СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Смысл названия комедии «Недоросль» в том, что недорослем называли в 18 веке в России молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего ещё на государственную службу. Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «подобный своей матери». Давая герою имя, Д.И. Фонвизин проблематизирует тему воспитания + проблема духовного вырождения дворянства.
У Д.И. Фонвизина исторически нейтральное слово «недоросль» получило насмешливый, иронический смысл, а имя «Митрофан» стало нарицательным, обозначавшим бездельника и невежду. Заслужить это прозвище стало позорным.
В «Недоросле» черты классицизма сочетаются с реалистическими принципами отражения действительности. Влияние классицизма проявляется:
Соблюдение правила «трёх единств»
Строгая система образов (говорящие фамилии)
Деление персонажей на положительных и отрицательных (положительные: Правдин, Стародум, Софья, Милон + отрицательные: Митрофан, Скотинин, Простакова)
Статичность героев (характеры на протяжении действия пьесы не меняются)
Реализм проявляется:
Критическое изображение социальных пороков общества
Обличение крепостничества
Усложнение характеров персонажей
Сюжет пьесы строится также на традиционной классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает важную для автора крепостническую темы, поэтому Фонвизин дополняет любовную интригу социальной проблемой, выраженной конфликтом между Правдиным и Простаковой.
Комическое в «Недоросле» приобретает мрачно-трагический характер, смешные потасовки перестают восприниматься как смешные ситуации. Через противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию.
Основные черты главного героя, Митрофана Простакова:
Отсутствие образования: не знает ни арифметики, ни грамматики, ни географии «Не хочу учиться, хочу жениться», «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дальше не пойдет»
Отсутствие воспитания: растет без уважения к старшим и культурной семейной традиции (обращается к няне: «стара хрычовка»)
Отсутствие гражданской позиции: не понимает своих обязанностей перед обществом и государством «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?»
Композиция:
Часть первого акта представляет экспозицию
Появление в доме Правдина, известие о получении наследства Софьей – завязка
Кульминация (наивысший момент напряжения) – Правдин получил право взять под опеку дом и деревни Простаковой