СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Часть 2

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы творческой группы учителей по направлению ТРИЗ.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Часть 2»

МБОУ «Первомайская ОШ»

Кировского района Республики Крым


«Т Р И З»

(теория решения изобретательских задач)

часть II


Анализ работы творческой группы учителей по направлению ТРИЗ


Основателем ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является Генрих Альтшуллер, он ввёл в ТРИЗ раздел «Развитие творческого воображения» (РТВ). Курс РТВ хорошо вписывается в развивающие системы Занкова и особенно Эльконина-Давыдова. Применениие ТРИЗ в педагогике стало возможным благодаря трудам Анатолия Александровича Гина (появился термин ТРИЗ-педагогика). Идеи ТРИЗ разработаны кандидатом педагогических наук Светланой Ивановной Гин и последовательно раскрываются в её трудах «Мир загадок», «Мир фантазии», «Мир логики», «Мир человека».

Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Эльконин и Давыдов главным

считали превращение ученика из объекта в субьект учебной деятельности. Но развитого

творческого мышления ещё не достаточно, нужно ещё знание организации творческого труда, способов и приёмов. Эти задачи и решались группой «ТРИЗ».

В составе группы «ТРИЗ» работало человек. Первый год работы позади. На методических заседаниях мы делились опытом , находили поддержку и получали советы коллег по возникающим вопросам. Работа группы ТРИЗ была организована следующим образом:

Иванова Г.В. – внеурочная деятельность в 5А и 5Б классах.

Остапенко Л.И.- факультативный курс в 8А кл

Осипова Е.Н.- элементы ТРИЗ на уроках биологии;

Конеева Э.Э.- элементы ТРИЗ в практике учителя начальных классов;

Сикачёва Н.П.- решение задач на основе ТРИЗ;

Кныш В.Д.- внеурочная деятельность в 3Г классе.


Что положительного в изучении и применении технологии ТРИЗ ?

Прежде всего:

-ТРИЗ – это не объём информации, а инструментарий. Ребёнок будет успешным, если у него развито мышление. А самыми успешными будут те дети, у которых развито нестандартное мышление, успешный ученик – это ещё и тот, кто постигает науки, создавая свои образы. Творческие задания на уроках – залог успешности ученика. Но время на уроках для решения творческих задач ограничено. Нельзя научить летать птицу, находящуюся в клетке. И поэтому занятия ТРИЗ во внеурочной деятельности как нельзя лучше подходят для развития мышления учащихся.

- Понятийный аппарат, приёмы, методы и конкретные упражнения могут быть использованы для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение и, несомненно, будут необходимы при изучении всех школьных предметов.

- ТРИЗ работает на развитие творческих способностей как учителя, так и ученика, и на сам учебный предмет, так как позволяет осмысливать и закреплять учебный материал

на творческом уровне.

- Выход из системы одного предмета в надсистему, т.е. в разные области человеческих знаний и человеческой деятельности, что помогает формированию у детей целостной картины мира. (Нередко ученики на уроках английского языка , узнавая отдельные приёмы, восклицали: «Это ТРИЗ !» или просили : «Давайте как на ТРИЗе!» - при изучении словообразования в английском языке).

- занятия ТРИЗ – полезно для здоровья, т.к. происходит переключение с левого на правое полушарие мозга и обратно, а это снижает информационный стресс, вносит в занятие эмоциональность, радость творчества.

- свободное перемещение по классу, дискуссии, споры при поиске решений, положительные эмоции и радость, если решили задачу – это снимает усталость после учебного дня и окрыляет учеников.


С чем отрицательным мы столкнулись? Что не получилось?


-отсутствие учебников требует большого труда от учителя при подготовке и проведении занятий;

- нельзя навязывать изучение ТРИЗ всему классу. Это должна быть группа детей желающих изучать ТРИЗ.

- необходимо обеспечить всех детей возможностью питания в школе, так как занятия на голодный желудок после 6-7 уроков не всем в радость.