СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Теплый хлеб" К.Г. Паустовского (4 разработки урока)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Теплый хлеб" К.Г. Паустовского (4 разработки урока)»

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления"

Разделы: Литература



Цель урока:

1) анализ произведения,

2) знакомство с понятием греха, искупления, покаяния в православном учении,

3) развитие аналитического мышления учащихся,

4) нравственное воспитание.

Задачи:

- совершенствовать навыки выразительного чтения,

- развивать умение анализировать, выявлять причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, умение обобщать, применять ранее полученные знания при анализе художественного произведения,

- развивать познавательные способности учащихся, расширять их кругозор.

Оборудование: портрет писателя, книги писателя, иллюстрации из Священного писания, мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр.

По ходу урока звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

Молюсь и каюсь,
И плачу снова,
И отрекаюсь 
От дела злого…
А.К.Толстой

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока. Знакомство с эпиграфом урока. Напомнить учащимся о том, что такое эпиграф и его назначение.

III. Вступительное слово учителя о К.Г.Паустовском.

Приложение 1 (На экране проецируется портрет писателя, слайды, иллюстрирующие его биографию)

К.Г.Паустовский - известный русский писатель. Родился в 1892 году в городе Москве, но детство провел на Украине. Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги, и, по словам самого писателя, частыми переездами семья была обязана его неуживчивому характеру.

Учился будущий писатель в киевской гимназии, где и начал писать свои первые произведения.

По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели двух его братьев Паустовский вернулся в Москву к матери, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославле, на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть “Романтики”, которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортёром в газетах, оказавшись свидетелем всех событий в Москве в дни Октябрьской революции.

Во время гражданской войны служил в Красной Армии в караульном полку. Впоследствии переехал в Киев, много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете “Моряк”. Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ, живя в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься. Его первый сборник рассказов вышел в 1928 году. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты “Правда” и журналов “30 дней”, “Наши достижения” и других, много путешествовал по стране. Многие впечатления этих поездок воплотились в художественных произведениях.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Награждён орденом Ленина, другими орденами и медалью.

Последние годы жизни Константин Георгиевич провел в городе Таруса, который полюбил всей душой. 30 мая 1967 года К.Г. Паустовскому присвоено звание "Почетный гражданин города Тарусы". И это вполне заслуженно. Паустовский полюбил Тарусу и боролся за ее сохранение и развитие. Похоронен К.Г. Паустовский на местном кладбище на окраине города над обрывистым берегом реки Таруски.

Провожала Паустовского Россия
к тихому последнему порогу.
Принимались дождики косые,
обмывали длинную дорогу.
Широко, далёко, в тихом горе
день стоял неяркий, сизый, русый.
На высоком окском косогоре
хоронила Паустовского Таруса.

М.Алигер

Константин Георгиевич – взрослый писатель. Его романы и рассказы внесли в нашу суровую жизнь свет, радость и надежду. Не забыл писатель и о детях, сочинив для них несколько сказок: “Растрепанный воробей”, “Стальное колечко”, “Дремучий медведь”, “Теплый хлеб” и др.

Произведения эти не совсем похожи на сказки. Так как события, описываемые в них, очень жизненные, реальные. Но в каждой сказке содержатся глубокие мысли, подтверждающие силу слова, укрепляя наш дух и мудрость христианских заповедей.

Константин Георгиевич жил в такое время, что само слово Бог, законы божьи были под запретом, рушились храмы, уничтожались священные книги. Чтобы донести до читателей мудрость Христовых заповедей, писатель прибегнул к форме притчи, назвав их сказками.

IV. Словарная работа: давайте вспомним, что такое притча? (Сжатый, короткий поучительный рассказ – назидание). Записать определение в тетрадь по литературе.

V. Работа с текстом сказки. Чтение с комментарием. Беседа по вопросам по содержанию сказки.

1) Прочитать начало сказки до слов: “…К тому же конь- раненый, пострадал от врага”.

Как можно композиционно определить эту часть сказки? Правильно, введение, которое знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали основному событию.

2) Что мы узнали о коне и о Панкрате?

3) Прочитать о мальчике Фильке.

А) Что мы узнали о Фильке?

Б) Понравился ли вам мальчик?

В) Почему он такой и почему его зовут Филькой, а не Филей или Филиппком?

Г) Почему он живет не с бабушкой-бабулечкой, а с бабкой?

Д) Где его родители?

Е) Как обходятся старый и малый без помощи?

Ж) Какие чувства вызывает у вас Филька?

VI. Работа с пейзажем. Какую картину зимы рисует автор? Строки какого стихотворения напоминает? (А.Пушкин “Октябрь уж наступил…”)

VII. Что однажды случилось в Бережках? Прочитать эпизод со слов: “В один из таких теплых серых дней…” до слов “На вас не напасешься христарадников…”.

VIII. Анализ прочитанного эпизода. Что совершил Филька в этом эпизоде? Грех. Злое, жестокое дело. Он обидел раненого коня, который жил благодаря милосердию людей. Он совершил мерзкий поступок. От этих слов веет такой злобой, что она неминуемо приведет к беде.

IX. Какая беда приключилась в Бережках? (Пересказать эпизод: удивительные дела в Бережках).

X. Почему за злой поступок одного мальчишки расплачивается вся деревня?

XI. Какой урок жизни поведала Фильке бабушка? Зачем бабушка рассказала внуку историю с мужиком и солдатом? Догадалась ли она, что Филька сотворил зло?

XII. Как можно назвать эту историю, происшедшую сто лет назад? Правильно, притча. Именно в форме притчи вслед за Иисусом Христом передают люди из поколения в поколении свой жизненный опыт, преподают детям уроки жизни.

XIII. Воспринял ли Филька бабкин урок? Понял ли, что совершил очень дурной поступок и надо содеянное как-то исправлять? Что, по-вашему, в бабкиной притче произвело на него наибольшее впечатление?

XIV. Слово учителя. Филькой овладел страх. Так же когда-то испугались содеянного Адам и Ева и решили спрятаться от Бога, потому что ими овладели страх и стыд. Так же поступает и наш маленький грешник. Разве вы, когда сотворите что-то неприятное, не пытаетесь скрыть содеянное? Но Бог, ваша совесть, вездесущ. Его голос звучит в вашем сердце. И чем дольше вы скрываете свой грех, тем горше будет потом расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.

Физразминка. Действительно, у каждого человека есть невидимая часть – душа, и видимая - тело.

Давайте проверим на месте ли наше тело. Встаньте прямо. Поднимите головы вверх. А теперь делаем наклоны головы к плечам, вращаем головой. Молодцы! У всех есть голова на плечах! Поднимаем плечи вверх. Теперь выпрямим спину, сведем лопатки вместе, представим, что зажали лопатками грецкий орешек и расколем его. Итак, спины у всех прямые? Молодцы! Давайте проверим на месте ли наши руки. Подняли их вверх, опустили. Делаем вращения кистями рук. Сжимаем и разжимаем пальцы. Почувствуем наши ноги. Делаем приседания. Молодцы! Тело у всех на месте. Садитесь. 

Учитель: А мы продолжаем беседу о том, что же случилось с героем сказки К.Г.Паустовского.

XV. Что же происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем эпизод со слов “ Ночью он слез c печи…” до слов “..Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу”.

XVI. Выделить ключевые слова в абзаце, описывающем состояние мальчика на пути к мельнице. (Воздух синий, страшный; воздух замерз; черные ивы; воздух колол грудь; тяжело шел, заржал и забил копытом раненый конь). Долог и сложен путь нашего героя к покаянию.

XVII. Что происходит потом? Чистосердечно ли устыдился содеянного Филька? (Да. Он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде). Почему в сказке К.Паустовского не происходит то, что случается в обычной жизни, когда вас за ваши проделки прощает мама или бабушка?

XVIII. Слово учителя. Как Филька искупил свой грех, вы дочитаете дома. А сейчас мы с вами попытаемся представить, какой труд совершает душа человеческая на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу, и каждая её ступень очищает совесть, очищает от гнета вины. Приложение 1 (Весь последующий рассказ учителя иллюстрируется слайдами на экране).

Самая первая ступень – это осознание своего греха, стыд за неправедное дело (а также слово или даже мысль, намерение). Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит, сотворил зло.

Вторая ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли, - это преодоление страха наказания и стыда пред людьми, которые узнают о твоем проступке.

Следующая, еще более трудная ступень - чистосердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел, это нелегко, так как нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим ты себя унижаешь. На самом же деле ты только возвышаешься в глазах людей и, прежде всего, пред своей совестью. Искренним покаянием ты совершаешь великий акт духовного очищения – и тебе становится легко и весело.

Однако не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступеньку покаяния - искупления, исправления греха. Дурное совершается бездумно, легко и быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом.

Пятая, самая высокая ступень, благодарность за урок. Кого же мы должны благодарить и каким образом? Подумайте над этим дома и ответ напишите в тетрадь по литературе.

XIX. Итог урока: какой урок для себя вы вынесли из сказки К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”? Чему же учат нас эта сказка? В чём её мудрость?

Учитель:

Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Так писал о силе слова и дурного поступка поэт Я.Козловский.

Злое дело обязательно нужно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому. И, главное, бережно обращаться со словом. Господь всех людей наделил даром слова. Благодаря этому дару мы можем общаться, понимать друг друга, договариваться между собой, учиться всему доброму и полезному. Но греховная природа человека толкает его на извращении красоты речи. И тогда слово из доброго помощника, лекаря превращается во врага. Словом можно ранить и даже убить, как пулей или ножом. И поэтому с ним надо обращаться бережно, вдумчиво. И поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.

“Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”, - учит нас великий Л.Толстой.

Нельзя быть равнодушным, нельзя опускать руки перед злом. Бороться с ним единственно доступным для нас оружием – словом. Вся русская литература, начиная с древности, пропитана идеями и традициями православия, основывается на библейских и евангельских учениях. Именно в православии восторжествовала свобода выбора: человек сам избирает путь праведности или греха, но и, согрешив, может победить свой грех духовным усилием, нравственным борением. Человек не может предугадать, к чему приведут его поступки. Но все равно он должен поступать разумно, нравственно. Недаром эпикурейцы говорили: “Чтобы быть счастливым, нужно иметь здоровое тело и чистую совесть. Как иметь здоровое тело, вам об этом любой врач скажет, а как насчет совести: Не совершайте преступлений, и вас не будут мучить угрызения совести”.

Свой урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным 
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

Выставление оценок активно работавшим учащимся

XX. Домашнее задание: дочитать сказку, письменно ответить на вопрос “Кого и как мы должны благодарить за уроки жизни? ”

Список литературы

  1. М.Алигер, “Сборник стихов”, Москва, Просвещение, 1975 г.

  2. И. М. Бондаренко Таганрог в литературе. Таганрог, Лукоморье, 2007.

  3. Википедия.

  4. С.Ф.Иванова “Введение во храм слова”, “Отчий дом”, Москва, 2006.



Урок литературы по теме "Понятие добра и зла в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи:

  • Образовательная:

    • помочь детям раскрыть содержание сказки, её идейный замысел;

    • продолжать работу над умением давать характеристику героям произведения  и оценку поступкам;

    • доказать, что добро побеждает зло;

  • Развивающая:

    • развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;

    • оценивать поступки героев;

    • совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, развивать логическое мышление;

  • Воспитывающая:

    • способствовать становлению личностной нравственности школьников на основе идейного содержания сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Оборудование: мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

І. Организационный момент 

Постановка задач и цели урока

ІІ. Слово учителя

(Приложение, 1 слайд)

–  Прослушаем стихотворение А. Багдановой

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке,
И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценности – самих себя ценней.
Вот хлеб. Бросать его негоже.
Что хлеба может быть дороже?
Что по сравненью с ним – дары царей?    

  –  Жанр произведения «Тёплый хлеб» – сказка. В сказках обязательно присутствуют два понятия – это добро и зло. Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока: «Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского «тёплый хлеб»

(2 слайд)

ІІІ.  Работа в группах

– Перед вами лист, на нём мы будем сегодня работать с вами. В одном круге пишем слово «добро» в другом – «зло» 

(3 слайд)

–  Закрашиваем кружочки разными цветами: зло – одним цветом, добро – другим. В ходе урока под ними записываем, рисуем,  как мы понимаем добро и зло.

ІV. Активизация домашнего задания

1.  Беседа по прочитанному

(3 слайд)

 – Как попал в Бережки конь?
– Что известно о главном герое Фильке?
– Почему он живёт с бабкой?
– Почему его называют ни Филиппом, ни Филиппком, ни Филей, а Филькой?

(5 слайд)

2. Чтение эпизода как Филька обидел коня.

 – Что сделал Филька? (Обидел коня, бросил хлеб)

(6 слайд)

Хлеб – особенный продукт в русской кухне, это необходимое дополнение к любому блюду. Не зря говорится – «хлеб всему голова». С ним связано много народных поверий, множество поговорок и пословиц сложено о хлебе.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

1) 1 группа зачитывает пословицы о хлебе

  • Больному помогает врач, а голодному – калач.

  • Порою пир и хлеб с водою.

  • Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.

  • Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска.

  • Без хлеба и медом сыт не будешь.

  • Без хлеба куска везде тоска.

  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.

  • Хлеб в человеке – воин.

  • Хата бела, да без хлеба – беда.

  • Хлеб ногою топтать – всему народу голодать.

– Какую пословицу выберем для нашей сказки? («Хлеб ногою топтать – всему народу голодать.)

(7 слайд)

– Какой поступок совершил Филька? (Плохой) 
– Что же случилось после этого? (Вьюга, всё замёрзло)
– Какие приёмы использовал К. Г. Паустовский, чтобы усилить впечатление от сильного холода?

2) 2 группа   рассказывают об изобразительно-выразительных средствах, которые использует
К. Г. Паустовский, описывая холод.

(8,9 слайды)

 – Как ещё усиливает наше впечатление о страшном холоде К. Г. Паустовский?

3. Работа с учебником

1) Чтение эпизода «Рассказ бабки»

2) Беседа по прочитанному

– Отчего помер тот мужик?  (От остуды сердца)
– Знала ли бабка, что Филька обидел коня?
– Для чего она рассказала Фильке эту историю? (хотела, чтобы он сам понял, что натворил)

3) 3 группа (творческая). Инсценирование эпизода «Разговор Фильки с мельником»

– Что придумал Филька?
– Почему люди смогли запустить мельницу?

(10 слайд)

– Что произошло в деревне после того, как заработала мельница?

(11 слайд)

Сцена примирения с конём (отрывок из мульфильма)

– Зачем Филька пошёл к коню?
– Как произошло примирение?
– Что же всё-таки победило в сказке?

V. Вывод:

Тёплый хлеб  – это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

(12 слайд)

«Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,– писал К. Г. Паустовский. Что имел в виду писатель, говоря о сухой душе? 
Можно считать, что у Фильки «сухая душа»?

– Умение прощать – свойство сильных.  Слабые никогда не прощают. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
– Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»?  
– Так в чём мудрость этой простой сказки? (Злое дело обязательно исправлять, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.)

VІ. Подведение итогов урока

1) Тестирование (13-22 слайды)
2) Подводя итоги урока, я хочу прочесть вам стихотворение бывшего патриарха всея Руси отца Алексия ІІ:

Как часто в этой жизни бренной
Творим мы зло, впадаем в грех,
Но  милостью неизреченной
Прости меня, прости нас всех.

VІI. Рефлексия

Приклеить на свой рисунок смайлик, который оценивает урок.

VIII. Домашнее задание

Ответить на вопрос: в чем смысл названия сказки?

Урок литературы в 6-м классе по теме: "Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб” (5 класс)

Цели урока:

1) образовательные: формировать умения:

а) анализировать художественное произведение с точки зрения его жанра; 
б) находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

2) развивающая: способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

3) воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Оформление доски: портрет К.Г. Паустовского; выставка иллюстраций к произведению, сделанных детьми.

Предварительное домашнее задание:

  1. фронтальное: перечитать сказку К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;

  2. групповое: выявить в произведении сказочные элементы (1 вариант) и реальные элементы (2 вариант);

  3. индивидуальное №1: пересказать эпизод “Как Филька обидел коня”; 
    индивидуальное №2: пересказать эпизод “Путь Фильки к добру”.

Эпиграф к уроку:

Он не был сказочником… Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.

В. Шкловский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа с классом.

– Давайте начнём наш разговор о сказке “Тёплый хлеб” с обращения к эпиграфу. Виктор Шкловский сказал об авторе этой сказки Константине Георгиевиче Паустовском так: “Он не был сказочником, он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра”. Так всё-таки, что же вы читали: сказку или рассказ? Обоснуйте свою точку зрения. (Ответы детей.)

Мы пришли к выводу, что для произведения характерны признаки и сказки, и рассказа.

3. Работа в группах.

– Постараемся выяснить, какие же признаки сказки и какие – рассказа находим мы в этом произведении. Работать будем в группах. В течение двух минут 1-я группа записывает в тетрадях имена сказочных героев; 2-я группа – имена реальных героев; 3-я группа перечисляет сказочные события; 4-я группа – реальные события.

В процессе проверки результатов работы групп на доске и в тетрадях оформляется следующая таблица.

 

Сказочные

Реальные

Герои

Сорока

Силы природы

Филька

Конь

Мельник Панкрат

Бабка Фильки

Жители деревни

События

Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Сорока приводит теплый ветер.

Филька обидел коня.

Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.

Филька мирится с конём.

– Подведём итог нашей с вами работы: так всё-таки, с какой целью автор вводит в произведение о реальных событиях и реальных героях сказочные элементы? (Природа является мерилом человеческих поступков. Сказочные силы природы помогают Фильке осознать свой поступок и искупить вину перед раненым конем.)

4. Анализ текста сказки.

– Сказочные события играют в произведении большую роль. Вспомните, что всегда стоит в центре любой сказки, что с чем сталкивается? (В сказках добро всегда борется со злом.)

– С чего же начинается зло в сказке “Тёплый хлеб”? (Филька обидел коня.)

– Перескажите эпизод о том, как Филька обидел коня. (Проверка индивидуального домашнего задания № 1.)

– А что помогает понять нам, читателям, что мировой порядок нарушен? (Природа.)

– Найдите ключевые слова и выражения, помогающие нам понять, как реагирует природа на зло, совершенное Филькой. (Злоба людская; завыл, засвистел ветер, вздул снег; ревела, обезумев, метель; небо, как лед; звезды примерзли; колючий мороз прошел; лютый мороз; замерзли колодцы.)

– Посмотрите, как сконцентрированы в этом эпизоде сказки слова со значением “холод”. А что же происходит с сердцем человеческим? Вспомните, как объясняла Филькина бабка, к чему приводит злоба людская? (Человеческое сердце тоже охлаждается.)

– А можем ли мы сказать, что и Филькино сердце тоже охладело? (Нет, сердце Фильки не охладело, потому что он оказался способен исправить совершённое им зло.)

– Как же начинается путь Фильки к добру? Расскажите о том, как Филька решил искупить свою вину. (Проверка индивидуального домашнего задания № 2.)

– Как теперь природа реагирует на изменения, происходящие в сердце Фильки? (Мороз отступает, прилетает тёплый ветер.)

– Ключевые слова с каким общим лексическим значением помогают нам это понять? (Слова со значением “тёплый”.) Давайте “соберем” все “теплые” слова. (Добро; мельница разогреется; трещали костры; солнце; теплый ветер; оттаяли ветки ив; становилось все теплее; теплая вода; горячая мука; жаркий печной огонь; запах теплого чудесного хлеба.)

5. Сделаем выводы.

– Как вы думаете, ребята, в чем смысл названия сказки “Теплый хлеб”? (Ответы детей.) Смогут ли люди прожить без хлеба?

– Мы с вами пришли к выводу, что хлеб – это символ жизни. А жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, то есть теплом человеческих рук, человеческой любви. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.

6. Проверка фронтального домашнего задания.

– Расскажите, что изображено на ваших иллюстрациях к сказке К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”, и объясните, почему именно эти эпизоды показались вам наиболее интересными. (Ответы учащихся.)

– Обратимся снова к эпиграфу. Как вы понимаете смысл слов “трудность добра”? Что делать легче: добро или зло? (Совершить зло очень легко, осознать содеянное, раскаяться и искупить свою вину доступно лишь немногим. Детское сердце не должно охлаждаться, ибо все, и хорошее, и плохое начинается с детства.)

Урок по литературе. Тема "Почувствуйте вкус слова "доброта" по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Тема:  «Почувствуйте вкус слова доброта». Урок по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цели:

  1. развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;

  2. воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;

  3. обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к сказке «Теплый хлеб», цветные карандаши, карточки с заданиями, «Словарь настроения», музыкальное сопровождение, фотографии-слайды, тексты сказки.

Методические приемы организации урока: индивидуальная, самостоятельная групповая работа учащихся, поисковая работа, чтение эпизодов текста, беседа.

Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».

План урока

  1. Организационный момент.

    1. эмоциональная разминка;

    2.  музыкальная открытка.

  2. Работа по теме урока.

    1. чтение  эпиграфа;

    2. определение темы урока;

    3.  постановка цели;

    4. чтение стихотворения  Л.Николаенко «Доброта» на фоне музыки;

    5.  путь к доброте через восприятие сказки «Теплый хлеб».

  3. Обобщение по анализу сказки «Теплый хлеб».

  4. Работа над смыслом названия сказки.

  5. Минута релаксации.

  6. Беседа о  «трудности добра».

  7. Психологический этюд  «Мой путь к доброте».

  8.  Итог урока.

  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя.

– Обратите внимание  на листы, которые лежат перед вами.  Видите  «Звезду успеха»? Так вот сегодня вы будете оценивать свои ответы в течение всего урока, ставить «+» внутри звездочки за правильный ответ. Приложение 1.

– Я думаю, к концу урока вы все добьетесь успеха.

a) – Ну а теперь – поговорим?

– Вы спросите: о чем?

– О разном и о прочем.

– О том, что хорошо и хорошо не очень. Что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим?

– Поговорим. Нам будет интересно.

– Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие люди в первые минуты своей встречи? (Как дела? Как настроение?)

– Что это за важный предмет – настроение, который нельзя увидеть, услышать, потрогать руками, но зато можно ощущать, чувствовать.

– Попытайтесь открыть секрет этого загадочного слова. Настроение – это что такое? (Настроение – внутреннее, душевное состояние, состояние духа).

– А сейчас каждого из вас я попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте, пожалуйста, одним словом, какое у вас  сейчас настроение? Воспользуйтесь «Словариком настроения». Приложение 1.

b) Звучит веселая мелодия

– Поделитесь своим впечатлением от музыки. Изменилось ваше настроение?

– Я думаю, что изменилось. Каким оно стало? ( Настроение веселое, бодрое, приподнятое).

– А вам интересно узнать о моем настроении? Выразите оттенок моего настроения в данный момент.

2. Работа по теме урока.

a) – Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Для серьезного разговора умные собеседники, а я вас считаю таковыми, всегда определяют тему общения.

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

– Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока и помогут определить тему дальнейшего разговора.

b) Прочтите  тему урока,  она записана на доске. Выделите голосом слова, которые показались вам наиболее «ценными». Название темы послужит нам своеобразной «входной дверью» к содержанию разговора.

c) Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)

– Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово.

d) Под звуки тихой мелодии  учитель читает  стихотворение Л.Николаенко «Доброта».

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты.

e) Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

– Кто мне назовет героев этой сказки? Кто из них главный? Почему?

– Теперь нам нужно разобраться в понятиях «трудность добра», «охлаждение сердца». А для этого вы объединитесь в группы.

– Самостоятельно поработайте с текстом произведения, обсуждая вопрос в группе.

(Каждой группе дается задание по тексту сказки, работа с иллюстрациями к сказке)

(Например: Почему Филька ударил коня? Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки? Какую историю бабушка рассказала Фильке? В чем ее мудрость? Почему тот человек, о котором вспомнила бабушка, умер, а Филька нет? Переохлаждение сердца…. Как это понять? И т.д.)

– Ну что ж, друзья мои, вы готовы? А я готова слушать вас.

Первая группа отвечает, а остальные слушают, добавляют или исправляют ответ.

(Ответы учащихся)

– Каким же, по-вашему, вырастет Филька?

3. Обобщение по анализу сказки «Теплый хлеб».

Доброта всегда приносит радость окружающим людям.  Она как волшебное лекарство вылечивает от многих  недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться»,  ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства.

– Посеешь поступок – пожнешь характер, так гласит народная мудрость.

– К.Г.Паустовский назвал свое произведение сказкой?  Почему? Все ли в нем похоже на сказку? А что  в нем от реальной жизни?

4. Работа над смыслом названия сказки

В чем смысл названия сказки «Теплый хлеб»?

(Все от рук человеческих, его труд, его сердце. Хлеб – это жизнь, которую можно сохранить добром, любовью и трудом. Название  символическое).

-Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели  делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)

5. Минута релаксации.

– Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

6. Беседа о «трудности добра».

– Продолжим работу дальше?  Что вы можете сказать о человеке, который написал эту сказку? Что его отличает от других людей?

– Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.

7. Психологический этюд  «Мой путь к доброте».

А сейчас попытайтесь в графической форме, используя различные знаки, символы, условные обозначения, изобразить свой путь к Доброте с помощью цветных карандашей. (Звучит музыка, учащиеся рисуют на листах «Мой путь к доброте». Приложение 2).

– Кто попытается объяснить свой путь к Доброте? (Ответы учащихся)

– Молодцы! У каждого из вас нелегкий  и тернистый путь.  Но вы все преодолеете и придете к поставленной цели.

– Вы все почувствовали вкус слова доброта?

(Ответы учащихся)

8. Итог урока.

– Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

– Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами. У многих «Звезда успеха» заполнена. Подсчитайте свои «+». Оцените свою работу на уроке.

9. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «О чем заставила меня задуматься  сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

– В заключение мне хочется сказать:

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.

Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб"  Презентация к уроку

Урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"



Цели урока:

1. Познакомить со слогом Паустовского.

2. Изучить приёмы передачи мыслей автора.

3. Формировать языковую личность.

Воспитательные задачи:

1. Пробудить стремление к самоанализу своих поступков.

2. Воспитывать уважение к старшим, к их мудрым советам.

3. Экологическое воспитание – “человек – сынок природы”.

Оформление и оборудование:

  • Портрет К.Г.Паустовского

  • Рисунок “Лошадь на тебеневке”

  • Книги о лошадях

  • Статуэтка “Лошадь с жеребёнком”

  • Рисунки учащихся 5 класса на тему “Добро” (как я понимаю это слово)

  • Кроссворд.

Ход урока

I. Слово учителя: “Как сделать так, чтобы меня понимали? ”. Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников. Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.

II. Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы: По горизонтали.

Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).

Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

Где пряталась сила Черномора? (Борода).

Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).

Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

 

Ответ по вертикали: “Добро”.

Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово добро?

Ответ: По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

В: Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово добро.

О: Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображены тёплый летний дождь в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий старушке, и другие.

Только один мальчик (по просьбе учителя) нарисовал зло: чёрное чудовище, изрыгающее огонь из своей пасти.

В: Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?

О: У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным.

III. Тема нашего урока: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.

Эпиграф:

Когда метель кричит, как зверь,-
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Б.Окуджава.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с необычным рассказом – сказкой К.Г.Паустовского, который называется “Тёплый хлеб”.

В: Как вы понимаете словосочетание “тёплый хлеб”?

IV. Чтение, лингвистический анализ текста.

  1. Прочитайте 4 абзаца, перескажите (стр.5)

  2. Встреча с мальчиком Филькой (Жил в Бережках…)

  3. Чтение стр. 5-6 “Злой поступок” (В один из таких…… иди, копай)

  4. Метель – расплата. Самостоятельное чтение стр.6.

Вопрос: Найдите ряд ключевых слов, помогающих увидеть страшную метель.

Ответ: Засвистел пронзительный ветер, летела солома с крыш и т.д.

5. Чтение по ролям: слова автора, бабушка, Филька стр.7

В: В чём заключается мудрость бабушки?

О: Она помогает Фильке задуматься о своём поступке.

6. Какое решение принял Филька? (пересказ стр.8)

7. Чтение вслух стр.9-10 (“А ежели не согласятся ребята…”)

8. Радость в деревне, сжатый пересказ стр. 10-11 (“Старое скрипнуло …… чудесного хлеба”)

9. Как вы думаете, что ещё не сделал Филька? Найдите главную мысль в отрывке на стр. 11-12 (на следующее утро…)

О: Конь обижен! Надо просить прощения!

V. Обобщение.

Почему при чтении этого рассказа у вас, ребята, менялось настроение?

А кто из вас подвёл к размышлениям, переживаниям?

О: Автор помог нам почувствовать мысли о том, что за свои поступки надо отвечать.

Какие же выводы вы сделали для себя?

Вам запомнилась бабушка Фильки? Чем?

У кого есть бабушки? Прислушиваетесь ли вы к их советам? Нет ли Филек среди нас? А если есть, пусть быстрее исправляются, как герой рассказа.

VI. Работа с иллюстрацией.

“Башкирская лошадь” (на тебеневке).

Рисунок выпускницы школы М. Усмановой.

- Какой нарисовала Миннигуль лошадь на тебеневке?

- Как она относится к лошади? Как вы это поняли?

- Посмотрите на статуэтку “Лошадь с жеребёнком”

- Что вы можете сказать об авторе?

VII. Как, по–вашему, можно связать смысл темы, урока, эпиграфа и ваших рисунков на тему “добро”?

VIII. Заключение. Прочитать заповедь старца.

( журнал “Мы”, №5,6, 1993год, стр.9).

… В дни римского императора Траяна в городе Эфесе жил старец, просвитер Иоанн, такой древний, что успело смениться несколько поколений, а он всё жил. И думали в городе, что он и есть тот самый Иоанн, один из двенадцати Апостолов, тот, “кого любил Иисус”, кто написал одно из Евангелий. Был он слаб и уже не мог ходить. Когда же люди расспрашивали его, просили рассказать что – нибудь об Иисусе Христе, он отвечал только одно: “Дети, любите друг друга, любите друг друга!”. Это наскучило всем, и однажды ему сказали: “Иоанн, что же ты повторяешь всё одно и то же?”. Он помолчал, подумал и сказал: “Так Господь велел, и этого одного, если исполнить, - довольно… - И опять: “Дети, любите друг друга…”

Подумай и ты. А вдруг этого действительно достаточно для того, чтобы начать строить на нашей планете счастливую жизнь? И всегда понимать друг друга?

IX. Домашнее задание: Народная мудрость в сказке.

ели урока:(слайд 2)

  • проанализировать сказку Паустовского “Теплый хлеб”;

  • составить характеристику главного героя;

  • подготовиться к сочинению.

Оборудование:

  • портрет Паустовского,

  • иллюстрации детей,

  • учебник-хрестоматия,

  • эпиграф “Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги”.

Словарная работа: эпитет, народная сказка, литературная сказка.

Ход урока

Выступление заранее подготовленного ученика с рассказом о Паустовском, дополнения учителя, работа с эпиграфом. (слайд 3)

1. Работа с текстом (слайд 4)

1) проверка знания текста (викторина)

- Какой масти был раненый конь? (вороной)

- Кто взял себе коня? (мельник)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба? (кинул в снег)

- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)

- Сколько лет назад был такой же мороз? (сто)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

- Что посоветовал Фильке Панкрат? (изобрести средство от стужи)

- Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью)

- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)

- Какую роль сыграла в спасении людей сорока? (позвала теплый ветер)

- Что понес Филька раненому коню? (свежий хлеб)

- Что сделал конь после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)

2) подведение итогов, работа по вопросам:

- Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?

- Почему Фильку звали “Ну тебя”? Как характеризует это прозвище мальчика?

- В чем была жестокость Филькиного поступка?

- Как с помощью пейзажа Паустовский выражает свое отношение к произошедшему? Зачитать. (Слеза скатилась у коня из глаз...)

- Когда Филька понял, что поступил плохо? (Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки).

- Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?

- Как понять слова бабки об “охлаждении сердца”?

- Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: “Да ну его, Панкрата”, а сам побежал. Что с ним произошло?

- Каким предстает перед ним ночной пейзаж? Какую картину он видит? (Снег пел под ногами...)

- Каким был воздух? ( воздух колол Фильке грудь).

- Как автор показывает, что силы Фильки были на исходе? ( Бежать он уже не мог, а шел, тяжело загребая ногами. Он понимал, что идти надо: только так можно спастись.)

- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька?

- Как помогла Фильке старая сорока? (ей кажется, что она разбудила теплый ветер).

- Как пришло спасение?

- Как Филька помирился с конем?

- Прав ли Панкрат, сказавший: “Филька не злой человек”? Как изменился Филька?

2. Работа со словом “теплый”. (слайд 5)

(на слайде значения слова ТЕПЛЫЙ)

ТЕПЛЫЙ

1) нагретый, дающий, содержащий тепло (теплый луч солнца);

2) не знающий морозов, южный (теплый климат);

3) хорошо защищающий тело от холода (теплые носки);

4) имеющий отопление (теплая изба);

5) ласковый, приветливый (теплое чувство);

6) приятный для слуха, зрения (теплые тона).

- Какое смысл имеет это слово в названии сказки? (первое, пятое и шестое).

3. Словарная работа. (слайд 6)

- Как называется прилагательное, которое так образно определяет предмет?

- Дайте определение эпитета.

- Найдите эпитеты в тексте сказки.

4. Релаксационная пауза.

Инсценировка эпизода “Разговор Фильки и Панкрата”

Предварительная беседа.

- В каком душевном состоянии пришел Филька к Панкрату?

- Почему Панкрат строго разговаривал с Филькой?

- Какой совет дал он Фильке? Как воспринял его мальчик?

5. Составление таблицы. (слайд 7)

Работа по группам:

1-я группа ищет реальные мотивы в сказке, 2-я – сказочные. После этого составляется таблица.

Реальные мотивы

Сказочные мотивы

Война, раненый конь. Голод, злоба людская, равнодушный мальчик.

Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.

Решение Фильки идти за помощью к людям.

Совместная работа, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.

Радость прощения, примирение.

1. Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий человека.

2. Рассказ бабки о происшествии, случившемся сто лет назад.

3. Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Ее болтовня, которой никто не верит.

6. Просмотр иллюстраций. (слайды 8-17)

  • Подведение итогов. (слайд 18)

  • Домашнее задание. (слайд19)

  • Написать сочинение “О чем заставила меня задуматься сказка Паустовского “Теплый хлеб”?”.

9. Выставление оценок.