СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и методика преподавания астрономии в контексте требований ФГОС

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации "Теория и методика преподавания астрономии в контексте требований ФГОС" рассматривается следующие вопросы:

1.  Основа рабочей программы 

2.Общая информация о рабочей программе

3.Цели и задачи учебной дисциплины 

4Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия»

5. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика преподавания астрономии в контексте требований ФГОС»

ГБОУ ДПО

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Липатова Татьяна Анатольевна

Учитель физики и астрономии

МАОУ СШ №4

2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 от 07.06.2017 "О внесении изменений в ФК ГОС" .
  • Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования ( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации ТС-194/08 от 20.06.2017 "Об организации изучения учебного предмета "Астрономиия" ) .
  • Федеральный перечень учебников на 2017-2018 уч . год ( изменения от 05.07.2017 в Приказ N 253 Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014  г . // http://base.garant.ru/70649798/ .
  • Письмо Министерства образования Нижегородской области от 16.06.2017 года № 316-01-100-2826/17-0-0 «О курсе астрономии в средней школе».
  • Вебинар по организационным вопросам внедрения дисциплины "Астрономия" в программу среднего общего образования: Вебинар ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" по организационным вопросам внедрения дисциплины "Астрономия" в программу среднего общего образования .

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Аннотация разработанной рабочей программы Наименование учебной разработки: Рабочая программа Учебная дисциплина: «Астрономия» Нормативная трудоемкость- 36 часов Для классов с профилями: естественно- научный , социально-экономический, гуманитарный. ГБОУ ДПО

Аннотация разработанной рабочей программы

Наименование учебной разработки:

Рабочая программа

Учебная дисциплина: «Астрономия»

Нормативная трудоемкость- 36 часов

Для классов с профилями: естественно- научный , социально-экономический, гуманитарный.

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Общая информация о рабочей программе Авторская программа к учебникам: Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». Методическое приложение к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута.  Формы организации УВП: практикум, проектно-исследовательская деятельность. Место рабочей программы в структуре ППССЗ: учебный предмет по выбору из обязательных предметных областей. ГБОУ ДПО

Общая информация о рабочей программе

Авторская программа к учебникам:

  • Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс».
  • Методическое приложение к учебнику «Астрономия.11 класс» авторов Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута.

Формы организации УВП: практикум, проектно-исследовательская деятельность.

Место рабочей программы в структуре ППССЗ: учебный предмет по выбору из обязательных предметных областей.

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины сформировать представления о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли астрономии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;  развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей; развития способности к самообучению и самопознанию. обучить владению основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями  ГБОУ ДПО

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

  • Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
  • сформировать представления о роли и месте астрономии в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли астрономии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • развитие познавательной мотивации в области астрономии для становления у учащихся ключевых компетентностей;
  • развития способности к самообучению и самопознанию.
  • обучить владению основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

Личностных:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
  • формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное от- ношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметных:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

  • Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предметные результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

Устный контроль (индивидуальный, фронтальный).

Подготовка рефератов, презентаций, проектов.

Тестовые проверочные работы и задания.

Выполнение разноуровневых заданий.

Наблюдение и оценка выполнения практических действий и работ.

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета

определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы ;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решение задачи на применение изученных астрономических законов;

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Требования к уровню подготовки обучающихся

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   Требования к минимальному материально-техническому обеспечению  АРМ учителя (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, МФУ: принтер). Учебно-методическая литература по астрономии (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература). Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы) ГБОУ ДПО

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

АРМ учителя (компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, МФУ: принтер).

Учебно-методическая литература по астрономии (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература).

Печатные пособия. (Таблицы, раздаточные материалы)

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Тематический план и содержание учебной дисциплины ГБОУ ДПО

Тематический план и содержание учебной дисциплины

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Формы контроля Тип контрольного задания  Форма представления материала Тест Тесты по темам Контрольная работа Контрольные работы по темам Опрос Фронтальный, индивидуальный ГБОУ ДПО

Формы контроля

Тип контрольного задания

Форма представления

материала

Тест

Тесты по темам

Контрольная работа

Контрольные работы по темам

Опрос

Фронтальный, индивидуальный

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

Информационное обеспечение обучения

Основная литература

Дополнительная литература для обучающихся

Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»: учебник 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2015. – 237с.

  1. Левитан Е.П. Астрономия,11класс - М.: Просвещение, 2014г.

Литература для преподавателя

Интернет-ресурсы

1.«Астрономия в ее развитии»: Книга для учащихся 8-10 классов., Э. С. Зигель, - М., Просвещение,1988г. – 159 с.

2. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.

3. Физика и астрономия. 9-11 классы: олимпиадные задания. В.Т. Оськина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

4. «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс»: учебник 11 класс, Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2015. – 237с.

5. «Астрономия» (9-11 классы). Электронное пособие, ООО «ФИЗИКОН», ГУ РЦ ЭМТО, 2006г.

6. Дидактические материалы по астрономии. Пособие для учителя. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

http://www.astro.websib.ru/ - конспекты уроков, справочный материал;

http://www.astrotime.ru/ - демонстрационные таблицы по астрономии в электронном формате;

http://www.astronet.ru/ - календарь лунных и солнечных затмений.

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3290 – о преподавании астрономии (методическое письмо) http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3353 – приказ Министерства образования и науки №506 от 07.06.2017 г. «О внесении изменений в ФК КОС» http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3354 – письмо Министерства образования и науки РФ ТС-194/08 от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3816 – приказ №613 от 29.06.2017 Вебинар

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  • http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3290 – о преподавании астрономии (методическое письмо)
  • http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3353 – приказ Министерства образования и науки №506 от 07.06.2017 г. «О внесении изменений в ФК КОС»
  • http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3354 – письмо Министерства образования и науки РФ ТС-194/08 от 20.06.2017 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия»
  • http://www.moodle3.niro.nnov.ru/mod/resource/view.php?id=3816 – приказ №613 от 29.06.2017
  • Вебинар "Введение отдельного учебного предмета "Астрономия" в Нижегородской области».

ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" кафедра ЕНО