СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тепловозы. Общие понятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тепловозы. Общие понятия»

Тепловозы  13.1. Общие понятия об устройстве тепловоза

Тепловозы 13.1. Общие понятия об устройстве тепловоза

По роду службы тепловозы подразделяются на грузовые, маневровые, пассажирские (рис. 13.1).
  • По роду службы тепловозы подразделяются на грузовые, маневровые, пассажирские (рис. 13.1).
Тепловоз состоит из четырех основных частей: дизеля, вспомогательного оборудования, передачи и экипажа.  Дизель 1 превращает химическую энергию  топлива в механическую и отдает ее тяговому электрическому генератору 2, вращая его якорь. Тяговый генератор превращает механическую энергию в электрическую и по кабелям передает ее тяговым электродвигателям 3. В свою очередь тяговые двигатели превращают электрическую энергию в механическую и вращают колесные пары 4 тепловоза.
  • Тепловоз состоит из четырех основных частей: дизеля, вспомогательного оборудования, передачи и экипажа.
  • Дизель 1 превращает химическую энергию

топлива в механическую и отдает ее тяговому электрическому генератору 2, вращая его якорь.

  • Тяговый генератор превращает механическую энергию в электрическую и по кабелям передает ее тяговым электродвигателям 3. В свою очередь тяговые двигатели превращают электрическую энергию в механическую и вращают колесные пары 4 тепловоза.
Рис. 13.2. Схема передачи энергии от дизеля к колесным парам на тепловозе  с электрической передачей

Рис. 13.2. Схема передачи энергии от дизеля к колесным парам на тепловозе с электрической передачей

Рис. 13.3. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ10: 1 — пульт управления; 2 — ручной тормоз; 3 — вентилятор кузова; 4 — вентиля- тор охлаждения тягового генератора; 5 — редуктор генератора; 6 — сифон; 7 — центробежный нагнетатель воздуха; 8 — холодильник поддувочного воздуха; 9 — тяговый генератор; 10 — дизель; 11 — выпускная труба; 12 — турбокомп- рессор; 13 — резервуар противопожарного агрегата; 14 — водяной бак; 15 — подпятник вентилятора; 16 — колеса вентилятора; 17 — карданный вал; 18 — секции холодильника; 1 9 — гидропривод вентилятора; 2 0 — тяговые двигатели; 21 — главная рама тепловоза; 22 — тележки; 23 — топливный бак; 24 — ящик дешифратора
  • Рис. 13.3. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ10:
  • 1 — пульт управления; 2 — ручной тормоз; 3 — вентилятор кузова; 4 — вентиля-
  • тор охлаждения тягового генератора; 5 — редуктор генератора; 6 — сифон; 7 —
  • центробежный нагнетатель воздуха; 8 — холодильник поддувочного воздуха;
  • 9 — тяговый генератор; 10 — дизель; 11 — выпускная труба; 12 — турбокомп-
  • рессор; 13 — резервуар противопожарного агрегата; 14 — водяной бак; 15 —
  • подпятник вентилятора; 16 — колеса вентилятора; 17 — карданный вал; 18 —
  • секции холодильника; 1 9 — гидропривод вентилятора; 2 0 — тяговые двигатели;
  • 21 — главная рама тепловоза; 22 — тележки; 23 — топливный бак; 24 — ящик
  • дешифратора
Тепловозы с гидравлической передачей имеют несколько иное  оборудование. У них вращающий момент от дизеля к колесным парам передается через специальные гидроаппараты. В тележках установлены осевые редукторы, которые приводит во вращение дизель с помощью карданных валов.
  • Тепловозы с гидравлической передачей имеют несколько иное оборудование. У них вращающий момент от дизеля к колесным парам передается через специальные гидроаппараты. В тележках установлены осевые редукторы, которые приводит во вращение дизель с помощью карданных валов.
Основные технические характеристики тепловозов Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же чертежам, принято обозначать сочетанием заглавных  букв и цифр. У всех тепловозов последней постройки наименование  серии начинается с буквы Т, что означает тепловоз. Вторая буква  указывает на тип передачи (Э — электрическая, Г —гидравлическая), третья буква определяет род службы тепловоза (П — пассажирский, М — маневровый; у грузовых тепловозов третья буква не ставится). Цифры после букв указывают номер серии тепловоза

Основные технические характеристики тепловозов

  • Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же чертежам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр. У всех тепловозов последней постройки наименование серии начинается с буквы Т, что означает тепловоз.
  • Вторая буква указывает на тип передачи (Э — электрическая, Г —гидравлическая),
  • третья буква определяет род службы тепловоза (П — пассажирский,
  • М — маневровый; у грузовых тепловозов третья буква не ставится).
  • Цифры после букв указывают номер серии тепловоза
По ним можно определить также и завод-изготовитель. Цифра  перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант (2ТЭ10М, 3ТЭ10М), либо на заводизготовитель (2ТЭ10Л — Луганск).
  • По ним можно определить также и завод-изготовитель. Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо
  • на модернизированный вариант (2ТЭ10М, 3ТЭ10М),
  • либо на заводизготовитель (2ТЭ10Л —
  • Луганск).
Основы устройства дизеля,  принцип его работы Дизелем называют поршневой двигатель с самовоспламенением топлива от сжатия, у которого процесс сжигания топлива и превращение выделенного тепла в механическую  работу происходят в цилиндрах.

Основы устройства дизеля, принцип его работы

  • Дизелем называют поршневой двигатель
  • с самовоспламенением топлива от сжатия, у которого процесс сжигания топлива и превращение выделенного тепла в механическую работу происходят в цилиндрах.
В зависимости от рабочего цикла дизели быть четырех- и двухтактные, а по расположению цилиндров — однорядные, двухрядные, с V-образным расположением
  • В зависимости от рабочего цикла дизели
  • быть четырех- и двухтактные, а по расположению цилиндров — однорядные, двухрядные, с V-образным расположением
Рабочий цикл — это совокупность периодически повторяющихся процессов, происходящих в цилиндрах в определенной последовательности при преобразовании теплоты в механическую работу. Периодичность рабочих циклов характеризуется числом ходов поршня (тактов). Тактом называют часть рабочего цикла, совершающегося в цилиндре при перемещении поршня из одного крайнего положения в другое (т.е. за один ход поршня). Крайние положения поршней называют мертвыми  точками, потому что в них ось шатуна совпадает с осью кривошипа и давление рабочего тела на поршень не вызывает его перемещения
  • Рабочий цикл — это совокупность периодически повторяющихся процессов, происходящих в цилиндрах в определенной последовательности при преобразовании теплоты в механическую работу.
  • Периодичность рабочих циклов характеризуется числом ходов поршня (тактов).
  • Тактом называют часть рабочего цикла, совершающегося в цилиндре при перемещении поршня из одного крайнего положения в другое (т.е. за один ход поршня).
  • Крайние положения поршней называют мертвыми

точками, потому что в них ось шатуна совпадает с осью кривошипа и давление рабочего тела на поршень не вызывает его перемещения

Четырехтактный дизель Рис. 13.5. Схема работы четырехтактного двигателя: 1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 — кривошип; 5 — впускной клапан; 6 — выпуск- ной клапан

Четырехтактный дизель

  • Рис. 13.5. Схема
  • работы четырехтактного двигателя:
  • 1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — шатун; 4 —
  • кривошип; 5 — впускной клапан; 6 — выпуск-
  • ной клапан
1 такт-наполнение 2 такт-сжатие 3 такт- расширение 4 такт-выхлоп газов
  • 1 такт-наполнение
  • 2 такт-сжатие
  • 3 такт- расширение
  • 4 такт-выхлоп газов
Двухтактный дизель. (1 такт — наполнение, сжатие) 2 такт-рабочий ход, выпуск)

Двухтактный дизель.

  • (1 такт — наполнение, сжатие)
  • 2 такт-рабочий ход, выпуск)
Продувка и наддув дизелей. Для улучшения очистки цилиндров от отработавших газов, а следовательно, повышения мощности, КПД в дизелях осуществляется продувка и наддув. Ч асть такта, когда открыты впускные и выпускные окна, называется продувкой

Продувка и наддув дизелей.

  • Для улучшения очистки цилиндров
  • от отработавших газов, а следовательно, повышения мощности,
  • КПД в дизелях осуществляется продувка и наддув. Ч асть такта, когда открыты впускные и выпускные окна, называется продувкой