СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория Фонвизин "Недоросль". ОГЭ и ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория Фонвизин "Недоросль". ОГЭ и ЕГЭ по литературе»

Смысл названия комедии «Недоросль» в том, что недорослем называли в 18 веке в России молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего ещё на государственную службу. Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «подобный своей матери». Давая герою имя, Д.И. Фонвизин проблематизирует тему воспитания + проблема духовного вырождения дворянства.

У Д.И. Фонвизина исторически нейтральное слово «недоросль» получило насмешливый, иронический смысл, а имя «Митрофан» стало нарицательным, обозначавшим бездельника и невежду. Заслужить это прозвище стало позорным.

В «Недоросле» черты классицизма сочетаются с реалистическими принципами отражения действительности. Влияние классицизма проявляется:

  • Соблюдение правила «трёх единств»

  • Строгая система образов (говорящие фамилии)

  • Деление персонажей на положительных и отрицательных (положительные: Правдин, Стародум, Софья, Милон + отрицательные: Митрофан, Скотинин, Простакова)

  • Статичность героев (характеры на протяжении действия пьесы не меняются)

Реализм проявляется:

  • Критическое изображение социальных пороков общества

  • Обличение крепостничества

  • Усложнение характеров персонажей

Сюжет пьесы строится также на традиционной классицистической основе – соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает важную для автора крепостническую темы, поэтому Фонвизин дополняет любовную интригу социальной проблемой, выраженной конфликтом между Правдиным и Простаковой.

Комическое в «Недоросле» приобретает мрачно-трагический характер, смешные потасовки перестают восприниматься как смешные ситуации. Через противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию.

Основные черты главного героя, Митрофана Простакова:

  • Отсутствие образования: не знает ни арифметики, ни грамматики, ни географии «Не хочу учиться, хочу жениться», «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дальше не пойдет»

  • Отсутствие воспитания: растет без уважения к старшим и культурной семейной традиции (обращается к няне: «стара хрычовка»)

  • Отсутствие гражданской позиции: не понимает своих обязанностей перед обществом и государством «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?»

Композиция:

  1. Часть первого акта представляет экспозицию

  2. Появление в доме Правдина, известие о получении наследства Софьей – завязка

  3. Кульминация (наивысший момент напряжения) – Правдин получил право взять под опеку дом и деревни Простаковой



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс