СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и методика обучения на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика обучения на уроках технологии»

ООО «Инфоурок»



Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

«ТЕХНОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

МОДУЛЬ 2

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Оглавление

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ» 1

1 Тема. «Нормативно-правовые документы, регламентирующие преподавание предмета «Технология»». 1

2 Тема. «Особенности преподавания учебного предмета «Технология»». 3

2.1 Особенности обучения предмету «Технология» в начальной школе. 4

2.2 Особенности обучения предмету «Технология» на этапе основного общего образования. 5

2.3 Особенности преподавания предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО 5-9 классах школы. 7

2.4 Особенности обучения предмету «Технология» в X – IX классах. 7

2.5 Особенности обучения предмету «Технология» в профильной школе. 8

2.6 Особенности организации и содержания по внеурочной деятельности. 9

2.7 Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания предмета «Технология». 9

2.8 Тема. «Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета «Технология»». 10

3. Тема. Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся начальных классов. 10

3.1 Оценка результатов обучения предмета «Технология» после прохождения основной и средней образовательной программ обучения. 10

Заключение. 11

Литература. 11

Вопросы для самоконтроля. 12

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине: 12


  1. Тема. «Нормативно-правовые документы, регламентирующие преподавание предмета «Технология»».

Основными нормативными документами, которыми должен руководствоваться учитель технологии при реализации ФГОС, являются: Закон РФ «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Фундаментальное ядро содержания общего образования, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, примерная программа по учебному предмету «Технология», требования к материально-техническому обеспечению.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) существенно отличается от стандартов предыдущего поколения и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. Изменения, касающиеся принципиально новой структуры образовательных стандартов, внесены в Закон РФ «Об образовании».

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования является базовым документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Основные документы.

В целом, преподавание предмета «Технология» в 2016–2017 учебном году должно проводиться в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

  • Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

  • Письмо Роспотребнадзора от 05.10.2011г №01/12677-1-21 «О разъяснении требований правил СанПиН 2.4.2.2821-10».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 04.03. 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

  • Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

  • Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. - (Стандарты второго поколения)

  • Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения)

  • Примерные программы среднего(полного) общего образования. Технология:10-11 классы – М.:Вентана-Граф,2012.-40с (Стандарты второго поколения)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004).

  • Для методического обеспечения реализации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рекомендуется использовать следующие нормативно-правовые документы и пособия:

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»http://www.garant.ru.

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 233с.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010 – 24с.

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под. Ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

  1. Тема. «Особенности преподавания учебного предмета «Технология»».


Предмет «Технология» имеет современный подход в освоении трудового обучения в школе.

Предмет «Технология» познается сейчас как «область знаний о деятельности человека по изменению материалов, информации и энергии». Учащиеся овладевают знаниями определенной предметно-преобразующей деятельности, поиском новых возможностей, это показывает потребности развивающегося общества. Это обеспечивает переход ученика от общего образования к кадровому образованию и трудовой деятельности, такой подход является основным в технологическом обучения на основании ФГСО. Схемой технологического мышления является: потребность – цель – способ – результат.

Технологическое учение являет собой постижение предмета «технологии» двумя этапами объединенными общим основанием. В технологическом учении последовательностью является реорганизационная деятельность, т.е. методика дизайна, которая является сочетанием планирования и изготовления вещественного или духовного продукта.

Предметная область «Технологии» представляется важным звеном общего образования всех учеников, давая им шанс использовать в жизни азы этой науки. Это один из предметов школьного обучения, имеющий в основе изучения одинаковые правила изменяющейся деятельности человека и все составляющие вещественной культуры. Предмет нацелен на постижение учениками опыта определенной предметно-перестраивающийся (но не воображаемой) деятельности, с освоением новейших ценностей, это, безусловно, отвечает нуждам развивающегося общества. При освоении предмета «Технология» ученики узнают разные специальности и учатся ориентироваться на работу в разных областях социального производства. Таким образом, происходит эстафета передачи обучения ученика от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

В основной школе ученик учиться владеть необходимыми в ежедневной жизни азами как ручного, так и механизированного труда с применением инструментов, техники и машин. Уметь управлять бытовой техникой, необходимой в ежедневной быту и необходимой в возможной будущей профессиональной деятельности. Уметь использовать практическое умение, приобретенное в процессе освоения предмета технологии.

Особая доля в постижении предмета «Технология» отдается учителю данного направления. Учитель в наше время – это помощник, учитель–консультант, тьютер, умеющий определенно выстроить процесс обучения, мотивировать самостоятельную работу ученика, максимально грамотно разработать обучающую линию и учебную нагрузку каждого ученика, владеть опытом групповой работы, дискуссии.

Вид учения урока технологии — это учебно-практическая деятельность. Проектная деятельность формирует у ученика готовность к самостоятельным поступкам и действиям и несению ответственности за полученные результаты. Процесс освоения учениками проектной деятельности формирует многофункциональные учебные действия: цель, анализ ситуации, подбор нужной информации, планирование, преобразование, систематизацию. Формирует навыки вести диалог, слушать, рефлексию, самоконтроль, коррекцию, оценку.

Предмет «Технологию» начинают изучать в начальной школе, продолжают в основном общем образовании и завершают в базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. Обучение предмета «Технология» основывается на списке программ образовательной области в соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». УМК являет собой единую информационно-образовательную среду основной и старшей школы. Отличительной чертой УМК является взаимосвязь новейших педагогических технологий и методических новинок. Количество и сложность практических заданий, объем информации, отсутствие содержания аграрной направленности позволяет рекомендовать этот комплекс обучающимся в школах. В соответствии с требованиями ФГСО в учебники добавлены вопросы и задания, предполагающие самостоятельную работу над творческим проектом.

    1. Особенности обучения предмету «Технология» в начальной школе.


Согласно базовому учебному плану общеобразовательного учреждения на начальном общем образовании предмет "Технология" изучается с 1 по 4 класс.

Основные методы осуществляющее изучение "Технологии" - продуктивные. Они состоят из наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых навыков и.т.д. Руководствуясь этими методами, учитель делает ученика активным участником изучения окружающего мира. Урок проходит, основываясь на личном опыте ученика, а учебник выступает дополнительным помощником научной информации с дальнейшей совокупностью практической части и приобретенной информацией. Такой подход освоения "Технологии" основывается на постижение заложенных в программе знаний. На качественном выполнение практических работ и на личных изменениях каждого ученика в творческом, духовном, социальном развитии.

Достижение хороших показателей практических работ нужно проводить с учениками пробные, тренировочные упражнения для усвоения технологических приемов и операций, а так же открытие конструктивных особенностей изделий. Тренировки предваряют изготовление изделий, дают наглядно увидеть и найти наилучшие варианты технологических способов и методов, что позволяет качественно выполнить целую работу. Их нужно делать во время поиска необходимых вариантов решения конструкторских, технологических, декоративных и художественных проблем найденных в ходе анализа предложенного образца изделия.

Раскрытие творческих навыков в части метапредметных результатов обучения является стимулом ученика к нахождению и самостоятельному решению технологических задач. Опирается на личный опыт учеников, наглядный материал, на вопросы и задания активизирующих познавательную и поисковую работу учеников. Это основа создания условий у учеников навыков наблюдения, сравнения, выделять известное и неизвестное, уметь проанализировать свои результаты и профессиональные работы мастеров, искать и применять наиболее подходящие пути решения эстетических, конструктивных, технологических проблем.

Суть предмета "Технология" идет по двум целенаправленным и структурированным основным линиям:

  1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.


Они включают информационную, познавательную и практическую части и основаны на концентрическом принципе. В начальной школе изучаются основы и навыки по техники обработки материала и применению техники в повседневной жизни ученика. Дается информация об информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использования, об организации труда, профессиях и. т. д.

Принцип концентричности в освоении материала основывается на элементах технологических знаний и навыках изучаемых по принципу укрупнения содержания, которыми являются технологические операции, приемы и процессы и связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда.


  1. Из истории технологии.


Здесь рассматривается познавательная часть предмета, имеющая культурную направленность. Материал строится по линейному принципу и открывает общие закономерности и отдельные части практического познания учеником окружающего мира и создания культурной среды. Суть линии раскрывается на общих представлениях и закономерностях возникновения ремесёл, то есть разделение труда, изобретении парового двигателя и последующей технической революции. Ученики узнают о разных великих изобретениях человечества родоначальниках наук или способствующих их развитию, о нынешнем техническом прогрессе. Его влияние на экологическую среду - положительное или отрицательное. Центр внимание - человек. В первую очередь как созидатель - думающий, творящий, стремящийся к удовлетворению своих материальных нравственных потребностей.


Особенностями представления материала выступают:


  • исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

  • преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;

  • показать, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);

  • осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;

  • подчёркивается, что творческая деятельность – естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).


Обе эти линии тесно связаны между собой. Это даёт возможность расширять образовательные возможности предмета, приблизить к окружающему миру ребенка, в которой человек взаимодействует с техникой, предметами быта, продуктами духовной культуры и представляет освоение мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

  • Общекультурные и общетрудовые компетенции.

  • Основы культуры труда, самообслуживание.

  • Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

  • Конструирование и моделирование. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности становления личных качеств осуществляется в течение всего периода обучения.

В первом и во втором классе основное внимание отводится базовым предметам технико-технологическим знаниям и навыкам и воспитанию духовно-нравственных качеств. В программу включают задания на развитие основ творческой деятельности. Учитывая адаптационный момент, освоение материала впервые недели обучения осуществляется в ходе экскурсий, прогулок, и игр на воздухе.

В третьем и четвертом классе освоение программы происходит в ходе перехода известных данных в новые варианты ситуаций и развитие коммуникативных и социальных качеств ученика. Развитие творческой деятельности ученика высшей формой, которой является – проект.

Национальные и региональные устои и традиции проходят через познавательную часть программы и практических работ, суть которых отражают краеведческую направленность. Ими могут быть реальные исторические сооружения и изделия по теме связанной с ремёслами и промыслами народов населяющих регион.

Основная задача предмета – обучить учеников знаниям и их применению в повседневной жизни и пользоваться разными источниками информации. Нужно у ученика развивать рефлексивные способности и умению двигаться от незнания к знанию.

Работа учеников на уроке вначале должна носить индивидуальный подход к ученику с постепенным увеличением групповых и коллективных работ общего характера, в большей степени творческие. Тематику проектов предлагает учитель или сам ученик после изучения отдельных тем или целого блока. Исходя из сложности темы творческого проекта он может быть частным или совместным.


    1. Особенности обучения предмету «Технология» на этапе основного общего образования.


Особенности преподавания предмета в соответствии с требованиями и ФГОС основного общего и среднего общего образования.

«Технология» в сфере общественной деятельности учеников имеет важное значение в системе общего образования. Её роль имеет объективную потребность в подготовки учеников к самостоятельной трудовой жизни, к освоению будущими профессиями.

Основная цель «Технологии» в системе общего образования это формирование видения о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

В основной школе ученики должны освоить нужными в повседневной жизни азами ручного и механизированного труда с использованием известных механизмов, инструментов, машин и способами управления отдельными видами распространенной в бытовых условиях техникой, необходимой в обыденной жизни и в бедующей профессиональной деятельности. Научится применять на практике навыки, полученные при освоении азов «Технологии». Учитывая интересы и склонности учеников, возможности образовательного учреждения, местных социальных и экономических условий, необходимый минимум содержания основной образовательной программы по технологии изучается в области этих трех направлений:

  1. «Индустриальные технологии;

  2. «Технология ведения дома»;

  3. Сельскохозяйственная технология» (технология животноводства и агротехнология).


Общими в этих программах являются темы: «Технология исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их наполнение определяется соответствующими технологическими направлениями. Этот выбор направления не должен зависеть от гендерного признака учеников, а должен ориентироваться на образовательные нужды и интересы учеников.

Ученики сельских школ и городских школ с учебной площадкой с учетом сезонных работ родителей в сельском хозяйстве могут обучаться с разделами программы по агротехнологиям и/или животноводческой технологии. Эта программа не будет содержать базовые направления технологии такие как «Индустриальная технология» и Технология ведения дома». Образовательное учреждение может использовать комбинированные программы:


  • если школа основным направлением выбирает направление «Индустриальные технологии» или «Технология ведения дома», то дополнением могут изучаться модули растениеводства и/или животноводство;

  • если школа выбирает основным направлением «Сельскохозяйственные технологии», то дополнением могут изучаться модули двух других направлений;

  • в совместном обучение мальчиков и девочек школа может включать базовые модули всех трех направлений.

Предмет «Технология» может исключаться в 9 классах. Её изучение зависит от учебного плана школы. Отсутствие предмета «Технология» в учебном плане в 9 классе не дает сделать переход ученика от основного к профильному профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию. Для обеспечения этой непрерывной подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется в образовательном учреждении выделять в учебном плане час в 8 классе и 2 часа в 9 классе.

Дополнительное время для освоения «Технологии» можно выделить за счет вариативной части учебного плана или внеурочной деятельности. В основной школе изучение технологии строится на основе конкретных процессов трансформации и применения материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом подготовки учеников в нашей стране к последующему профессиональному образованию и труду с приоритетом образовательных наклонностей учеников, возможности образовательного учреждения стандарт основных образовательных программ по технологии для учеников 5-8 класса изучается в рамках одного из трех направлений:


  • «Технология. Технический труд».

  • «Технология. Обслуживающий труд».

  • «Технология. Сельскохозяйственный труд».


Программа «Технический труд» являет базовую часть в «создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Обязательное дополнение составляют разделы:

  • Электротехнические работы.

  • Технология ведения дома.

  • Черчение и графика.

  • Современное производство и профессиональное образование.


Программа «Обслуживающий труд» являет базовую часть разделов:

  • Кулинария.

  • Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Комбинированные программы для сельской школы будет иметь такую структуру:

  • Основная часть направления «Сельскохозяйственный труд» + основная часть одного из направления: «Технический труд» или «Обслуживающий труд»;

  • Основная часть направления «Сельскохозяйственный труд» включает разделы: «Растениеводство» и «Животноводство».


Наполнение разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной программой должно соответствовать примерным основам образовательной программы начального, общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

Технологическая подготовка учеников происходит с учётом гендерного подхода в образовании: для мальчиков – «Технология. Индустриальные технологии (технический труд)»; для девочек – «Технология. Технологии ведения дома (обслуживающий труд)», это регламентировано требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта по технологии и ФГСО.


    1. Особенности преподавания предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО 5-9 классах школы.


Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования учеников.

ФГСО ООО не предусматривает изучение «Технологии» в 9 классе и это не дает обеспечить переход от основного к профильному обучению и готовность учеников к профессиональному самоопределению.

Рекомендуется сохранить изучение технологии при подготовке учеников к универсальному и технологическому профилям, где реализуются программы профессиональной подготовки.

В основном учебном плане старших классов среднего общего образования «Технология» не включена в число обязательных учебных предметов. «Технология» входит в состав учебных предметов по выбору, и наполнение предмета определяется в соответствии с возможностями образовательного учреждения. На освоение «Технологии» в рамках ФГОС на базовом уровне должно выделяться 280 учебных часов. В профильных школах, в которых преобладает технологическое направление, выделяют 560 учебных часов. Наполнение профильной подготовки включает в себя базовую и профильную составляющую. Образовательное учреждение исходя из своих предпочтений, может разрабатывать программу углубленного уровня как по одной, так и по нескольким сферам деятельности. Структура программ углубленного уровня должна соответствовать требованиям ФГОС.


    1. Особенности обучения предмету «Технология» в X – IX классах.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 и 11 классе отводится не менее 68 часов.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии;

  • научной организации производства и труда;

  • в методах творческой, проектной деятельности;

  • способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

  • путей получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

  • сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг;

  • навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

«Технология» в 10-11 классах проходит в кабинетах, укомплектованных компьютерной и мультимедийной техникой, локальной вычислительной сетью и выходом каждого рабочего места в Интернет.

Практические работы, используемые в разных проектах, презентациях соответствует учебнику В.Д. Симоненко «Технология» 10-11 классы. Ученики создают разные рисунки, схемы, технологические карты по изготовлению изделий, применяя разные графические, текстовые редакторы. Рефераты, доклады, сообщения с использованием инновационных технологий и поиска информации в сети интернет.

Изучение технологии дает ученикам возможность применить на практике азы «Технологии». Комплекс практических работ заключен в выполнении общественного заказа нашего общества, направленный на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни. Сильной стороной «Технологии» является ее интегративный характер. Используя системный подход можно изучить объекты и процессы из разных предметных областей, применяя для этого современные компьютерные технологии. Продуктивный характер этой деятельности ориентирован на исследование и творчество. Помимо развития системного мышления достигается не менее важная цель – создание компетенций, полученных учеником при изучении других школьных предметов.

Сущность «Технологии» изучаемой в 10-11 классах должно направляться на изучение процессов трансформации и использовании материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды, знакомя учеников с разными сторонами профессиональной деятельности человека.

Предмет «Технология» строится на основе применения межпредметных связей. Такими взаимосвязи могут сочетаться с алгеброй, геометрией при проведении расчетов и графических операций, с химией в сфере свойств материалов, с физикой при изучении устройств машин и механизмов, с историей и искусством при разработки проектов учитывающих технологии традиционных ремёсел.

Вместе с изучением технологии на базовом уровне, ученики развивают навыки, знания, умения уверенного пользователя ПК. К окончанию 11 класса ученики могут самостоятельно создавать резюме, автобиографии, презентации и.т.д. Информатика как динамично развивающийся предмет школьного образования призванный приготовить ученика к жизни в новом современном обществе.

    1. Особенности обучения предмету «Технология» в профильной школе.


В профильном уровне основой предмета «Технология» в старших классах является:

  • продолжение создания культуры труда;

  • развитие системы технологических знаний и трудовых навыков;

  • воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств ученика;

  • уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

На уровне среднего общего образования в профильных старших классах изучение технологии направлено на освоение знаниями и умениями заданными федеральным стандартом образования и на их развитие и углубление с учетом выбранной специальности. При организации профессиональной подготовки используется «Аннотированный перечень программной и учебно-методической литературы для профессиональной подготовки обучающихся» (журнал «Школа и производство», 2010.№ 5-8).

Во время проведения опытов в учебной мастерской учителю необходимо обращать внимание на соблюдение учениками правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены, обучать учеников только безопасным приемам работы и ознакомить с мероприятиями, предупреждающими травматизм. В школах с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

Структура программы профильного уровня вбирает в себя два обязательных раздела:

  1. Общетехнологическая подготовка:

  • организация производства;

  • инновации в профессиональной деятельности;

  • профессиональное самоопределение и карьера;

  • проектная деятельность.


  1. Специальная технологическая подготовка.


Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования.

Общетехнологическая подготовка проходит взаимно со специальной подготовкой. в определенной учениками в сфере профессиональной деятельности. Она включает в себя основные компоненты содержания программы, разработанной для базового уровня, и носит инвариантный в профессиональных сферах характер. Каждая тема программы общетехнологической подготовки имеет: основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда в общем виде.

Основной принцип реализации профильной программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности учащихся. Основными формами обучения являются лекционно-семинарско-зачетная система обучения, проектно-исследовательские, практические и лабораторно-практические работы, профориентационные экскурсии.

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:

  • в сфере промышленного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; роспись тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов и т.п.;

  • в сфере сельскохозяйственного производства: овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

  • в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотницкие работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

  • в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций;

  • в сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции;

  • в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

  • в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных организациях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров по желанию учащихся и их родителей и с учетом потребностей регионального рынка труда специальная технологическая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям.

    1. Особенности организации и содержания по внеурочной деятельности.


Внеурочная деятельность учеников совмещает все виды деятельности учеников, кроме учебной деятельности учеников на уроке, в которых возможно и рационально решать задачи по их воспитанию и социализации. Внеурочная деятельность согласно ФГОС ООО проводится по основным направлениям развития личности. Выделяют некоторые виды внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

В общеобразовательном учреждении для применения доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • развлекательная и досуговая деятельность;

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (добровольческая деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристическо-краеведческая деятельность.


Занятия по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учеников и в форме отличной от уроков системы обучения.

Организация внеурочной деятельности у учеников основной школы важно определить образовательные потребности учеников (анкеты, опрос, собеседование), на основании анализа полученной информации определится направление работы, соотносят возможности учителя технологии и образовательного учреждения с заявками детей, разобрать соответствующие программы внеурочных занятий (массовых мероприятий, кружков, секций технической направленности).


    1. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания предмета «Технология».


Одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша школа» является поддержка талантливых детей. В связи с этим учитель технологии предлагает обращать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учеников к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-технических конференциях и в других мероприятиях. Работа строится с учётом личностно-ориентированного обучения, основанного на научной, исследовательской и проектной деятельности учеников.

    1. Тема. «Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета «Технология»».


Освоение учениками технологии основывается на конкретных процессах трансформации и использовании материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Основным учебным средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учеников. Главными методами остаются упражнения, лабораторно-практические, практические работы. В программе заложены творческие и проектные работы. В организации творческой или проектной деятельности учеников важно ориентировать внимание на потребительском назначении продукта труда или изделия, которое они будут делать в процессе творческой идеи. Направление на подготовку обучения подростков к трудовой деятельности основывается на следующем алгоритме: идея – замысел - проект- бизнес план деятельности – деятельность – получение результата – реализация.

В освоении сельскохозяйственных технологий отведено сельскохозяйственным проектам общественной направленности. Это позволяет расширять учебно-материальную базу обучения технологиями и одновременно сельскохозяйственными технологиями и одновременно решать задачи общественного воспитания учеников.

  1. Тема. Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся начальных классов.


Оценка изучения предметной и творческой деятельности учеников имеет накопительные свойства и проводится в течение повседневных и целенаправленных проверок во время всего обучения в начальной школе. Повседневной оценке подлежат основные виды многоплановых знаний и навыков. Отдельное место отводится работам, где использовались чертежные принадлежности, умение владения ими в начальной школе относится к определяющему виду художественной и творческой работы.

Параметры оценки характера результатов задания: совокупность ответа, правильность ответа, соответствие готовой детали или всего изделия заданным параметрам, тщательность сборки, общий внешний вид изделия, использование творчества в приготовлении изделия. В проектируемом задании следует акцентировать внимание на способности учеником выполнить поставленную задачу. Находить и применять информацию для выполнения заданных или появляющихся проблем, строить или собирать детали согласно их технологическим характеристикам, реагировать на проявление инициативы и активность у учеников, на их контактность и умение делать свою работу в группе, а также защита проекта.

Согласно ФГСО итоговая оценка ученика выставляется за четыре года обучения в начальной школе. Для этого все ученики создают свой "портфель проектов", где собираются результаты повседневного обучения, в виде изделий, поделок, рисунков. Описания сделанных изделий, заданий проверочных, грамот, благодарностей, поощрений. По окончанию начальной школы в зависимости от ресурсов учебной организации можно провести выставку или презентацию лучших работ учеников выполненных на уроках технологии.

К завершению начальной школы ученики должны быть готовы к следующему образованию. Должен быть, достигнут первоначальный уровень трудовых навыков по начальной технологической подготовке. К таким требованиям относят:

  • основные знания о труде в обществе;

  • гармонии, прочности и красоте предметов и внешней среде;

  • технологическая подготовленность: свойства и методы обработки материалов, устройство и функции изделий, определение действий и технологических операций для их решения в практических работах и т.д.

  • необходимый уровень владения художественными (чертежными) навыками: уметь выполнять и читать несложные чертежные измерения, уметь использовать чертежные инструменты (циркуль, угольник...);

  • уметь исследовать полезные черты изделий, подбирать материалы и технологию их изготовления, делать, если нужно корректировку, проводить проверку изделия в действии;

  • уметь разбираться в задании, отбирать искать, использовать нужную информацию, прогнозировать конечный результат своего и общего труда, уметь находить ошибки в своей работе.


    1. Оценка результатов обучения предмета «Технология» после прохождения основной и средней образовательной программ обучения.


К главной составляющей части ФГОС относятся требования к результатам изучения основных образовательных программ и системе их оценки. Эти требования делят на два вида:

  • требования к результатам, не относящимся к официальному итоговому контролю и аттестации;

  • требования к результатам, относящимся к официальной проверке и аттестации.


Цели изучения ученой программы отмечаются в модулях по каждому разделу учебной программы. Модули "Ученик научится..." и "Ученик получит возможность освоить.." относятся к итоговой аттестации. Оценка в них формируется либо по накопительной системе, либо по окончанию обучения. Хорошее выполнение учениками заданий базового уровня является следующей ступенью обучения.

В модуле "Ученик получит возможность освоить..." результатами учебной работы является отношение знаний, навыков, умений помогающих увеличить и углубить суть основного учебного материала. Оценкой результатов этих целей осуществляется в основном в процессе получения и применения общедоступной информации. Если ученик не может выполнить задания модуля, по которому выставляется оценка, это не будет препятствием перехода на другой уровень обучения.


Содержание итоговой оценки планируемых результатов достигается в процессе двух этапов:

  • в результате складывания повседневной и целенаправленной учебной успеваемости;

  • показателями совокупного результата освоения предмета "Технология" в процессе прохождения итоговой работы. Это дает возможность оценки роста учебных побед у обучающихся.


Оценка достижений планируемых целей в ходе накопительной системы может проводиться в результате выполнения задания на уроке, а также в результате выполнения самостоятельной творческой работы и домашнего задания.


Заключение.


Предмет «Технология» - это новый этап развития в рудовом обучении детей. Предмет «Трудовое обучение» был заменен на предмет «Технология», в связи с тем, что в мире сформировалась новая научная отрасль – технологическое знание.

«Технология» - это широкоформатное понятие общенаучного, общепроизводственного уровня, которое сочетает в себе четыре главных раздела: объект, знание, процесс и субъект. На профессиональном уровне они являются конкретными производственными технологиями: обработка ткани, решение компьютерных задач, приготовление пищи и. т. д. Технологическое образование являет собой обучении «технологии» на двух уровнях. Интегрированной системной основой в технологическом образовании является последовательность реорганизационной деятельности, которая включает в себя проект и изготовление материального или духовного продукта.

Предметная область «Технология» необходимый компонент общего образования всех школьников. Это позволит им применить на практике основные знания науки. Это практически единственный школьный учебный курс, содержащий в себе общие принципы изменяющейся деятельности человека и все стороны материальной культуры. Она направлена на освоение учениками навыков конкретной предметной деятельности, создание новых ценностей, что соответствует нуждам развивающегося общества. В данном курсе ученики знакомятся с профессиями и ориентирование учеников на работу в разных сферах общественного производства. Это обеспечивается переходом учеников от общего к профессиональному образованию и труду. Важное место в изучении «Технологии» принадлежит учителю-преподавателю.

Литература.
  1. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования РФ

  2. http://fsu.edu.ru – издательство «Вентана-Граф»

  3. http://www.drofa.ru – издательство «Дрофа»

  4. http://www.mnemozina.ru – издательство «Мнемозина»

  5. http://www.prosv.ru – издательство «Просвещение»

  6. http://минобрнауки.рф/

  7. Программа для основного общего образования. «Технология. Технический труд» – А.К. Бешенков, В.М.Казакевич, Г.А.Молева, «Дрофа» 2012 г.

  8. Программа для основного общего образования. «Технология. Обслуживающий труд» – под ред. О.А. Кожиной, «Дрофа» 2012 г.

  9. Программа «Технология» – И.А. Сасова, А.В. Марченко, «Вентана-Граф», 2012 г.

  10. Программа «Технология. 5-8 классы» - А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, «Вентана-Граф», 2012 г. – программа для неделимых классов.

  11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В Григорьев, П.В Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.

  12. Криволапова Н.А., Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47с.

Вопросы для самоконтроля.
  1. Документы регулирующие преподавание «Технологии» в школе?

  2. В чем заключается особенная роль предмета «Технология»?

  3. Какую ведущую деятельность применяют на уроке «Технология»?

  4. Назовите особенности обучения предмета «Технология»?

  5. В чем состоит суть предмета «Технология»?

  6. Какие направления программы изучаются в основном общем образовании?

  7. Могут ли в школе применяться комбинированные программы?

  8. С какого класса предмет «Технология» может не в ходить в программу обучения?

  9. На достижение, каких целей направлено изучение «Технологии» в 10-11 классах?

  10. В чем заключается общетехнологическая подготовка?

  11. Назовите основной принцип профильной программы «Технология»?

  12. В чем заключается особенность внеурочной деятельности на уроках «Технологии»?

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине:


Форма контроля

Виды оценочных материалов

Зачет


Дифференцированный зачет в форме теста


Для перехода к обучению по следующей дисциплине программы пройдите тест. Для этого перейдите на сайт: http://infourok.ru и авторизуйтесь. Перейдите в раздел «Мой сайт», далее «Мои курсы» выберите нужный Вам курс, модуль и дисциплину программы. Нажмите кнопку «Пройти тест».

Критерии оценивания:

  • от 30 до 60 % правильных ответов теста – оценка «удовлетворительно»;

  • от 60 до 90 % правильных ответов теста – оценка «хорошо»;

  • от 90 % правильных ответов теста – оценка «отлично».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!