СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория к ЕГЭ по русскому языку. Часть 11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория к ЕГЭ по русскому языку. Часть 11 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий)

Просмотр содержимого документа
«Теория к ЕГЭ по русскому языку. Часть 11»

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1. Выбор личного окончания глагола зависит от его спряжения.
Вспомним что такое спряжение глаголов.
Спряжение — это то, как глаголы изменяются. В русском языке существует 2 типа изменения глаголов (спряжения) — I и II.
Определить, к какому спряжению относится глагол можно двумя способами. Желательно пользоваться ими именно в указанном порядке:
1) Поставьте глагол в форму 3л. мн.ч. Если в окончании видим -ут или -ют, значит наш глагол относится к I спряжению, а если в окончании появились -ат или -ят, то этот глагол II спряжения.
Примечание: этот способ работает только, если окончание в форме 3л. мн.ч. четко слышится, в противном же случае стоит воспользоваться вторым способом.
2) Поставьте глагол в инфинитив. Если инфинитив будет оканчиваться на -ить, то глагол II спряжения, а если же нет — то наш глагол относится к I спряжению. Примечание: не стоит забывать и об исключениях. (см. таблицу)
После того, как спряжение глагола определено, выбираем соответствующее окончание:
Если глагол I спр. - -Ем, -Ете, -Ешь, -Ет, -Ут, -Ют. Если глагол II спр. - -Им, -Ите, -Ишь, -Ит, -Ат, -Ят.


I спряжение

     

II спряжение

-оть, -ыть, -ать, -уть, -ть, -чь, -еть и т.д.

     

-ить

брить,стелить, зиждиться

     

слышать, гнать, дышать, держать


     

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть


2. Правописание суффиксов причастий: -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -ом-/-ем-/-им- - зависит от спряжения глагола, от которого данное причастие образовано.
Здесь следует действовать по алгоритму:
1) Все причастия образованы от глаголов. Опреляем, от какого глагола образовано причастие.
2) Определяем спряжение данного глагола. Как это делать, описано выше.
3) Делаем соответствующий выбор суффикса:

  • если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы: -ущ-/-ющ-, -ом-/-ем-M;

  • если причастие образовано от глагола I спряжения, то выбираем суффиксы: -ащ-/-ящ-, -им-.


3. Правописание суффиксов причастий: -енн- (-ен-), -а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)

-енн- (-ен-)

     

если в неопределенной форме глагола перед-ть есть гласные и, е

     

выращенный (вырастить)
напо
енный (напоить)

-а-нн- (-а-н-)/ -я-нн- (-я-н-)

     

если в инфинитиве перед -ть есть гласные а, я

     

разрисованный (разрисовать)
посе
янный (посеять)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!