СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера»

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера Выполнила: Песня Е.В.

Теория оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера

Выполнила: Песня Е.В.

Принцип оперантного обусловливания В отличие от принципа классического обусловливания «стимул реакция» (S R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция стимул» (R S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Скиннер считал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Исходная причина лежит в самом организме. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма.

Принцип оперантного обусловливания

В отличие от принципа классического обусловливания «стимул реакция» (S R) ученые разработали принцип оперантного обусловливания «реакция стимул» (R S), согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями.

В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Скиннер считал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Исходная причина лежит в самом организме. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма.

Отличие оперантного принципа от классического Ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается.условного рефлекса Кроме того, оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие. классического обусловливания

Отличие оперантного принципа от классического

Ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями.

В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается.условного рефлекса Кроме того, оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессе классического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие. классического обусловливания

Ученые говорили: о возможном способе влияния на поведение человека через воздействие на его результаты. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. связь между стимулом и реакцией осуществляется по средствам подкрепления-поощрения или наказания.

Ученые говорили: о возможном способе влияния на поведение человека через воздействие на его результаты. При использовании оперантных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. связь между стимулом и реакцией осуществляется по средствам подкрепления-поощрения или наказания.

Принципы оперантного обусловливания o наличие подкрепления: положительное т.е. поощрение, либо негативное- наказание; o незамедлительность подкрепления; o генерализация стимулов; o наличие последовательного подкрепления.

Принципы оперантного обусловливания

  • o наличие подкрепления: положительное т.е. поощрение, либо негативное- наказание;
  • o незамедлительность подкрепления;
  • o генерализация стимулов;
  • o наличие последовательного подкрепления.
Режим подкрепления Режим подкрепления - правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Классификация режимов подкрепления: - Наличие непрерывного и прерывистого (частичного подкрепления). - Наличие временного и частичного подкрепления: - Режим подкрепления с постоянным соотношением; - Режим подкрепления с постоянным интервалом; - Режим подкрепления с вариативным соотношением; - Режим подкрепления с вариативным интервалом.

Режим подкрепления

Режим подкрепления - правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить.

Классификация режимов подкрепления:

- Наличие непрерывного и прерывистого (частичного подкрепления).

- Наличие временного и частичного подкрепления:

- Режим подкрепления с постоянным соотношением;

- Режим подкрепления с постоянным интервалом;

- Режим подкрепления с вариативным соотношением;

- Режим подкрепления с вариативным интервалом.

Задачи, решаемые оперантными методами Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач: формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека, для формирования такого поведения используют различные стратегии - «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.; закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление; уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа; поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

Задачи, решаемые оперантными методами

Оперантные методы могут быть использованы для решения следующих задач: формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека, для формирования такого поведения используют различные стратегии - «шейпинг», «сцепление», «фединг» и др.; закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре клиента социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление; уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа; поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.

Достоинства теории оперантного обусловливания: стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных. признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.

Достоинства теории оперантного обусловливания:

  • стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных.
  • признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.
Недостатки теории обусловливания: -Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека. -Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей. -Большой разрыв между теорией и практикой. -Отсутствие стабильных результатов. -Отсутствие объяснений о том, как появляются абсолютно новые формы поведения.

Недостатки теории обусловливания:

-Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека.

-Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.

-Большой разрыв между теорией и практикой.

-Отсутствие стабильных результатов.

-Отсутствие объяснений о том, как появляются абсолютно новые формы поведения.