СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория диалога цивилизаций в японии: сотрудничество ради мира

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются теоретические аспекты диалога цивилизаций в японской философии, которые могут послужить развитию парадигмы цивилизационного партнерства Японии и России. Анализируются ключевые идеи диалога: цивилизационного мира и безопасности (К. Мацуура); аксиология субъекта диалога цивилизаций и цивилизационной идентичности (К. Мусакодзи); сферы межцивилизационных отношений (Ш. Ито); гуманизма и оптимизма (победы добра над злом) (Д. Икеда); кросс-культурный подход и идея взаимоусиления модернизации и традиции (Э. Хаттори); концепция евразийской интеграции (Р. Хасимото); цивилизация диалога (К. Мацумото).

Просмотр содержимого документа
«Теория диалога цивилизаций в японии: сотрудничество ради мира»


УДК 130.2:008.2:304.4:327.83

Философские науки

В статье рассматриваются теоретические аспекты диалога цивилизаций в японской философии, которые могут послужить развитию парадигмы цивилизационного партнерства Японии и России. Анализируются ключевые идеи диалога: цивилизационного мира и безопасности (К. Мацуура); аксиология субъекта диалога цивилизаций и цивилизационной идентичности (К. Мусакодзи); сферы межцивилизационных отношений (Ш. Ито); гуманизма и оптимизма (победы добра над злом) (Д. Икеда); кросс-культурный подход и идея взаимоусиления модернизации и традиции (Э. Хаттори); концепция евразийской интеграции (Р. Хасимото); цивилизация диалога (К. Мацумото).

Ключевые слова и фразы: диалог цивилизаций, кросс-культурный подход, цивилизационная идентичность, кризис западной цивилизации, цивилизационное партнерство, глобальная коммуникация.

Мишучков Андрей Александрович, к.филос.н., доцент

Оренбургский государственный университет

[email protected]


ТЕОРИЯ ДИАЛОГА ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ЯПОНИИ: СОТРУДНИЧЕСТВО РАДИ МИРА


Японская цивилизация являет собой на международной арене пример динамично развивающейся постиндустриальной цивилизации с более чем двухтысячелетними культурными традициями. Эта цивилизация является одним из политических и экономических лидеров в азиатско-тихоокеанском регионе. Такое геополитическое соседство с Российской Федерацией обуславливает стратегическое партнерство двух государств во имя общих мирных цивилизационных идеалов развития. О перспективах такого сотрудничества говорилось на Японо-Российском форуме, состоявшемся в 2014 г. в Москве с участием представителей экономических кругов двух стран. На этой встрече премьер-министр Японии С. Абэ и Президент РФ В. В. Путин обменялись словами надежды на будущее цивилизационное партнерство. Синдзо Абэ произнес: «Японо-российские отношения таят в себе самые богатые потенциальные возможности. Мы – соседи, которые могут приносить друг другу большую взаимную выгоду». Президент В.В. Путин ответил: «Япония – наш сосед и естественный для нас партнер. Российско-японское сотрудничество развивается динамично, на основе принципов доверия и обоюдной выгоды. Мы договорились активизировать работу по всем направлениям» [10]. На встрече было отмечено, что кроме территориальных вопросов (четырех спорных островов Курильской гряды), других принципиальных разногласий в сотрудничестве стран не имеется. В японской науке накоплен значительный опыт по цивилизационному взаимодействию с другими странами, особенно в тихоокеанском регионе. Такой цивилизационный опыт становится фундаментом развития цивилизационного партнерства и развития отношений с Россией. Рассмотрим ведущие идеи теории диалога цивилизаций в японской науке, которые могут стать динамичными принципами такого цивилизационного сотрудничества.

Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Коитиро Мацуура был одним из организаторов проведения «Года диалога цивилизаций» на площадке Организации Объединенных Наций в 2001 г. На встрече, прошедшей 05.09.2000 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в его выступлении прозвучали слова о роли диалога цивилизаций в мире: «Мы собрались здесь потому, что в ноябре 1998 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции, под эгидой Исламской Республики Иран, объявила 2001 год – «Годом Организации Объединенных Наций диалога между цивилизациями». Взаимообогащающий обмен между культурами имеет важное значение для укрепления мира между нациями и народами. Он лежит в самой сердцевине мандата, предоставленного ООН и ЮНЕСКО, который предназначен для содействия миру и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области мира, образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности, прав человека и основных свобод» [7]. Важнейшим ключевым принципом цивилизационного сотрудничества в мировой практике и теории диалога цивилизаций был объявлен именно мир и безопасность народов.

Профессор К. Мусакодзи, директор Центра азиатско-тихоокеанского партнерства Университета экономики и права (Япония), вице-ректор Университета ООН по региональным и международным исследованиям рассматривает важный вопрос аксиологического статуса субъекта диалога цивилизаций: «Посыл западного мира основывается на трех типах ценностей, трех основных ипостасях человека: «homo economicus» — думающий о богатстве, «homo politicus» — жаждущий власти и «homo ludens» — тот, кто исповедует эпикурейскую философию, хочет наслаждаться жизнью. В наслаждении жизнью ничего плохого нет, но в настоящий момент «homo ludens» настолько коммерциализованы, что секс, насилие, разного рода спекуляции составляют суть нынешней западной цивилизации» [9]. Он призывает вернуться от масс-медийных образов субъектов диалога к рациональному субъекту цивилизации, имеющему традиционную цивилизационную идентичность. Кризис Западной цивилизации, по К. Мусакодзи, влияет на диалог Запада с другими цивилизациями, становится барьером в диалоге. Учитывая эту кризисность ценностей, участники диалога «должны вернуться к опыту и идеям других цивилизаций, незаслуженно забытым. И положить на один и тот же стол достижения и проекты различных цивилизаций. Они были забыты, потому что их не воспринимали как ценные, но это именно то, что надо, чтобы демократизировать и модернизировать весь мир и продолжать развивать экономику. Мы должны смотреть глубже в суть, в культурные «колодцы» разных стран. Диалог цивилизаций не должен быть мелким» [9]. Под такими культурными колодцами можно понимать также и сильные культурно-религиозные идентичности, обеспечивающие сакральный статус самой цивилизационной идентичности и всему цивилизационному диалогу. Важное понятие в теорию диалога цивилизаций вводит Ш. Ито, профессор университета Рэйтаку, г. Токио, почетный президент Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций. Это понятие сферы межцивилизационных отношений – «Cross-Civilizational Sphere (C.C.S.)», «как арены постоянного и устойчивого взаимодействия цивилизаций в определенных территориальных рамках и в определенные периоды времени. Эти отношения способствовали цивилизационным трансформациям и развитию с самого начала истории цивилизаций на Земле» [5]. В этом аспекте диалог цивилизаций понимается как исторически сложившийся тип межцивилизационных отношений, характеризующийся взаимообогащением и взаимопониманием между народами, равноправием, взаимоуважением, стремлением к всеобщему благу и балансом интересов между цивилизациями, движением к мирному развитию человечества и совместному преодолению общих угроз и глобальных проблем [8].

Профессор Дайсаку Икеда в своей лекции в университете г. Палермо обозначил задачу: «Что мы должны сделать, чтобы увидеть обмен между разными цивилизациями как форму вдохновения и средство к существованию нашего собственного роста, духовной высоты и самосовершенствования. Основой для этого является открытый диалог, который может служить в качестве света, освещающего тьму, содействующего пониманию различных точек зрения, и как мост, связывающий сердца людей» [4]. Современный мир, где глобальная коммуникация молниеносно разносит любую информацию, по Д. Икеда, «вовсе не стал единым, а скорее похож на дикобраза с иголками «противоречий» в различиях людей». Он выдвигает три принципа диалога цивилизаций: «обмен между цивилизациями как источник для создания стоимости» культурных ценностей; «дух открытого диалога»; «формирование культуры мира посредством образования». Как великий гуманист и оптимист, Д. Икеда выделяет два принципа-установки «успешного диалога между цивилизациями и религиями»: убеждение, что каждый человек внутри обладает добром, и что неослабевающая решимость в это приведет к победе добра над злом. Именно такое человеколюбие делает «диалог тем, что открывает глаза человеческого духа и освобождает людей от проклятия обывательских предрассудков и ненависти». Причем гуманизм Д. Икеда сочетается с традиционным смирением, как силы духа личности, с непревозношением над людьми, даже в силу своих моральных качеств: «смирение, которое характеризует готовность учиться у других, на самом деле есть сила, которая позволит нам развивать основу, в которой культура мира может пустить корни в нашем мире»: с идеей всечеловечности, «широким кругозором, всеохватывающим духом, рассматривающим весь мир как одно целое общество и всех людей в нем, как своих братьев и сестер». Такой духовный космополитизм и гражданство есть часть внутренней культуры диалога Д. Икеда. Продолжателем традиции диалога Д. Икеда стал крупный доктор философии Киотского и Сорбоннского университетов Эйдзи Хаттори, который в своих книгах «Письма Шелкового пути: Размышления на перекрестках цивилизаций (2000) [2] и «Диалог между цивилизациями (2003) [3] создает японское видение цивилизационного диалога. Двадцать один год он работал в канцелярии Генерального директора ЮНЕСКО по проекту «Шелковый путь: дороги диалога», возглавлял японское общество по глобальной системе и этике, является в настоящее время почетным президентом Всемирной федерации клубов ЮНЕСКО (WFUCA). Он стал последовательным критиком теории С. Хантингтона, считая что, «столкновение цивилизаций» можно назвать «столкновением невежества» одной цивилизации с другой (в книге «Значение ислама в диалоге между цивилизациями: коррекция искажений»). Он утверждает: «Культура изначально обогащает себя, сталкиваясь с другими культурами; такие встречи в дальнейшем будут создавать новые культуры, активизируя традиции» [2, с.9]. Он считает примером Японию, которая в процессе модернизации сохранила и преобразовала свою традиционную культуру. История учит такому взаимообогащающему развитию культур: «Если мы посмотрим на историю человечества, мы увидим, что цивилизации постоянно сталкивались друг с другом, росли и развивались через эти встречи» [1]. Но насильственная вестернизация с Запада, в том числе в сфере образования, показывает, что только западная цивилизация вносит вклад в прогресс человечества. «Это происходит потому, что учебники, написанные колониальными державами во время колониального периода распространились по всему миру. Единственным видом «цивилизации» кормили детей через «образование»» [1]. Он призывает к кросс-культурному пониманию народов в постколониальном мире по примеру наших предков, живших на Великом Шелковом пути. Такая дипломатия Шелкового пути Японии нашла свое выражение в «Евразийской концепции» премьер-министра Японии (1997 – 1998 гг.) Р. Хасимото, имеющей определенный вес в современности, учитывая политику Шелкового пути Китая. Он предложил следующие принципы евразийской дипломатии: доверие и политический диалог для укрепления взаимного понимания; экономического и политического сотрудничества в области развития ресурсов, ядерного нераспространения и демократизации; взаимной выгоды и координации своих общих интересов; поддержания долгосрочной перспективы в японо-российских отношениях ради будущих поколений [12]. Осенью 2015 г. планируется поездка президента РФ В.В. Путина в Японию, с которой связывается прорыв в евразийском направлении японской дипломатии и подписание мирного договора о сотрудничестве между РФ и Японией.

Важным вкладом в теорию диалога цивилизаций стали труды (около 30 книг) Кеничи Мацумото (1946 – 2014 гг.), профессора Киотского университета и университета «Reitaku», директора Центра сравнительного изучения цивилизаций и культур. Он известен критикой американской культурной экспансии в Японии и в мире, считая ее внутренним катализатором национальных конфликтов во всем мире. Но он вовсе не демонизирует саму американскую цивилизацию: «Америка сейчас пытается навязать современной цивилизации «свободу и демократию» в Ираке и всему арабскому миру. Но, если это действительно цивилизация, это не является необходимым для идеологического прессования арабского мира, взаимодействие цивилизаций должно корениться во внутренней их природе, исходить из их потребностей и интересов» [6]. Будущую мировую цивилизацию диалога он называет цивилизацией патриотизма, где любовь к своей родине питает чувства открытости к другим культурам.

Япония показывает миру позитивный пример «бицивилизованности», гармоничного совмещения ценностей мировой культуры (в целом американо-европейской) и национальной культуры. Но потенциал межцивилизационного диалога далеко еще не исчерпан, особенно с Россией. Остается актуальной проблема между двумя странами - выработка положительного цивилизационного образа друг друга, где примером могут служить ряд совместных сборников [11] и исследований [13].

Преодоление узконациональных тенденций (Япония как островная страна) ведет к росту цивилизационного самосознания японцев (Япония как ведущая цивилизация мира) и позитивной ее геополитической роли в мире. Япония как цивилизация родилась на рубеже IV – V веков н. э. под сильным влиянием китайской цивилизации и принятием мировой религии буддизма (552 г.н.э.). Подавляющее число японцев исповедуют буддизм и синтоизм, что накладывает религиозный отпечаток на специфику японской цивилизации, роднит ее с альянсом стран, исповедующих буддизм. Первое японское посольство ко двору китайских императоров датируется 607 г.н.э. В японском языке около половины слов заимствовано из китайского языка, само название страны произошло от китайского иероглифа Нихон (путь солнца), от этого Япония стала называться «страной восходящего солнца». С середины XIX в. на развитие и модернизацию Японии повлияла Британия, с середины XX в. – США. Япония стала ведущей экономической державой мира, перестав быть военной державой. Но, это еще более усиливает ее цивилизационную идентичность, цивилизационную миссию мира и миссию «дуги свободы и процветания» в странах Евразии и АТР.

Цивилизационный подход японских ученых говорит о самобытности и исторической уникальности японской цивилизации, что она не является «периферийной», «пограничной», «спутниковой» цивилизацией, о чем можно встретить мнения у европейских и китайских ученых. Геополитическое положение Японии налагает на нее особую историческую миссию в содействии диалогу и взаимопониманию цивилизаций, религий и народов мира.


Литература:

  1. Beyond History as Antagonism. «Silk Roads: Samarkand to Nara». [Электронный ресурс]. URL: http://tenthousandthingsfromkyoto.blogspot.com/2010/07/beyond-history-as-antagonismkyoto.html&prev=search (дата обращения: 23.04.2015).

  2. Eiji Hattori. Letters Silk Road: Reflections on the crossroads of civilizations. Translation and notes Wallace Gray Lanham. New York: University Press of America, 2000. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.lib.byu.edu/spc/index.php/CCR/article/viewFile/12783/12648 (дата обращения: 23.04.2015).

  3. Eiji Hattori. Dialogue among Civilizations. Reitakudaigaku, 2003. 300 р.

  4. Дайсаку Икеда. Взаимодействие цивилизаций ведет к расцвету культуры человечества. [Электронный ресурс]: лекция в университете Палермо, прочитанная 23.03.2007. URL: http://www.daisakuikeda.org/sub/resources/works/lect/lect-11.html (дата обращения: 23.04.2015).

  5. Ито Ш. О диалоге цивилизаций и сферах межцивилизационных отношений. Круглый стол. // Диалог культур и партнерство цивилизаций. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2008/00_pl/2008_pl_doc13.pdf (дата обращения 23.04.2015г.)

  6. Кеничи Мацумото. Эра патриотизма. [Электронный ресурс]. URL: http://drc.diamond.co.jp/sales/pdf/200401/index.html (дата обращения: 23.04.2015).

  7. Коитиро Мацуура. Диалог между цивилизациями. Пресс-релиз GA / 9748 PM, 5 сентября 2000 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialoguefoundation.org/%3FLang%3Den%26Page%3D22%26TypeId%3D5%26NewsId%3D20%26Action%3DNewsBodyView&usg=ALkJrhg75KulPJ4cO5b1uIAzNbO-oZMxIA (дата обращения: 23.04.2015).

  8. Мишучков А.А. Категориальный статус концепта «диалог цивилизаций» // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – №1 (174).

  9. Мусакодзи К. О диалоге цивилизаций и сферах межцивилизационных отношений. Круглый стол. // Диалог культур и партнерство цивилизаций. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2008/00_pl/2008_pl_doc13.pdf (дата обращения: 23.04.2015).

  10. Рокуитиро Митии. Японо-российские отношения – на новый уровень. 28.02.2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eastrussia.ru/opinion/362/363/ (дата обращения: 23.04.2015).

  11. Россия и Япония: соседи в новом тысячелетии / Ред. Молодякова Э. В. М.: АИРО-ХХ, 2004. 284 с.

  12. Рютаро Хасимото. Будущее внешней политики Японии на пути к

России. [Электронный ресурс]: доклад от 24.07.1997 г. на встрече Японской ассоциации корпоративных руководителей // «Дипломатическая Синяя книга» [Diplomatic Bluebook of Japan], Министерство иностранных дел Японии, 1998 г., с. 208 – 216. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1998/index.html (дата обращения 23.04.2014 г.).

  1. Ходова С.С. Дальний Восток России в российско-японских отношениях: 90-е годы XX – начало XXI века: автореф. дис. … к. ист. н. Владивосток, 2005. 28 с.; Юнак А.Е. Диалог восток-запад как проблема философии культуры: на примере развития диалога культуры Японии и Европы XVIII-XX веков: автореф. дис. … к. филос. н. Ростов-на-Дону, 2006. 22 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!