СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория Карамзин "Бедная Лиза" ОГЭ, ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория Карамзин "Бедная Лиза" ОГЭ, ЕГЭ по литературе»

Жанр и направление.


Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр
внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и
индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя.


Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:

  • Эмоциональность: читатель понимает, что чувствуют персонажи, благодаря описанию эмоций;

  • Роль природы: кроме этого, для более глубокой проработки героев Карамзин использует мир
    природы («Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием»);

  • Гипербола: страдания Лизы иногда кажутся чрезмерными, они очень гиперболизированы («…Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с
    милым»);

  • Образ автора: лирический герой, который представлен в повести рассказчиком от первого
    лица, описывает свои эмоции в качестве небольших лирических отступлений («слеза катится по
    лицу моему», «сердце мое обливается кровию…»).

Смысл названия.


Название «Бедная Лиза» можно трактовать
несколькими способами. В первую очередь,
Карамзин, добавляя в заголовок оценочное
слово, дает нам понять свое отношение к
героине. Ему жаль девушку, и он надеется,
что читатель также будет ей сочувствовать.
Но не стоит забывать, что «бедная» также
может обозначать «нищая», а материальное
положение Лизы стало причиной, по которой
Эраст не захотел связывать с ней свою
дальнейшую жизнь.

Проблематика произведения:


  • Социальная: история влюбленных, принадлежащих
    к разным социальным слоям, несмотря на всю
    красу и нежность чувств, приводит к трагедии, а не к
    счастливому финалу, к которому привыкли в старых
    романах.

  • Философская: борьба разума с сильными
    естественными чувствами.

  • Моральная: нравственный конфликт повести.
    Прекрасные чувства между крестьянкой Лизой и
    дворянином Эрастом. В итоге после недолгих
    моментов счастья чувствительность героев приводит
    Лизу к гибели, а Эраст остаётся несчастным и будет
    вечно корить себя за смерть Лизы; именно он, по
    словам рассказчика, поведал ему эту историю и
    показал Лизину могилу.

Конфликт:
Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать
психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и
к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно
привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь
ему всецело. Лизу не интересует материальное положение
возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается
заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую
озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается
временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему
интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает.
Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он
сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему
нужно для выплаты долгов.

Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет
счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз
говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он
дворянин. Но это не мешало героине погружаться в
эти отношения все глубже и глубже. Эраст же,
казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства
не прошли проверку временем. Молодой человек
поступает подло, ведь он даже не сообщил
возлюбленной, что вернулся.

Получается, конфликт произведения строится на таком
приеме, как антитеза (противопоставление).
Персонажей повести нельзя разделить на строго
положительных и строго отрицательных, как это принято в
классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов
реализуется с помощью несоответствия чувств и
принципов одного героя с чувствами и принципами
другого героя. Также заметен социальный конфликт:
Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы,
становится на сторону естественных и чувствительных
крестьян, не избалованных роскошью, и порицает
дворян, испорченных средой.


Проблематика:
Многогранная проблематика произведения
включает в себя и противопоставление жизни
в городе и в деревне. Образы деревни и
города сопоставимы с образами главных
героев. Город представляет собой
страшную силу, махину, способную
поработить и уничтожить, так и Эраст
поступает с Лизой. Как город перемалывает
в своих жерновах все приходящее,
отбрасывая в сторону использованный и
отработанный материал, так и дворянин
использует невинную девушку как игрушку, а
наигравшись, выбрасывает.

Напрашивается вывод, что такие
отношения обречены изначально: как
Эраст не смог бы комфортно чувствовать
себя в крестьянской среде, так и Лизу не
приняли бы в его обществе, это очевидный
факт.