СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический урок для 6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретический урок для 6 класса»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ

Кафедра биологии


Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Направленность (профиль) «Химия», «Биология»



Рабочая программа 6 класс

Тема: Строение растительной клетки






















Абакан, 2024



В природе существуют как одноклеточные растения, так и многоклеточные. Например, в водной среде можно встретить одноклеточные водоросли, клетки которых имеют все функции, присущие живому организму.

Многоклеточная особь – это не просто набор клеток, а единый организм, состоящий из различных тканей и органов, которые взаимодействуют между собой.

Строение растительной клетки у всех растений схоже, их клетки состоят из одних и тех же компонентов. Рассмотрим состав растительной клетки:

 оболочка (включает в себя цитоплазматическую мембрану и клеточную стенку из целлюлозы);

 цитоплазма, с расположенными в ней митохондриями, хлоропластами, вакуолями и другими органоидами;

 ядро, состоящие из ядерной оболочки, ядерного сока, ядрышка, хроматина.

Изучение строения и функций растительной клетки показало, что:

 самой значительной частью в организме является ядро, которое отвечает за все происходящие процессы. Оно содержит наследственную информацию, которая передаётся из поколения в поколение. От цитоплазмы отделяет ядро ядерная оболочка;

 бесцветное вязкое вещество, которое наполняет клетку, называется цитоплазмой. Именно в ней находятся все органоиды;

 под клеточной стенкой находится мембрана (тонопласт), которая отвечает за обмен веществ с окружающей средой. Это тоненькая плёнка, отделяющая оболочку от цитоплазмы;

 клеточная стенка достаточно прочная, так как в её состав входит целлюлоза. Поэтому функциями стенки является защита и поддержание формы;

 важными составными компонентами являются пластиды.

 Они могут быть цветными или бесцветными. Так, например, хлоропласты имеют зелёный цвет, именно в них происходит процесс фотосинтеза;

 внутренняя полость, заполненная соком, называется вакуолью. Размер её зависит от возраста организма: чем он старше, тем больше вакуоль. В состав сока входит водный раствор минеральных солей и органических веществ. Он содержит различные сахара, ферменты, минеральные кислоты и соли, белки и пигменты;



 митохондрии способны передвигаться вместе с цитоплазмой, как и пластиды. Именно здесь происходит процесс дыхания и образования АТФ;

 аппарат Гольджи может иметь различные формы (диски, палочки, зёрнышки). Его роль – накопление и выведение различных веществ;

 рибосомы синтезируют белок. Находятся они в цитоплазме, внутри митохондрий и пластид.

Строение аппарата Гольджи

Особенности растительного организма

Сравнение растений с другими организмами позволило выявить следующие особенности:

  • в отличие от других живых организмов, растения имеют вакуоль, заполненную клеточным соком;

  • клеточная стенка по своему составу отличается от грибного хитина и стенок бактерий. В её состав входит целлюлоза, пектин и лигнин;

  • связь между клетками осуществляется при помощи специальных цитоплазматических мостиков – плазмодесм;

  • пластиды имеются только в растительном организме. Помимо хлоропластов это могут быть лейкопласты, которые делятся на два вида: одни из них запасают жиры, другие – крахмал. А также хромопласты, которые окрашены в желто-красные цвета за счет пигментов;

  • в отличие от животного организма, у клеток высших растений нет центриолей (но они есть у водорослей).