Теория, методика и технологии организации учебной деятельности в предметной виртуальной среде
Мы уже рассмотрели первое и второе направления Е-Дидактики Мультимедиа.
Укажем на основные шаги реализации направления электронного обучения - Теория, методика и технологии организации учебной деятельности в предметной виртуальной среде.
1. Организация познавательной деятельности учащихся в предметной виртуальной среде:
способы и приемы поддержки деятельности: мотивационный, ориентировочный, исполнительский и оценочно-рефлексивный аспектов организации учебной деятельности в новой среде обучения;
развитие познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи) на базе предметных виртуальных мультимедиа;
разработка теоретических основ формирования у учащихся умений (частных, обобщенных) в выполнении различных видов деятельности на основе виртуальных мультимедиа.
2. Методика и технологии организации различных видов учебной деятельности в новой информационной среде обучения:
проектирование в виртуальной среде способов и приемов освоения учащимися опыта деятельности на основе использования всего комплекса учебных объектов, в том числе манипулятивных моделей, симуляций, тренажеров, конструкторов, моделей «виртуальной реальности»;
формирование у учащихся на основе виртуальных мультимедиа универсальных умений для выполнения различных видов деятельности; разработка в рамках соответствующих обучающих технологий:
систем заданий для самостоятельной работы обучаемых по формированию их предметной грамотности и компетентности в выполнении различных видов деятельности;
способов и приемов интерактивной дидактической поддержки самостоятельной работы учащихся в виртуальной среде обучения;
систем мониторинга и итогового контроля учебных достижений средствами виртуальных мультимедиа (внешнего контроля, интерактивного обучающего самоконтроля);
Специфика системы методов обучения в виртуальной информационной среде; разработка технологий применения в данной среде отдельных методов обучения, а также их некоторых комплексов.
4.Разработка методики использования в обучении инструментальных программных средств, обеспечивающих применение учащимися компьютера и мобильных устройств как инструментов познания (диагностика состояния объектов; преобразование информации - математическая обработка, графическая интерпретация, перевод в другую знаковую систему, систематизация и пр.; управление объектами внешней среды).
5.Разработка и совершенствование экспертных систем учебных достижений и их использования в организации учебной деятельности.
ЭКСПЕРТНО ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ оценки учебных достижений НА ОСНОВЕ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.
Создание экспертно-обучающих, экспертных систем по оценке качества усвоения знаний и завершенности процесса обучения предполагает, прежде всего, учет основополагающих принципов:
- Изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста
консультанта, что добавляет новую обязанность в его преподавательской
деятельности.
- Отказ от поточного метода обучения и перехода к индивидуальной
подготовке специалиста.
- Перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу
студентов.
- Подготовка учебно-методического комплекса на основе учета особенностей
компьютерной технологии обучения.
Каждый студент обеспечивается необходимой информацией и заданиями по дисциплине. Отказ от традиционных форм контроля и внедрение индивидуального
отслеживания достижений студента, в котором резко возрастает роль текущего, рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков. Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе
экспертнообучающих систем и системы экспертной оценки усвоения знаний, умений и навыков.
Экспертно-обучающая система состоит обычно из двух независимых
частей:
Универсальная программа-оболочка, поддерживающая интерфейс общения со студентами, содержащая подсистему логического вывода и не зависящая от содержания конкретной дисциплины, для всех она одна построенная на mob;
Базы знаний конкретных дисциплин, содержащих описание основных
объектов, используемых в данной дисциплине, логические алгоритмы продвижения от одной формы обучения к другой – от лекций к практическим заданиям – контролю - оценки, решаемых в данной дисциплине, описание конкретных
методов и примеров выполнения заданий, определения и примеры, помогающие
студенту в правильном выборе конкретной задачи.