СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория читательской деятельности в младших классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы по работе над читательской деятельности первоклассников

Просмотр содержимого документа
«Теория читательской деятельности в младших классах»


Детская книга: ее общие и специфические свойства

Книга – предмет, который служит для хранения и передачи накопленного человеческого опыта, т.е. не одних только фактов-сведений, а всей совокупности чувственных восприятий, приобретенных и приобретаемых человечеством в процессе взаимодействия с внешней средой.

Специфика детской книги заключается в особенностях детского восприятия действительности, которое качественно отличается от восприятия взрослого человека. По мысли Л. Кассиля, специфика детской книги – это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств. Специфика детского произведения кроется не только в форме, но прежде всего в содержании, в особом отражении действительности. Для детей «предметы те же, что и для взрослых», но подход к явлениям действительности в силу особенностей детского миропонимания избирательный: что ближе детскому внутреннему миру – видится им крупным планом, что интересно взрослому, но менее близко душе ребенка, видится как бы на отдалении. О специфике детской книги можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской книги можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

Функции детской книги: 1. Эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает вымышленным героям. 2. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Дети, в отличие от взрослых, только начинают открывать материальный мир. И детские писатели удовлетворяют их стремление к его познанию. Поэтому детская литература часто балансирует на грани художественного и информативно-познавательного повествования. 3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе: ведь литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Сейчас главная цель детской литературы – привить ребенку универсальные моральные и нравственные ценности.

Свойства книги. Ведущее начало в книге – это содержание. Ядром же содержания является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное и т.п.). Элементами книги являются: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации. Обложка и переплет, служат цели отыскания данной книги среди других, имея на себе необходимые надписи, рисунки. Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании и в книгах, размещенных на полках. Оглавление и алфавитный указатель – сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие читателю ориентироваться внутри текста книги. Форзац – лист, скрепляющий переплет с книжным блоком. Он нередко используется для справочных сведений, карт, схем или рекламной информации. Титульный лист содержит все сведения, необходимые для общего распознания содержания книги: автор, переводчик, название, где, когда и кем издана, оформлена. Любой подготовленный читатель начинает изучать книгу с титульного листа. Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, переводчике, об издании, а также краткую аннотацию и т.д. Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует его, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Особенно важны иллюстрации в детской книге.

Главной особенностью детской книги является слияние законов искусства и педагогических требований. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей.

Фрагмент рассматривания детской книги (1 класс)

Урок обучения грамоте.

Учитель обращается к детям:

– У нас сейчас урок чтения. На этом уроке мы будем учиться читать. А поможет нам в этом «волшебная книжка-игрушка». Эта книжка-игрушка обещает нам приносить на урок самые интересные книжки. У любой книжки есть обложка. Посмотрите, какая красивая обложка у нашей книжки. Но на ней ничего не написано: мы только учимся читать. Давайте попросим открыть книжку.

Обложка книжки-игрушки открывается, и дети видят книгу «Гуси-лебеди». Учитель предлагает посмотреть книжку. Сначала обложку:

– Что нарисовано на обложке? А написано? Прочитайте, кто умеет. Значит, наверное, в этой книжке «спряталась» сказка «Гуси-лебеди».

Кто знает эту сказку? Кто читал вам эту сказку?

А как проверить, действительно ли в этой книжке «прячется» сказка «Гуси-лебеди»? (Книжку надо полистать, рассмотреть ее страницы.)

Дети рассматривают книгу и коллективно рассказывают сказку.

– Какую сказку мы рассказали? Где написано, как называется эта сказка?

Запишем заглавие сказки на обложке книжки-игрушки. (На обложку книжки-игрушки выставляется карточка с заглавием сказки.)

– Как мы узнали сказку? Что помогло нам рассказать сказку? (Картинки.)

– А что еще есть на странице книги, кроме картинок? (Есть текст сказки.)

– Эту книгу я поставлю в уголок чтения, и на перемене вы сможете ее посмотреть.

Перечень правил рассматривания книги с первоклассниками

1. Изучаем обложку:

Что или кто изображён на иллюстрации?

Читаем название книги (две надписи: автор и заголовок), думаем о нём;

Стараемся запомнить книгу по обложке.

2. Листаем страницы:

Что мы ищем в этой книге? Что ожидаем от неё?

Что мы увидели в ней?

Рассматриваем иллюстрации и читаем заголовки.

Стараемся определить: о чём эта книга?

3. Иллюстрации:

Детально рассматриваем иллюстрации к знакомому, прочитанному произведению.

Вспоминаем содержание.

4. Досматриваем книгу до конца:

Сколько в ней всего произведений?

Какие они?

О чём?

5. Подводим итоги рассматривания:

Правильно, полно называем книгу.

Что в ней: рассказы, сказки, стихи?

Одно произведение или сборник?

Захотелось ли вам прочитать книгу?

Упражнения по ориентировке в книге и книгах

Упражнение по ориентировке в одной книге (проводится перед чтением книги самостоятельно).

Книга: С. Маршак «Первый день календаря» учитель спрашивает:

Учитель: Кто из вас рассмотрел выставленную у доски книгу? Как она называется? Покажите, где это написано. Кто обратил внимание, одно в этой книге произведение или несколько? Я прочитаю вам первое из них. Какое? Как это можно быстро установить? Куда надо посмотреть? (Дети смотрят оглавление, читают заглавие «Первый день календаря»). Как вы думаете, о ком я буду вам читать? (О ребятах-школьниках.) Почему вы так думаете? (При ответе дети ссылаются на заглавие произведения, на иллюстрации, а иногда и на первые строки стихотворения.)

Упражнение по ориентировке в группе книг. Оно включает две части.

Первая часть:

1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин.).

На этом этапе используются следующие упражнения:

- определение темы урока по ряду книг, которые надо последовательно рассмотреть и сопоставить

- ориентировка в группе книг и выбор нужной книги по заданным учителем признакам

- ориентировка в группе книг – самостоятельное озаглавливание книжной выставки и решение вопроса о том, можно ли ее дополнить какой-то новой книгой, предложенной учителем.

2. Чтение учителем вслух художественного произведения (до 7 мин.).

3. Беседа – рассуждение о прочитанном.

Вторая часть:

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать, то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание о чем она (до 5 мин.).

5. Чтение учащихся про себя названого учителем произведения – самостоятельно (до 10-12 мин.).

6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения – рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе – дискуссии (до 7-10 мин.).







Список использованных источников

  1. Арзамасцева И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М. : Академия, 2010. – 472 с.

  2. Здир В. Специфика детской литературы / В. Здир. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.stihi.ru/2012/01/23/4290.

  3. Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т. В. Рыжкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.

  4. Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Просвещение, 1997. – 358 с.

  5. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению : Детская книга и детское чтение / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Академия, 2005. – 358 с.

  6. Светловская Н. Н. Обучение детей чтению : Практическая методика. Учебная практика / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол. – М. : Академия, 2001. – 282 с.

  7. Сосновская О. В. Теория литературы и практика читательской деятельности / О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2008. – 378 с.

  8. Уроки литературного чтения / В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Толоконников и др. – М. : Просвещение, 1995. – 208 с.



6