СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория психолого-педагогического сопровождения ребёнка.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен школьным психологам, классным руководителям, так как сопровождение как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования и определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации учебного взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Теория психолого-педагогического сопровождения ребёнка.»

Теория психолого-педагогического сопровождения ребенка М.Р. Битяновой.

М.Р. Битянова рассматривает сопровождение как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования и определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации учебного взаимодействия.

М.Р. Битянова, используя понятие «психолого-педагогическое сопровождение», указывает, что в основе сопровождения образовательного процесса находится единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы, информация о сущности проблемы и путей ее решения, консультирование на этапе принятия решения и выработка плана преодоления проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана преодоления проблемы. Значительную роль в данном процессе автор отводит взрослым, оказывающим разнообразную поддержку ребенку в соответствии со своей социальной, профессиональной и личностной позицией. В данном случае педагог ориентирует на интеллектуальное и этическое развитие, родитель транслирует микрокультурные ценности.

М.Р. Битянова рассматривает «сопровождение» как «движение вместе с ним (ребенком), рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и вникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется и попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь». М.Р. Битяновой делается акцент на то, что психологическое сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способст­вующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде .

Целью психолого-педагогического сопровождения личности в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития человека (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

С точки зрения Битяновой М.Р. задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

– предупреждение возникновения проблем развития человека;

– помощь (содействие) студенту в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

– психологическое обеспечение образовательных программ;

– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) студентов, родителей, педагогов.

Битянова М.Р. выделяет виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

– профилактика;

– диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

– консультирование (индивидуальное и групповое);

– развивающая работа (индивидуальная и групповая);

– коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности студентов, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

– экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, реализующих личностно-ориентированное обучение, характерны следующие особенности: равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса; равное признание активной коммуникативной роли друг друга; психологическая поддержка друг друга. Эти три основные особенности дают понимание того, что субъект –личность, вступая в общение как систему взаимодействия, сохраняет свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий. Качества человеческой субъективности являются основой для разви­тия более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка – его личности – и сущности третьего порядка – его индивидуальности.

Психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать: открытость во взаимоотношениях всех участников процесса; учет индивидуальных особенностей преподавателя; ориентация на успех; профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение.

Для этого в основу проведения психолого-педагогического сопровождения М.Р. Битяновой положены следующие принципы: доступности и открытости; интеграции всех сил, участвующих в процессе; личностно-ориентированного подхода; дифференциации и индивидуализации; рефлексивности; развивающего обучения на базе положительного опыта.

Таким образом, цель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка – это помочь ребенку полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки для достижения успешности в различных видах деятельности.