Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:
это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.
Для религии характерны следующие признаки:
Вера в сверхъест
Организованное поклонение высшим силам
Стремление согласовывать земную жизнь с требованиями Бога
Религия не ограничивается только доктриной – совокупностью верований и представлений, но обязательно включает также культ: внешние действия и ритуалы, другие практики, являющиеся проявлением, воплощением веры.
Мировоззренческой основой религии является вера, определяющая место религии в отношениях между человеком и окружающим его миром.
Существует более пяти тысяч религий. В основу систематизации столь многообразного явления требуется большое количество критериев, позволяющих разделить на группы.
Термин политеизм произошел от греческих слов πολύς («многочисленный», «множественный») и θεός («бог») – это вера во многих богов, многобожие. Философски политеизм тождественен язычеству – религиозной концепции, включающей большое количество равноправных божеств и духов, почитаемых в местных культах (например, политеизм Древней Греции и Древнего Рима).
Монотеизм (от греческого μόνος («один») и θεός, («бог») – «единобожие») – противопоставляемое политеизму учение о едином Боге, выражающем идею концентрации мировой власти и вселенской мудрости в одном лице.
Ритуальные религии – это религии, в которых основное значение имеет особым образом регламентированное ритуальное поведение, а не концепция миропорядка и верования. Магический ритуал предполагает прямое воздействие на явления окружающего мира при помощи таинственной техника воздействия (заговор, заклинание, обряд). Магический ритуал связан с мифологическим сознанием и является наследием архаичных форм религии
Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:
Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
Фетишизм – культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.
С анимизмом (и, в меньшей степени, с фетишизмом) связано представление о загробной жизни – продолжении земной жизни, но в ином качестве. По этим представлениям, после физической смерти человека его дух отправляется в Страну умерших или остается в этом мире, влияя на живых родственников: помогает, оберегает имущество, предсказывает будущее. Сложилась особая социальная группа людей, которые могли «вступать» в контакт с духами умерших и сов ершать «путешествия» по загробному, нематериальному миру – шаманы.
Наряду с мифологическим объяснением явлений природы древние люди накапливали научные знания в астрономии, математике, медицине и других отраслях знаний. В VIII–II вв. до н. э. возникает новая система представлений о мире, заменяющая мифологическое мировосприятие и построенная на более детальном описании потустороннего мира, его иерархии и места, которое может занять в нем человек после смерти. Формируются понятия греха и добродетели – основных критериев, определяющих место в человека в загробном мире. Чистота небесного (загробного) мира противопоставляется греховности мира земного. Так появились религии спасения, основанные на детально разработанной этике, следование принципам которой позволяло, сделав земную жизнь добродетельной и очистившись от грехов, тем самым обеспечить для души лучшую участь в загробном мире.
Религии спасение возникли в Индии – буддизм и индуизм, на Ближнем и Среднем Востоке –зороастризм и иудаизм, в I веке н. э. на основе представлений иудаизма возникло христианство. Так как в основе религий спасения лежит этическая система, связанная с регламентацией правил отношений между людьми и с окружающим миром, они способствовали прогрессу цивилизации и формировали устойчивые традиции.
Зарождение всех религий, как правило, связано с определённой территорией и конкретным народом, то есть все религии имеют национальные истоки. Национальные религии – религии, распространённые сейчас в пределах одной страны или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации. Таковы, например, индуизм (в Индии) и синтоизм (в Японии).
Некоторые национальные религии вышли за пределы одного народа или страны, где зародились, и, получив признание среди народов различных стран и континентов, стали широко распространенными. Такие религии называются мировыми. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство. Мировые религии оказывают существенно влияние на развитие современной цивилизации и имеют большое значение в жизни общества, так как миллионы людей являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
Отрицательная роль религия в жизни людей может быть связана с религиозным фанатизмом, приводящим к отчуждению людей друг от друга по мировоззренческому признаку и возникновению дна этой основе дискриминации (преследований представителей других религий, религиозных меньшинств).
Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Каждый человек сам решает, какая религия и в какой степени будет оказывать влияние на его жизнь.
Свобода совести, таким образом, оставляет за человеком выбор между религиозной верой (в ее исторических формах) и атеизмом, отрицающим существование Бога и/или каких-либо иныхсверхъестественных сил и воспринимающим религию исключительно как историко-социальное явление, связанное со становлением и развитием человеческого общества.