Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Тепловое движение. Температура»
2. Рассмотреть связь между температурой тела и скоростью движения молекул
Способность принимать самостоятельные решения, выстраивать аргументацию, приводить примеры
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы, методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование |
ЭПУ; http://class-fizika.narod.ru/8_class.htm http://allforchildren.ru/sci/zf_index.php Я.И.Перельман “Занимательная физика” | А. В. Перышкин Физика. 8 класс; Т. А. Ханнанова рабочая тетрадь к учебнику Перышкина А. В., электронное приложение к учебнику: Физика 7 (броуновское движение; диффузия в жидкостях и газах); Физика 8 класс (температура; шкала Цельсия. Шкала Фаренгейта) “Дрофа” | Проблемно – диалоговая технология, ТРКМЧП (приемы: “З – Х – У”, “Вопрос – ответ”) Исследовательская деятельность, информационно – коммуникационные технологии. | Проектор, презентация, ПК, ЭПУ Пробирка, пробка, держатель, спиртовка. 3 стакана: ледяная, горячая и комнатной температуры вода. 2 стакана: холодная и горячая вода, кристаллы перманганата калия или медного купороса. |
Интеграция | Математика, физика 7 класс |
Основные понятия | Тепловое движение, температура, внутренняя энергия, броуновское движение |
Форма урока | урок исследование |
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация и актуализация учебной деятельности Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Актуализация необходимых знаний на уроке. | Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность. Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. | - Посмотрите и подумайте, что общего в представленном видео – ряде. (презентация) - Какие физические явления вас заинтересовали? - Как можно назвать эти явления? Почему? - Что изменяется при тепловом явлении? - Из чего состоит вещество? - Что такое броуновское движение? - Что называют кинетической энергией? | Включаются в работу, слушают, принимают правила поведения на уроке. Вступают в диалог с учителем и другими учащимися. | Тепловые явления, температура, броуновское движение | Личностные: принять правила поведения на уроке |
II Стадия вызова Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Актуализирует знания по теме. Фиксирует совместно с детьми учебное затруднение, и ищут вместе пути выхода из затруднения. | - Что является количественной характеристикой нагретости тела? Сформулируйте тему урока. Какой вопрос можно поставить к теме урока? - Что там уже известно по теме? (прием “З – Х – У”) Работать с 1 и 2 колонкой. | Отвечают на вопросы В тетради индивидуально, 1 мин. Обсуждение в группе и классе. Формулируют учебную проблему через вопрос. Ставят цели урока. Планируют способ достижения цели и план ее достижения. | понятие теплового движения молекулы; понятие температуры; основные характеристики тепловых процессов, тепловое движение как особый вид движения. | Р.: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; |
Как и где будем искать информацию? Какие цели будем решать на уроке? Как будем работать? Сможем индивидуально за короткий период достичь цели? | П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение. |
III Стадия осмысления Цель: осмысление изучаемого материала | Организует работу, корректирует выполнение составленного плана и достижения цели урока. | Задание 1. Проведите исследование зависимости давления от температуры газа. Задание 2 Докажите, что с помощью ощущений нельзя о температуре тела. Задание 3 Исследуйте зависимость температуры тела от скорости движения молекул. Задание 4 Проведите сравнительный анализ текста учебника (с. 4 – 5 п.1) и электронного приложения к учебнику “Физика. 7 класс” (Броуновское движение) | Работают в группах. (задания для групп) Проводят исследование. Работают с ресурсами электронного приложения Обсуждают результаты своих исследований (отчет групп) | понятие теплового движения молекулы; температуры; основные характеристики тепловых процессов, тепловое движение как особый вид движения. Опыты по прямому измерению температуры с помощью имеющихся приборов. Использование имеющихся в школьной лаборатории приборов для прямого и косвенного измерения физических величин. | Р.: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение. П.: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; устанавливать причинно-следственные связи; объяснять явления, процессы, связи и отношения, строить логическое рассуждение, |
IV Первичное закрепление с проговариванием в устной речи Цель: первичный контроль и коррекция умений. | Организует работу в рабочей тетради | Выполните задания – 1.1; 1.2; 1.4 в рабочей тетради с.3 - 4 | Комментируют выполнение задания по цепочке. | Первичный контроль и коррекция умений | Р.: оценка и учет характера сделанных ошибок К.: слушать и понимать речь других |
V Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях. | Организует работу в рабочей тетради. (задание 1.5) | Выполните задание 1.5 в рабочей тетради. Проверьте его выполнение по эталону (эталон на доске) Проанализируйте ход выполнения задания. (Для удобства построения лучше перевести на графике минуты в секунды). | Выполняют задания в рабочей тетради. Сопоставляют с эталоном правильность умения применять новое знание в типовых заданиях. | Первичный контроль, коррекция знаний и умений | Р.: учатся адекватно проводить самооценку |
VI Домашнее задание (опережающее задание) | Объясняет особенность выполнения домашнего задания | Рабочая тетрадь 1.3 с.4 (письменно) Прочитайте п.2 и после чтения текста составьте вопросы по содержанию, дайте на них ответы. Вопрос Ответ | Записывают задание в дневник | | Л.: принять правила выполнения д/з |
VII Рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. | Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке. Подводит итоги урока. Выставляет отметки за урок. | Прием “З – Х – У”. Заполнить 3-ю колонку “Узнал” | Формулируют свою оценку деятельности на уроке. Обсуждают итоги урока и совместной деятельности. | | |