СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Теория и методика преподавания географии в общеобразовательной организации »

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Теория и методика преподавания географии в общеобразовательной организации »

Просмотр содержимого документа
««Теория и методика преподавания географии в общеобразовательной организации »»

Методические рекомендации

« Индивидуальный проект в 10 классе»

Дорогой десятиклассник!

В этом учебном году тебе необходимо разработать и защитить индивидуальный проект. Эта работа научит тебя определять свою точку зрения, анализировать факты, создавать необходимую формулировку вопросов, давать исчерпывающие и полные ответы.

Выполнение индивидуального проекта является обязательным для обучающегося 10 класса.

Чтобы сделать проект интересным и рационально распределить время на его подготовку, посмотри мои рекомендации и примени их.

Проект- план, замысел, предварительный текст документа.

Проект должен:

  • Быть интересным

  • Быть направленным на решение конкретной проблемы и иметь достижимую цель.

  • Дать возможность создать в результате работы действительно свой собственный авторский продукт.

  • Проект должен быть актуальным и иметь практическую ценность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. (Не реферат!!!)

  • Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

Этапы работы над проектом:

Шаг 1.

Определи проблему, цели и задачи проекта.

Нет проблемы - нет проекта!

Задай себе несколько вопросов:

Зачем необходимо делать этот проект?

Чего я хочу добиться в результате работы?

Почему данную проблему нужно решать?

Что нужно сделать, чтобы данная проблема решилась?

Проблема- это несоответствие между желаемым и реальным состоянием человека или общества.

Цель- это результат, который ты ждёшь от проекта и достигнешь к определенному времени. Цель должна сформулирована так, чтобы можно было понять конечный результат.

При формулировке цели можно использовать примерно следующие слова:

выявить ... установить... обосновать…

уточнить... проверить... сформировать определить... создать...

построить…

выяснить... разработать…

Ты изучил литературу и понял, что ученые или исследователи не решили полностью проблему. Расскажи, что планируешь усовершенствовать – это и будет твоя цель.

Определи задачи!

Задачи – это конкретные способы достичь цели. Когда формулируешь задачи, применяй глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить» …

Шаг 2.

Сформулируй тему проекта.

Помни! Тема работы не должна быть слишком общей, сформулированной размывчато. Тема проекта должна быть конкретной! Оптимальный вариант – 7-9 слов.

Шаг 3.

Определи тип проекта и его продукт (результат)!

Типы проектов:

Информационный – его цель собрать и представить информацию, в том числе статистические данные. Выходом (продуктом) такого проекта может быть публикация в СМИ, оформление стенда, буклеты, сайт и др. Например, «Самолеты и танки в первой и второй мировых войнах: эффективность ведения военных действий».

Исследовательский – его цель доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу, для чего проводится эксперимент или серия опытов, проверяются различные версии. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждение и анализ полученных результатов.

Практико-ориентировочный – его цель разработать конкретный полезный практический результат. Реализует идею на практике. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Например, продуктом могут быть рекомендации, памятки, инструкции для удобства использования или изучения чего-либо, справочник, словарь и т.п. Например, « Химические вещества в нашей жизни».

Творческий – его цель вызвать интерес к какой-либо теме, проблеме, привлечь внимание. Используется нестандартный подход к оформлению результатов. Продуктом может быть картина, спектакль, мультфильм, ролик, выставка, акция, концерт, праздник и др. Например, « Сказка как способ приучить детей к чтению».

Социальный проект – изменяет что-то в обществе ( план благоустройства территории, решение экологической проблемы, правила поведения в школе и пр.). Например, « Благоустройство школьного двора».

Инженерный проект – разрабатывается конструкторское изделие и его макет с полным описанием и научным обоснованием, для чего его изготовлять и применять. Результат -схемы, чертежи, макеты, модели – их демонстрация.

Какой результат проекта ты можешь продемонстрировать?

Электронные результаты- сайт, электронная газета, электронный номер журнала, аудиокнига, фильм, мультфильм, программное обеспечение, приложение для телефона, интерактивная игра и др.

Печатные результаты – сценарий мероприятия, печатные статьи, альбомы, буклеты, брошюры, проект книги, публикация на сайте, сборник сочинений, сборник эссе, интервью, сказка, стихи, рекламный проспект, постер, проект настольный игры.

Творческие результаты – видеофильм, ролик, буктрейлер, дизайн-макет, конструкторская модель, музыкальное произведение, серия иллюстраций, дневник путешествий, разработка выставки, мероприятие ( концерт, праздник, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, литературное кафе, тематический вечер, пресс-конференция), поделки, рукоделие, организация акции.

Аналитические результаты- научный доклад, схемы, бизнес-план, модель, макет, отчёт, памятка и др.

Систематизирующие результаты – схемы, чертежи, план карты, тематический атлас, коллекция, путеводитель, справочник, словарь и др.

Результаты, которые ты получишь, должны быть полезными, готовыми к использованию на уроке, в школе, в повседневной жизни.

Шаг 4.

Определи руководителя Кто может быть твоим руководителем?

-учитель-предметник

Классный руководитель

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Социальный педагог

Родитель

Любой человек, компетентный в той или иной области (по теме твоего проекта).

Шаг 5. Спланируй сроки работы над проектом!

Декабрь

  1. Определи проблемы и цели проекта

  2. Определи направленность своего будущего проекта и его результат

2. Сформулируй и запиши тему своего будущего проекта

  1. Определи руководителя своего проекта

  2. Вместе с руководителем проекта или самостоятельно определи методы исследования Январь

  1. Подготовь паспорт проекта

  2. Поработай с источниками информации

  3. Определи полезность проекта

Февраль

  1. Напиши введение.

  2. Опиши теоретическую часть проекта.

  3. Проведи практическую часть проекта.

Март

  1. Сформируй общий текст работы. Учти требования к структуре проекта.

  2. Сформулируй выводы по проекту.

  3. Скорректируй текст работы с учетом замечаний руководителя.

Апрель.

  1. Окончательно оформи работу.

  2. Подготовить презентацию проекта и тезисы для выступления

  3. Отрепетируй свое выступление перед защитой.

Май

1. Защити свой проект!

Шаг 6.

Ознакомься с критериями оценивания.

Критерии оценивания будут направлены позднее.

Шаг 7.

Сбор необходимых материалов, постановка опытов, проведение экспериментов, опросов, определение методов исследования.

М етод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Предложи метод, который позволит лучше решить проблему.

Способы достижения цели:

Мозговая атака

Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.

Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.

На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Каким способом я могу добиться цели своего исследования?». Далее, в течение 15-20 минут, человек начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.

На втором этапе каждая идея анализируется, рассматривается ее целесообразность, возможность применения в конкретных условиях. В результате из 100 - 200 идей отбирается 10 - 20 пригодных к применению.

На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.

Принцип «мозговой атаки» прост в эксплуатации. Главное - заставить забыть на время про критиков и дать волю своему воображению, и только успевай записывать.

Помни, что информация бывает важная и второстепенная. Выбирайте только то, что имеет прямое отношение к вашей работе.

При сборе необходимой информации не забывай вести записи источников информации и тех опытов, экспериментов и опросов, которые ты проводишь. Вот так могут выглядеть эти записи:

Книга: автор, название, город, издательство, год публикации.

Статья: автор, название, номер журнала или газеты, дата издания.

Интервью: фамилия, имя, отчество, адрес, профессия или научное звание специалиста.

Опыт: название, аппаратура, условия

Произведение искусства: имя художника, год и место создания или другие ссылки (место нахождения, музей, галерея).

Интернет- сайт: адрес, имя автора, дата публикации, ссылка на страницу сайта.

Эти данные ты используешь в разделе проекта «Список литературы»

Шаг 8.

Создание проектного продукта

Шаг 9.

Написание письменной части проекта.

Письменная часть проекта имеет чёткую структуру:

  1. Титульный лист ( шаблон титульного листа будет направлен позднее)

  2. Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов проекта в порядке исследования.

  1. Введение ( 1-2 стр.)

  • обоснование актуальности выбранной темы: дается аналитический обзор фактов, уже известных в науке и практике и оставшихся еще не раскрытыми и требующими разрешения; на этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного противоречия формулируется проблема;

  • определяется цель работы - то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

  • формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

  • указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта; - завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»; - «практическая значимость».

Помните, что умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Никаких иллюстраций в этот раздел помещать не нужно.

  1. Основная часть

Основная часть проекта состоит из двух разделов: первый содержит теоретический материал, второй - экспериментальный(практический).- описание хода работы ( обычно содержит теоретическое обоснование темы проекта и практические этапы работы).

  1. Заключение

  • оценить результат

  • показать перспективы

-сделать выводы

  • показать свою точку зрения

  • подвести итоги

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

  1. Список литературы

В списке литературы дается точная информация об источниках, использованных в проекте; источники перечисляются в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: фамилии авторов, наименование источника, место, наименование издательства, год издания, количество страниц;

если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья.

В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (порядковый номер ссылки выносится под основной текст страницы и сопровождается информацией об источнике: автор, наименование источника, место, наименование издательства, год издания, страница цитирования).

  1. Приложения

Схемы, графики, фотографии, таблицы и т.д.

Объем проектной работы – не менее 10 и не более 20 страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

Шаг 10

Создание презентации проекта

1. Заранее определи ключевые моменты, на которых надо сделать упор.

Рекомендации по оформлению презентации и по подготовке текста для выступления будут даны позднее.

Шаг 11.

Защита проекта Составь план выступления по защите проекта.

В первых же словах дай слушателям понять, о чем идёт речь.

В заключении своего выступления ещё раз подчеркни главные мысли, которые в нём изложены

Продумайте свой внешний вид

Всем удачной работы над индивидуальным проектом!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!