Теоретические основы реализации принципа занимательности как условия развития интереса учащихся к предмету «русский язык».
Принцип занимательности в обучении – один из ведущих в методике преподавания русского языка в средней школе. Этот принцип находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, познавательных игр в процессе обучения с целью развития интереса к учебному предмету, формирования желания выполнять предлагаемые виды занятий и стремление к достижению результата.
Прочные знания, умения и навыки ученики приобретают в процессе активной познавательной деятельности, предпосылкой которой является интерес. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении.
В педагогике существует несколько определений понятия «занимательность»:
Во-первых, занимательность – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание обучающихся, стимулирующих изложение учебного материала привлечением интересных фактов, ситуаций, использование хорошо организованного демонстрационного материала(5,с.460).
Во-вторых, занимательность – это прием, который, воздействуя на чувства обучающегося, способствует созданию положительного настроя к обучению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся (6,с.196).
В-третьих, занимательность – необходимый элемент, помогающий обучению, опираясь на изучение и обобщение системы учебной работы многих учителей; важное в то же время достаточно острое средство обучения (25,с.86).
Следовательно, занимательность предполагает использование в обучении разных приемов средств методического дидактического характера. Они нужны для привлечения внимания обучающихся, возбуждая интерес к дисциплине. Однако занимательность не следует понимать как развлечение. Она обеспечивается, с одной стороны, яркостью, конкретностью и доступностью изложения материала, а с другой – использование на уроке различных дидактических средств. Следует отметить главные черты занимательности():
Занимательность является начальным толчком познавательного интереса , оригинальным трамплином к глубокой познавательной деятельности;
Занимательность служит опорой для эмоциональной памяти, средством запоминания особо сложных разделов и тем учебных курсов;
Занимательность служит своеобразной разрядкой обстановки в классе. В таком случае она выступает средством переключения внимания, эмоций, мыслей.
Из этого следует, что занимательный материал должен разнообразный, соответствовать уровню знаний учащихся, возрастных особенностям и интересам ученикам. Если материал на уроке занимательный, то обучение интересно для обучающихся, они не скучают, находятся в бодром настроении, которое располагает к работе, упрощает и ускоряет усвоение нового материала. Главное, придерживаться нужно следующего правила: материал занимательного план нужно включать в урок только в том случае, если он соответствует теме урока, гармонично сочетается с другими учебными материалами занятия, нужен для реализации дидактических целей.
Необходимо отметить, что в существующей проблеме правильного и умелого выбора занимательного материала существуют важнейшие положения ,которые касаются занимательности обучения:
Умелое и уместное выявление занимательности в содержании изучаемого материала.
Материалы занимательного характера можно разбить на три группы: занимательные по форме материалы; занимательные по содержанию материалы; занимательные и по форме и по содержанию материалы.
В основе занимательности, которая используется на уроках лежат задания прямо связанные с программным материалом
Под методикой применения занимательных заданий понимаются методы, приемы и средства подачи интересных задач, увлекательные формы организации обучения.
Первой и основной тенденцией занимательности является тот факт ,что учитель переносит на урок занимательные материалы из внеучебной деятельности.
Кроме того , при применении занимательных заданий нужно помнить, что применять их разумно тогда , когда есть опасность неприятия обучающимися какого-то учебного задания; при изучении трудных тем или при постановке сложных задач; при изучении материала который подлежит прочному запоминанию; при выработке навыков и умений учащихся , когда необходимо выполнить большое количество упражнений однотипного характера.(ПодласыйИ.П)
Следует отдавать предпочтение занимательному материалу, который отображает важнейшие моменты изучаемого, а также, занимательным заданиям многократного применения.
Для разного занимательного материала учитель должен узнать: во первых, будет ли он занимательным для учеников, а, во-вторых, будет ли эффективным его применение?
А.И.Власенков указывает, что занимательность может создаваться в необычной форме. Например, в необычно для обучающихся постановке вопроса или формулировке задания:
Могут ли быть словами отдельные буквы? (у,б,р)
Несмотря на то, что вопросы на первый взгляд кажутся простыми, но они развивают сообразительность , наблюдательность , языковое чутье.
Занимательность может создаваться и необычной для учащихся формой проведения занятий тех или иных видов работы. «Одно дело – привычный ученикам диктант – и совсем другое дело – немой диктант, при котором учитель лишь показывает картинки на определенную тему, а учащиеся записывают соответствующие слова»(28, с.825-828).
Нетрадиционный , а потому и занимательной является непосредственно такая форма работы , как восстановление текста из отдельных предложений – это способствует развитию речи учащихся, обогащению их речи выразительными средствами.
Интерес к занятиям можно вызвать воображаемой игровой деятельностью. Например, на этапе закрепления полученных знаний можно провести такую работу по теме «Безударные гласные» :объявить что сначала будут действовать «разведчики»- их задача- выявить опасные места (т.е.найти сомнительные гласные и выделить части слов), затем «саперы»- они должны обезвредить все опасные места( т.е. применить правило к каждому выделенных случаев). Такая работа - игра захватывает обучающихся.
Серьезную грамматическую работу можно организовать в форме игры « «Путешествие по стране «Грамматика»». Учащимися раздаются маршрутные листы , на которых указаны города (темы грамматики) , которые они посетят. Для каждого города заготавливаются «билеты». Обучающийся заполняет « путевой лист», на котором нужно выполнить определенные задания, и если учащийся делает ошибку , то не получает «билет», т.е проезд в новый город для него закрыт, пока не исправит свои ошибки.
Приемы занимательности, с помощью которых в процессе обучения учитель применяет для привлечения интереса обучающихся учебному процессу , связаны с подачей нового материала или задания. Такие приемы дают возможность учителю предлагать задания в увлекательной форме. Например, в начале формулировке задания может быть сказка или рассказ о герое , для которого важно решить задачу , но сам он этого сделать не может. Приемы занимательности, включенные в структуру задания, нужны для успешного выполнения учащимися упражнений по заданному алгоритму. В рамках одного занятия таких заданий несколько. Порой эффективнее оказываются обратные упражнения. Так как для решения обратных упражнений обучающийся должен хорошо владеть изученным материалом , тщательно анализировать условия и использовать свою сообразительность. В начале урока на этапе целеполагания часто используются различные приемы занимательности. Например, для того чтобы обучающиеся сформулировали тему урока, учитель рассказывает сказку или рассказ, сопровождая картинками на слайде. В это время учащиеся внимательно слушают учителя и пытаются сформулировать тему урока. Чаще всего такой прием используется в 5-6 классах.
На уроках русского языка применяются грамматические игры. Необходимость их применения диктуется учетом утомляемости, неустойчивого интереса, эмоциональности учащихся. На уроках игры не всегда бывают уместны. Применение их оправдано лишь в тех случаях, когда они способствуют лучшему усвоению материала или же помогают устранить наступившее утомление учащихся. Наиболее удобными моментами использования игр на уроке является проверка знаний или закрепление, изученного материала.
Ярко выраженные формы носит использование скороговорок при изучении фонетики. «Осваивая скороговорки, тренируясь в их произношении в школе и дома, учение не только развлекается , но и преодолевает свои речевые недостатки»(9,с103).
Интересна игра «Профессии» ,где обучающиеся должны записать как можно больше существительных с суффиксов -чик- , -щик-, обозначающими профессии. Например, грузчик, замерщик
Разнообразие занимательных форм обучения на уроках русского языка (игры, шарады, конкурсы викторины, анаграммы, ребусы и т.д.) формирует положительный эмоциональный фон для учебной деятельности.
Большое место в преподавании русского языка, как отмечают специалисты, занимают творческие самостоятельные работы. Основная цель такого приема занимательности состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать языковый факты, что в свою очередь положительно влияет на усвоение нового учебного материала. Самостоятельная работа творческого характера повышает интерес учащихся к обучению, развивает их наблюдательность, учит их решать поставленные цели. Главное и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Занимательный материал может принести пользу только в том случае, если он органически будет связан с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Применяя занимательный материал в процессе обучения, нужно определить, на каком этапе урока рационально включить занимательный материал в работу и как связать с другими этапами урока.
Принцип занимательности на уроках русского языка может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания, на этапе формирования навыков закрепления полученных знаний, на этапе систематизации, повторения и обобщения материла на уроке. Применяя принцип занимательности на уроках русского языка, обогащается словарный запас обучающихся и повышается их орфографическая грамотность.
Используя принцип занимательности в учебном процессе, учитель решает следующие задачи:
Формирование творческой активности обучающихся;
Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников:настойчивости,самостоятельности,любознательности, трудолюбия, инициативности;
Углубление и развитие интереса учащихся к учебному предмету;
Расширение запаса знаний обучающихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики, синтаксиса русского языка;
Формирование культуры устной и письменной речи;
Воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы и в возможность преодоления отставания по учебному предмету;
Повышение работоспособности.
Таким образом, можно сделать вывод, что принцип занимательности необходим для включения обучающихся в целенаправленную деятельность, для формирования желания выполнять требуемые учителем различные формы работ в процессе обучении, а также для повышения интереса к учебному предмету. Принцип занимательности предполагает использование в обучении различные приемы и средства методического и дидактического характера. Они нужны для привлечения внимания учащихся, пробуждения в них желания получить знания, возбуждения интереса к дисциплине. Однако занимательность не означает, что учащихся нужно развлекать на уроке. Она проявляет, если материал излагается доступно, красочно, ярко, и при помощи средств дидактики.
1.2 Методические пути развития интереса учащихся к учебному предмету «русский язык»
Вопросы развития интереса к учению были и остаются в центре внимания таких ученых, как Г.И. Щукина, В.С.Ильин, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова, Ю.К. Бабанский, М.В.Матюхина и др.. Теоретическое и практическое решение педагогических задач, связанных с эффективным использованием воспитательно-развивающего потенциала уроков для стимулирования интереса к обучению становится актуальным направлением опытно-экспериментальной деятельности отечественных ученых. Эти исследования осуществляются в рамках теоретико-методологических позиций и на базе применения современных образовательных технологий. Основы решения данной проблемы заложены в работах Л.И. Божович, Л.С. Выгодского, Н.Ф. Головановой, В.В. Давыдова, И.П. Иванова, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, П.И.Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, Ж.С. Хайдарова, Д.Б.Эльконина и др..
В педагогическом словаре дается следующее определение понятие «интерес» - это «форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более плотному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса не ведет его к угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступает место более глубоким, устойчивым и действенным интересам.»[3,с.96].
Большое значение уделяют интересу в обучении. Интерес в обучении- это активное познавательное отношение учащихся к обучению и труду, его воспитание и методическое использование. Воспитательная работа школы в этом отношении заключается главным образом в создании у учащихся потребности в знаниях. Для этого применяются разнообразные средства активизации обучения, даются задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, мобилизации воли, творческого отношения к делу. Выполнение таких заданий вызывает глубокое удовлетворение учащихся своей деятельностью.
В процессе учебной работы учитель использует разнообразные средства для формирования и развития интереса:
вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;
помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и учебному предмету;
развивает умственную активность обучающихся, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;
вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;
дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения;
способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность.
Особое место в работе развития интереса у обучающихся занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Среди этих форм выделяются: лекции, семинары, практикумы, консультации, зачеты, конференции и исследования.
Переход к методике варьирования методов обучения способствует развитию инициативы и творчества учащихся, стимулированию и мотивации учения и познания предмета. Нетрадиционные формы обучения связаны, с одной стороны, с содержанием самой учебной деятельностью и процессом ее выполнения, с другой- с более широкими взаимоотношениями обучающегося с окружающей средой.
Для того чтобы развивать интерес к обучаемому предмету, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности- словесные, наглядные, практические, поисковые, занимательные, самостоятельные работы или работы под контролем учителя, которые позволяют разъяснить учащимися значимость учения как в общественном, так и в личностном плане – для получения желаемой профессии, для успешной сдачи ЕГЭ, для активной общественной и культурной жизни в обществе.
При переходе к изучению новой темы надо тщательно поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к изучаемому материалу. Учитель должен детально продумать начало урока, чтобы достичь данной цели и чтобы новый материал захватил обучающихся своей необычностью, оригинальностью. Для этого можно использовать анализ отрывков из художественной литературы, дополнительный материал, посвященный жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. А также создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике и достижения современной культуры, литературы, искусства, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни страны. С это целью подбираются специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики ярче и глубже осознают важность и значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом.
К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод создания познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Так как именно спор вызывает повышенный интерес к изучаемой теме. Для этого предлагается ученикам высказывать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Традиционным стал вопрос « А кто думает иначе?». Если изучаемый вопрос вызывает спор, то обучающиеся невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключение педагога. Дискуссия на уроках организуется путем обсуждения мнений учеников о том, как наилучшим образом построить ответы на тот или иной вопрос, какой избрать план изложения. Так метод часто используется в школьной практике с целью повышения интереса к изучаемой теме на уроке.
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета. Нестандартные задания чаще всего представляют собой проблемные ситуации, которые вызывают у обучающихся затруднение. Нестандартность заданий позволяют создавать позитивные эмоции у выполняющих ее- удивление перед новым, нередко радостного чувства в процессе деятельности , удовольствия от полученного результата.
Все нестандартные задания разделены на два типа: учебно-поисковые и исследовательские.
Исследовательские задания могут быть различными. На этапе объяснения нового материала при изучении правил правописания возможен сравнительный анализ слова или форм слова. Например, при изучении темы «Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени –вш-,-ш-» проводится словообразовательный анализ причастий строить строивший. Исследовательские задачи можно использовать на этапе закрепления изученного материала. Например, работа с текстами художественного произведений, которые можно брать из учебников литературы. Так , составление обучающимися словарных диктантов на тему «Правописание не с причастиями» или «Правописание безударных гласных в корне слова». Исследовательские задания в процессе обучения способствуют развитию логического мышления, совершенствуют умения добывать необходимую информацию, анализировать изученный материал. Такие задания можно давать индивидуально , в парах и группе обучающихся, что в свою очередь повышает интерес к изучению родного языка и развивает коммуникативные умения и навыки.
Учебно-поисковые задания разграничиваются по источникам возникновения интереса на две группы: проблемные задания и задания к компонентами занимательности. «Проблемные задания- это задания с опознавательной и объяснительной функциями»(). Сущность проблемных заданий заключается в создании учителем проблемной ситуации , в постановке такого вопроса, который стал бы для учащихся проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов- догадок , а ученик должен найти ключ к решению этой задачи выбрать лишь один верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка.
В школьной практике широко используются занимательные игры для изучения нового материала или закрепления раннее изученного материала, с целью проявления желания у обучающихся изучать русский язык. Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка в школе, формированию познавательного интереса, но и помогает преодолеть пассивность на уроке, развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, как выиграть и как сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильно даже слабым ученикам. Незаметно для обучающих в процессе игры усваивается новый языковой материал.
Грамматические игры позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: «Имя существительное как часть речи», « Степени сравнения имен прилагательных» и т.д. Лексические игры помогают освоить орфографию слов, проверить или пополнить свой словарный запас, определить диапазон знаний по разделу «лексика». Например, нужно объяснить разницу в значении слов: дипломат-дипломант.
Интерес у обучающегося к обучаемому предмету развивается в процессе выполнения самостоятельной работы, при осознании смысла его работы тем или иным вопросом.
Еще немало важный методический аспект в формировании интереса – это создание в учебном процессе ситуации успеха у обучающегося, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейший успех в преодолении учебных трудностей.
Все перечисленные методы в параграфе позволяют учителям в каждом конкретном случае избрать те них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, и способствуют развитию интереса у изучаемому учебному предмету.
Нужно помнить ,что на уроке нужна такая эмоциональная обстановка , которая настраивала бы обучающихся всех уровней на проявление активности на учебном процессе.
Следовательно, можно сделать вывод, что методические пути развития интереса у обучающегося к учебному предмету «русский язык» очень разнообразны и широко используются в школьной практике. Ведь интерес в обучении - это активное познавательное отношение учащихся к обучению, труду, его воспитание. Целью для каждого преподавателя заключается в создании обучающегося потребности в обучении. Для этого применяются различные средства и методы активизации обучения, разрабатываются интересные задания, требующие самостоятельности и умственного напряжения, творческого отношения к делу. Именно применение на уроках различных методических приемов вызывают глубокое удовлетворение своей деятельностью и способствуют развитию интереса к обучаемому предмету