способности, много знать и уметь, иметь семью и детей (4,3), третье – стремление иметь интересную работу (4,18) [3].
Закревской О.В. было выявлено, что среди терминальных ценностей (по М. Рокичу) подростки на более высокие места ставят: любовь, счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье, уверенность в себе (ценности расположены в порядке снижения рангового места). Менее важными респонденты считают красоту природы и искусства, счастье других, развлечения и творчество. Не вошли в число предпочитаемых групп ценности профессиональной самореализации. Среди инструментальных ценностей на первом месте стоят ценности дела, индивидуалистические ценности и принятие других (ценности расположены в порядке снижения рангового места). Такие ценности как образованность, смелость в отстаивании своего мнения, воспитанность, жизнерадостность, твердая воля не вошли в число значимых у подростков [5].
По результатам исследования Крапивка И. А., можно сказать, что, у подростков верхнюю часть рейтинга занимают такие ценности: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, интересная работа, счастливая семейная жизнь. Нижнюю часть рейтинга занимают ценности сохранения («безопасность», «конформность») и ценности самовозвышения («власть», «гедонизм») [7].
Смирнова А. Н. в своём исследовании определила следующий иерархический порядок ценностей подростков: 1) «благополучие» (доходы, комфорт своей жизни, здоровье); 2) «семья»; 3) «авторитетность» (способность оказывать влияние на других, конкурировать и добиваться успеха); 4) «вольность» (может рассматриваться как архаичная «свобода от…» ограничений волеизъявлению индивида, тяготеющая к вседозволенности); 5) «жизнь» (высшая ценность, самоценность, стремление к внутренней гармонии, познанию себя, счастью как состоянию высшего удовлетворения жизнью); 6) «работа (учеба)» (получение образования и профессия как самоценный смысл жизни, а также как средство заработать и приобрести уважение); 7) «общение»; 8) «свобода»; 9) «инициативность»; 10 «нравственность» [12].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самопознании и рефлексии, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности.
На основе теоретического анализа исследований ценностей и ценностных ориентаций, мы можем говорить о ценностно-смысловой сфере личности подростков, как о целостном образовании, которое развивается, изменяется и каждый элемент которого, взаимно дополняет другой. Элементами этой сложной системы выступают собственно ценности, смыслы и мотивы.
Результаты современных исследований ценностей и ценностных ориентаций подростков позволили сделать вывод о том, что значимыми ценностями подростков можно считать: здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, саморазвитие, свобода, стремление иметь интересную работу, счастливая семейная. Менее значимыми ценностями являются: безопасность, конформность, власть, творчество, счастье других, нравственность.
Таким образом, ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. Под формированием основ ценностных ориентаций следует понимать процесс овладения и принятия личностью совокупности знаний и убеждений, которые в конечном итоге определяют ее направленность и мировоззрение. Подростковый возраст является наиболее сенситивным для формирования основ ценностных ориентаций, что подчеркивает важность исследуемого процесса.
Список литературы.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И Фельдштейна. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
Грибанова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций девятиклассников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2016. – № 3. – С. 193 -197.
Далгатов М. М., Джамалудинова А. Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / Далгатов М. М., Джамалудинова А. Г. // Известия ДГПУ. – 2013. – № 3. С. 18 – 22.
Закревская О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
Кокоева Р. Т. Характеристика ценностных ориентаций подростков как фактор их социализации / Кокоева Р. Т. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 4. С. 94 – 96.
Крапивка И. А. Содержание, структура ценностных ориентаций и их формирование у подростков // Общество и право. – 2011. – № 2 (34). – С. 299 – 302.
Кузнецова Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Кузнецова Е. Г. // Вестник ОГУ. – 2011. – № 2. – С. 198 – 204.
Лазарева Т. А. Отражение социальной нормы в ценностных ориентациях подростка / Лазарева Т. А. // Психология. – 2012. – № 6. – С. 371 – 378.
Махрова Е. И. Ценности и ценностные ориентации в современной научной литературе / Е. И. Махрова // Вестник ОГУ. – 2011. – № 2. – С. 215–224.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Смирнова А. Н. Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков / Вестник СПбГУ. Сер. 12. – 2011. – № 3. С. 351 – 358.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 2007. С.