ТЕОЕРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Содержит материалы для теоретического изучения темы 3.2 «Наглядные методы. Организация циклов наблюдений за живыми объектами», в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика экологического образования» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием.
Результат изучения темы: раскрывает достоинства цикла наблюдений как организационно-методической формы педагогического процесса; характеризует циклическую форму организации наблюдений; разрабатывает цикл наблюдений за живым объектом.
Ключевые вопросы: цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса; достоинства циклической формы организации наблюдений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИКЛОВ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с детьми - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
В цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения объектов наблюдения. Весь цикл - это сумма, элементарных экологических знаний об отдельно взятом объекте. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни объекта наблюдения, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими "порциями", постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.
Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение детей с наблюдаемым объектом способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.
Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или и аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности. По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке учреждения дошкольного образования, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Представим пример цикла наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме. Цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов. В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста детей).
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух - рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки? Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.
Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться.
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.
Наблюдение 6. Как рыбка плавает?
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачивает всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
Цель. Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво.
Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы - любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.
Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи - обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Что такое циклическая форма организации наблюдений.
2. Раскройте достоинства циклической формы организации наблюдений.
3.Укажите требования к организации циклической формы организации наблюдений.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Проанализируйте представленный цикл наблюдений за рыбкой и выделите следующие моменты:
а) наблюдения, которые расширяют кругозор детей;
б) наблюдения, которые помогают развивать нравственные чувства, формируют доброе отношение к природе;
в) наблюдения, которые воспитывают готовность действовать практически, созидать на благо живого;
г) наблюдения, в которых развивается эстетическое восприятие природы, умение замечать ее красоту.
2. Разработайте новые циклы наблюдений за объектами живой и неживой природы. Продумайте вопросы к каждому наблюдению в цикле, подберите художественное слово.
Примерная тематика:
Цикл наблюдений за кроликом (младшая группа)
Цикл наблюдений за лягушкой (младшая группа)
Цикл наблюдений за хомяком (средняя группа)
Цикл наблюдений за попугаем (средняя группа)
Цикл наблюдений за черепахой (старшая группа)
Цикл наблюдений за белкой (старшая группа)
Литература:
Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.
Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде. - М., Просвещение, 1990.