СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория по теме "Наречие как часть речи" для учащихся 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хороший вариант базового минимума правил по теме "Наречие как часть речи" для учащихся 7 класса. Цветной вариант на одной странице А4. Материал доступно изложен, оформлен в виде таблиц, содержит много примеров. 

Просмотр содержимого документа
«Теория по теме "Наречие как часть речи" для учащихся 7 класса»

НАРЕЧИЕ (теория)

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?.

В предложении наречие может присоединяться

  • к глаголу (идти быстро, бежать вдогонку, уйти вечером),

  • к имени существи­тельному (прогулки пешком, макароны по-флотски, дом напротив),

  • к имени прилагательному (очень ответственный, слишком усталый, удивительно красивый),

  • к наречию (весьма удачно, необычайно вкусно, по-детски весело).

Разряды наречий по значению

1) образа действия (как? каким образом?): громко, дружно, смело, искоса, пешком, горячо, наизусть;

2) меры и степени (сколько? насколько? в какой степени?): очень, немного, довольно, совершенно, слишком, весьма, пополам, вдвое, чересчур, дважды;

3) места (где? куда? откуда?): налево, вверху, справа, внизу, отовсюду, слева, вперёд, издалека, сюда;

4) времени (когда? как долго? с каких пор?): утром, вовремя, зимой, завтра, дотемна, рано, тотчас;

5) цели (зачем? для чего? с какой целью?): сделать нарочно, назло, напоказ, зачем-то;

6) причины (почему? отчего?): сказать сгоряча, сдуру, сослепу, спросонья, отчего-то, со зла.

Схема морфологического разбора наречия

1.Часть речи. 2. Начальная форма (если наречие употреблено в форме степени сравнения). 3. Разряд по значению. 4. Степень сравнения (если есть). 5. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора

Где-то в этих горах будет светлее. Где-то — наречие места; обстоятельство.

Светлее – наречие образа действия; н.ф. – светло; прост. ф. сравн. степ.; сказуемое.



Степени сравнения наречий

!!!!!! Степени сравнения имеют только наречия на (-е), образованные от имён прилагательных.

сравнительная степень

превосходная степень

простая форма

составная форма

составная форма

• начальная форма наречия + суффиксы -ее (ей), -е, -ше: ярко — ярче (к//ч), быстро — быстрее, далёко — дальше;

• от другой основы: хорошо — лучше, плохо – хуже.

• слова более (менее) + на­чальная форма наречия: смело — более смело, строго — менее строго

• слова наиболее (наименее) + на­чальная форма наречия: спокойно — наиболее спокойно, уверенно — наименее уверенно;

• наречие в форме сравнительной сте­пени + местоимения всех, всего: спокойно — спокойнее всех, уверенно — увереннее всего

Синтаксическая функция

      1. Чаще наречие выполняет функцию обстоятельства. В этом случае оно относится к глаголу, прилаг. или другому наречию: Глухарь громко захлопал крыльями. Очень тихо вокруг.

      2. Если наречие относится к сущ-му, оно является несогласованным определением: Тихо улетает время за разговорами вполголоса. Поистине изнурила эта еда всухомятку.

      3. Иногда наречие употребляется в роли составного именного сказуемого: Доказательство налицо. В избушке жарко. Бесстрашный наездник всегда впереди.


Формы сравнительных степеней имён прилагательных,

наречий и предикативных наречий также различаются синтаксически:

  • сравнительная степень имени прилагательного: Дочь (какова?) выше матери.

  • сравнительная степень наречия: Воробьи зачирикали (как?) громче.

  • сравнительная степень предикативного наречия: В комнате стало теплее.


Различайте формы кратких имён прилагательных и наречий на -о (-е)

Для разграничения этих форм в предл-и надо обращать внимание на их синтакс. функцию.

  1. Краткое прилагательное относится к сущ-му или мест-ю, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каков? и является сказуемым в предложении: Это решение (каково?) интерес­но и оригинально. Всё хорошо, что хорошо кончается. Он моложе (= более молодой) тебя. Море (было каково?) было грозно.

  2. Наречие относится к глаголу, обозначает признак действия, отвечает на вопрос как? и является обстоя­тельством в предложении: Деревня ещё тихо спала. Дышалось (как?) легко, глубоко.

  3. Предикативное наречие выполняет функцию сказуемого: В саду пусто. В воздухе вдруг стало невыносимо душно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя