СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические занятия для учебно-тренировочных групп (отделение лыжные гонки)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические занятия для учебно-тренировочных групп (отделение лыжные гонки)»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

(отделение лыжные гонки)


Теоретические занятия с занимающимися в учебно-тренировочных группах проводятся в форме бесед при проведении практических занятий, а также путем специальных лекций, просмотра спортивных кинофильмов, видеозаписи, а также путем самостоятельного чтения специальной литературы (по рекомендации тренера).


Физическая культура и спорт в России.

ФК и С в России – составная часть культуры России. Неуклонный рост материаль-ного благосостояния и духовной культуры русского народа – основа массового развития ФК и С.


Состояние и развитие лыжного спорта в России.

Основные этапы развития лыжного спорта в нашей стране.

Рост спортивно технических достижений российских лыжников.

Виднейшие мастера лыжного спорта и их достижения в борьбе за передовые позиции в мире.

Анализ состояния лыжного спорта в данной спортивной школе, городе, области.

Организация массовой оздоровительной работы по лыжному спорту. Краткие сведения о развитии строительства спортивных баз и производства лыжного инвентаря в стране.


Единая спортивная классификация.

Единая спортивная классификация (ЕСК) и ее значение для развития лыжного спорта в России.

Разрядные нормы и требования по лыжным гонкам. Спортивные звания в лыжном спорте.


Российские спортсмены на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы.

Успехи российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Участие российских лыжников-гонщиков на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы и других крупнейших международных соревнованиях.


Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

Общие сведения о строении организма человека.

Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Внутренние органы. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Органы дыхания и обмен веществ.

Органы выделения (кишечник, почки, легкие и кожа).

Нервная система – центральная и переферическая. Элементы ее строения, основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.

Постановка дыхания в процессе занятий лыжным спортом.


Гигиена тренировочных занятий и отдыха, режим и питание спортсменов.

Гигиена одежды и обуви, гигиена сна, жилища. Общая гигиеническая характеристика тренировок и соревнований по лыжным гонкам.

Общие гигиенические требования к режиму дня, питанию и отдыху при регулярных занятиях лыжными гонками.

Значение питания как фактор сохранения и укрепления здоровья.

Недопустимость употребления спиртных напитков и курения при занятиях лыжным спортом.


Врачебный контроль и самоконтроль.

Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях лыжным спортом.

Объективные данные, вес, динамометрия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля в спортивных школах. Показания и противопоказания к занятиям лыжным спортом.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособ-ность, настроение.

Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочного процесса.

Понятие о «спортивной форме», утомление и перетренировка. Меры предупреж-дения переутомления.


Основы техники и тактики лыжных гонок.

Способы ходов на лыжах и их характеристика. Скользящий шаг как основа техники лыжных ходов. Фазовый состав скользящего шага (фазы и граничные позы). Путь, время и скорость в скользящем шаге в целом и в его фазах. Изменение скорости по фазам скользящего шага, как критерий рациональности движений.

Общая схема движений в цикле попеременно двухшажного хода .Работа рук: махо-вый вынос руки с палкой вперед и постановке палки на снег, начало отталкивания, выполнения средней и заключительной фаз отталкивания палкой.

Работа ног: сила и направление отталкивания, подготовка к отталкиванию, перекат как условие правильного отталкивания. Перенос маховой ноги и ее загрузка весом тела.

Согласование движений рук и ног в попеременно двухшажном ходе. Применение попеременно двухшажного хода на пересеченной местности и в различных условиях скольжения.

Общая характеристика одновременных лыжных ходов. Одновременный толчок палками с участием туловища и последующая проводка палок в крайнее заднее положение. Краткие сведения о технике использования одновременных ходов. Сочетание элементов попеременных и одновременных лыжных ходов в одном цикле.

Техника преодоления подъемов различной крутизны. Выбор способа и направления подъема в зависимости от рельефа местности, снежного покрова, условий скольжения и смазки лыж. Техника спусков в различных стойках. Условия, обеспечивающие скорость спусков на дистанции и скольжения.

Регулирование скорости спуска путем изменения направления спуска и выбора стойки. Торможение на спусках.

Техника выполнения поворотов при спусках со склонов различной крутизны. Выбор способа поворота и особенностей его выполнения в зависимости от скорости спуска и условий местности на дистанции лыжных гонок.

Коньковые хода, в структуру которых входят следующие движения: отталкивание ногой, маховые движения ногой, отталкивание рукой (руками), маховый вынос рук. Данные параметры можно отнести к причинным, от которых зависит скорость передвижения, причем отталкивание ногой и рукой имеют скоростно-силовые характеристики, а маховые движения относятся к инерционным силам.

Главная особенность техники коньковых ходов – отсутствие стояния лыжи. Отталкивание ногой происходит при движущей опоре (скользящей лыжи).


Основы методики совершенствования техники и тактики.

Совершенствование техники и тактики – единый педагогический процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, развитие физических качеств, повышения уровня функциональных возможностей организма. Понятие об этапах обучения и совершенствования техники – начальное владение техникой, становление технического мастерства, совершенствование мастерства. Техническая подготовка лыжника летом и осенью. Методы предупреждения и исправления ошибок в технике способов передвижения на лыжах при обучении и тренировке.

Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности.

Специально физическая подготовка, ее место и значение в тренировке лыжника, в развитии общей и специальной выносливости, силы, быстроты, способности к расслаблению, равновесия, координации движений, ориентировки в пространстве, ритмичность.

Дозировка тренировочных и соревновательных нагрузок в подростковом и юношеском возрасте.

Краткая характеристика средств специальной подготовки для различных групп занимающихся.


Планирование тренировки, методика ведения спортивного дневника и отчетов о тренировке.

Роль и значение планирования как основы управления тренировочным процессом.

Основные положения и разделы перспективного, годового и оперативного планирования.

Периоды и этапы круглогодичной подготовки лыжников. Задачи, средства и методы тренировки по периодам и этапам для различных по квалификации спортсменов.

Планирование тренировки: перспективное (на несколько лет), текущее (на годичный цикл тренировки), оперативное (на отдельные отрезки времени, этап подготовки, мезоцикл, микроцикл).

Основные формы планирования спортивной тренировки.

Календарный план спортивных соревнований по лыжным гонкам и учет его при планировании спортивной тренировки.

Методы контроля за развитием спортивной работоспособности лыжников-гонщиков различного возраста и квалификации.

Дневник спортсмена, его значение для реализации принципов сознательности и активности в тренировочном процессе.

Анализ выполненной нагрузки в микро- и мезоциклах и состояния спортсмена по дневникам тренировки.

Самоотчеты юных спортсменов об участии в соревнованиях.


Морально-волевая подготовка.

Моральные качества, свойственные российским спортсменам: добросовестное отношение к труду, настойчивость, решительность, смелость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, коллективные навыки, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь и взаимовыручка, организованность, дисциплина, уважение к друзьям.

Спортивная честь и культура поведения спортсмена.

Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства лыжника-гонщика. Тесная связь развития волевых качеств и воспитательной работы в процессе обучения и тренировки. Основные методы тренировки развития волевых качеств в процессе обучения и тренировки.




Правила, организация и проведение соревнований.

Организация, подготовка и проведение соревнований по лыжным гонкам.

Возрастное деление участников соревнований. Правила и обязанности участников и тренеров участвующих спортивных коллективов. Положение о соревнованиях, графики и расчет времени на их проведение.

Состав и формирование судейской коллегии соревнований. Характеристика дистанций для различных групп лыжников. Выбор дистанций и ее разметка. Показ дистанции участникам соревнований. Оформление стартового городка. Разметка и изменение дистанции в день соревнований.

Роль судей. Медицинское обслуживание соревнований по лыжным гонкам. Температурные нормы.


Спортивные базы, оборудование, инвентарь.

Требования к одежде и обуви лыжника-гонщика. Подготовка лыжного инвентаря к занятиям и соревнованиям. Лыжные мази, их назначение и классификация. Характеристика отечественных и импортных лыжных мазей. Пользование мазями и парафинами: смазка для различных условий погоды, состояние снега, рельефа трассы гонок. Характеристика пластиковых лыж и способы нанесения на них парафинов и мазей для различных условий скольжения.


Практические занятия.

Занятия в учебно-тренировочных группах охватывают относительно большой промежуток времени активного занятия лыжным спортом, в котором продолжается решение задач начальной спортивной подготовки, решаются задачи этапа начальной спортивной специализации – обеспечение разносторонней физической подготовки, освоение требований программы для групп начальной подготовки, освоение техники некоторых специальных упражнений и техники способов передвижения на лыжах и в определенной мере решаются также задачи этапа углубленной спортивной тренировки в избранном виде спорта – на основе широкой, разносторонней подготовки приобретение специальной подготовки, выполнение различных требований и контрольных нормативов.