Тема: Развитие и формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
Общие закономерности развития эмоциональной сферы в дошкольном детстве
Развитие эмоциональной сферы ребёнка имеет свои закономерности. Кратко охарактеризуем важнейшие из них.
1. В онтогенезе вначале появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей. Такие эмоции есть и у животных, но у ребёнка форма их проявления имеет социальный характер, поскольку любая органическая потребность ребенка фактически сводится к потребности во взрослом человеке.
Результатом социальных воздействий взрослых является возникновение положительных эмоций. Во многом это связано с развитием способности распознавать и произвольно воспроизводить мимические реакции, которые формируются у ребенка сначала в отношении положительных эмоций.
2. Развитие эмоций происходит, как их дифференциация. Если младенец удовлетворение потребностей переживает как удовольствие и неудовольствие, то переживание удовольствия у дошкольника может проявляться, как переживание нежности, умиления, духовной близости с родителями, а переживание неудовольствия — как переживание страха, гнева, обиды.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЭМОЦИЙ — особенность развития эмоциональной сферы детей, указывающая на то, что те переживания, которые раньше были слиты, разделяются на различные виды эмоций.
Дифференциация эмоций и обогащение переживания связаны с общим развитием личности ребенка, расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик.
3. Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определённый объект.
В сформировавшейся эмоциональной сфере эмоции являются проявлением переживаемого чувства. Однако у дошкольников система эмоции и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции — не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств. Так, гуманные чувства у ребёнка будут формироваться в результате обобщения положительных эмоций, полученных им во взаимодействии с другими людьми.
4. Процесс развития эмоциональной сферы дошкольника характеризуется постепенным отделением субъективного отношения от объекта переживания. Чем младше ребенок, тем в большей степени слиты для него характеристики объекта и характеристики субъективного переживания. Для заболевшего мальчика 3-х лет медсестра, которая делает ему уколы и причиняет боль, является «плохой тётей». В данном случае ребёнок отрицательную характеристику своего эмоционального состояния переносит на человека, связанного с этим состоянием.
Слитность объекта переживаний и отношений к нему проявляется и в отождествлении дошкольником себя с персонажами драматических произведений, сказок, особенно – с благородным героем. По этому поводу С. Образцов писал, что спектакль для детей должен иметь счастливый конец.
К концу дошкольного возраста дети начинают осознавать переживания объекта и отделять их от собственных переживаний.
5. В дошкольном возрасте происходит развитие содержательной стороны эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребёнка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение.
6. Важной закономерностью развития эмоциональной сферы у дошкольника является развитие её динамической стороны. Это развитие обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний. Так, чувства младшего дошкольника ситуативны, неустойчивы, поверхностны. Ребёнка можно легко отвлечь от объекта переживаний. В старшем дошкольном возрасте чувства становятся более глубокими и устойчивыми, а отношения к близким приобретают характер привязанности и любви.
7. На протяжении дошкольного возраста повышается степень осознанности своих переживаний. Маленький ребёнок не осознаёт их: он радуется, огорчается, но не знает, что голоден.
ОСОЗНАННОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ – характеристика эмоциональной сферы, указывающая на степень осознания ребёнком своих эмоций, чувств и эмоциональных состояний.
К концу дошкольного детства ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сердит», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Осознанию своих эмоциональных состояний способствует развитие речи дошкольника. Шестилетний ребёнок может уже определённым образом охарактеризовать свои переживания.
Особенности эмоционального развития ребёнка от рождения до поступления в школу
Младенчество
Первые эмоции ребёнок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша (голоден, болен, хочет спать и пр.). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного.
Удовлетворение органических потребностей младенца снижает число отрицательных эмоций, переводит его в более или менее спокойное состояние, однако чувства радости прямо не порождает. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь ребёнка разнообразными впечатлениями и проявляет к нему заботу и любовь.
После 3-й недели жизни у ребёнка возникает первая социальная реакция – улыбка, она появляется в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого.
Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребёнок сообщает взрослому о своём состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербальный (доречевой) период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребёнок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (страх, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.
На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к ним. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребёнок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости малыша.
Дети способны реагировать на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей часто вызывает у младенца плач.
В целом же эмоции ребёнка младенческого возраста очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость.
Расширение круга общения младенца, дифференциация своих и чужих, избирательность чувств приводит к формированию любви и симпатии к близким, которые впоследствии станут основой для развития товарищества, дружбы, гуманности, чувства долга и ответственности (Ю.И.Лысенко).
Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года жизни чувства удивления, что говорит о зарождающейся высшей духовной потребности – познавательной.
Раннее детство
Эмоциональные переживания ребёнка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все их поведение. В ожидании приятного события (праздника, дня рождения и пр.) или после него они становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды, игрушек, долго не могут заснуть. В группе раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное раздражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают другие.
Отрицательные эмоции чаще всего вызывают:
Нарушение режима дня;
Неправильные воспитательные приёмы кормления, укладывания спать, умывания;
Недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым;
Отсутствие условий для самостоятельной игры;
Возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи;
Отсутствие единства требований к ребёнку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка раннего возраста. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивами поведения, которые поэтому импульсивны (А. Н. Леонтьев).
В то же время в возрасте 1—3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. Во-первых, эмоции и чувства освобождаются от ситуативности и могут быть связаны с теми объектами, которые не видят перед собой в данный момент. Во-вторых, значительно обогащается содержание переживаний, поскольку для ребенка расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг общения. В-третьих, переживания ребенка перестают быть подражательными, у него все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей раннего возраста тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосова). Ребенок переживает степень освоения действия, достигнутый результат. Таким образом, происходит дальнейшая социализация эмоций.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки, радуется красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает всё яркое и блестящее, но он учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось ещё у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность.
Зарождаются новые нравственные чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребёнок начинает распространять на сверстника чувство симпатии, которое проявляется через сострадание, сочувствие.
Под влиянием воздействий на малыша положительной и отрицательной оценки взрослого возникает чувство стыда, которое является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства.
Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными и обобщенными. Слово помогает дошкольнику управлять своими эмоциями. Первые попытки сдержать свои чувства, например, внешние их проявления – слёзы, можно заметить у ребёнка в 3-4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает контролировать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Вместе с тем, дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.
В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формирование товарищества.
Таким образом, развитие эмоциональной сферы в дошкольном детстве идёт очень интенсивно и по различным направлениям. Одним из важнейших направлений является развитие высших чувств дошкольников.
Развитие высших чувств у детей дошкольного возраста
Развитие высших чувств (интеллектуальных, эстетических, моральных) у дошкольников тесно связано с формированием понятий о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – с развитием познавательных потребностей.
Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребёнок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания («хороший» - значит, красивый), и этические («хороший» - значит, добрый), и интеллектуальные («хороший» - значит, интересный). Один и тот же объект вызывает переживания, в котором совмещены эстетические, этические, познавательные чувства.
В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.
Высшие чувства начинают формироваться с 2-3-летнего возраста.
Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора.
Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребёнка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша своей таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
В процессе познания действительности у дошкольников появляется чувство юмора. Дети, имеющие определенное правильное представление об окружающем, любят несообразности (присвоение предметам несвойственных качеств).
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия. Эстетические чувства проявляются в эмоциональном отношении к героическому, комическому, безобразному (в природе, в жизни, в искусстве, в процессе восприятия и творчества). М. Ю. Лермонтов писал: «когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
Эстетическое отношение детей к действительности находит своё отражение в их рисунках и стихах.
Развитие моральных чувств тесно связано с характером взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками.
У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлении соблюдать требования общественной жизни. Первые появления чувства долга наблюдаются в 4-5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений и навыков начинает зарождаться моральное сознание: ребёнок начинает понимать предъявленные к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей. Он переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования. Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Нарушение правил дошкольником, не достойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение и беспокойство.
У дошкольников возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. Дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности, проявлением положительных моральных качеств, родителями. Стыд возникает в ситуациях, когда ребёнок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершают действия и поступки отрицательного характера. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребёнок гордится свои умением правильно говорить, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, стыдится показать себя «грязнулей».
В дошкольном возрасте продолжают развиваться гуманные чувства: симпатия к другим людям, сочувствие, отзывчивость, забота о других, самопожертвование. Вместе с тем, следует отметить, что сочувствие, сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребёнка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника, сопереживание товарищу заметно снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.
Постепенно у дошкольника развивается способность к эмоциональной децентрации, и он начинает искренне сопереживать товарищу: радоваться его успехам, огорчаться его неудачам. Эмоциональна децентрация – важное новообразование в эмоциональной сфере ребёнка дошкольного возраста.
Эмоциональная децентрация – способность ребенка мысленно отойти от своего текущего эмоционального состояния.
Благодаря способности к эмоциональной децентрации и дошкольника появляется чувство дружбы. Для младших дошкольников с их общей неустойчивость и ситуативностью характерна поочередная дружба со многими детьми. Дружба обусловлена в первую очередь совместной игрой. У старших дошкольников она приобретает более интимный характер, её основаниями могут быть взаимные склонности, симпатии, интересы.
К концу дошкольного возраста высшие чувства всё чаще влияют на мотивы поведения ребёнка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребёнка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.