СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал по теме 3.2. "Методика обучения общеразвивающим упражнениям"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ содержит теоретический материал, список литературы, вопросы для самоконтроля знаний по теме 3.2 "Методика обучения общеразвивающим упражнениям". Предназначен для учащихся специальности "Дошкольное образование" дневной и заочной формы получения образования. 

Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал по теме 3.2. "Методика обучения общеразвивающим упражнениям"»

Содержит материалы для теоретического изучения

3.2. Методика обучения общеразвивающим упражнениям

в объеме, установленным учебной программой по учебной дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей» профессионального компонента типового учебного плана по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» для реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

ТЕМА 3.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИ УПРАЖНЕНИЯМ


Результат изучения темы: учащийся раскрывает значение общеразвиваю­щих упражнений, определяет их виды. Излагает требования к составлению комплексов общеразвивающих упражнений, методику обучения детей общеразвивающим упражнениям. Демонстрирует приемы обучения детей общеразвивающим упражнениям.

Ключевые вопросы: Значение, виды и общая характеристика общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов общеразвивающих упражнений. Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям.

Основные понятия: общеразвивающие упражнения, исходные положения, стойка, сед, наклон, поворот

Предназначенные для развития отдельных мышечных групп, общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья: они совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма. [1].

Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и составной частью большинства физкультурных занятий, они формируют двигательные умения и навыки. Выполнение движений сопровождается словесными комментариями воспитателя дошкольного образования. Дети довольно быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы, подсказки. Возникающее в процессе обучения взаимопонимание положительно сказывается на качестве движений детей и помогает решать (с активным участием самих детей) наиважнейшую учебную задачу - формирование у ребят правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию - умение согласовывать одновременные движения разных частей тела; гибкость - способность выполнять движения с большей амплитудой; равновесие - устойчивое положение на уменьшенной и повышенной опоре; точность - умение фиксировать движение в соответствии с каким-нибудь сигналом; пространственные и временные ориентировки - выполнение движения в нужном направлении, в соответствующем ритме и темпе.

Упражнения имитационного характера пробуждают творческую фантазию детей. Объективные особенности общеразвивающих упражнений приучают детей действовать согласованно, а музыкальное сопровождение активно содействует этому и развивает художественный вкус.

Таким образом, общеразвивающие упражнения - действенное средство разностороннего развития ребенка.

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений. Для общеразвивающих упражнений характерно то, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - это движения телом и его частями, выполняемых индивидуально или с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов.

В основу классификации общеразвивающих упражнений положены следующие признаки (по Шебеко В.Н.):

В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

2) для мышц туловища;

3) для мышц ног.

2. Направленное воздействие на физические качества (гибкость, силу, быстроту, выносливость и т.д.)

3. Направленное воздействие на различные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную);

4. По преимущественному развитию свойств психики (на развитие внимания, мышления ориентировки в пространстве)

5. По признаку использования упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые мячи, скакалки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.

6.По признаку организации группы: общеразвивающие упражнения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.

7. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя и лежа, и др. [3, с.101].

Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса. Комплекс - подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения основных движений. Но неизменными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.

В общеразвивающих упражнениях для детей дошкольного возраста типичны следующие исходные положения:

1) для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

2) для ног - основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

3) для рук (по отношению к туловищу) - руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой). [3].

Варьируя исходные положения, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упражнения. Каждое правильно построенное упражнение заканчивается исходным положением.

Использование предметов в общеразвивающих упражнениях. Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов и с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом - шишками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки и деревьев и др.).

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие (палки, обручи, скамейки и др.), создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура - предметы приходиться захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов - целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражнения с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть и т.д.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражнений с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, "связанные одной веревочкой", невольно тянут ее каждый в свою сторону. Ничего, кроме неудовлетворения, такие упражнения не приносят.

Необходимо принимать во внимание и возраст детей. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект - погремушки, ленточки, кубики, султанчики.

Методика обучения общеразвивающим упражнениям. Цель и смысл методики руководства - обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:

1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

2) раздача пособий;

3) способы подачи упражнений;

4) контроль за ходом выполнения упражнений.

Младшая группа.

В младшем дошкольном возрасте в процессе использования общеразвивающих упражнений необходимо формировать умения (по Шебеко В.Н.):

1.начинать и заканчивать упражнений одновременно с другими детьми;

2.правильно выполнять упражнение в общем виде;

3.соблюдать основное направление движения отдельных частей тела;

4. знать и уметь принимать разные исходные положения для выполнения упражнений (стоя, сидя, лежа на спине и животе) [3,с.102].

Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитателем.

Построение детей. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически перемещаться по кругу.

Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность детей возрастала. На первых порах воспитатель сам раздает кубики, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку.

Экономя время и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа - на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу,

Способ подачи упражнений. В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие. Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желательно предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ладошки и прятать их... Покажем, как гуси машут крыльями... Будем обезьянками, которые едят бананы..." Называние обеспечивает психологическую готовность детей к действию. Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упражнений хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: "Поставьте ножки на узенькую дорожку... Поставьте ноги так, чтобы получились широкие ворота... Держите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку..." Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой.

Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.

Выполнение доминирующих в младших группах имитационно-образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования разных средств художественной выразительности - соответствующей интонации голоса, мимики, необходимых жестов. Иначе говоря, чтобы заинтересовать малышей и вызвать соответствующую ответную реакцию, упражнение надо сыграть. Каждое упражнение повторяется 5-6 раз. [3].

Контроль за ходом выполнения упражнения.

Большое внимание уделяем контролю дыхания. Эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно-образных упражнениях. Дети, по сути играя в движении, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. Например, «Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: ш-ш-ш» [5].

Средняя группа. Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам детей средней группы.

В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи по обучению общеразвивающих упражнений. Необходимо приучать их (по Шебеко В.Н.):

1.правильно называть и выполнять общеразвивающие упражнения, связанные с работой крупных групп мышц;

2.принимать разные исходные положения и добиваться их четкости;

3.знать и сохранять положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания и т.п.);

4.начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию воспитателя дошкольного образования;

5. знать несколько простых упражнений уметь выполнять их самостоятельно. [3,с.103].

Построение детей. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Как уже говорилось, звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упражнения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию. В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выполняются при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу: ведь размыкались на вытянутые руки, а они короче, чем ноги.) Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди.

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: "Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место..."

Раздача пособий. Самый рациональный способ раздачи пособий - разбор по ходу. Надо, чтобы дети научились делать это, не замедляя темпа движения. К ставшим уже привычными кубикам, ленточкам, флажкам добавляются палки и обручи. Детям предстоит освоить разные хваты этих предметов, чтобы движение не выглядело скованным и естественная координация не нарушилась. Палку можно нести горизонтально, держа хватом сверху за середину. Можно направить ее "носом вниз", для чего указательный палец надо выпрямить вдоль палки. В положении «палка на плечо» нижний ее конец надо подпирать указательным пальцем и не фиксировать руку. Обруч можно держать прямой рукой хватом сверху, а можно нести, повесив на плечо, естественно двигая рукой. Во время выполнения общеразвивающих упражнений предметы надо держать так, как подсказывает действие.

Способ подачи упражнения. Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе. В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением.

Порядок действий воспитателя:

- назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

- показать упражнение, сопровождая показ объяснением;

- подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";

- обеспечить одновременное начало выполнения, командой "Начи-най!";

- начинать упражнение вместе с детьми, а после 2-3 повторений, предоставить детям продолжать его самостоятельно;

- обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении.

Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо.

Каждое упражнение повторяется 8-10 раз. [3].


Контроль за ходом выполнения упражнений. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочеред­ное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз - два...). Темп счета зависит от характера двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные, выполняются в медленном темпе.

Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием - поправить, поддержать. Воспитатель должен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Старшая группа. Дети старшего дошкольного возраста должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично. Кроме того, общеразвивающие упражнения - благодатный материал для развития детского двигательного творчества, стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность.

В старшем дошкольном возрасте возросшие физические возможности детей обуславливают более сложные задачи обучения общеразвивающим упражнениям. Необходимо формировать умения: (по Шебеко В.Н.):

1.четко принимать разные исходные положения;

2.выполнять упражнения с большой амплитудой движений;

3.знать и правильно называть технические элементы упражнения;

4.выдерживать заданный ритм движения;

5.уметь перестраивать упражнение по образцу или словесному указанию педагога, выполнять его в разных вариантах [3,с.104].

Построение детей.

Построение в звенья проводится перестроением через; середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение. Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.

Раздача пособий.

Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место.

Способ подачи упражнения.

Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля. Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми. Новое упражнение и в этой группе требует четкого показа и объяснения. Однако отдельные части упражнения могут только называться, а не объясняться. Каждое упражнение повторяется 10-12 раз. [3].

Контроль за ходом выполнения.

Качество выполнения упражнений детьми, их слаженность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений. Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.



Вопросы для самоконтроля знаний

Тема 3.2. «Методика обучения общеразвивающим упражнениям»


1. Дайте определение понятию «общеразвивающие упражнения». Раскройте роль общеразвивающих упражнений в развитии ребенка.

2. Представьте классификацию общеразвивающих упражнений (по Шебеко В.Н.)

3. Дайте определение понятию «исходное положение». Укажите исходные положения, которые используют для выполнения общеразвивающих упражнений в учреждении дошкольного образования.

4. Раскройте целесообразность использования предметов и инвентаря при обучении детей общеразвивающим упражнениям. Укажите пособия, используемые при выполнении общеразвивающих упражнений в разных возрастных группах.

5. Укажите требования к подбору комплекса общеразвивающих упражнений для детей разных возрастных групп.

6. Раскройте задачи по обучению детей общеразвивающим упражнениям.

7. Назовите алгоритм методики обучения детей общеразвивающим упражнениям.

8. Раскройте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей младшего дошкольного возраста. Назовите эффективные приемы работы с детьми.

9. Раскройте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей среднего дошкольного возраста. Назовите эффективные приемы работы с детьми.

10. Раскройте методику обучения общеразвивающим упражнениям детей старшего дошкольного возраста. Назовите эффективные приемы работы с детьми.





Список использованных источников


  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

  2. Кенеман, А.В., Хухлаева, Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.для студентов пед.ин-тов по спец. № 2110 «Дошк. педагогика и психология (дошк)». - 3-изд., испр. И доп.-М.: Просвещение, 1985.-271с.,ил. (стр.40-53).

  3. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб.пособие / В.Н. Шебеко.- 3-е изд., испр.- Минск: Вышэйшая школа,2015.- 287 с.: ил.

  4. Шишкина, В. А. Методика физического воспитания : учеб. пособие / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. — Минск:Літаратура і Мастацтва, 2011. - 176 с.

  5. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб.для учащихся пед.уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». № 2002 «Дошкол.воспитание».-3-изд.,перераб. и доп.- М.: Просвещение,1984. - 208с., ил.







Ксюша, я литературу пересмотрела. Немного исправила: книгу под № 1 (Степаненкова Э.Я) написала новый год 2005) , под № 4 дописала новую книгу , ее раньше не писала, в старом варианте ее не было, допиши, пожалуйста.Книгу №5 дописала правильнее. И еще, пару недописок нашла, я их желтым выделила.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!